Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК В. Я. Коровиной)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛЕКСЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено на МО учителей
гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 29.08.2016г.
Руководитель____________ Данилова О.Н
Принято на педагогическом Совете.
Протокол №6 от 31.08.2016г.
Заместитель директора по УВР
_____________(Коваленко Л.А.)
Утверждаю
Директор школы:________ Жданкина С.А. Приказ №57 от 31.08. 2016г.
Рабочая программа
по предмету
«Литература»
5 класс
Учитель: Челяпина Н.И.
2016- 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по предмету «Литература» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года N 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года N 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
4 . Учебного плана МКОУ Алексеевской СОШ
5. Авторской программы « Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной 5- 9 классы». Москва, Просвещение, 2014
Рабочая программа ориентирована на учебник Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организац. с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 1/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией В. Я. Коровиной с учетом психофизических особенностей ученика 5 класса, который является обучающимся с ОВЗ и по решению ПМПК ему рекомендовано обучение по коррекционной программе VII вида.
Перед детьми с ОВЗ стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как уровень психофизического развития детей с ОВЗ соответствует или близок возрастной норме
Целями изучения предмета являются:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
обеспечение преемственности начального общего. основного общего, среднего (полного) общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;
взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования. определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 88 учебных часов (включая резерв времени) (2,5 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи, очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам
СОДЕРЖАНИЕ предметА «ЛИТЕРАТУРА» С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Элементы содержания Основные виды учебной деятельности
Ведение. Книга в жизни человека.
Искусство в жизни человека. Литература как вид искусства. Книга. Роль книг в жизни человека Аналитическая работа с параграфом учебника и его пересказ, работа с теоретическими материалами, выразительное чтение (выражение личного отношения к прочитанному), работа в группах (составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой), проектирование дифференцированного домашнего задания.
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.
Фольклор как колыбель художественной литературы. Жанры художественной литературы. Жанры фольклора. Актуализация знаний о малых жанрах фольклора, известных из начальной школы. Объяснение происхождения и форм бытования и развития двух основных ветвей словесного искусства - фольклорной и литературной. Чтение и обсуждение статьи учебника «Устное народное творчество». Составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ. Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников или чтения актеров. Поиск терминов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
Детский фольклор и его жанры. Устные и письменные ответы на вопросы. Выразительное чтение малых фольклорных жанров из практикума «Читаем. думаем, спорим ... » И выбор из них колыбельных песен, закличек, скороговорок, прибауток (по группам). Истолкование и определение их жанровых признаков. Сочинение частушек и загадок
Сказка как вид народной прозы.
Виды сказок. Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность), иллюстрации к сказкам Аналитическая беседа по статье учебника. Сопоставление литературных и живописных произведений, аргументированное выражение собственной позиции. Различение жанровых особенностей сказок, выявление характерных для народных сказок художественных приемов.
Работа над выразительным чтением и пересказом сказки.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев.
Сказка как вид устного народного творчества. Виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке Выявление в сказках разных видов художественных образов.
Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Оценка актерского чтения отрывков из сказки.
Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя.
Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.
Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке «Царевна- лягушка».
Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке.
«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического содержания Образ главного героя.
Система образов сказки. Выявление особенностей сюжета, признаков волшебной и героической сказок. Как проявляется отношение народа к героям сказки. Тема мирного труда и защиты родной земли. Различные виды пересказов. Составление характеристики главного героя сказки. Мини-исследования: поиск и изучение слов и выражений, в которых даётся оценка героев. Презентация и защита иллюстраций к сказке.
«Журавль и цапля» - сказка о животных».
Сказки о животных, их особенности. Идейно- художественное содержание сказки
Выразительное чтение сказки и её пересказ от лица героя. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Устные и письменные ответы на вопросы из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных». Описание иллюстрации к сказке.
Бытовая сказка «Солдатская шинель».
Особенности социально- бытовых сказок.
Народное представление о справедливости, добре и зле в сказке «Солдатская шинель». Различение видов сказок. Выразительное чтение сказки и её пересказ от лица героя. Прослушивание звукозаписи сказки в актёрском исполнении (фонохрестоматия). Пересказ самостоятельно прочитанной бытовой сказки. Устные и письменные ответы на вопросы.
Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок. Чтение статьи учебника "Из рассказов о сказочниках». Нравственная оценка героев сказок.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
Изучение статьи учебника «Из древнерусской литературы». Составление плана статьи с указанием основных этапов развития древнерусской литературы. Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи. Устное рецензирование выразительного чтения и пересказов одноклассников. Комментирование незнакомых слов и понятий с помощью словарей и справочной литературы. Сопоставление летописного сюжета с иллюстрацией.
«Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Черты русских летописей. Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Чтение и пересказ летописного сюжета. Устные и письменные ответы на вопросы. Чтение и комментирование фрагмента «Прошлое должно служить современности» из книги Д С. Лихачёва «Земля родная». Нравственная оценка поступков героев летописного сказания. Характеристика героев летописного сюжета. Обсуждение произведений изобразительного искусства на летописные сюжеты. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения фрагментов летописи.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два Астронома в пиру».
Роды и жанры литературы. Эпос, лирика, драма. Личность Ломоносова и его вклад в развитие русской литературы. Изложение научных истин в поэтической форме. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Жанровое своеобразие литературы эпохи классицизма. Выразительное чтение статей учебника «Михаил Васильевич Ломоносов» и «Сподвижник просвещения». Устные рассказы о Ломоносове . Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Обсуждение иллюстративного материала к коллективному проекту. Устные ответы на вопросы.
Выразительное чтение стихотворения (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Чтение и обсуждение статьи учебника «Роды и жанры литературы».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Басня как литературный жанр: художественное своеобразие. Аллегория. Эзопов язык. Мораль в басне как способ выражения идейного замысла. Выразительное чтение басен разных баснописцев. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и осуждение статьи учебника «Русские басни». Устные ответы на вопросы. Пересказ фрагментов публицистического текста. Сопоставление фрагментов басен с иллюстрациями.
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий
Презентация об И. А. Крылове. Выразительное чтение наизусть. Аллегорическое отражение исторических событий в басне. Историзм в литературе. Поучительный смысл басни.
Актуальность басни в современное время. Выразительное чтение басни (в том числе по ролям и наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Комментирование исторического содержания басни. Устные или письменные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). Составление характеристик героев басни. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Прослушивание и рецензирование актёрского чтения басни. Работа со словарем литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль).
Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях
Идейное содержание басни « Ворона и Лисица» и ее жанровые особенности. История создания басни «Свинья под дубом». Поучительный смысл басни.
Актуальность басни в современное время Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и рецензирование выразительного чтения одноклассников. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Андреевич Крылов», комментирование эпиграфа, незнакомых слов и понятий. Составление плана статьи. Прослушивание и рецензирование актерского чтения басни «Свинья под Дубом» (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы.
В. А. Жуковский. Слово о поэте-сказочнике. «Спящая царевна» - литературная сказка.
Сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского.
Вклад В. А. Жуковского в развитие русской литературы. Сюжет и содержание сказки «Спящая царевна».
Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим ...». Составление плана статьи. Выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и составление плана сказки (в том числе цитатного). Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника "Из истории создания сказки "Спящая царевна". Пересказ народной сказки о спящей красавице. Обсуждение иллюстраций к сказке Рецензирование актёрского чтения.
Баллада «Кубок». Герои баллады.
Жанровые особенности баллады. Идейно- художественное своеобразие баллады «Кубок». Работа со словарём литературоведческих терминов. Выявление основных черт жанра баллады. Выразительное чтение баллады (в том числе наизусть). Поиск незнакомых слов и определение их значения. Составление плана (цитатного плана) баллады. Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Чтение и обсуждение статьи учебника "Из истории создания баллады "Кубок"». Чтение и обсуждение баллады «Старый рыцарь» по вопросам практикума «Читаем, думаем, спорим ...».
А. С. Пушкин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Сергеевич Пушкин». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий. Составление плана статьи. Чтение и обсуждение сведений учебника и практикума о литературных местах России, связанных с именем Пушкина. Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихов о няне Пушкина. Устное словесное рисование портрета няни. Обсуждение произведений изобразительного искусства, созвучных стихотворению. Чтение и комментирование статьи "Лирическое послание» из словаря литературоведческих терминов. Устные ответы на вопросы .Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
Выразительное чтение пролога. Обсуждение понятия «пролог» с использованием словаря литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение произведений изобразительного искусства и музыки, созвучных прологу.
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Выразительное чтение сказки (в том числе наизусть), пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление плана (выделение событийной основы) сказки. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование событий и героев сказок. Составление устных характеристик героев. Чтение и обсуждение статьи «Александр Сергеевич Пушкин» из практикума «Читаем, думаем, спорим ... », обсуждение произведений книжной графики к сказке Пушкина.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сюжет сказки (сопоставление его с сюжетами народной сказки и сказками Жуковского). Герои сказки.
Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление плана (выделение событийной основы) сказки. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные и письменные ответы на вопросы. Устное иллюстрирование событий и героев сказок. Составление устных характеристик героев. Чтение и обсуждение статьи «Александр Сергеевич Пушкин» из практикума «Читаем, думаем, спорим ... », обсуждение произведений книжной графики к сказке Пушкина.
Составление таблицы «Система образов сказки». Составление плана сравнительной характеристики героев . Нравственная оценка героев сказки.
Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о превосходстве внутренней красоты над красотою внешней. Художественное совершенство пушкинской сказки Выразительное чтение сказки (выборочное чтение). Пересказ отдельных фрагментов. Словарная работа с текстом. Составление плана на событийной основе. Сопоставительный анализ текстов со сходным сюжетом. Анализ и комментирование текста сказки. Разбор образов, характеров героев. Обсуждение нравственно-этических проблем, поднятых в сказке. Устные и письменные ответы на вопросы. Работа с произведениями книжной графики к сказке Пушкина. Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Защита отзыва на мультипликационный фильм по сказке Пушкина.
Подготовка и написание к домашнему сочинению по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Составление плана сравнительной характеристики. Нравственная оценка героев сказки. Рецензирование актерского чтения фрагментов сказки.
РР Стихи и проза. Рифма и ритм
Теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.
Определение теоретико- литературных понятий: роды и жанры литературы. Стихи и проза. Стихотворная речь и ее признаки. Ритм как структурная основа стиха. Рифма, строфа. Способы рифмовки Изучение статей учебника «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
Чтение и обсуждение статей учебника «Русская литературная сказка» и «Антоний Погорельский». Комментирование незнакомых слов и историко-культурных реалий.
Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Нравоучительность сказки. Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексическая работа по заданиям из раздела «Обогащаем свою речь». Выразительное чтение, пересказ и обсуждение эпизодов сказки. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).Устное словесное рисование эпизодов «Последняя встреча Алёши и Чернушки» (воссоздающее воображение) и «Уход подземных жителей в другую страну» (творческое восставление устного отзыва о литературной сказке по плану. Рецензирование иллюстраций к сказке.
М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино».
Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Чтение и обсуждение статьи учебника «Михаил Юрьевич Лермонтов». Комментирование историко-культурных реалий статьи. Знакомство с информацией о селе Тарханы (см. раздел учебника «Литературные места России» и материалы практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Восприятие стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика и нравственная оценка героев стихотворения. Выразительное чтение стихотворения. Устное иллюстрирование фрагментов стихотворения.
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Презентация и зашита собственных иллюстраций. Выявление роли лексики, синтаксиса, поэтических интонаций.
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».
Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Васильевич Гоголь» и сведений о Гоголе из практикума «Читаем, думаем, спорим ... ». Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести (в том числе по ролям), пересказ и анализ её фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устное иллюстрирование
Реальность и фантастика повести «Заколдованное место».
Поэтизация комического и лирического, реального и фантастического. Выразительное чтение эпизодов повести. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Определение границ и выявление сюжета эпизодов. Поиск реальных и фантастических элементов и определение их роли. Характеристика героев эпизодов (в том числе речевая). Нравственная оценка героев. Выявление средств создания настроения и авторского отношения к изображаемому. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Сопоставление событий и героев повести с событиями и героями народных сказок. Чтение и обсуждение статьи учебника "Из воспоминаний современников о Н. В. Гоголе».
Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев.
Краткий пересказ сюжета каждой повести. Выразительное чтение эпизодов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ конфликта тёмных и светлых сил, пейзажных фрагментов, языковых особенностей повестей. Рецензирование чтения актёров (см. фонохрестоматию). Устное иллюстрирование. Инсценирование фрагментов повестей. Ответы на вопросы викторины (см. практикум «Читаем, думаем, спорим ... »).
Н. А. Некрасов. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге»
Биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, его тональность; характеристика особенностей поэтики Некрасова, роль эпитетов, сопоставление содержания стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». Чтение и обсуждение статьи учебника "Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума "Читаем, думаем, спорим ... ». Ответы на вопросы о биографии поэта. Выразительное чтение и обсуждение отрывка из поэмы "Мороз. Красный нос» ("Есть женщины в русских селеньях ... »). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение иллюстраций учебника. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет». Прослушивание фрагментов поэмы в актерском исполнении (см. фонохрестоматию), рецензирование актёрского чтения.
Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Анализ поэтического текста. Словарная работа. Особенность жанра стихотворения Некрасова (диалог). Особенности речи крестьянских детей, отношение к ним автора. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устное иллюстрирование.
И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.
Сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности. История создания произведения, содержание рассказа; значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа, описание быта и нравов крепостнической России в рассказе и знания детей об этом периоде из истории, описание жизни крепостных в рассказе в сопоставлении с изображением на полотнах художников Чтение статей учебника о Спасском-Лутовинове (см. раздел «Литературные места России») и «Иван Сергеевич Тургенев». Ответы на вопросы о биографии поэта. Устный рассказ о детстве Тургенева. Прослушивание звукозаписи актёрского чтения (см. фонохрестоматию), его рецензирование. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различные виды пересказов.
Духовные и нравственные качества Герасима.
Герасим - главный положительный герой «Муму».
Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима.
Идейный замысел рассказа.
Осуждение крепостничества. Выразительное чтение и прослушивание звукозаписей фрагментов рассказа (см. задания фонохрестоматии). Выборочные пересказы историй героев. Составление плана (в том числе цитатного) эпизода, подбор цитат по заданной теме. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение иллюстраций учебника и найденных самостоятельно, презентация и зашита собственных рисунков.
Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»).
Роль пейзажа в раскрытии идейного замысла «Муму».
Мастерство И. С. Тургенева в создании портрета и пейзажных зарисовок.
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Заполнение аналитических таблиц «Портреты и пейзажи в повести "Муму"» (по группам). Презентация и зашита электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести "Муму" глазами книжных графиков». Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим
Классное контрольное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму».
Составление плана характеристики литературного героя. Ответить на вопрос: какую роль в создании характера Герасима играют портрет, интерьер, пейзаж? Подготовка к написанию сочинения (выбор темы, подбор материала)
А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.
Биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; художественные приемы, которые использует автор для описания природы, анализ лирического произведения Выразительное чтение (в том числе наизусть) стихотворений поэта, изученных в начальной школе и прочитанных самостоятельно. Чтение статьи учебника «Афанасий Афанасьевич Фет» и составление её плана. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Рассказ о стихотворении по вопросам учебника.
Анализ тем, предложенных для сочинения.
Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль,
амфибрахий, анапест. Наблюдения над рифмовкой и ритмом в поэтических текстах
изученных поэтов. Понятия ямб, хорей
дактиль, амфибрахий. Работа по определению двух и трёхсложных размеров в стихотворных текстах. Выразительное чтение наизусть
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»- рассказ-быль.
Слово о Л.Н. Толстом. Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя. Заочная экскурсия по Ясной Поляне. Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник». Определение автором жанра быль. Простота и ясность языка писателя. Чтение статьи учебника о Толстом и составление её плана. Сообщения об участии Толстого в Кавказской войне. Выразительное чтение рассказа , пересказ Поиск незнакомых слов и определение их значения. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Жилин и Костылин. Жилин и Дина
Сравнительная характеристика героев.
Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Устные сообщения о главных героях рассказа. Сопоставление персонажей рассказа и составление плана сравнительной характеристики героев. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). Устное рецензирование чтения актёров. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов.
«Кавказский пленник»- как протест против национальной вражды.
Тема и круг проблем рассказа-были «Кавказский пленник». Жилин и горцы. Рецензия на актерское чтение отрывков из рассказа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций учебника или иллюстраций, найденных самостоятельно. Викторина по вопросам и заданиям практикума «Читаем, думаем, спорим...».
Контрольное сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, в том числе сопоставительная; отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, выполнение тестовых заданий
А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ.
Биографические факты жизни писателя; сведения о детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; история создания, содержание рассказа «Хирургия» Чтение и обсуждение статьи учебника «Антон Павлович Чехов» и статьи о Таганроге (см. раздел «Литературные места России»). Сообщение о псевдонимах Чехова и их происхождении. Выразительное чтение рассказа . Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров из рассказа, иллюстрирующих понятия «речевая характеристика», «юмор». Чтение и обсуждение статьи
учебника «О смешном в литературном произведении. Юмор».
ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ
Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта.
Работа со вступительной статьей о Ф. И.. Тютчеве: выразительное чтение незнакомого текста, сжатый пересказ с опорой на план, беседа по вопросам учителя Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе». Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам учителя с использованием цитирования.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Обсуждение репродукций картин русских художников, помещённых в учебнике, подбор к ним подписей из стихов Тютчева.
Лирика И. С. Никитина, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.
Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева и других поэтов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные сообщения о стихотворениях Тютчева. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений русских поэтов о родине и родной природе . Рецензирование актёрского чтения. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Подбор цитатных подписей из стихотворений к репродукциям картин, помешённым в учебнике. Сопоставительный анализ стихотворений разных поэтов.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе. Чтение статьи учебника о Бунине и составление её плана. Сообщения, учащихся о Бунине (герб рода Буниных, детские годы писателя, учёба в Елецкой гимназии). Выразительное чтение и обсуждение рассказа «Косцы» (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устный анализ эпизода. Устное иллюстрирование.
В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».
Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность повести и гуманистический смысл произведения. Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести (в том числе по ролям). Рецензирование выразительного чтения одноклассников. Обсуждение глав повести по вопросам (по группам). Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение репродукций книжной графики к повести «В дурном обществе», помещённых в учебнике и найденных учащимися самостоятельно. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.
Подбор цитат к теме "Портрет как средство характеристики литературных героев. Выразительное чтение фрагментов повести . Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портрет». Работа с таблицей «Портретные характеристики героев» (по группам).
Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Выразительное чтение фрагментов повести . Краткий и выборочный пересказ и обсуждение ключевых фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Характеристика сюжета повести, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Обсуждение сообщения о старом Януше. Работа со словарем литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «повесть».
Р.р. «В дурном обществе» Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
В.Г. Короленко "В дурном обществе"». Составление плана ответа на проблемный вопрос (по группам). Составление устного ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме. Письменные ответы на проблемные вопросы.
С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы.
Основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; причины различия ритма в стихотворениях; каким настроением окрашены стихотворения, передача этого настроения в процессе выразительного чтения Чтение и комментирование фрагментов стихов Есенина, посвящённых его близким людям. Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника о Есенине. Устный рассказ о детстве и юности Есенина. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений, посвящённых теме родного дома (по группам). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Честность, трудолюбие и талант героя.
Основные сведения о жизни и творчестве П.П.Бажова. Содержание и герои сказа. Обучение анализу эпизода. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика». Характеристика Данилы-мастера. Словарная работа. Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Выразительное чтение статьи учебника о Бажове. Устный рассказ о Бажове Выразительное чтение фрагментов сказа (в том числе по ролям). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов Устные ответы на вопросы с использованием цитирования), участие в коллективном диалоге.. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова.
Отличительные черты жанра сказа, отличие от сказки; Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия "сказ", "сказка" и сопоставление этих понятий Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка». Сопоставление этих понятий в таблице, Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства в различных формах - от правдоподобия до фантастики.
К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».
Основные сведения о жизни и творчестве К.Г.Паустовского. Особенности изображения героев в сказке «Тёплый хлеб». Анализ произведения, элементы сказки в произведении; диалектные и устаревшие слова. Работа с иллюстрациями Чтение и обсуждение статьи учебника «Константин Георгиевич Паустовский». Выразительное чтение эпизодов сказки (в том числе по ролям), их пересказ и инсценирование Поиск незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. Устный рассказ о писателе. Восприятие художественной условности как специфической характеристики искусства. Выявление в сказке реальных и фантастических элементов и черт фольклора. Работа со словарем литературоведческих терминов. Комментирование понятий «пейзаж», «эпитет». Презентация иллюстраций к сказке с цитатными подписями, показ и защита собственных рисунков, обсуждение иллюстрации учебника.
К. Г. Паустовский. Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы».
Сюжет рассказа, взаимоотношения героев, смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображённых в рассказе. Инсценирование фрагмента рассказа «Заячьи лапы». Выразительное чтение произведений , пересказ их фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Различные виды пересказов . Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений писателя. Определение авторского отношения к героям.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Сведения о С.Я Маршаке и факты его жизни, определение понятия «драма», «пьеса», особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки) Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Выполнение заданий фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки.
«Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. Подготовка устных сообщений о характере и поступках Падчерицы, Королевы, Мачехи, Дочки, Профессора, Солдата (по выбору). Чтение словацкой народной сказки «Двенадцать месяцев» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…») и ответы на вопросы практикума.
Р.р. «Двенадцать месяцев» Подготовка к домашнему сочинению.«Падчерица и Королева», «Добро и зло в пьесе-сказке». Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные».
А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
А.П.Платонов и факты его жизни, сюжет рассказа; поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простота и человечность рассказа, трогательный образ фантазера Никиты Чтение и обсуждение статьи учебника о Платонове. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы по содержанию рассказа (с использованием цитирования).
В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.
Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Композиция рассказа (экспозиция-вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Чтение и обсуждение статьи учебника об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка» (из раздела «Литературные места России»). Выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение произведений книжной графики к рассказу. Устное иллюстрирование.
«Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. Устный рассказ о писателе. Чтение и пересказ фрагментов рассказа, лексические и историко-культурные комментарии. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики Васютки. Рассказ о поведении и поступках героя (с использованием цитирования). Нравственная оценка поведения и поступков героя рассказа. Чтение и обсуждение отрывка из воспоминаний Астафьева «Судьба рассказа "Васюткино озеро"».
Классное сочинение « Мой сверстник в русской литературе XIX -XX вв» (по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева) Пишут сочинение.
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ(1941-1945)
К. М. Симонов. Слово о писателе. Война и дети. «Майор привез мальчишку на лафете..» Сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне Рассказ о поэте и его военной биографии. Сообщение о героях Брестской крепости. Выразительное чтение стихотворения с составлением партитурной разметки текста. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
А. Т. Твардовский. Слово о писателе. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
Сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне Выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне, презентация и зашита иллюстраций к этим стихотворениям. Чтение и обсуждение статьи учебника «Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945». Устный рассказ о военной биографии поэта с показом его портретов. Актёрское исполнение стихотворения. Выразительное чтение стихотворения . Устное рецензирование выразительного чтения актёров (см. задания фонохрестоматии).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон – Амина до. «Города и годы».
Выразительное чтение ранее изученных стихотворений Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.Н. Плешеева о родине и родной природе (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Сообщение о жизни И.А. Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции с показом их портретов. Рецензирование актёрского чтения стихотворений Бунина и Дона-Аминало (см. фонохрестоматию). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.
Д. Б. Кедрин, А. А. Прокофьев, Н. Рубцов. Образ родины в стихотворениях о природе.
Создание поэтического образа Родины в стихотворениях поэтов 20 века; выразительное чтение, анализ поэтического текста, описание картин. Краткие сообщения о поэтах. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устное иллюстрирование. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Презентация и зашита собственных иллюстраций.
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник»
Слово о писателях. Автобиографичные черты в произведениях Саши Чёрного. Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного. Рассказы о Саше Чёрном с показом его портретов. Чтение и обсуждение вступительной статьи учебника о писателе. Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов (по группам). Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох в рассказе Саши Чёрного.
Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Юмор и его роль в рассказе.
Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах Актуализация знаний о Робинзоне, герое романа Дефо. Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов . Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Выявление признаков художественной традиции литературной классики предшествующих эпох. Сопоставление событий романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь-Робинзон». Устное иллюстрирование
Ю. Ч. Ким. Слово о писателе. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. Презентация и защита собственных иллюстраций к юмористическим рассказам. Чтение и обсуждение статьи учебника о Ю.Ч. Киме. Прослушивание звукозаписи песни «Рыба-кит» в авторском исполнении и его устное рецензирование. Выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устное иллюстрирование. Подготовка к инсценированию песни. Прослушивание и обсуждение звукозаписей песен Ю. Кима. Чтение и обсуждение размышлений С. Я. Маршака «О талантливом читателе».
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков.
Сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе; черты характера, которые прославляет автор, признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л. Стивенсона Презентация и зашита собственных иллюстраций. Рассказ о Р.Л. Стивенсоне с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение статьи учебника о Стивенсоне и составление её плана. Выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады и определение её стихотворного размера. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана письменной характеристики героев баллады. Устное иллюстрирование. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Вересковый мёд».
Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.
Автор и факты его биографии, сюжет романа; анализ характера героя, его поступков, изменения в поведении и характере; авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому трудуРассказ о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей. Сообщение о матросе Александре Селкирке. Чтение статьи учебника о д. Дефо и составление её плана. Выразительное чтение фрагментов романа. Озаглавливание фрагментов романа и различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование. Подбор материалов дня рассказа о Робинзоне.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Обсуждение иллюстраций к роману, найденных в Интернете, и иллюстраций учебника, презентация и зашита собственных рисунков.
Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «робинзонада». Устные рассказы о героях других «робинзонад». Выявление признаков традиции литературной классики предшествующих эпох.
Г.Х. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.
Слово об авторе. Своеобразие художественного мира Андерсена- сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок Сообщения о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил. Выразительное чтение и пересказ фрагментов из очерка К.Г. Паустовского «Сказочник». Выразительное чтение и обсуждение статьи учебника об Андерсене. Выразительное чтение сказки. пересказ её фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней.
Составление рассуждения по теме «Противопоставление красоты внешней и внутренней – Герда и Снежная королева». Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве и беседа по сопоставлению героинь. Составление плана сравнительной характеристики героинь сказки и рассказ о них по плану. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Проверочная работа по сказке «Снежная Королева»
Подбор цитат к сравнительной характеристике Кая, Герды, маленькой разбойницы, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Победа добра, любви и дружбы над злом Чтение и обсуждение фрагмента статьи С.Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментирование проблемных вопросов. Составление плана (цитатного плана) самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов.
М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Сообщения о писателе Марке Твене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил и работал. Выразительное чтение фрагментов романа. Обсуждение первых глав романа . Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
«Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Чтение по ролям или прослушивание в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию) диалога Тома и Гека (гл. 6). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устное иллюстрирование. Обсуждение и рецензирование иллюстраций, помещённых в учебнике и найденных самостоятельно. Презентация и защита собственных иллюстраций. Ответы на вопросы викторины «Мир предметов в романе "Приключения Тома Сойера"?».
Д. Лондон. Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише».
Краткий рассказ о писателе. Сюжет рассказа, его герои; обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем Чтение и обсуждение статьи учебника «Джек Лондон». Сообщение о Дж. Лондоне с показом портретов писателя, изображений мест в США, связанных с его именем. Составление плана и пересказ статьи учебника. Выразительное чтение рассказа (в том числе по ролям), пересказ ключевых фрагментов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Устное иллюстрирование.
Резерв времени Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
\
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема урока Кол-во часов Дата Примечание
план факт 1 Ведение. Книга в жизни человека. 1 01.09
2 Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. 1 06.09 3 Детский фольклор и его жанры. Сочинение частушек и загадок. 1 08.09 4 Сказка как вид народной прозы. 1 13.09 5 Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. 1 14.09 6 Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке «Царевна- лягушка». 1 15.09
7 «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»-волшебная сказка героического содержания Образ главного героя. 1 20.09
8 «Журавль и цапля» - сказка о животных». 1 22.09 9 Бытовая сказка «Солдатская шинель». 1 27.09 10 Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. 1 28.09 11 «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». 1 29.09 12 М. В. Ломоносов. «Случилось вместе два Астронома в пиру». 1 04.10 13 Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). 1 06.10 14 И.А. Крылов. Слово о баснописце. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий
1 11.10 15 Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях 1 12.10 16 В. А. Жуковский. Слово о поэте-сказочнике. «Спящая царевна» - литературная сказка. 1 13.10
17 Баллада «Кубок». Герои баллады. 1 18.10
18 А. С. Пушкин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. 1 20.10 19 Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок. 1 25.10 20 А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 26.10 21 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сюжет сказки (сопоставление его с сюжетами народной сказки и сказками Жуковского). Герои сказки.
1 27.10 22 Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о превосходстве внутренней красоты над красотою внешней. Художественное совершенство пушкинской сказки 1 08.11 23 Подготовка к домашнему сочинению по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 10.11 24 Написание сочинения по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 15.11 25 РР Стихи и проза. Рифма и ритм 1 16.11 26 Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка 1 17.11 27 Фантастическое и реальное в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Нравоучительность сказки. 1 22.11 28 М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения «Бородино». 1 24.11 29 Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». 1 29.11 30 Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». 1 30.11 31 Реальность и фантастика повести «Заколдованное место» 1 01.12 32 Картины народной жизни в повестях Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1 06.12 33 Н. А. Некрасов. Раздумья поэта о судьбе народа в стихотворении «На Волге» 1 08.12 34 Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» 1 13.12 35 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения 1 14.12 36 И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве.
1 15.12 37 Духовные и нравственные качества Герасима. 1 20.12 38 Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). 1 22.12 39 Р.р Классное контрольное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму». 1 27.12
40 Р.р Классное контрольное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму». 1 28.12
41 А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. 1 29.12
42 Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль,
амфибрахий, анапест. 12.01 43 Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»- рассказ-быль. 1 17.01
44 Жилин и Костылин. Жилин и Дина. 1 18.01 45 «Кавказский пленник»- как протест против национальной вражды. 1 19.01 46 Р.р Контрольное сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» 1 24.01 47 А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. 1 26.01 48 Ф. И. Тютчев. Слово о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. 1 31.01 49 Лирика И. С. Никитина, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова. 1 01.02 50 И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа в рассказе. 02.02 51 В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». 1 07.02 52 Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев. 1 09.02 53 Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» 1 14.02 54 Р.р. «В дурном обществе» Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.
15.02 55 С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы. 1 16.02 56 П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Честность, трудолюбие и талант героя. 1 20.02 57 Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. 1 28.02 58 К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». 1 01.03 59 Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. 1 02.03 60 К. Г. Паустовский. Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». 1 07.03 61 С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» 1 09.03 62 «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои. 14.03 63 Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе. 1 16.03 64 Р.р. «Двенадцать месяцев» Подготовка к домашнему сочинению.«Падчерица и Королева», «Добро и зло в пьесе-сказке». 21.03 65 А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. 1 22.03
66 В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации. 1 04.04 67 «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. 1 06.04 68 Р.р Классное сочинение « Мой сверстник в русской литературе XIX -XX вв» (по произведениям Паустовского, Платонова, Астафьева) 1 11.04 69 К. М. Симонов. Слово о писателе. Война и дети. «Майор привез мальчишку на лафете..» 1 12.04 70 А. Т. Твардовский. Слово о писателе. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. 1 13.04 71 И.А.Бунин. «Помню- долгий зимний вечер…»; Дон – Амина до. «Города и годы». 1 18.04 72 Д. Б. Кедрин, А. А. Прокофьев, Н. М. Рубцов. Образ родины в стихотворениях о природе. 1 20.04 73 Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник» 1 25.04 74 Саша Черный. «Игорь – Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. 1 26.04 75 Ю. Ч. Ким. Слово о писателе. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. 1 27.04 76 Р. Л. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. 1 02.05 77 Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. 1 04.05 78 Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. 1 10.05 79 Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. 1 11.05 80 Г.Х. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. 1 16.05 81 Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. 1 18.05 82 Проверочная работа по сказке «Снежная Королева» 1 23.05 83 М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. 1 24.05 84 «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. 1 25.05 85 Д. Лондон. Нравственное взросление героя рассказа «Сказание о Кише». 1 30.05 86-88 Резерв времени 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организац. с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 1/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организац. с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 2/В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Е. В. Иванова. Дидактические материалы по литературе к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс в 2-х частях»М.: Просвещение, 2016
Е. Л. Ляшенко. Тесты по литературе к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс в 2-х частях» М.: Просвещение, 2015
Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. 5-е изд., перераб.- М.:ВАКО,2016
Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014 г.