Технологическая карта к уроку № 7 по географии на тему Великие географические открытия (5 класс)
Технологическая карта урока открытия нового знания.
Урок 7
Предмет География
Класс 5
Тема урока
Эпоха Великих географических открытий
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Самоопределяться в решении географических вопросов. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
формировать умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать свою работу.
Познавательные: находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.
Коммуникативные: формировать умение по объяснению содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
принять правила поведения на уроке; осознать поэтапность раз-
вития географических знаний; принять правила работы по предложенному алгоритму деятельности
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологииОборудование
Электронное приложение к учебнику
Учебник А.А. Лобажидзе География Планета Земля 5 – 6 класс «ТРИЗ»
Исследовательская деятельность
Технология «Развития критического мышления через письмо и чтение» ПК или ноутбук, проектор, Интерактивная доска.
Основные понятия Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветные путешествия (Ф.Магеллан, Ф.Дрейк). Значение Великих географических открытий
Форма проведения урока Урок исследование
Этап урока
(название, время, цели) Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Продолжительность:
3- минут
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей АМО: «Ладошки»
На листах А4 обводят свои ладошки. Вокруг пальцев необходимо написать, что ты ждёшь от урока. Внутри пальцев – свои надежды ( пожелания) Включаются в деловой ритм урока, отвечают на вопросы учителя. Озвучивают другим свои пожелания Л.: принять правила поведения на уроке; осознать поэтапность раз-
вития географических знаний; принять правила работы по предложенному алгоритму деятельности
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели:
организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.
-организовать формулировку темы и постановку цели урока.
Продолжительность: 3 минуты
Формулирует задание , создает проблемную ситуацию Проблемная ситуация и актуализация знаний.
В науке открытия XV–XVI веков называют Великими географическими открытиями. Какой у вас возникает вопрос?
Почему географические открытия конца XV века назвали Великими?
Какие у вас будут гипотезы? Какая будет тема урока?
Какой материк на Земле самый большой? Какие мореплаватели совершали плавание вокруг Африки?
Формулируют цель урока и тему урока
Выдвигают гипотезу.
Р.: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
формировать умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать свою работу.
К.: формировать умение по объяснению содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели:
- зафиксировать новый способ сравнения в виде правила;
- организовать применение нового знания;
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха
Продолжительность 34 мин. 1.Организовать работу по проверке гипотез
2.Организует самостоятельную работу учащихся по группам и коррекцию Работая в группе, проведите исследование путешествий Ф.Магеллана и Ф. Дрейка. Определите, из каких стран начались эти экспедиции.
Укажите, какие океаны они пересекли.
Установите , в каких частях мира их маршруты совпадали. В чём различия маршрутов.
Определите, какие земли были открыты или исследованы.
Определите, можно ли его считать Великим географическим открытием.
Работа с контурными картами:
1. Подпишите на контурной карте все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.
2. Нанесите маршрут путешественника по вашему выбору.
2. Обсуждение результатов работы групп.
– С какими трудностями столкнулись путешественники? Какие качества характера проявили путешественники для достижения цели?
3. – Работая в группе, проанализируйте информацию, представленную в синквейне. Приведите аргументы в пользу представленного мнения.
А) Френсис Дрейк –
решительный, отважный
командовал, торговал, обогащался.
Вице-адмирал её величества королевы Англии.
Пират.
Б) Фернан Магеллан –
смелый, настойчивый,
открывал, пересёк, убит.
Доказал шарообразность Земли.
Мореплаватель
4. Как вы понимаете: эра Великих географических открытий?
5. Какие крупные географические открытия были характерны для XVв.
Работают в группе, исследуют путешествие Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка
Обсуждают результаты работы, анализируют информацию
Наносят на контурную карту маршрут путешественников
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Самоопределяться в решении географических вопросов. .
К.:
формировать умение по объяснению содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Р.: формировать умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, планировать свою работу
П.: . находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.
Домашнее задание.
Поясняет правила написания синквейна П. 8, составить синквейн о Ф. Магеллане или Ф Дрейке
Интернет ресурсы:
http://www.museum.ru/N37569 Гумбольт Александр
HYPERLINK "http://profilib.com/chtenie/57726/gerbert-skurla-aleksandr-gumboldt.php" http://profilib.com/chtenie/57726/gerbert-skurla-aleksandr-gumboldt.phphttp://discover-history.com/explorers/Livingstone-David.htm
Д.Ливингстонhttps://geographyofrussia.com/david-livingston-issledovanie-yuzhnoj-i-centralnoj-afriki/http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/165574/Макензи Обсуждают домашнее задание. Записывают в тетрадь. Л.: принять правила работы над домашним заданием
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: фиксируется новое содержание
адекватное оценивание собственной деятельности и ее результата
5мин
Организует деятельность учащихся с помощью приёма «Светофор»
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зеленый – всё понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятногоОценивают свою работу на уроке
формулировать собственное мнение
позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности