Выступление Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции
МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
Аромашево 2016г.
Творчество – это умственная гимнастика.
Творчество – это ключ для развития мышления.
Творчество – это свобода деятельности мысли…
Сегодня много говорят о том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Перед учителем начальных классов встает задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. По выражению Выготского, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Таким образом, деятельность учащихся может быть названа творческой, если результатом её является продукт, обладающий новизной.
Обучение, ориентированное на развитие ребенка, было обосновано в 30-е годы 20 века выдающимся русским ученым - психологом Л.С Выготским. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься отечественные и зарубежные ученые. Образовательная система «Школа 2 100» также во многом основывается на педагогическом наследии Л. С. Выготского.
Сегодня нужно сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Детское творчество – это результат потребностей ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему нужно относиться с уважением. Развитие детского творчества в первую очередь зависит от тактичного, чуткого и понимающего учителя. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
В условиях современного преобразования каждая школа стремится к творчеству, к формированию творчески активной личности. Целью работы каждого учителя является развитие творческих способностей учащихся. Творчество делает ярким познавательный процесс и активизирует учащихся на работу.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познания и деятельности. Поэтому основная задача педагога в работе с детьми младшего школьного возраста – создание условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
Л.Д. Столяренко в учебнике «Психология» дает понятие способностям. Способности – это индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. А.Г.Маклаков в «Общей психологии» способности подразделяет на учебные и творческие. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности – это, прежде всего общие способности, а творческие – специальные, определяющие успех творчества. Поэтому хорошо развитые творческие способности и их организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Существует также деление на учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности – это, прежде всего общие способности, а творческие — специальные, определяющие успех творчества.
Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо.
Все быстро меняется. Человек должен уметь ориентироваться в пространстве, быстро организовать группу и войти в нее, то есть быть компетентным и уметь общаться. Отсутствие навыков общения приводит к множеству конфликтов. Поэтому основная задача учителя-воспитание разносторонне развитой, образованной, коммуникативно - компетентной личности. Младший школьный возраст особо благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к общению. Из этого следует, что развитие коммуникативной компетентности ученика - это актуальная задача воспитательного и образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личного взаимодействия.
Компетентность - это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека.
Развивать творческие способности учащихся я начинаю еще с первых уроков обучения грамоте, а затем и на уроках литературного чтения. Цель этих уроков – формирование и развитие умения красиво говорить, умения выражать свои мысли, стремление к фантазированию. Работая по первым страницам «Букваря», мы с ребятами составляем предложения, рассказы. И я обязательно обращаю внимание на последовательность развития событий: нужно чтобы в рассказе было начало, основная часть и концовка. Спрашиваю мнение детей по поводу раскрывающегося события, их отношение к героям рассказа. Для развития творческих способностей и тренировки в общении предлагаю детям составить рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему) или проиграть ролевые диалоги («Разговор по телефону», «На лесной опушке»), проиллюстрировать сказку. Ведь рассказ, диалог, живое общение на уроке являются платформой, на которой будут расти, и развиваться способности детей. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению, общаясь».
Изучая буквы, применяю очень много материала в стихотворной форме. Потом ребятам предлагаю придумать рифму к словам, а затем попытаться сочинить и целые строчки.
Дети учатся высказывать свои мысли устно и письменно. Во втором классе ребятам предложила написать стихи об облаке. Дети не только написали свои первые строчки, но и нарисовали облако. Я считаю, что ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли, яркость восприятия. С целью развития связной, красивой, лаконичной устной и письменной речи, обогащения активного словарного запаса, развития творческого воображения предлагаю ребятам работу по написанию сочинений. Творческие задания всегда больше интересуют детей, и они с желанием их выполняют. Например, дети сочиняли письмо Деду Морозу об осени. И снова они меня удивили тем, что не просто написали свои мини – сочинения, но и нарисовали золотую осень во всех ее красках; каждое сочинение, прочитанное ребятами, вызывало аплодисменты.
При выполнении таких творческих работ ребятам нужно обращаться к книгам в библиотеку. Для творчества нужны воля, умение преодолевать трудности и свою лень, необходима активность во всех делах и в первую очередь – в познании. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках я формирую играми, викторинами, конкурсами, выступлениями на праздниках и обычных уроках.
После знакомства с устным народным творчеством, где ребята знакомятся с загадками и небылицами, они сами пробуют сочинить свои маленькие произведения. Это задание направлено на развитие умения думать нестандартно, фантазировать, оформляя свои мысли в стройные и в то же время забавные предложения. Ведь важным условием развития воображения является умение наблюдать, всматриваться в окружающее, замечать необычное, видеть красоту и наслаждаться ею. Построение же загадок сопровождается вопросами, чтобы направить детей: «На что похоже?», « В чем отличие?». Читая сказки, рассказы, ставлю перед ребятами вопросы о смысле жизни и высших ценностях, о счастье и судьбе, о добре и зле. И, конечно, дети делают свой выбор в пользу добра, любви и справедливости, устанавливают для себя нормы нравственного поведения. На уроках литературного чтения учимся вести диалог, спорить, учимся убеждать, читать по ролям, пересказывать.
Например, для расширения словарного запаса провожу с ребятами игру «Замени слово». На доске в первом столбике записаны слова, понятные детям, часто используемые ими в речи. Во втором столбике, им предложены их образные «собратья». Дети находят пару. Такой прием можно использовать и при подготовке к сочинениям.
Трава волшебные зеркала
Листья небесные кораблики
Лужи озорной шалун
Облака сказочные красавицы
Деревья седеющие пряди
Дети предлагают и свои образные сравнения, и это очень здорово. Для развития речи и выразительности литературного языка использую на уроке речевые разминки. Это скороговорки, пословицы, шуточные стихотворения.
В последнее время большое внимание уделяется саморазвитию школьников в ходе обучения. Они должны овладевать умениями и навыками самообучения, а именно должны научиться самостоятельно, принимать учебную задачу, производить контроль и самоконтроль. Эффективность и результативность проектной деятельности в том, что дети пользуются дополнительной литературой, обращаются в библиотеку и учатся находить нужную информацию. Таким образом, пополняется их словарный запас. Учащиеся работают над проектами вместе с родителями, и это способствует улучшению атмосферы в семье, психологическому и эмоциональному настрою детей и формирует семейные традиции.
Мною было проведено анкетирование «Нужны ли проекты?» среди родителей и учеников.
Принимали участие Количество Ответили «да» Ответили «нет»
Родители 17 человек 90% 10%
Учащиеся 27человек 83% 17%
Я думаю, что еще одним продуктивным результатом работы может быть участие детей в районной и областной олимпиаде младших школьников. Такие результаты стимулируют детей и активизируют учебную деятельность, их творческие способности, формируют умение общаться с коллективом
В данный момент, работая по программе «Школа 2100», с ребятами первого класса предполагаю продолжить работу по проектной деятельности. Более того, дети уже в этом году приняли участие в районном «Креатив-фестивале».
А еще результатом работы я считаю повышение качества знаний по чтению, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата и крепкого дружного коллектива.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения определяет ценность человека, его индивидуальность, развивает личность ребенка.
Л.Успенский сказал: «Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Создать эту среду на уроке, посеять в душах семена творчества, и они обязательно дадут прекрасные всходы. Результат творчества – это радость, которую оно доставляет и ученику и учителю. Если в будущем не все ребята будут сочинять сказки и стихи, но будут любознательными и будут учиться с желанием и удовольствием, то это еще раз доказывает, что развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал в будущем.
Литература
Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.6 лидер, 2005. – 592 с.:
Маклаков, А.Г. общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер. 2006. – 583 с.:
Популярный энциклопедический словарь. - М.: П. 57 Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1583 с.6 ил.
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация:
учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2006.