Урок Любовная лирика А.А. Фета.
Тема урока: Любовная лирика А.А. Фета.
Выполнила Родионова О.Н.
Цели урока:
Познакомить учащихся с любовной лирикой А.А.Фета («лазичевский» цикл).
Показать своеобразие стиля автора.
Углубить представления о соотношении лирического героя и автора, образа и прототипа.
ХОД ОТКРЫТОГО УРОКА
Учитель читает эпиграф (на доске представлена презентация урока).
1.Вступление.
В душе померк бы день, и тьма настала б вновь,Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал,Кто страстно сердце нежил,А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил
Учитель: Эти слова принадлежат Ж.Б. Мольеру. Сегодня на уроке мы рассмотрим историю любви великого поэта 19 века А.А.Фета. Что же это такое любовь? По мнению А.И.Куприна, любовь – это чувство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, художники, композиторы, и мы с вами попытаемся понять это чувство.
Любовь, любовь – загадочное слово,Кто мог бы до конца его понять?Всегда во всем старо ты или ново,Томленье духа ты иль благодать?Невозвратимая себе утратаИль обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет закатаИль ночь, опустошившая сердца?А может быть, ты лишь напоминаньеО том, что всех нас неизбежно ждет?С природою, с беспамятством слияньеИ вечный мировой круговорот?
Любовь – великое чувство. Оно возвышает, окрыляет человека, делает его жизнь осмысленной. Во власти этого чувства были многие русские и зарубежные поэты и писатели. Это может быть любовь к одному человеку, и она прошла с ним через всю жизнь, сквозь все беды и невзгоды. Но это встречается крайне редко. Примером такого чувства является любовь Петрарки к Лауре. А иногда поэт влюбляется не раз, но всё равно чувство любви не мельчает, а, наоборот, с возрастом только углубляется.
2.Постановка целей урока:
Познакомиться с любовной лирикой А.А.Фета («лазический» цикл).
Рассмотреть своеобразие стиля автора.
Развивать умения анализировать лирическое произведение.
3.Чтение воспоминаний.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией поэта. И сегодня в продолжение темы прошлого урока мы познакомимся с некоторыми воспоминаниями и письмами А.А. Фета.
Ваша задача (при чтении воспоминаний и из материалов прошлого урока) состоит в следующем:
- проследить, что послужило для сближения А.Фета и Елены Лазич;
- ответить на вопросы: 1)почему Фет и Лазич не могли быть вместе, не могли пожениться? 2) как отразилась гибель Елены на судьбе Фета?
А.А.Фета Из воспоминаний А. Фета «Ранние годы моей жизни». Пыльченко В.
Меньшая Ларина Елена (так Фет называл в мемуарах Марию Лазич) мало участвовала в шумном веселье подруг и, будучи великолепной музыкантшей предпочитала играть на рояли для танцующих.
Большого роста, стройная брюнетка, она далеко уступала лицом своей сестре, но зато превосходила ее необычайною роскошью черных с сизым отливом волос.
Насколько Надежда Буйницкая была резва и проказлива, настолько Елена Ларина была сдержана.
глаза мои невольно остановились на сдержанной, чтобы не сказать строгой, Елене. Обращаясь к последней без всяких фраз, я скоро изумлен был ее обширным знакомством с моими любимыми поэтами
Но главным полем сближения послужила нам Жорж Санд с ее очаровательным языком, вдохновенными описаниями природы и совершенно новыми небывалыми отношениями влюбленных.
Изложение личных впечатлений при чтении каждого нового ее романа приводило к взаимной проверке этих ощущений и к нескончаемым их объяснениям. Только после некоторого продолжительного знакомства с m-lle Helene, как я ее называл, я узнал, что она почти с детства любила мои стихотворения. Не подлежало сомнению, что она давно поняла задушевный трепет, с каким я вступал в симпатичную ее атмосферу. Понял и я, что слова и молчание в этом случае равно значительны
Из письма А. Фета И.П.Борисову от 9 марта 1849г. Акентьев Д.
я встретил существо, которое люблю – и, что еще, глубоко уважаю. Существо, которое, если б я со временем и сочетался законным браком хоть с царевной Помаре, то это существо стояло бы до последней минуты сознания моего – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкою действительностью. Но у ней ничего и у меня не чего – вот тема, которую я развиваю и вследствие которой я ни с места.
Из воспоминаний А. Фета «Ранние годы моей жизни». Зайкова Н.
- Елена, - сказал я однажды, засидевшись за полночь, - завра утром я решительно поблагодарю добрейших хозяев, дружески пожму вам руку и окончательно уеду. Так продолжать нельзя . никто не может не видеть этого, и все осуждение падет, конечно, не на меня, а на вас.
- Мы нечего дурного не делаем, - спокойно отвечала она, - а лишать себя счастья отрадных бесед из-за суждений людей, к которым я совершенно равнодушна, я не считаем основательным.
Она не менее меня понимала безысходность нашего положения, но твердо стояла на том, что, не желая ни в каком случаи выходить за муж, она, насильствен о порывая духовное общение, только принесет никому не нужную жертву и превратит свою жизнь в безотрадную пустыню. Бржеский советовал мне съездить в Федоровку, где Елена гостит в настоящее время, и постараться общими усилиями развязать этот гордиев узел.
Конечно, восторженная наша встреча не повела ни к какой развязке, а только отозвалась на нас еще более тяжкою и безнадежною болью.
Из воспоминаний А. Фета «Ранние годы моей жизни». Малетина П.
Казалось, достаточно было бы безмолвно принести на алтарь жизни самые задушевные стремления и чувства. Оказалось на деле, что этот горький кубок был недостаточно отравлен.
Вскорости по возвращении в Крылов я выпросился на несколько дней в Березовку, и в самый день приезда моего к Бржевским появился Михаил Ильич Петковыч и, здороваясь со мною, воскликнул:
- А Лена-то!
- Что? Что? – с испугом спросил я.
- Как! – воскликнул он, дико смотря мне в глаза. – Вы ничего не знаете?
И видя мое коснеюшее недоумение, прибавил:
- Да ведь ее уже нет! Она умерла! И, Боже мой, как ужасно!
Из воспоминаний А. Фета «Ранние годы моей жизни». Горничев Т.
Когда мы оба немного пришли в себя, он рассказал следующее:
«Пришлось ей снова биться над уроками упрямой сестры, после которых наставница (без сил) ложилась на диван с французским романом и папироской, в уверенности, что строгий отец запрещавший дочерям куренье, не войдет.
Так в последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточивая внимание на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне несчастная, вместо того чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом заглушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причем горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, отставляя на нем следы рокового гоненья. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом ее появлении на воздух пламя поднялось выше ее головы, и она, закрывши руками лицо и крикнув сестре: «Спасите письма», бросилась по ступеням в сад. Там, пробежав насколько хватило сил, она упала совершенно обгоревшая, и несколько времени спустя на крики сестры прибежали люди и отнесли ее в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней и бедняжка, протомясь четверо суток, спрашивала – можно ли на кресте страдать более, чем она?
Из письма А. Фета И.П.Борисову от октября 1850г. Малетина П.
Итак, идеальный мир мой разрушен давно. Ищу хозяйку с которой буду жить, не понимая друг друга. Если никто никогда не услышит жалоб моих на такое непонимание друг друга, то я буду убежден, что я исполнил свою обязанность, и только.
Вопросы.
4. Этапы развития лирического романа.
Мы вспомнили биографическую основу, которая стала источником стихов поэта о любви, чтобы нам проанализировать стихи, повторим особенности творчества и познакомимся с этапами развития лирического романа.
В цикле, отражающем отношения поэта с Марией Лазич, воплотились новые особенности художественного мышления Фета. Прежде всего надо отметить присутствие здесь лирического героя, переживающего сложную психологическую коллизию. Некоторыми своими чертами он близок ведущему психологическому типу прозы писателей XIX века - Гончарова, Тургенева, Толстого. Интересен этот цикл еще и тем, что любовная драма в нем получает глубокое философское осмысление, и, наконец, он являет собой чрезвычайно смелую для 50-х годов XIX века структуру образности, предвещающую рождение поэтики русского символизма.
Главные этапы развития лирического романа. Огромное счастье взаимной любви – таково его начало. В любимой женщине поэт постигает чудную гармонию – «нежной слабости и силы сочетанье». В стихотворении «Отъезд» Фет говорит о двойной прелести лирической героини, в ней удивительно соединяются полудетские черты и сильная мысль, светящаяся в глазах. Любовь ассоциируется со счастьем.
Второй момент – относительно новый в лирике Фета – это поэтическое осмысление решающего эпизода в отношениях между любящими. Речь идет о ситуации «рандеву», решающего свидания, во время которого раскроется характер лирического героя, его нравственная позиция. Наиболее полно эта тема реализуется в стихотворениях «Я уезжаю, замирает...», «Перекладывают тройки...», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок». Остановимся на стихотворении 1885 г. «Солнца луч промеж лиц...»:
Я давно угадал, что мы сердцем родня, Что ты счастье свое отдала за меня, Я рвался, я твердил о не нашей вине, – Ничего ты на все не ответила мне. Я молил. Повторял, что нельзя нам любить, Что минувшие дни мы должны позабыть, Что в грядущем цветут все права красоты, – Мне и тут ничего не ответила ты.
С поразительной отчетливостью обрисованы здесь и драматическая острота ситуации разрыва, и столь различные позиции любящих. Молчание героини говорит само за себя. Столь же ясно выступают и контуры личности лирического героя. Наводит на размышления его суетливая активность в попытках доказать необходимость расставания. Характерно нагнетение глаголов – рвался, твердил, молил, повторял. Лирический герой заинтересован в разрыве, поэтому и является его инициатором. О мотивах говорится намеками (твердил о не нашей вине, повторял, что нельзя нам любить). Эти слова как будто указывают на внешние обстоятельства, а ведь они, как известно, в жизни Фета играли немаловажную роль. Биографическим комментарием к рассматриваемому стихотворению могут служить письма Фета к племяннику И.П.Борисову, в которых поэт объясняет причины разрыва с Лазич материальными обстоятельствами.
Еще один поворот темы – осознание трагизма потери. В своей лирике Фет постоянно возвращается к мотивам былого счастья, к образу любимой женщины, безвозвратно утерянной им. Вот он мысленно созерцает, как она выходит встречать его на крыльцо («В леса безлюдной стороны...»). В стихотворении «В тиши и мраке таинственной ночи» горе потери выражено скупо, но тем значительнее его смысл. Особую роль в этом стихотворении играет цезура в последней строфе. Ее расположение в строках таково, что создается иллюзия речи, прерываемой вздохами:
И снится мне,//что ты встала из гроба, Такой же,//какой ты с земли отлетела, И снится, снится://мы молоды оба, И ты взглянула,//как прежде глядела.
Трагизм роковой ошибки осознается и в стихотворении «Хижина в лесу» (1855). Здесь раскрываются две пересекающиеся темы – путник в зимнем лесу и злая старость, сознание невозможности вернуться к спасительной любви.
Сожаление об утраченном носит у Фета не элегический, а драматический характер. Оно будит совесть, вызывает духовные страдания. Вот стихотворение «В саду» (1854). Поэт на свидании со старым садом, с ним связаны дорогие сердцу воспоминания. Неожиданно появляется внутренняя тревога:
Как будто с трепетом здесь каждого листа Моя пробудится и затрепещет совесть, И станут лепетать знакомые места Давно забытую, оплаканную повесть.
С годами в лирике Фета все явственнее звучит мотив суда над собой. Поэт перебирает старые письма, «горя огнем стыда», и чувствует, что осужден этими «свидетелями немыми». В стихотворении 1886 года мы найдем беспощадную исповедь человека, погубившего любовь:
Долго снились мне вопли рыданий твоих, – То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг, Как тебя умолил я – несчастный палач.
Этот мотив «палачества» в любви делает явной перекличку цикла о Лазич с Денисьевским циклом Тютчева («О, как убийственно мы любим», «Не говори, меня он, как и прежде, любит...» и др.). Горькие сожаления об утраченном счастье пронизывают стихотворения Фета «Слеза слезу с ланиты гонит», «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою», «Вчера я по зале...» и др.
И, наконец, важнейший этап развития лирического романа можно определить как созидательный. Он имеет важнейшее значение в творчестве Фета, в создании им художественной модели мира. Если бы Фет раскрывал тему трагедии лишь в аспекте морального суда над собой, то неизбежно пострадала бы не только его художественная модель мира, но и философская концепция, ведь искусство для Фета – это прежде всего важнейшее средство созидания счастья. Выход из жизненной трагедии поэт ищет в эстетическом решении проблемы. Высшая истина для него – в красоте. Подвижническое служение прекрасному – высокий подвиг, он может стать искуплением вины, выходом к духовно наполненной жизни, к оптимизму. На этом пути и может быть одержана победа над трагедией.
К такому утверждению Фет приходит постепенно. Еще в 40-е годы в его любовной лирике наметилась тенденция поэтизации света, блеска. В рассматриваемом цикле она, развиваясь, приобретает особенно большое значение. Образ любимой женщины Фет проецирует на звезду, а в более поздние годы – на огонь Вселенной, воплощающий к тому же творческую жизнь. Поэт причастен к этому огню, если он служит Красоте. Так происходит примирение с жизнью:
Ты вся в огне. Твоих зарниц И я сиянием украшен; Под сенью ласковых ресниц Огонь небесный мне не страшен. Но я боюсь таких высот, Где устоять я не умею. Как сохранить мне образ тот, Что придан мне душой твоею?
Фет соотносит себя, с идеалом, с любимой женщиной. Он и она, давно умершая, – единство. Через нее – связь с огнем мира, мирового солнца. Стоит не удержаться на этой высоте – и гибель души неизбежна. С этих нравственных позиций открывается путь к утверждению великой роли творчества, поэзии, непосредственно осуществляющей бессмертие духа. В служении великому свету и залог бессмертия, и тайна «двойного бытия», можно сказать, разгадка самой сущности поэзии Фета:
Я пронесу твой свет чрез жизнь земную; Он мой - и с ним двойное бытие Вручила ты, и я-я торжествую Хотя на миг бессмертие твое.
В таких стихотворениях, как «В благословенный день», «Забудь меня», «Расстались мы» и др. любовь, как справедливо заметил Б.Михайловский, «превратилась в жреческое служение вечной женственности, абсолютной красоте...» (4). Этот мотив строго выдержан и в стихотворении 1888 г. «Упреком жалостью внушенным», где коленопреклоненный поэт упивается чистотой и красотой женщины-божества, возвысившейся «над суетной землей».
Необходимо отметить, что в поздних стихотворениях цикла осуществляется поворот к иному, более психологическому раскрытию темы. Любимой женщине возвращаются ее земные черты. Поэт отказывается от молитвенного ее созерцания и с поразительной откровенностью раскрывает свои реальные переживания. В стихотворениях «Alter ego», «Нет, я не изменил», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Страницы милые...» поэтическая мысль содержит воспоминание о былой любви, выражает великое значение неумирающей связи после смерти.
Поэтический союз лилии и нагорного ручья в стихотворении «Alter ego» – парафраза отношений возлюбленных. Эта условная любовь цветка и ручья, похожая на любовь восточных соловья и розы, играет здесь роль лирического зачина. Он придает стихотворению особый, возвышенно-романтический настрой. План высокого – горы, звезды, сердце, «особенный сосуд», – сулящий бессмертие любящим, не перечеркивает обычного, земного. Через романтические реалии, как через изящную раму, проступает грустная история разрушения блаженного союза двух любящих сердец. Но главное в стихотворении – это мужественное усилие души поэта победить смерть, противопоставив ей любовь, не тускнеющую от времени. Как полное страсти заклинание, звучит рефрен: «нас нельзя разлучить!»
По поводу этого стихотворения Л.Н.Толстой писал Фету: «Оно прекрасно! На нем есть тот особенный характер, который есть в ваших последних – столь редких стихотворениях. Они очень компактны, и сияние от них далекое. Видно, на них тратится ужасно много поэтического запаса. Долго накопляется, пока кристаллизуется».
5. Художественный мир.
На прошлом уроке вы познакомились с особенностями творчества Афанасия Фета. Назовите, известные вам.
В первых стихотворениях цикла нет тягостных предчувствий.
Более поздние стихотворения – предчувствия надвигающейся беды:
1) слово «любовь» не появляется без своей пары – «разлука»;
2) тишина чревата «криками смятенья и тоски»;
3) свет всегда достается дорого (звезда, посылая на землю луч, гаснет; человеческая душа загорается, пылает, чтобы сгореть дотла; заря нового дня – нерасторжимое слияние рождения и гибели).
3.Основные мотивы цикла – ночь, звезда, огонь, звук, заря. Эти образы двуплановы:
С одной стороны – буквальном смысле слова: ночь как время суток, звезда как небесное светило, огонь очага, костра или факела, восход солнца; с другой – то невидимое, что прозревает в этих образах, живущая единой жизнью с миром человеческая душа (и тогда ночь – храмина; звезды – очи; звуки – посланники души к душе; огонь – огонь жертвенной любви, заря – единство любви и разлуки, восторга и страдания, лобзаний и слез).
4.Средоточием мира становится человеческое сердце. В емкой формуле «сердца» поэт соединяет все основные мотивы своей лирики: звуки, огонь (пыл), звезды (сиянье), ночь, зарю.
5.Любовь в мире Фета и мимолетна (бренна) и вечна одновременно.
6. «Сюжет» романа, выстраиваемый по стихотворениям, «лазического» цикла, выстраивается следующим образом:
Встреча – восторг; порыв («возгорание сердца»), родство душ – но в самой встрече, в самом любовном экстазе таится зерно будущей трагедии. Затем – боль неизбежной разлуки. Наконец, смерть одного из любящих, открывающая истинное значение любви – ее неизменность, невозможность разлучиться по-настоящему, навсегда.
7.Противопоставление звезд и очей как «вечного» и «бренного» у поэта снято. Отсюда – их взаимоуподобление и воскрешение друг в друге. Однако для того, чтобы воскрешение состоялось, и звезда, и человек должны иссякнуть в свете, сгореть. «Сгоревший» человек, мука горения. Извне представляющаяся красотой – самый страшный и пронзительный образ в лирике Фета.
7.Автобиографичность.
8.Любимая погибла, но единение с ней продолжалось в мире поэзии.
9. Бессмертие» любимой помогало Фету переносить тяготы земной жизни; всё его существование было надеждой на воссоединение.
10.Любовь у А.Фета глубоко трагична и наполнена сочетанием тревоги и безмятежности.
11.Любовь и поэзия – одной природы: это огонь, греющий душу.
Особенности любовной лирики А. Фета. Устное выступление Пыльченко В.
Любовная Лирика Фета автобиографична: вдохновением ему послужила сильнейшая любовь к Марии Лазич, дочери сербского помещика. Им не суждено было быть вместе: возлюбленная Фета знала, что брак их по многим причинам невозможен. Погибла Мария Лазич совсем молодой и при весьма странных обстоятельствах, некоторые полагают, что она покончила с собой. Перед смертью Мария воскликнула: «Виноват не он, а я!» На протяжении всей жизни Фет тосковал по возлюбленной, и тоска эта нашла отражение в его творчестве.
Для поэта единение с любимой продолжалось в другом мире, мире поэзии: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить» («Alter Ego»). Духовная близость с Марией ощущается и в других стихотворениях: «Ты отстрадала, я ещё страдаю», «В тиши и мраке таинственной ночи». Торжественное обещание, данное Фетом любимой: «Я пронесу твой крест через жизнь земную: он мой – и с ним двойное бытие» («Томительно-призывно и напрасно»).
«Бессмертие» любимой помогало Фету переносить тяготы земной жизни; образ Марии Лазич был для него нравственным идеалом, всё его существование было стремлением к этому идеалу и надеждой на воссоединение.
Не только чувством надежды наполнена любовная лирика Фета. Она, помимо этого, глубоко трагична, в его стихах можно обнаружить такие сочетания, как страдание-радость, «блаженство страдания», «сладость тайных мук». Например, стихотворение «На заре ты её не буди» всё наполнено таким двояким смыслом, сочетанием тревоги и безмятежности: «Всё бледней становилась она, Сердце билось сильней и сильней», но «Не буди ж ты её, не буди. На заре она сладко так спит».
Афанасий Фет – импрессионист: поэзия его основывается на непосредственной фиксации его наблюдений и впечатлений. Яркий пример – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье», содержащее только существительные и прилагательные, но ни одного глагола. Такой приём в сочетании с «яркой» пунктуацией прекрасно передаёт все великолепие волнующего момента, создаёт незабываемый, волнующий образ.
Любовная лирика Фета позволяет читателю глубже проникнуть в его философские и, соответственно, эстетические взгляды. Любовь и поэзия, по Фету, относятся к иному, потустороннему миру, который ему так близок. Для него любовь и поэзия – одной природы: это огонь, греющий душу.
6.Чтение стихов.
1.Шёпот сердца, робкое дыханье, Пыльченко В.Трели соловья.Серебро и колыханьеСонного ручья.Свет ночной, ночные тени.Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица,В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слёзы,И заря, заря!.. 1850
2.В долгие ночи как вежды на сон не сомкнуты,
Чудные душу порой посещаю минуты.
Дух окрылен, никакая не мучит утрата,
В дальней звезде отгадал ты отбывшего брата!
Близкой души предо мной все ясны изгибы:
Видишь, как были, – и видишь, как быть мы могли бы!
О, если ночь унесет тебя в мир этот странный.
Мощному духу отдайся, о друг мой желанный!
Я отзовусь, – но, внемля бестелесному звуку,
Вспомни меня, как невольную помнят разлуку!
1850
3.ПРИМЕТЫ Зайкова Н.
И тихо и светло – до сумерек далеко;
Как в дымке голубой и небо и вода, –
Лишь облаков густых с заката и востока
Лениво тянется гряда.
Да, тихо и светло; но ухом напряженным
Смятенья и тоски ты крики разгадал:
То чайки скликались над морем усыпленным
И, в воздухе кружась, летят к навесам скал.
Ночь будет страшная и буря будет злая,
Сольются в мрак и гул и небо и земля
А завтра, может быть, вот здесь волна седая
На берег выбросит обломки корабля.
Середина 50-х гг.
4.МЕЛОДИЯ Малетина П.
Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью. Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска... И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью. 18535.У КАМИНА
Тускнею угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
Видений пестрых вереница
Влечет усталый теша взгляд,
И неразгаданные лица
Из пепла серого глядят.
Встает ласкательно и дружно
Былое счастье и печаль,
И лжет душа, что ей не нужно
Всего, чего глубоко жаль.
1856
6.В тиши и мраке таинственной ночи
Я вижу блеск приветный и милый.
И в звездном хоре знакомые очи
Горят в степи над забытой могилой.
Трава поблекла, пустыня угрюма,
И сон сиротлив одинокой гробницы,
И только в небе, как вечная дума,
Сверкают звезд золотые ресницы.
И снится мне. Что ты встала из гроба,
Такой же, какой ты с земли отлетела.
И снится, снится: мы молоды оба,
И ты взглянула, как прежде глядела.
1864
7.Ты отстрадала, я еще страдаю Акентьев В.Сомнением мне суждено дышать,И трепещу, и сердцем избегаюИскать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаюЯзык любви, ночных лучей, – Как не цвести всевидящему маюПри отблеске родном твоих очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое,И, не судя ни тупости, ни злобы,Скорей, скорей в небытие!
4 ноября 1878
8.Страницы милые опять персты раскрыли;
Я снова умилен и трепетать готов,
Чтоб ветер иль рука чужая не сронили
Засохших одному мне ведомых цветов.
О, как ничтожно все! От жертвы жизни целой,
От этих пылких жертв и подвигов святых
- Лишь тайная тоска в душе осиротелой
Да тени бледные у лепестков сухих.
Но ими дорожит мое воспоминанье;
Без них все прошлое – один жестокий бред,
Без них – один укор, без них – одно терзанье,
И нет прощения, и примиренья нет!
29 мая 1884
9.Долго снились мне вопли рыданий твоих, Горничев Т.То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг, Как тебя умолил я несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года – и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?» Чуть в глазах я заметил две капельки слез; Эти искры в глазах и холодную дрожь Я в бессонные ночи навек перенес.
2 апреля 1886
7.Анализ стихотворения.
Любовь – это объединяющее людей начало, то, на чем основана духовная жизнь каждого человека. Для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. В стихотворении «Шепот, робкое дыханье..» мы видим начало любви, нет еще тягостных переживаний, в нем передано состояние упоения счастьем.
Пожалуй, самым фетовским стихотворением, отображающим его творческую индивидуальность, является стихотворение «Шепот сердца, робкое дыханье».
Оно поразило современников поэта и до сих пор продолжает восхищать и очаровывать новые поколения читателей своей психологической насыщенностью при максимальном лаконизме выразительных средств. В нем полностью отсутствует событийность, усиленная безглагольным перечислением чересчур личных впечатлений. Однако каждое выражение здесь стало картиной; при отсутствии действия налицо внутреннее движение. И заключается оно в смысловом композиционном развитии лирической темы.
Шепот сердца, робкое дыханье,Трели соловья,Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!..
То есть именно ночь у Фета пора поэтического вдохновения, она будит воображение и полет фантазии. И реалистический пейзаж вдруг теряет свои очертания, превращаясь в космический символ огня Жизни, противостоящий холодной, бесстрастной Смерти.
Сначала это первые неброские детали ночного мира:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
Затем в поле зрения поэта попадают более дальние крупные детали, более обобщенные и неопределенные, туманные и расплывчатые:
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В заключительных строчках и конкретные, и обобщенные образы природы сливаются, образуя огромное целое небо, охваченное зарей. И внутреннее состояние человека тоже входит в эту объемную картину мира как органическая его часть:
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
То есть здесь налицо эволюция человеческого и природного планов, хотя полностью отсутствует аналитический элемент, лишь фиксация ощущений поэта. Нет конкретного портрета героини, только смутные, неуловимые приметы ее облика в субъективном восприятии автора. Таким образом, движение, динамика неуловимого, прихотливое чувства передает сложный мир личности, вызывая ощущение органического слияния жизни природной и человеческой.
Обращает внимание на себя устойчивый и бесконечно разнообразный мотив любви и горения в любовной лирике Фета. Поистине сгоревшая Мария Лазич опалила и поэзию своего возлюбленного. «О чем бы он ни писал, даже в стихах, обращенных к другим женщинам, мстительно присутствует ее образ, ее короткая жизнь, сгоревшая от любви. Как бы ни был подчас банален этот образ или его словесное выражение, он у Фета убедителен. Более того, он составляет основу его любовной лирики».
Сейчас, используя полученные знания, вам необходимо проанализировать стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих»:
Долго снились мне вопли рыданий твоих, То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг, Как тебя умолил я несчастный палач.
Проходили года, мы умели любить
Расцветала улыбка, грустила печаль;
Проносились года – и пришлось уходить:
Уносило меня в неизвестную даль.
... Подала ты мне руку, спросила: «Идешь?» Чуть в глазах я заметил две капельки слез; Эти искры в глазах и холодную дрожь Я в бессонные ночи навек перенес.
2 апреля 1886
Какими предстали лирические герои стихотворения и кто они?
Какие сквозные образы любовной лирики Фета вам удалось увидеть?
Каковы звуки, цветовая и световая гамма стихотворения?
Очерчены ли временные и пространственные рамки?
Лирический герой называет себя «палачом», подчеркивая тем самым осознание своей вины. Но он «несчастный» палач, так как, погубив возлюбленную, погубил и себя, свою собственную жизнь. И потому в любовной лирике рядом с образом любви-воспоминания настойчиво звучит мотив смерти как единственной возможности не только искупить свою вину, но и вновь соединиться с возлюбленной. Лишь смерть способна вернуть то, что отнято жизнью:
Очей тех нет и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
Жизнь потеряла для героя смысл, превратившись в цепь страданий и потерь, в «горький», «отравленный» кубок, который ему предстояло испить до дна. В лирике Фета возникает трагическое по своей сущности противопоставление двух образов лирического героя и героини. Он жив, но мертв душою, а она, давно умершая, живет в его памяти и в стихах. И этой памяти он сохранит верность до конца своих дней.
Пожалуй, любовная лирика Фета это единственная область творчества поэта, в которой нашли отражение его жизненные впечатления. Наверное, потому стихи о любви так отличаются от тех, что посвящены природе. В них нет той радости, ощущения счастья жизни, которые мы увидим в пейзажной лирике Фета. Как писал Л. Озеров, «любовная лирика Фета самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны, ни прямой речи, ни косвенной, ни форте, ни пианиссимо. Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».
8.Значения имени Елена.
В переводе с греческого имя Елена означает факел, светоч.
Что означают эти слова? (запись на доске).
Почему же Афанасий Фет называл свою возлюбленную Еленой? Какую роль сыграло это имя в творчестве поэта?
ФАКЕЛ, -а,м. 1. Светильник на рукоятке, обычно короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей. Олимпийский ф. (укрепленная на рукоятке чаша с горючей смесью). 2. Поток воздуха и горящих частиц, образующийся в топке при сжигании пылевидного, жидкого или газообразного топлива, а также вообще конусообразное пламя (спец.). || прил. факельный,-ая, -ое. Факельное шествие (с факелами). Факельная топка.
СВЕТОЧ, -а,м. 1. В старину: большая свеча, факел. 2. Перен.
Носитель высоких идей свободы, истины, просвещения (высок.). С. мира. С.разума
Так чем же была Елена Лазич для Афанасия Афанасьевича Фета?
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта – это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви – это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания. Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.
Что же такое любовь для Фета?
Любовь Фета – это костер, как и поэзия – пламя, в котором сгорает душа. Поэзия поэта – это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которым он отдал все, что испытал, пережил, потерял. Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, он пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант. Стихотворения этой группы отличаются особым эмоциональным колоритом: они наполнены радостью, упоением, восторгом. Лирика Фета становится воплощенной памятью о Марии, памятником, «живым изваянием» любви поэта. Трагический оттенок придают любовной лирике Фета мотивы вины и наказания, которые явственно звучат во многих стихах.
9.Вывод:
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.
Любовь поэта – действительно «безумное чувство», на которое он «осужден»: в стихах чувство получает вечную жизнь, непреходящую длительность, оплаченную «муками сердца», облегчающимися только в момент творчества.
10.Рефлекия:
Ребята, узнали ли вы что-то на уроке?
Как оцениваете свою работу?
11.Выставление оценок.
10.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Что такое любовь?»
Заголовок 1Заголовок 315