Методическая разработка на тему: Как работать над сочинением
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П.Мачнева»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
КАК РАБОТАТЬ НАД
СОЧИНЕНИЕМ
Преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ «ПСЭК им. П.Мачнева: Лопатина О.М.
г. Самара 2016
I. ВВЕДЕНИЕ:
ЖАНРОВЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
Сочинение – это вид речевой деятельности, при котором пишущий
сознательно и преднамеренно выбирает способ изложения, жанр, композицию, средства словесного выражения. Выбор осуществляется в зависимости от темы сочинения, от своего отношения к теме, от цели выполнения работы, обстоятельств, в которых она выполняется, от индивидуальных наклонностей и возможностей пишущего.
Обучение написанию сочинений необходимо начинать с раздельного обучения описанию, повествованию и рассуждению.
Сочетание этих трёх конструктивных разновидностей в пределах одного монологического высказывания даёт бесчисленное множество композиционных систем в контексте основных жанров.
В сочинениях-описаниях пишущий ставит своей целью раскрыть признаки предмета, явления, лица.
В письменной речи, как и в устной, различают описания деловые и художественные.
Деловое описание должно включать в себя понятие о существенных признаках описываемого предмета или явления в их строгой логической последовательности.
В художественном описании преобладает лирический авторский подход к изображению, стремление дать образное описание природы, человека, любого жизненного процесса.
Описание деловое тесно связано с рассуждением, так как пишущий чаще всего от констатации фактов, признаков переходит к их объяснению, истолкованию, вносит элементы оценочного подхода к изображаемым фактам, поступкам.
Ценность сочинений-описаний заключается в том, что они помогают развивать наблюдательность, формировать умение выделять главные и второстепенные признаки в описываемом явлении, предмете, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, обобщать.
В сочинениях-повествованиях пишущий показывает умение рассказать о каком-то эпизоде, случае из жизни.
Поэтому вполне естественно, что для связного рассказа (сочинения) он может взять эпизод из жизни, известный многим учащимся, или, наоборот, происшедший с ним самим, реальный или целиком выдуманный, который сам наблюдал или о котором слышал от кого-нибудь. И здесь при отработке навыков такого связного повествования большую роль сыграют умело подобранные образцы художественных рассказов.
В рассказе выделяются:
--- завязка (начальный этап развёртывания сюжета);
--- кульминация (момент наивысшего напряжения в развитии действия)
--- развязка (разрешение, результат развития событий). 1
Схематически построение сочинения-повествования о каком-либо случае можно представить графически:
Завязка
I
Развитие действия
I
Кульминация
I
Спад действия
I
Развязка
Конечно же, нет и не может быть рекомендаций, охватывающих все аспекты этой широкой работы. Важно научиться писать небольшие рассказы, в основе которых могут лежать собственные наблюдения, рассказы товарищей, взрослых. Важно чётко определиться в структуре таких сочинений-повествований, понять особенности их языкового оформления.
Сочинения-рассуждения предполагают наличие у пишущего умения рассуждать, мыслить самостоятельно, отстаивать свою точку зрения. Важна и сама формулировка темы, её оригинальность, вызывающая интерес пишущего.
Но если пишущий плохо знает материал и не владеет приёмами творчества, он и на тему самую оригинальную напишет трафаретное сочинение, если же он располагает необходимым запасом знаний и умеет рассуждать, то и на тему:«Характеристика образа П» напишет интересное сочинение.
Всё разнообразие формулировок тем можно свести к трём видам:
тема-понятие --- это такая формулировка, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения, автор определяет её сам, например, «Образ Фауста»;
тема-вопрос --- такая формулировка тоже выражает идеи рассуждения, но указывает прямой путь к ней, например, «Каков ваш взгляд на Онегина?»;
тема-суждение --- в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, например, «Онегин –«лишний человек».
Тема-суждение предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для её обоснования, каждый «по-своему» расположит материал внутри главной части и, таким образом, на одну и ту же тему появятся оригинальные, не похожие одно на другое рассуждения.
Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам формулирует основную идею сочинения. 2
В сочинениях-рассуждениях, таким образом, важно не только то, о чём говорит автор, но и то, как он об этом говорит.
Работа над таким сочинением немыслима без действенной, активной работы над словом. Каждый случай употребления того или иного слова, словосочетания, предложения должен быть оправдан с точки зрения и тематики сочинения, и авторской позиции.
Для доказательства тезиса могут быть взяты прямые, непосредственные факты, аргументы и доказательства. В качестве доказательств пишущий может брать факты из личного опыта, из литературы, публицистических статей. Другими словами, выбор аргументов определяется главным образом темой сочинения-рассуждения. В зависимости от этого автор может дать в сочинении непосредственный ответ на поставленный в теме вопрос, высказать свою точку зрения на дискуссионный вопрос, раскрыть своё понимание того понятия, которое заключено в формулировке темы сочинения.
II. КОМПОЗИЦИОННО-ЛОГИЧЕСКАЯ
СТРОЙНОСТЬ СОЧИНЕНИЯ
Под композиционно-логической стройностью мы понимаем правильное соотношение между частями рассуждения, чёткость и ясность в раскрытии мыслей.
Рассуждение состоит из трёх частей: вступительной, главной (основной) и заключительной.
Вступление должно вызвать у читателя интерес к предмету рассуждения. Вступительная часть не должна быть затянутой или далёкой от темы.
Вступления могут быть самыми разнообразными по содержанию: это и общее положение о предмете сочинения, о писателе, о его произведениях или эпохе; это могут быть и суждения критиков. Но в любом случае начало должно естественно, органично приводить к основной части, раскрывающей тему.
Основная часть – это утверждение автором какой-то мысли, а она представляет собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства –это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.
Перед автором сочинения-рассуждения, как правило, не стоит задача открывать новые научные истины. Он должен убедить читателя в истинности того положения, которое уже открыто в науке. Главная часть такого рассуждения обычно строится как доказательство, в котором доказываемое положение сформулировано заранее. Это положение и будет основным тезисом рассуждения. 3
Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов, формы.
Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказать.
Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис.
Формы доказывания (или способ) – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.
Заключение – это завершение работы. Оно должно обобщить всё сказанное выше. Заключение не должно иметь искусственного характера, оно должно быть органически связано со всем содержанием работы, определяться её целями. Обыкновенно заключение показывает историко-литературные или общественные последствия проанализированного в основной части явления. Конечно, темы заключений могут быть самыми различными по содержанию, но общий тип, не повторяющий главную часть, а развивающий её, -- это тема значения проанализированного литературного факта, значения для историй, для литературы, для современников, для автора сочинения лично.
Необходимо заботиться о соразмерности сочинения, помнить, что эти три части – части единого целого.
III. ТЕМАТИКА СОЧИНЕНИЙ
Первым моментом, определяющим основную мысль, характер, общую направленность, план и язык сочинения, является тема. Она ставит цель, в ней заключён и критерий отбора материала, и указания на общий тон изложения. Короче говоря, тема есть сочинение в свёрнутом виде, нужно только умело, экономно и целесообразно развернуть её. Таким образом, на этом первом этапе в значительной мере предопределяется успех письменной работы учащихся.
Существует группа тем сочинений, связанная с характеристикой отдельного или группового героя. Жанр характеристики для учащихся является самым привычным, давно знакомым, так сказать, по преимуществу школьно-ученическим, а потому и лёгким.
Сложнее для учащихся темы, связанные с анализом проблематики художественных произведений, мастерства и значения писателей. В данном случае сочинения приобретают характер критических очерков или элементарных исследовательских работ. Но в пределах этого жанра можно наметить ряд ступеней трудности.
Сначала идут темы, имеющие отношение к идейному содержанию одного произведения или к отдельному вопросу в творчестве писателя, например: «Основные проблемы романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?», «Разоблачение капиталистического мира в творчестве Горького и Маяковского» (или одного из них). Бывает иногда, что пишущие 4 соскальзывают с идейного содержания произведения на сюжетное, с проблематики на тематику или характеристики героев.
Работы, в которых раскрывается значение писателя в целом или одна сторона его творчества, требуют более сложных фактических и композиционных средств. Вот примеры таких тем: «Я лиру посвятил народу своему», «Тема Родины в поэзии Маяковского». Эти темы на практике легко подменяются другими, упрощёнными, теряющими специфику заданных, более трафаретными и привычными для учащихся, типа: «Значение творчества того или иного писателя».
Задача педагога-словесника заключается в том, чтобы включить молодёжь в творческий поток великих замыслов и дел, даже в тех случаях, когда тематика обращается к классической литературе, она отбирает из неё идейно-значимое для нашего современного сознания. вопросы общественной борьбы, народности, патриотизма, гуманизма – вот что по преимуществу созвучно нашей эпохе в старом литературном наследстве.
В заключении можно указать следующие четыре основных принципа отбора тем:
1. Прежде всего темы должны наталкивать учеников на посильные мировоззренческие высказывания.
2. В целях воспитания характера и развития мысли учащихся необходимо всемерно стимулировать их самостоятельность как в смысле подбора материала для сочинения, так и его организации и осмысления.
3. Задание необходимо рассчитывать на конкретный материал, почерпнутый не только из литературы, но и из жизни, истории и других знакомых учащимся областей знания.
4. Темы должны требовать от учащихся доступных для них обобщений материала.
IV. ОБЪЁМ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Темы по характеру различны: это и характеристики отдельно взятых действующих лиц произведения, и сравнительные характеристики, и анализ проблем, поставленных писателем, и рассуждения на литературном материале, посвящённые общественно важной теме.
Приступая к сочинению, надо тщательно продумать формулировку его темы, обращая внимание на каждое слово. Тема рассуждения в любой формулировке – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать.
Объём темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается.
Содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объём данной темы. 5
Определяя объём темы сочинения, автор рассуждения опирается на правила логического деления:
деление должно быть соразмерным;
деление должно быть по одному основанию.
Нарушение первого правила ведёт к тому, что объём темы раскрывается неполно или, наоборот, появляется лишний член деления. Например, если в объём темы «Реализм в творчестве А.С.Пушкина» не включено такое произведение, как «Евгений Онегин» или «Борис Годунов», значит, объём темы раскрыт неполно. Наоборот, если в объём данной темы включена, допустим, поэма «Бахчисарайский фонтан» (романтическое произведение), то в объём темы включён лишний член.
Нельзя нарушать и второе правило. Произвести деление по одному основанию – это значит выделить предметы, составляющие объём данной темы с какой-то одной точки зрения.
Например, нужно раскрыть объём темы: «Мёртвые души» Н.В.Гоголя – гениальная сатира на крепостническую Русь». Делим объём темы на едином основании системы образов поэмы: Чичиков, помещики, губернские чиновники, губернские дамы, дядя Миняй и дядя Митяй, дворовая девчонка.
Раскрывая содержание темы, т.е. формулируя основной тезис рассуждения, пишущий должен держаться в границах объёма темы, чтобы в рассуждении не появились целые части, не имеющие к ней отношения.
Например, в сочинении на тему: «Реализм в творчестве А.С.Пушкина» один учащийся так формулирует основной тезис: «Пушкин – писатель-реалист», а другой – «Пушкин – основоположник русской реалистической литературы». Второй нарушил правило соразмерности определения: чтобы раскрыть свой тезис, он вынужден будет говорить не только о реалистических произведениях А.С.Пушкина, но и о литературе допушкинского периода.
Чтобы не допускать таких ошибок, пишущий, во-первых, должен иметь в виду, что на протяжении всего доказательства тезис должен оставаться одним и тем же. Нарушение этого правила ведёт к подмене тезиса, уводит от темы, т.е. рассуждение оказывается написанным не на тему.
Во-вторых, мысли, которые используются для обоснования основного тезиса (т.е. аргументы), должны быть истинными, а не ложными.
Для того чтобы сочинение-рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы:
1) основной тезис соответствовал теме сочинения;
2) доказательства были убедительными;
3) части рассуждения – тесно связанными;
4) выводы – чётко сформулированными.
6
V. ПРОЦЕСС ОБДУМЫВАНИЯ ТЕМЫ
Порядок работы над сочинением-рассуждением видится таким:
1) выбор темы и определение формы (жанра) сочинения, в наибольшей степени соответствует теме;
2)логический анализ темы;
3)разработка плана;
4)текстуальное оформление сочинения.
Если тема допускает любую форму сочинения, тогда выбор формы определяется наклонностями пишущего или обстоятельствами, в которых протекает работа.
Логический анализ темы состоит из двух этапов.
Первый этап: определить объём темы и отобрать материал для построения сочинения-рассуждения. Объём темы нужно выявить полностью, чтобы не пропустить какой-нибудь важный факт, а затем отобрать только то, что будет использовано в рассуждении, т.е. факты, полнее и глубже раскрывающие содержание темы и в большей степени известные автору. Это могут быть факты из разбираемого художественного произведения, мнения общественных деятелей и литературных критиков, стихи, необходимые для иллюстрации, подтверждения мысли или её развития. Злоупотреблять цитатами или пересказом нельзя: сочинение – это авторское рассуждение, а не монтаж чужих текстов.
Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой, таким образом, процесс собирания материала, углубления знаний о нём.
Второй этап – определение содержания темы, организация отобранного материала вокруг определённой идеи. Может состоять из следующих моментов:
выявить вопрос (проблему), заключённый в теме (каждый видит его в соответствии со своим пониманием темы);
дать точный, правильный ответ на вопрос темы, сформулировать идею рассуждения (основной тезис);
определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства; это не пустая формальность, а очень ответственный момент в работе над рассуждением: от умения проделать эту работу зависит, будет сочинение написано, на данную тему или нет;
опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).
Вот конкретный пример процесса обдумывания темы: «Вольнолюбивые стихотворения А.С.Пушкина».
Объём темы: «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Лицинию», эпиграммы на Александра I, Голицына, Фотия (первые шесть стихотворений наиболее важны).
7
Содержание темы:
Основной вопрос темы: «Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихотворения?» или «Каким представляется мне Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»
Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.
Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.
Главное словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательств: «борец за свободу народа».
Аргументы:
Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право.
Пушкин призывал своих современников к борьбе за свободу народа.
Пушкин воспевал борцов за свободу народа.
ТЕМА И ПЛАН
Мы видим, как в процессе обдумывания темы рождается план рассуждения. Тезис – это название главной части, аргументы – основные её разделы. Значит, если пишущий владеет материалом темы, умеет выбрать из него самое главное для её раскрытия, систематизировать выбранный материал, организовать его вокруг главной идеи, то план своего рассуждения он всегда сумеет разработать самостоятельно. Что же такое план сочинения?
План рассуждения – это важный этап продумывания работы в целом; готовое рассуждение в предельно сжатом, свёрнутом виде.
Сочинение-рассуждение писать без плана нельзя. Вырабатывая план, пишущий организует свой текст, порядок, последовательность изложения. План сочинения может изменяться в процессе работы, но важно, чтобы первоначальные вехи были намечены, чтобы не было повторов, возвращения к одному и тому же.
План – это итог всей аналитической работы над материалом.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
I
Составление плана – обязательный этап обучения сочинению. План отражает понимание идейного смысла темы. По правильно составленному плану всегда можно назвать тему.
Указывая основные вопросы темы, план тем самым определяет и объём работы, позволяет не упустить какой-нибудь важной стороны разбираемого вопроса. Хорошо продуманный план дисциплинирует мысль.
Разумеется, в процессе работы он может и должен совершенствоваться.
Суждения пишущего становятся в плане в строгий логический ряд. 8
И наконец, план способствует соразмерности частей сочинения.
Форма плана определяется членением его на части и стилистическими особенностями формулировок отдельных его пунктов. Наиболее традиционной формой является разбивка на три основные части: вступление, главную часть и заключение, - отмечаемые римскими цифрами.
Прежде чем приступить к изложению содержания темы, нужно осветить предмет и цель предстоящих рассуждений, сообщить о значимости поставленного вопроса или причинах его выбора, а также указать источники, материал или способ раскрытия темы.
Главная часть сочинения, в которой развиваются основные положения темы, может дробиться на ряд составных вопросов, отмеченных в плане арабскими цифрами. Весь ход рассуждений должен привести пишущего к определённым конечным выводам и обобщениям, представляющим собой результат всей цепи умозаключений и убедительно отвечающим поставленной в начале сочинения цели.
Таким образом, разбивка на эти части не шаблон, а логическая необходимость, связанная с законами мышления.
Что касается стилистического оформления планов, то это формулировки вопросов назывными и сложными предложениями (повествовательными и вопросительными). Назывные предложения больше других отвечают поставленной задаче. В самом деле, план должен расчленить тему на ряд частных вопросов. Называя их, план намечает, в каком направлении будет работать мысль т что приблизительно будет сказано по каждому пункту. Этим в основном план и отличается от тезисов, где в сжатом виде даётся и решение каждого вопроса (обычно в форме полного предложения).
Но подобно тому как темы ( особенно «свободные») бывают сформулированы в виде развёрнутого суждения, так и в плане идейная насыщенность некоторых положений нередко побуждает пишущего полно выразить свою мысль. Такие отступления допустимы. Но при условии соблюдения меры. Составляя план, можно воспользоваться и цитатой, когда она удачно, афористически выражает нужную
мысль или является характерным для данного писателя выражением. Разумеется, вводить цитаты в план надо уместно и тактично.
Таким образом, наряду с синтаксически и стилистически единообразными планами следует считать приемлемыми и смешанные.
Вот пример такого сочинения на тему: «Пореформенная Русь в изображении Н.А.Некрасова» (поэма «Кому на Руси жить хорошо»):
I .Эпоха 60-70-х годов XIX века – годы, когда «всё переворотилось и только укладывается».
II. Пореформенная Русь в изображении Некрасова.
Дворянство после реформы.
Наступление капиталистических сил.
«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
Борцы за освобождение народа.
Вера поэта в силы народа и его светлое будущее.
III. Общественно-политическое значение поэмы.
9
По композиции, объёму материала, общему характеру и направленности различают следующие планы сочинений:
о литературном и историческом герое;
по двум образам, произведениям и направлениям (сравнительная тема);
об идейном содержании произведения;
о художественных особенностях произведения;
на тему обзорного и обобщающего характера, охватывающую творчество писателя, литературное направление или какой-либо вопрос на различных этапах;
на «свободные», или публицистические темы.
План сочинения о литературном или историческом герое, казалось бы. Предельно ясен в своей композиции: обычно перечисляются характерные черты данного образа (конечно, в связи с основными особенностями эпохи и условиями жизни героя), а затем даётся оценка образа. В планах этого типа учащиеся часто не взвешивают сравнительной ценности черт героя. Не замечают проявлений его внутреннего мира. Дают всё вперемешку, в силу чего сочинение не получается цельным и значительным.
Надо предостеречь учащихся и от смешения анализа образа с биографией героя. План неизбежно будет сигнализировать о таком смешении.
Если в теме указаны два объекта для сочинения, то анализ в большинстве случаев будет сравнительным, потому что даже в наиболее близких по своему идейному содержанию литературных типах, произведениях и направлениях всегда найдутся и черты различия.
Возникает вопрос, что лучше: сказать сначала об одном объекте сочинения, потом о другом, а затем сравнить их, или наметить ряд вопросов и по ним вести параллельный анализ исследуемых явлений?
Учащиеся часто идут по линии наименьшего сопротивления – предпочитают первый путь, и тогда сочинения проигрывают в глубине, систематичности и наглядности сравнения, в них неизбежны повторения, а итоги не всегда убедительны. Другое дело, когда каждая черта одного характера или каждый элемент данного литературного факта сопоставляется с другими: сравнение в этом случае получается наиболее полным, логичным и конкретным.
Говоря о сочинениях, посвящённых раскрытию идейного содержания литературных произведений, следует установить их специфику. Проблема и её разрешение в конкретном образе, идея и её воплощение с трудом расчленяются в сознании учащихся. Идейное содержание произведения в их сочинениях нередко превращается в фактическое содержание.
Очень важны темы о художественных особенностях произведения и мастерстве писателя и в смысле полноты усвоения произведения в единстве формы и содержания, и в отношении развития литературно-эстетических вкусов у молодёжи. Примером может послужить план на тему: «Слово о полку Игореве» как величайшее произведение русского искусства»: 10
Историческая обстановка, отражённая в «Слове о полку Игореве».
Высокое мастерство автора «Слова»:
1.Пропаганда патриотической идеи художественными средствами.
2. Искусное построение и целенаправленность сюжета.
3. Мастерское воплощение идеи в образах.
4. Смысл одухотворённой природы.
5. Лиризм произведения, связанный с отношением автора к описанным
событиям и героям.
6 Народность, а отсюда богатство и художественность языка.
III. Идейная и художественная ценность памятника как произведения русского искусства.
Приведённый план свидетельствует о том, что форма будет рассмотрена в непосредственной связи с идейным содержанием произведения. Искусство в построении плана на подобную тему заключается не в том, чтобы перенумеровать теоретико-литературные категории: композицию, образы, пейзаж, изобразительные средства языка, а в том, чтобы связать всё это с идейным замыслом писателя.
План сочинения на тему обзорного и обобщающего характера представляет собой высшую степень трудности. Здесь приходится оперировать обширными разделами курса истории литературы – от творчества одного писателя до обзоров за столетие. Далее надо свести всё многообразие материала к нескольким положениям, логически связанным. И, наконец, формулировки отдельных вопросов должны «обжимать» материал, придавать ему компактность, единство и целеустремлённость.
В этого рода работах ученики подводят итог своих знаний по одному или нескольким разделам курса, а поэтому их суждения становятся более самостоятельными и тем самым дают больше возможности для определения уровня их подготовки.
Не менее сложно сочинение о творчестве двух или нескольких писателей. В этом случае надо найти точки соприкосновения двух творческих индивидуальностей, установить и реализовать возможности обобщения некоторых сторон идейной направленности и художественного своеобразия.
Рассмотрим план сочинения на тему: «Сатира Некрасова и Салтыкова-Щедрина»:
Связь Некрасова и Салтыкова-Щедрина с русским освободительным движением.
1. Место сатиры в творчестве Некрасова и Салтыкова-Щедрина.
2. Острота и социальный характер их сатиры.
3. разоблачение эксплуататоров народа:
а) самодержавия,
б) помещиков,
в) чиновников,
г) «друзей народа» - либералов.
4. Революционность сатиры Некрасова и Салтыкова-Щедрина.
5.Отличие сатиры Салтыкова-щедрина от сатиры Некрасова.
III. Значение сатиры Некрасова и Салтыкова-Щедрина в наше время.
11
Здесь есть и элемент сравнения, но не он характерен для существа темы. В этом плане в основном обобщаются типические черты революционно-демократической сатиры в творчестве двух выдающихся представителей эпохи. План характеризуется полнотой охвата существенных вопросов темы, продуманностью и логической стройностью.
Особое место в сочинениях, проверяющих самостоятельность мысли и уровень развития учеников, занимают сочинения на так называемые «свободные», или публицистические, темы. Их специфика в том, что они не связаны с определённым литературным материалом. Пишущий волен подобрать то, что, по его мнению, наиболее интересно и убедительно для решения предложенной задачи. Он может обратиться и к окружающей действительности, и к литературным произведениям, и к личному опыту, и к историческому прошлому. Всё это, конечно, усложняет план. Малейшая ошибка в понимании идейного смысла темы грозит провалом всей работы.
Всё, что говорилось об особенностях планов сочинений на темы разного характера, имеет прямое отношение к планам сочинений на «свободную» тему. В самом деле, сочинение на «свободную» тему может включить в себя и элементы характеристики, и моменты сравнения, и идейное осмысление и обобщение исследуемых фактов.
II
Рассмотрим типичные ошибки учеников при составлении плана сочинения. Ошибки эти распадаются на четыре группы: 1) по содержанию темы, 2) логические, 3) стилистические, 4) формальные.
Все возможные недочёты в содержании темы установить трудно. Рассмотрим лишь главные и наиболее типичные.
К ним прежде всего нужно отнести недостаточное понимание темы и подмену её своей, обычно близкой по содержанию.
Неумение найти «идейный ключ» к теме часто ведёт к плану-перечню внутренне не связанных между собой понятий. Особенно часто это случается в работах на обобщающие темы.
Если в теме не отражены все существенные стороны темы, то сочинение, написанное по такому плану, неизбежно будет страдать неполнотой, а выводы – недостаточной убедительностью. Например, рассмотрим план сочинения на тему: «Пореформенная Русь в изображении Н.А.Некрасова»:
Некрасов – народный поэт.
Пореформенная Русь в изображении Н.А.Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»).
Тяжёлое положение народа:
а) нищета крестьян,
б) угнетение крестьян,
в) темнота и бескультурье,
г) тяжкая доля женщины.
2.Моральная красота крестьянства.
3. Борцы за народное дело:
а) протест против царизма, 12
б) образ «народного заступника».
III. Призыв Некрасова к революционной борьбе.
Видно, что тема здесь сужена, она сводится только к положению крестьянства. Хотя это и центральная тема в произведении Некрасова, но понятие «пореформенная Русь» шире, и сама поэма убедительно свидетельствует об этом: в ней изображены капиталистические силы, оскудение «дворянских гнёзд», а также слуги самодержавия. Всё это в плане сочинения не отражено.
Наиболее многочисленны в работах учеников ошибки логического типа. Имеется ввиду ход развёртывания мыслей, непосредственная организация материала, компановка и связь частей.
Учащиеся, плохо владеющие навыками обобщений, обычно идут по пути наименьшего сопротивления. Они характеризуют черту за чертой, образ за образом, произведение за произведением, десятилетие за десятилетием. Такая работа выглядит примитивно, пестрит многочисленными повторениями.
Нельзя не коснуться вопроса о вступлениях и заключениях. Некоторые учащиеся не любят и не умеют как следует ни начать, ни
закончить своё сочинение. Поэтому они стараются усвоить
несколько шаблонов: во вступлении пишут немножко о данном писателе или произведении, а в заключении – о значении разбираемого вопроса. Спору нет, общий характер этих частей сочинения нередко может быть и таков, но даже при этом условии в каждом отдельном случае содержание и характер вступлений и заключений различны в зависимости от вопроса, который ставится темой. Иногда вопрос о значении переносят в начало сочинения, а в заключении, перефразируя мысли, говорят о том же.
Остаётся сказать о встречающихся в планах стилистических и формальных погрешностях, которые сравнительно с указанными выше легко устранимы.
Что касается вопросов грамматики, то нужно напомнить лишь о необходимости соблюдать чувство меры при использовании полных предложений в планах, которые в основном всё же должны состоять из назывных предложений. Плохо, когда пишущий вперемешку пользуется и теми и другими.
Как правило, стиль плана не нарушается, если полными предложениями сформулировано вступление или заключение, или крупный раздел главной части.
Другой характерной погрешностью является пристрастие к высокопарным заголовкам, злоупотребление цитатами. Трудно, например, определить, на какую тему написан следующий план:
«Россия есть страна будущего» (Белинский).
«С такою землёю пойдёшь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть» (Маяковский).
«Дети разных народов , мы мечтою о мире живём» ( Из «Гимна демократической молодёжи», слова Ошанина).
«Я землю эту люблю» ( Маяковский).
13
Внешне этот план выглядит эффектно. Делает честь знание ставших изречениями слов Белинского и Маяковского. Однако работа над планированием сочинения подменена поисками подходящих к теме цитат.
К числу формальных ошибок в планах следует отнести и графические погрешности. Чтобы избежать их, учащиеся должны знать, что каждое новое подчинённое деление в плане следует начинать с новой строки и немного отступя вправо от основного пункта.
Итак:
План в сочинениях обязателен как показатель понимания учащимися темы и организованности их мысли.
Он должен исчерпывать тему и учитывать её специфику.
Являясь прообразом сочинения, план должен быть последовательным, логически стройным и соразмерным в частях.
Наиболее убедительной формой плана является деление на
вступление, основную (или главную) часть и заключение.
В плане сочинения, как и в самом сочинении, не должно быть грамматических, стилистических и графических ошибок.
ОТБОР И ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА В СОЧИНЕНИИ
Существенную роль в идейной полноценности сочинения играют отбор и качество того материала, которым располагают ученики. Разумеется, они могут воспользоваться только тем, что усвоено и приобретено раньше, в процессе обучения.
Само собой разумеется, что сведения и впечатления, которыми запаслись учащиеся, должны получить правильное освещение. Здесь решающее слово за учителем. Можно сказать, что в материале, которым оперирует словесник, нет ни одной темы, ни одного факта, которые бы не могли быть использованы в качестве средства для воспитательного воздействия на учащихся. Например, при изучении драмы Островского «Гроза» самоубийство Катерины трактуется, по Добролюбову, как «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца». Если учитель, назвав Катерину за этот протест «лучом света в тёмном царстве», поставит на этом точку, то он совершит грубую воспитательную ошибку. Надо со всей категоричностью подчеркнуть, что в условиях своего времени и среды у Катерины не было иных возможностей для протеста против «тёмного царства», кроме выхода из жизни, у неё не было ни друзей, ни знания жизни, ни возможности полезной и увлекательной работы, чтобы иначе решить жизненный конфликт. Не читая навязчивой морали, 14
учитель всё же должен ясно и убедительно сказать, что подобное решение вопроса в наше время было бы непростительным как с нравственной, так и с религиозной точки зрения.
Ещё пример. Когда учащиеся знакомятся с образом Наташи Ростовой из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», то, восхищаясь этой жизнерадостной и талантливой девушкой, они часто иронически и свысока смотрят на Наташу в замужестве, когда она опускается, теряет интерес к окружающей действительности и с головой уходит в мелочи семейной жизни. Нужно по-настоящему разобраться в этой перемене. Л.Н.Толстой показывает назначение женщины, а это остаётся незыблемым и в наше время, а именно: защиты основ крепкой семьи и высоких обязанностей жены и матери.
Если этого не сделать, то не только будет упущена одна из возможностей воспитательного воздействия на учащихся, но и может остаться у них ложное представление о правах и обязанностях женщины в семье.
В художественных произведениях изучаются прежде всего характеры действующих лиц, их способности организовать жизнь по-новому, помогать движению общества вперёд, а для успешного выполнения этой задачи необходимы не только данные, почерпнутые из литературных источников, но и определённая осведомлённость в вопросах психологии. И, наконец, чтобы правильно изложить обширный материал, нужно владеть навыками логического мышления, а следовательно, в той или иной степени быть знакомым с его теорией, его формами. Таким образом, сочинение является довольно сложным комплексом , в котором сочетаются самые разнообразные образовательные элементы. Всё это делает его важнейшим показателем уровня знаний и общего развития учащегося.
Наиболее сложным для учащихся является логическое доказательство, опирающееся на суждения, истинность которых не подлежит сомнению. Зато удачное применение этого средства для получения правильного вывода больше других говорит о навыках мышления учеников. Мы нередко ещё встречаемся в сочинениях с ошибками этого рода.
Выводы в сочинении тем убедительнее, чем более доказательны все его разделы, а поэтому каждый из них должен быть развёрнут в достаточной мере. Ни одна часть не должна давить на другую и увеличиваться за её счёт, чтобы не было нарушено их равновесие, а отсюда - чтобы раскрытие темы не получилось однобоким. Хорошее сочинение всегда соразмерно в своих частях. В письменных работах учащихся нередки ошибки этого рода: автор то увлечётся вступлением и растянет его на треть всего объёма сочинения, то упустит какой-нибудь раздел темы.
Не получается чёткого вывода в работе и тогда, когда смешиваются два плана –жизни и литературы. Когда учащиеся дают характеристики историческим лицам, рассказы о которых послужили материалом для литературных произведений, это приводит к отожествлению художественных образов с живыми людьми, что в корне противоречит специфической сущности художественной литературы. Это часто не учитывают учащиеся. 15
Немалую роль в общей слаженности письменной работы играет подход к тому или иному вопросу, переходы от одной мысли к другой. От этих связей цепь рассуждений в сочинении может быть или крепкой, прямо ведущей к цели, или ненадёжной, рассыпающейся на отрезки, а потому сбивающейся с правильного пути. Начало сочинения вызывает затруднение у многих учащихся. И неспроста: именно здесь ставится задача, намечается направление всей работы. Малейшее отклонение в сторону вначале приводит в дальнейшем к большим ошибкам.
Если учащийся правильно наметил основные этапы своей работы, от него ещё потребуется искусство перехода от одной части к другой, которое предопределяет плавное течение мыслей в сочинении, без остановок, скачков и отклонений. У пишущего должно быть повышенное внимание к местам скрепления отдельных разделов.
Необходимо сделать несколько замечаний и о тех ошибках в содержании сочинений учащихся, которые носят характер случайных искажений, стилистической неряшливости. Все их можно разбить на три группы.
К первой отнесём ошибки памяти. О них, может быть, и не стоило бы говорить, если бы их количество было минимально. В большинстве случаев так и наблюдается, но бывают и неприятные исключения, когда приходится ставить вопрос о прочности усвоения изучаемого материала, а следовательно, и о качестве работы.
Значительное количество этих погрешностей связано с цитированием текстов. Замена и перестановка слов обычно не связаны с потерей смысла целого, но они, конечно, непозволительны, когда мы имеем дело с образцовыми произведениями литературы и публицистики.
Вот примеры неправильного цитирования Пушкина, Некрасова, Горького.
«Там рабство тощее влачится по браздам
Неутомимого владельца,
Там тягостный ярем до гроба все несут»
«Назови мне такую обитель,
Я такой стороны не видал,
Где бы сеятель наш и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал».
«Россия будет самой яркой демократией мира».
Возникает вопрос и о злоупотреблениях выдержками. Назойливое стремление цитировать иногда заставляет пишущих пользоваться нечётко вспоминаемыми текстами.
К этой категории ошибок можно отнести и неточности в хронологии, искажения собственных имён и названий произведений, чаще встречаются факты приписывания автору или герою чужих слов, а также указания не на то произведение данного писателя.
16
Ко второй группе указанных недочётов можно отнести искажения фактов литературы и истории. Например:
« Великие вожди революционеров-демократов 70-80 гг. прошлого столетия –Белинский, Добролюбов, Чернышевский –призывали к уничтожению крепостного права»
Третья группа погрешностей связана с неточностями стиля, ведущими к искажению фактов. Например:
«Во всех произведениях Горький воспел революцию». (Не «во всех», а в ряде произведений.)
IX. НАВЫКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
СТИЛЬ СОЧИНЕНИЙ
В школьной практике под языком сочинений обычно подразумевают стилистическую грамотность, отличая её от орфографической и пунктуационной грамотности. Объясняется это только практическими соображениями, так как по существу правописание и стилистика – это две стороны одного и того же явления.
Каковы же основные показатели стиля сочинений?
Можно наметить, конечно, весьма условно, такие стили в сочинениях учащихся: эмоциональный, элементарно-научный, публицистический и смешанный.
Эмоциональным стилем обычно написаны сочинения на патриотические темы, о событиях большого общественного значения и, наконец, сочинения на темы личного характера.
Эмоциональную экспрессию порождает либо сугубо личный подход к предмету суждения, либо склонность к образному мышлению. Такая работа дышит пафосом восхищения. Учащиеся пишут с подъёмом, вдохновенно.
Наиболее распространённым стилем сочинений является элементарно-научный. Этот стиль пригоден для раскрытия всех историко-литературных и исторических тем, которые обычно ставятся как определённая проблема, требующая своего разрешения (например, «Евгений Онегин как представитель культурного меньшинства 20-х годов XIX века», «Черты народного героя по произведениям русской литературы» и т.д.).
В зависимости от темы и от своих индивидуальных особенностей учащиеся по-разному решают свою задачу. Встречается немало сочинений зрелых по языку, свидетельствующих о достаточно развитых навыках самостоятельной мысли.
Стиль публицистики включает в себя призывы, разъяснения
17
Разумеется, указанные стили в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в одной и той же работе учащийся то строго логически обосновывает своё утверждение, то защищает его от возможных возражений. Часто бывает, что автор сочинения не может остаться равнодушным к предмету своей мысли и поэтому пишет о нём эмоционально, и в результате стиль сочинения приобретает смешанный характер.
Школьное сочинение, конечно, не художественное произведение, где единство стиля является эстетическим законом. Но даже в произведениях художественной литературы в повествование нередко проникают публицистические и философские рассуждения. Достаточно вспомнить такие романы, как «Что делать?» Чернышевского или «Война и мир» Толстого.
Оригинальность художественной окраски присуща только некоторой части сочинений учащихся. В большинстве же работ, написанных более или менее грамотно, преобладают элементы логики и рассуждения.
Что касается требований в отношении синтаксической стилистики, то они определены более или менее точно: грамотными в этом отношении следует считать те сочинения, в которых:
слова вступают в правильные и естественные сочетания;
речь характеризуется разнообразием синтаксических форм и оборотов и запасом синонимических вариантов;
сложные, развёрнутые мысли находят правильное синтаксическое членение;
в речи нет неувязок, скачков от плавных словосочетаний к прерывистым, нет разрывов между формой и содержанием.
В любом стилистически грамотном сочинении можно найти достаточно убедительных примеров.
Однако было бы ошибочным полагать, что лексической и синтаксической грамотности учащихся не следует уделять пристального внимания. Стилистическая грамотность, даже в сравнении с орфографической и пунктуационной, до сих пор наиболее уязвимое место учащихся.
Остановимся на лексических недочётах. Их можно свести к нескольким наиболее характерным группам.
Сравнительно редким, но зато наиболее грубым нарушением законов языка является неудачное словотворчество. Обычно учащиеся, не нарушая законов словообразования, образуют неуклюжие формы по аналогии с существующими. Опираясь на такой ряд словообразований, как воспитать-воспитание, воссоздать-воссоздание, ученик от восторжествовать изобретает восторжествование,забывая, что есть слово торжество.
Значительно чаще наблюдается неправильное употребление слов. Наиболее типичны следующие случаи:
Смешение отвлечённых понятий с конкретными: «Но тёмные силы фашизма не могли спокойно смотреть на труд и счастье свободных людей». 18
Неправильная подмена одних понятий другими, причём наиболее часто учащиеся путают аспекты литературы и жизни: «Мы видим со строк огромные толпы народа».
Неуместные и незаконченные метафоры, не проясняющие мысль, а, наоборот, затемняющие её, например: «Вставали на защиту своего народа и его брошенного в грязь права».
Двусмысленное употребление слова, влекущее за собой путаницу: «Сначала идеи воспринимались под налётом религии»
Неудачные синонимы -- наиболее частая погрешность, потому что оттенки понятий слабо ощущаются пишущим: «Наша молодёжь всегда помогала ближним». Эта стилистическая ошибка влечёт за собой и идейную ошибку.
Нетрудно заметить, что большинство случаев неправильного употребления слов обусловлено путаницей в смежных понятиях и представлениях. Чтобы устранить её, необходимо вести словарную работу, а также воспитывать строгую дисциплину мысли.
Неправильное употребление слов свидетельствует о бедности словарного запаса, об узости кругозора, о слабой начитанности и об отсутствии элементарного чутья языка.
Большим злом является также тяготение к речевым штампам: «Целиком и полностью», «также мы видим», «в общем и целом». Эти паразитические обороты свидетельствуют о лености мысли, о готовности воспользоваться первым пришедшем на ум фразеологическим шаблоном, лишь бы не затруднять себя.
Иногда в сочинениях прослеживается разрыв между формой и содержанием, несоответствие между предметом мысли и словесной оболочкой. Говоря о героях или о больших событиях, некоторые школьники нередко прибегают к вульгарным, натуралистическим образам вроде: «Пушкин сделался реалистом чистейшей воды».
Примерно к тому же приводит и неумелое пользование иностранными словами. Новое понятие привлекает учащегося не только своим содержанием, но и словесным выражением. Пишущий сочинение начинает употреблять его в самых неподходящих случаях, в результате чего это слово назойливо выпирает из контекста.
Наконец, нельзя не упомянуть и об употреблении в сочинении слов, заимствованных из диалектов и жаргонов, поэтому нужно больше обращать внимание учащихся на языковое богатство художественных и научных произведений.
Что касается синтаксических погрешностей, то они по существу представляют собой стилистическую разновидность грамматических ошибок. Наиболее типичными и часто встречающимися отступлениями от норм синтаксическо-стилистического порядка являются следующие:
неправильное употребление предлогов;
19
неудачная расстановка слов в предложении, затемняющая его смысл;
ложные связи слов, что приводит к потере смысла;
нарушение законов сочетания предложений и их частей;
неумелое соединение авторской речи с цитатой, когда по-разному организованные элементы речи не составляют единого синтаксического целого, в результате чего получается путаница или бессмыслица.
В заключении хочется сказать, что необходимо:
1) привлекать внимание учащихся не только к орфографии и пунктуации, но и к стилю их сочинений;
2) всемерно обогащать словарь учащихся:
3) бережно относиться к индивидуальным особенностям в языке учащихся;
4) тщательно классифицировать стилистические ошибки учащихся и типические случаи использовать в тренировочных работах.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ И ПУНКТУАЦИОННАЯ
ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Ошибки, наблюдаемые в сочинениях учащихся, касаются всех разделов школьного курса грамматики: фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. В практических целях необходимо установить основные типы грамматических погрешностей в письменных работах.
Что касается фонетики, то наибольшее число нарушений падает на безударные корневые гласные. Их с орфографической точки зрения можно разделить на три группы: проверяемые под ударением, непроверяемые и чередующиеся.
Из словообразовательных лексических элементов больше всего погрешностей в сочинениях вызывают приставки как на согласную, так и на гласную: рас(с)чётливый, пре(и)увеличивать. Сюда же надо отнести и неправильные переносы, связанные с неумением вычленить приставку: приз-нание, поп-латились.
Встречаются ещё ошибки на пропуск непроизносимых согласных в корне: прису(т)ствовал, сочу(в)ствовал и по аналогии с ними – на добавление лишних согласных: уча(в)ствовал, опас(т)ность.
Следующая значительная группа орфографических отступлений в письменных работах касается суффиксов существительных, прилагательных и причастий: осмея(е)нный, тружен(н)ик, колеблю(я)щийся.
Нетрудно заметить, что основным средством к преодолению недочётов
в написании словообразовательных элементов служит неустанное
упражнение в развитии навыка осмыслённого членения слова на его составные части. 20
Часто допускаются ошибки в употреблении прописной буквы, например. прилагательные, образованные от имён собственных, учащиеся пишут тоже с прописной буквы: (Чернышевский этот период литературы назвал г(Г)оголевским); слово Запад пишут со строчной буквы, когда речь идёт о западноевропейских государствах, а слово родина с прописной даже в предложениях типа: Каждый человек любит свою родину, т.е. когда это понятие употреблено явно в нарицательном смысле; иногда не учитывается обобщающее значение понятий, например, в таких выражениях: Образованному человеку отвратительны с(С)котинины и п(П)ростаковы, встречаются и такие написания, которые носят характер очевидного недоразумения вроде: в пьесе «на Дне», «Война и Мир».
Далее остановимся на ошибках морфологического порядка. Это касается главным образом существительных, причастий и глаголов. Наиболее частая погрешность, касающаяся окончаний существительных, состоит в употреблении после отрицательных глаголов винительного падежа вместо родительного: не показал образов(ы) угнетателей, но более непростительными являются случаи нарушений такого рода: верен присяге(и), соответственно идее(и).
Ошибки в причастиях обычно встречаются при наличии после них частицы ся, например: Можно читать роман, долгие годы находивший(его)ся под запретом. Такие ошибки носят характер синтаксических неувязок.
Глагольные окончания иногда искажаются даже в простейших случаях: еде(и)т, борю(я)тся, вали(е)тся.
Из других разделов морфологии наиболее часто нарушаются правила правописания наречий, союзов и частиц не и ни. Предлоги, по форме аналогичные существительным с предлогами, пишутся раздельно (на подобие, в следствие), а дефисные образования – слитно (поразному, поиному). Союзы также и тоже , популярные среди учащихся, на письме очень часто смешиваются с соответственными наречием и местоимением. Что касается частиц не и ни, то путаница в их употреблении обычно связана или с уступительным предложением (выполнять любую работу, как бы трудна она ни(е) была), или с риторическим оборотом, в котором имеется слово только (к кому он только не(и) обращался!).
Рассмотренные группы наиболее характерных орфографических ошибок в сочинениях учеников старших классов говорят о том, что эти пробелы 1) хотя и существенны, но легко обозримы; 2) в каждой категории орфограмм касаются случаев наиболее сложных, требующих или настойчивой тренировки, или дополнительного рассмотрения; 3) лучше всего поддадутся восполнению в процессе работы над трудными словами.
Остановимся теперь на типичных пунктуационных ошибках, свидетельствующих о нечётком усвоении учениками соответственных разделов синтаксиса.
На первом месте стоят злоупотребления знаками препинания. Особенно это наблюдается в случаях ложного обособления, когда запятыми 21
выделяются такие группы слов, как: с присущей им энергией, по существу, в конечном счёте и т. д. Эти ошибки говорят о том, что некоторая часть учащихся не отдаёт себе ясного отчёта в характере обособляемых оборотов, тем более, что в сочинениях наблюдается немало ошибок и обратного порядка, когда знаки не ставятся при действительных уточнениях, а также причастных и деепричастных оборотах, приложениях и других обособлениях.
Из других правил пунктуации наиболее часто нарушаются в сочинениях следующие:
разделение запятой однородных членов в тех случаях, когда они распространены или осложнены союзами;
тире на месте опущенной связки;
запятая в сложносочинённых предложениях, преимущественно соединённых союзом и;
запятая в сложноподчинённых предложениях, причём чаще в тех случаях, когда союз придаточного выражен местоимением в косвенном падеже ( он знает, во имя чего живёт; всё это показывает, до какого самоунижения доведён народ) или наречиями насколько и как (пропуск запятой в последнем случае нередко объясняется неправильной проверкой этого союза при помощи словосочетания в качестве).
Повышение уровня пунктуационной грамотности учеников зависит не только от индивидуальных упражнений, соответствующих указанным пробелам, но и от сознательного отношения учащихся к текстам изучаемых произведений. Поэтому тренировочные анализы синтаксического строения предложений, а на этой основе и пунктуационных закономерностей образцовой письменной речи в значительной мере могли бы способствовать укреплению практических навыков учащихся.
X. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ
Критерии оценки сочинения – это нормы требований в данном разделе знаний и навыков учащихся. Они являются более узким и конкретным выражением целей образовательно-воспитательного процесса и должны быть едины, а потому обычно определяются центральными государственными органами просвещения.
Нормы оценки сочинений учащихся старших классов определены следующим образом:
правильно ( с точки зрения содержания и последовательности изложения) составить план сочинения;
дать прямой и исчерпывающий ответ на тему сочинения:
22
а) логически последовательно излагать в сочинении свои мысли (писать на тему и по плану);
б) обосновывать, аргументировать развиваемые положения;
в) делать выводы и обобщения;
3) стилистически правильно и грамотно в орфографическом и пунктуационном отношениях выполнять свою работу.
Перечень объектов оценки можно дополнить. Он будет касаться следующих сторон сочинения:
понимания темы и полноты её раскрытия;
идейного уровня работы;
степени убедительности выдвигаемых положений и логической последовательности мыслей;
объёма и глубины фактического материала;
языковых достоинств;
орфографической и пунктуационной грамотности;
внешнего оформления работы.
Тему надо считать понятой тогда, когда сочинению нельзя дать никакого другого заголовка. Полнота раскрытия темы требует от его автора, чтобы он не упустил ни одного существенно важного вопроса, вытекающего из правильного понимания темы. Некоторые ученики с темой о «Пореформенной Руси в изображении Н.А.Некрасова» (по поэме «Кому на Руси жить хорошо») соединили представления только о положении крестьянства, этим самым они сузили свою задачу и дали в своём сочинении одностороннее освещение вопроса.
Сочинение в старших классах представляет собой сложное целое, требующее для своего правильного построения строго логического хода мыслей, последовательного расположения и соразмерности частей. Работу нельзя считать отвечающей этой задаче, если в неё
а) вступление не подводит к раскрытию основных положений темы;
б) второстепенным мыслям уделено столько же внимания, сколько и главным;
в) приводятся неубедительные аргументы;
г) доказательства располагаются в такой последовательности, что они не приводят к искомой цели;
д) имеются рассуждения в виде отступлений от темы, выпадающие из общей логической цепи;
е) допускаются скачки мысли и немотивированные переходы;
ж) нет надлежащих обобщений и выводов.
Объём знаний учащихся определяется наличием и количеством в сочинении
а) сведений историко-литературного, исторического, политического характера и др.;
23
б) фактического материала, почерпнутого в программных произведений;
в) правильных и к месту приведённых цитат из текстов произведений;
г) искажений фактического материала.
Что касается глубины знаний, то отрицательный характер носят те случаи, когда факты раскрываются однобоко, не поняты и приводятся невпопад, когда ссылка на имена героев и авторов, заглавия и эпизоды произведений не имеют доказательного содержания и приобретают характер сухих перечней или уклонения от аргументации.
Языковые достоинства сочинения выражаются в
а) богатстве, разнообразии и чистоте словаря;
б) синтаксической правильности сочетания слов и предложений;
в) наличии синтаксической синонимики;
г) соблюдении единства формы и содержания;
д) отсутствии всякого рода стилистических уродств ( штампов, сухих перечней, неумеренной риторики, вульгаризмов и пр.)
К языковым же достоинствам сочинения следует отнести его орфографическую и пунктуационную безукоризненность. Требования, предъявляемые в этом отношении к ученикам старших классов, могут быть сформулированы коротко: ни одной ошибки. Преподаватель должен не столько подсчитывать, сколько взвешивать ошибки. Поэтому при оценке сочинения неодинаковый вес имеют такие, например, ошибки, как в безударной корневой гласной и при переносе слова. В силу этого преподавателю предоставляется право, руководствуясь установленными нормами, в некоторых случаях повышать и понижать оценку в зависимости от характера ошибок.
Грамматический строй языка изменяется очень медленно, оставаясь в основном одним и тем же на протяжении многих исторических эпох. Но если он всё же изменяется, то с ещё большим основанием это можно сказать о практической стороне языка, связанной с начертанием слов. После Октябрьской революции наше правописание претерпело существенные изменения, освободившись от ряда устаревших орфограмм. Язык, как и всякое общественное явление, подчиняется законам диалектического развития: одни явления в нём нарождаются, другие умирают, но известный период те и другие существуют. В орфографии имеется немало двойственных написаний, например, в иностранных словах с двумя согласными, в ряде наречий, в кратких прилагательных с отрицанием и др. Ещё больше всякого рода вариантов допускает пунктуация; достаточно, например,
указать вводные слова, выражения и предложения, сложносочинённые предложения, различные случаи обособлений и пр. Всё это приводит к выводу: случаи написания слов и постановки знаков, не охваченные правилами орфографии и пунктуации, но встречающиеся в печатных текстах и культурном обиходе, нельзя считать ошибками в работах учащихся.
Последнее требование, которое предъявляется к сочинениям 24
учащихся, касается внешнего оформления работ. Наиболее распространёнными недостатками этого рода являются следующие:
а) плохой и небрежный почерк;
б) графическая неаккуратность (в эпиграфе, плане, красной строке);
в) поправки и помарки.
Внешний вид сочинений стоит в несомненной связи с общим стилем работы учащегося.
Отметка, которая выставляется за сочинение, обычно соответствует количеству исправлений и указаний, сделанных учителем, и подкрепляется рецензией.
Исправление сочинения – важный момент обучения, поэтому его нельзя представлять как односторонний процесс. Над исправлением сочинения трудятся и учитель, и ученик: первый поправляет и указывает, второй – работает в соответствии с полученными указаниями.
Понимание темы, полнота её раскрытия, объём привлечённого материала, правильность его использования, соответствие сочинения плану обычно отмечаются в рецензии.
Краткими замечаниями на полях сопровождаются упущения и неточности в плане, ошибки идейного и фактического порядка, логические недочёты, иногда стилистические погрешности, а также и наиболее удачные места в работе.
Что касается орфографических и пунктуационных ошибок, то их целесообразнее исправлять и подчёркивать.
По мере того, как учащиеся осваиваются с принятой системой исправления, замечания учителя на полях становятся короче и сводятся иногда к одному слову. В целях учёта орфографических и пунктуационных ошибок и тщательного исправления их учениками практикуются такие значки на полях:
при орфографической ошибке l
при пунктуационной ошибке v
Получив исправленное преподавателем сочинение, ученик в обязательном порядке продолжает над ним работу. Порядок её примерно такой.
Неточности плана и содержания сочинения ученик устраняет, дописывает пропущенное, выправляет стиль и переписывает
с черновика всё сочинение начисто при значительном количестве исправлений. Если за сочинение была поставлена отметка «четыре», то сочинение не переписывается.
Особое внимание необходимо уделить работе над орфографическими и пунктуационными ошибками. Порядок работы над орфографическими ошибками следующий:
переписывается всё предложение, в котором была допущена ошибка; исправленное слово подчёркивается;
правописание этого слова кратко обосновывается; 25
придумываются или выписываются ( из художественного текста или учебника) два примера на данное правило, соответственные слова подчёркиваются;
в отдельной тетради выполняется указанная учителем работа по ликвидации индивидуальных пробелов в навыках правописания учащегося.
Пунктуационные ошибки исправляются в той же последовательности, какая указана для орфографических.
Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками выполняется при любой отметке за сочинение. Учитель обязательно просматривает и исправляет работу над ошибками, а иногда и оценивает её.
26