План-конспект урока русского языка Синонимы, антонимы, омонимы
№ урока 105 (в разделе - 4)
Тип урока Обобщение и систематизация.
Форма урока Игра-путешествие.
Технология Личностно-ориентированная
Тема урока Синонимы, антонимы, омонимы.
Цель урока Научить различению лексических категорий (синонимов, антонимов, омонимов) оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью.
Задачи урока Обучающая: актуализировать представления обучающихся о синонимах, антонимах, омонимах, их роли в достижении точности, информативности и выразительности речи.
Развивающая: обогащение словарного запаса языка, развитие навыков устной и письменной речи обучающихся.
Воспитывающая: формировать культуру общения и ценностное отношение к языку; поддерживать атмосферу доброты, уважения, взаимопонимания, общей заинтересованности, взаимного удовлетворения от “познавательных побед” в процессе работы.
Основные понятия урока Слово и его лексическое значение; словарный состав языка (лексика), лексикология; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова; лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы.
Оборудование урока Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Инструментальные средства Презентация PowerPoint.
Учебник Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений./С.И. Львова, В.В. Львов.-8-е изд. – М.: Мнемозина, 2015.
Этапы урока Содержание урока Примечание, время
1 этап.
Организационный.
15.00 Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).
Целеполагание. 1-3 мин.
Запись числа и темы урока в тетради.
2 этап.
Повторение изученного материала.
15.03 Поднимаем паруса. Разминка.
По словесному описанию определить понятие, записать его одним словом и подчеркнуть орфограммы.
Тот, кто «ходит по морю» (мореход).
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг).
Огромное водное пространство, оно больше моря (океан). 3 мин.
Слайды № 2,3 презентации PowerPoint.
3 этап.
Актуализация знаний.
15.06
15.11
ВЫВОД:
15.16
ВЫВОД:
Физминутка.
15.26.
ВЫВОД:
15.28. Океан «Лексика». Фронтальный опрос:
Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? (Лексикология).
Что называется лексическим значением слова? (Смысл слова).
Какие слова называются однозначными и многозначными?
Какими могут быть значения у многозначных слов? (Прямое и переносное).
Остров «Многозначные слова».
Найти и прочитать словосочетания с переносным значением. Записать их в одну строку.
Глубокое озеро, глубокий ум, горячее сердце, горячий суп, холодный день, холодный взгляд.
Что оценивают и образно описывают прилагательные в переносном значении? (Качества человека). Как называется средство художественной выразительности с образным использованием прилагательных? (Эпитеты).
Слушаем и принимаем правильное решение:
-- У какого человека холодный взгляд? (Злого, бессердечного).
- А какой человек имеет глубокий ум? (Умный, сообразительный).
- О каком человеке говорят «горячее сердце»? (Чувственном, эмоциональном, отзывчивом).
Для чего нужны в речи мнозначные слова? (не только информируют, но и в переносном значении оценивают, образно описывают качества человека)
Какие лексические категории мы сейчас использовали для описания качеств человека?
(Синонимы).
Остров «Синонимы»
Что такое синонимы? (Слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение). Чем они могут отличаться друг от друга? (Оттенками лексических значений или употреблением в разных стилях).
Из упражнения 662 выберите слова, употребляемые только в разговорном стиле. Плестись, здоровенный, дрыхнуть, разреветься, клянчить. Запишите.
Теперь слова, характерные для книжного стиля.
Шествовать, гигантский, почивать, возрыдать, ходатайствовать.
Какие слова помогают понять лексическое значение этих книжных слов? (Нейтральные, которые можно употреблять в любом стиле). Запишем. Идти, большой, спать, заплакать, просить.
Синонимы не только обогащают речь количеством новых слов, но помогают описать явление более подробно, со всех сторон, с учетом оттенков значения и стиля речи.
Остров «Антонимы».
Здесь нас ждут загадки. Встали, вышли из-за парт. Кто знает правильный ответ, делает хлопок ладошками над головой и хором произносим ответ.
Я антоним к слову «ЗНОЙ»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада.
А зовут меня ПРОХЛАДА.
Я антоним к слову «ЛЕТО»,
В шубу снежную одета.
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ЗИМА.
Я антоним к слову СМЕХ.
Не от радости, утех -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.Догадались? Это ПЛАЧ.
Не бываю без НАЧАЛА,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я КОНЕЦ.
Я антоним ШУМА, СТУКА,
Без меня вам ночью мука.
Да и в школе я нужна,
Называюсь … ТИШИНА.
Антонимы помогают наиболее точно выразить мысль через противопоставление, дают оценку человеку, явлению.
Остров «Омонимы».
Вспомните, что такое омонимы? Почему они так называются?
Игра «Кто быстрее».
Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки, была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещением несчастной жизни.
Отрывок из какого рассказа здесь приведен, кто автор? («Муму», И.С. Тургенев).
Найдите в толковом словаре эту пару омонимов. Объясните значения.
26 мин.
(5 мин.)
Слайд презентации PowerPoint.
(5 мин.)
Работа в парах
Работа в парах.
Слайд презентации PowerPoint.
(10 мин.)
Слайд презентации PowerPoint.
(2 мин.)
(4 мин.)
4 этап.
Рефлексия.
15.32. На каком острове чувствовали себя уютно, как дома? На какой остров непременно надо вернуться еще раз, чтобы лучше изучить его?
3 мин.
5 этап
Заключительный.
15.35. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выберите одно: упр. 670, 671, 672.
3 мин.
Слайд презентации PowerPoint.