Методические рекомендации по применению системы внутриклассного оценивания в начальной школе


Перед прошлым сними шляпу,
перед будущим засучи рукава.
Генри Луис Менкен
Методические рекомендации по применению системы внутриклассного оценивания в начальной школе
(из опыта работы)
В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные учебные действия, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах.
Одной из принципиально важных сторон педагогической деятельности является позиция ребенка в образовательном процессе, определение индивидуальной образовательной траектории каждого ученика, с целью достижения оптимального развития каждого обучающегося.
К сожалению, недостаток традиционной системы обучения заключается в системе оценивания - пятибалльной шкалой:
затрудняет индивидуализацию обучения.
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности.
является малоинформативной.
часто имеет травмирующий характер.
Таким образом, традиционные методы оценивания позволяют найти ошибки в знаниях ученика, но не помогают определить причины этих ошибок и тем более не помогают самому ученику. Это приводит, к снижению интереса к обучению, низкой мотивации, нет заинтересованности со стороны обучающегося к своим результатам, а что самое главное нет осознанного подхода ребенка к процессу обучения… Это однозначно противоречит концепции развивающего обучения.
Безотметочное обучение – это оценивание, которое помогает преодолеть «недостатки» пятибалльной шкалы. Возникает вопрос - как найти баланс в системе оценивания и избежать недостатков традиционной системы оценивания, для того чтобы следовать принципам развивающего обучения. Наряду с данным вопросом возникают следующие вопросы: как продиагносцировать возникающие трудности при освоении учебной программы на каждом предмете, на каждом уроке; как проследить прогресс каждого конкретного обучающегося на определенном этапе обучения и на каждом уроке.
Введение новых форм ежеурочного оценивания, самооценивания, помогут учителю получать информацию для анализа трудностей в обучении каждого ребенка, помогут обучающимся ориентироваться в причинах ошибки; научат навыкам самоанализа и сомооценки своей деятельности. Решение данной проблемы подводят к переосмыслению всей системы оценивания в целом.
Задачи учителя по созданию системы внутриклассного оценивания:
Разработать внутриклассную систему самооценивания учащихся, создать адаптивной среду в классе.
Подобрать специальные формы рефлексии, оценивания.
Научить обучающихся приемам самооценки.
Оценить результаты работы по системе внутриклассного оценивания.
Прослеживать влияние данной системы внутриклассного оценивания на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся.
С целью создания адаптивной системы оценивания в классе, очень важно научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование, саморазвитие. Благодаря навыкам самооценки ребенок точно понимает, что он знает, а что нет. Но, нельзя развивать навыки самооценки без развития навыков рефлексии (на уровне «понял – не понял», сделал «правильно - не правильно»). Надо научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок, обязательно анализу причин данных ошибок, и конечно, тому как исправить.
Формы самооценки:
а) обсуждение ребёнком вслух собственной работы на уроке (по желанию)
б) работа со знаками “Самооценка моей работы на уроке”
После завершения урока учащимся предлагается оценить свою работу. Результат оценивания своего труда фиксируется с помощью знака на доске. Далее данная форма проводится в несколько этапов, в течение урока. Чаще в 2 этапа. Вначале урока ребятам предлагается ответить на вопрос по теме. Например, «Я знаю, что такое главные члены предложения- Я не знаю, что такое главные члены предложения» (на первом уроке изучения нового материала). И соответственно прикрепить полоску в нужное поле. В конце урока после изучения материала предлагается повторно ответить на вопрос и опять прикрепить свою полоску в нужное поле. Так учителю наглядно и без затрат времени может увидеть картину в классе. На уроке закрепления задается вопрос «Я могу подчеркнуть главные члены предложения- Я не могу подчеркнуть главные члены предложения» и вновь самооценка с своих умений. Так учащиеся фиксируют изменения в своей работе.
Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью работы является оценка знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому вторым принципиально важным моментом работы является совместная работа учащихся и учителя по оцениванию учебных достижений. На первых этапах знакомим ребят со шкалой оценивания. Сначала шкала оценивания делится на три: высокий уровень(ВУ), средний уровень (СУ), низкий уровень (НУ). Но для определения уровня оценки обязательно вместе с учениками разрабатываются критерии каждого уровня. Конечно критерии обговариваются в начале деятельности. Далее шкала делится на пять уровней: высокий уровень (ВУ), выше среднего (ВС), средний уровень (СУ), ниже среднего (НС), низкий уровень (НУ).
В основе принцип: детская самооценка предшествует оценке взрослого. Первым шагом является самооценка ребенка до проверки работы учителем. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивает на полях. Такая самооценка стимулировала ученика к самоконтролю. Вторым шагом является собственная оценка проверенной учителем работы, в которой ошибки уже исправлены. Анализируя данные вместе с детьми определяем задачи на будущее с учетом достигнутого.
Для повышения учебной мотивации на уроках используются цветные жетоны. Цвет каждого жетона соответствует какому-либо предмету. Свои цветовые жетоны ребята помещают на «Листы успеха». По количеству набранных жетонов можно увидеть, к какому из изучаемых предметов ученик проявляет способности и интерес. На основе полученных данных (количество жетонов, результатов, отраженных в листах “Мои успехи”).
Так данная система внутриклассного оценивания помогает учителю постоянно держать процесс обучения под контролем. Ученикам дает возможность точно понимать, что он знает, как добиться успеха, данная система учит не только находить ошибки, а понимать как эти ошибки можно исправить.
Работая в рамках данной системы отмечается рост положительной мотивации у обучающихся. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им ранее.
2. Данная система оценивания в обучение позволяет избежать наказания за недочеты процесса ученической деятельности.
3. Развивает объективную самооценку.
4. Результаты учебной деятельности определяются сформированностью у ученика мотивации к учебной деятельности. Если в период начального обучения у учащихся будет сформирована установка на учение, то она будет действенной и на последующих этапах обучения.
Данная система нравится не только детям (обучение для них становится понятным, они чувствуют себя партнерами), но и родителям, они отмечают необходимость данной работы.