Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС на тему Слово и его ЛЗ
Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
в соответствии с требованиями ФГОС
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1 имени В. И. Ленина» г. Ульяновска
Бурмистровой Валентины Петровны
Тема урока: слово и его лексическое значение.
Класс: 5 класс.
Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т. А.).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Личностные (Л):
- осознание эстетической ценности русского языка;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
2. Метапредметные:
А) коммуникативные (К): устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного текста, выразительное чтение), письмо (количество записанных слов на уроке
· 70-80), совершенствование коммуникативно-речевых умений (создание собственных примеров);
Б) регулятивные (Р): включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
В) познавательные (П): выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
3. Предметные: познакомить учащихся с понятием лексика и лексическое значение слова, развивать умение работать с толковым словарём, выработать умение находить в толковом словаре лексическое значение слов, умение употреблять в речи слова в соответствии с жизненной ситуацией, расширять словарный запас детей, развивать умения применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, оформленная доска (число, классная работа), учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Т. А. Ладыженской, карточки для проведения рефлексии в конце урока, толковые словари (С. И. Ожегова, В. И. Даля, словарь учебника).
Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа по учебнику, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), работа в парах, рефлексия.
Структура урока:
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). 5 мин.
2.Актуализация знаний. 2 мин.
3.Формирование новых знаний. 6 мин.
3.1. Фронтальная беседа.
3.2.Словарно-орфографическая работа с терминами.
3.3. Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение).
4. Изучение нового материала. 9 мин.
4.1.Метод – самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).
4.2. Беседа по осмыслению прочитанного (рефлексия осуществлённой деятельности).
4.3 Работа в парах (обучение в сотрудничестве).
4.4 Рефлексия парной работы.
5. Закрепление изученного. 15 мин.
5.1. Работа с высказываниями М. Горького (речеведческая работа с текстом).
Этап – 6. Задавание на дом.
5.2.Закрепление изученного, самостоятельная работа.
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Оценивание работы детей. 3 мин.
Ход урока:
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Приветствие. Проверка готовности ребят к уроку. Оформление рабочей тетради.
Наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения, автором которого является Ирина Петровна Токмакова. Ваша задача, ребята: внимательно его послушать и определить, о чем в нем идет речь:
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова -
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Скажите, какую задачу вы выполняли, слушая это стихотворение?
О чем это стихотворение?
Удалось ли герою стихотворения «придумать» новое слово? Можно ли назвать «плим» - словом? Почему?
Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение в самом начале урока?
Это стихотворение должно помочь нам определить тему нашего сегодняшнего урока.
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока: слово и его лексическое значение.
Запишите тему урока в тетрадь.
Приветствие.
Готовятся к работе.
Слушают.
Определяли его ТЕМУ.
О слове (словах).
О том, что герой стихотворения придумал слово.
Нет, потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла, не имеет лексического значения.
Версии детей.
Предположения учащихся.
Тема урока появляется на слайде 1.
Записывают тему урока в тетрадь.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
2.Актуализация знаний
Ребята, разве мы с вами до этого не обращались к словам? Не изучали их?
Давайте вспомним, какие разделы науки о языке мы изучали? (слайд 2)
Какую единицу языка (или единицы) рассматривает каждый из этих разделов?
Итак, звук изучает фонетика, предложение – синтаксис. А какой раздел изучает слово? Давайте в этом разбираться.
Единица языка
Раздел науки о языке
звук
фонетика
СЛОВО
?
предложение
синтаксис
Как взаимосвязаны между собой звуки и слова?
Как взаимосвязаны между собой слова и предложения?
Зачем теперь нам необходимо обращаться к слову?
Обращались, но изучали то, из чего оно состоит, как связываются слова в предложениях. Проводили словарную работу.
Фонетика, синтаксис.
Фонетика – звуки речи; синтаксис – словосочетание, предложение.
Слова состоят из звуков.
Слова связываются друг с другом, подчиняются друг другу, образуя предложения.
Теперь нам необходимо понять, что слова обозначают, каково их лексическое значение.
Целеполагание (П)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Постановка проблем, выяснения границ своего знания-незнания (П)
Систематизация изученного. Начало формирования представления о языке как СИСТЕМЕ (П)
3.Формирование новых знаний
3.1. Фронтальная беседа
3.2.Словарно-орфографическая работа с терминами
3.3. Поиск нужной информации в учебнике (поисковое чтение).
Посмотрите на тему урока: какое слово может вызвать у нас вопрос?
Какая это часть речи?
От какого слова образовано?
Запишем это слово в тетради, поставим ударение.
А что такое лексика?
Давайте проверим наши предположения. Найдите тему сегодняшнего урока в своих учебниках. Кто первый найдёт, назовите страницу для остальных.
(Пока остальные ребята открывают учебник на нужной странице, учитель обращается к ученику, первому нашедшему тему в учебнике: «Как тебе удалось так быстро отыскать нужные страницы?)
Назовите, обращаясь к материалу параграфа, ключевые слова.
А как вы поняли, что именно эти слова будут ключевыми?
Найдите в учебнике определение лексики.
Посмотрите, из какого языка пришло?
Подберем однокоренные слова и их тоже запишем.
Обратимся к словосочетанию «лексическое значение». Что будем под ним понимать?
Зачем нам знать лексическое значение слов?
Какой раздел русского языка будет изучать слово и его лексическое значение?
Лексическое. (слайд 3)
Прилагательное.
Лексика.
Л
·ксика. (слайд 4)
Словарный состав (запас) языка.
Поиск темы в учебнике.
Учитель «работает» с любым ответом ученика.
Лексика, лексикология, ЛЗ, речь, язык, человек
Отражены в теме, а также выделены шрифтом в учебнике.
Находят, читают.
(греч.) lexikos
«относящийся к слову»
Лексический, лексикология, лексикон.
То, что слово «значит», обозначает.
Знать ЛЗ слова – значит знать слово, а слова обозначают понятия. Чем больше слов мы знаем, тем шире и точнее наше представление о мире, в котором мы живём. Точнее употреблять слова, не путать их.
Лексикология.
Постановка и решение проблем (П)
Извлечение необходимой информации из текста (П)
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
Подведение под понятие (П)
Целеполагание (Р)
Самоопределение (Л)
Обращение к индивидуальному учебному опыту. (ПознавательныеУУД-осмысление рационального способа поискового чтения)
4. Изучение нового материала. 4.1.Метод – самостоятельная работа по учебнику (индивидуальная деятельность).
4.2. Беседа по осмыслению прочитанного
(рефлексия осуществлённой деятельности)
4.3 Работа в парах (обучение в сотрудничестве)
4.4 Рефлексия парной работы
5. Закрепление
изученного
5.1. Работа с высказываниями М. Горького
Речеведческая работа с текстом
Этап – 6. Задание на дом.
Обратимся к теоретическим сведениям на стр. 150-151 («Каждое слово что-то обозначает»). Самостоятельно вдумчиво прочитайте теоретические сведения, постарайтесь их понять. Сформулируйте вопросы, на которые есть ответы в этом тексте. Вопросы запишите в тетрадях. Время выполнения этой работы - 5 минут!
На пальчиках покажите, сколько вопросов записали?
Кому было легко?
Кому было сложно? В чем состояла сложность?
Кто вообще не записал?
Теперь вы зададите свои вопросы друг другу, при ответе же старайтесь не заглядывать в учебник. И в это же время отмечайте для себя, насколько грамотно были составлены вопросы вашего соседа? Сначала первый вариант задаёт свои вопросы, второй отвечает; потом вы меняетесь ролями.
Как вы считаете, сколько времени вам понадобится на эту работу?
Поднимите руки те, кто уложился во времени (все вопросы заданы, получены ответы на все вопросы).
Поднимите руки те, кому понравились вопросы соседа?
Кому вопросы показались сложными?
Кому при ответе вновь пришлось заглянуть в учебник?
Ребята, скажите, такой способ (изучающее чтение с последующим составлением вопросов к теории), который мы сейчас использовали при изучении этого текста, полезен? Если да, то почему?
Пригодится ли вам этот способ? Только ли на уроках русского языка?
А сейчас я предлагаю обратиться к упражнению под № 336.
Скажите, какое ваше самое первое действие при выполнении упражнения?
Пожалуйста, четко, выразительно прочитаем задание (вслух). Пытаемся его осмыслить и
·понять, что от нас требуется.
Кто готов ответить, что необходимо сделать? (А мы внимательно слушаем, и если ученик назовет не все, то добавляем, не повторяя его (её) слов)
Какое первое задание упражнения?
Читаем! Сначала самостоятельно (про себя) и готовимся к выразительному чтению.
Кто готов выразительно прочитать. А мы с вами подумаем, почему именно этот текст поместили в данный параграф?
Как вы думаете, перед нами один текст?
В упражнении три высказывания о языке. Чем они все объединены?
Какова главная мысль, объединяющая эти высказывания?
Обратите внимание, что перед нами не просто высказывания, а высказывания-советы. А кто дает эти советы?
Знаете ли вы, кто это?
Как нужно, по мнению Максима Горького, совершенствоваться во владении языком? Какие глаголы употребляет М. Горький?
Давайте более пристально посмотрим на эти предложения. Ведь Горький не просто советует, он говорит нам о путях совершенствования, т.е. как достичь этого совершенства. Пожалуйста, 1 ряд, поработайте с первым предложением и попробуйте определить этот путь, 2 ряд – со вторым, 3 ряд – с третьим предложением.
Ответили мы на второй вопрос упражнения: «Каковы советы по обогащению речи дает М. Горький?»
Все остальные задания по этому упражнению вы, ребята, выполните дома. Записываем в ДНЕВНИКИ домашнее задание: параграф 64, упражнение 336 (еще раз повторим, что нужно сделать дома по этому упражнению). ***Если раздали домой проверенные тетради, то ещё один обязательный пункт домашнего задания – сделать работу над ошибками.
Предполагаемые вопросы к тексу параграфа:
Что такое ЛЗ?
Какое ЛЗ имеет слово ельник?
Где разъясняются ЛЗ слов?
О чём можно узнать из словарной статьи?
Как располагаются слова в толковых словарях?...
Вопросы могут быть и другими.
Работа в парах.
4 минуты:
2 мин. – 1 вариант;
2 мин. – 2 вариант.
Подробнее изучим тему.
На других уроках можно использовать (история, биология, география).
Нужно внимательно прочитать и понять задание к упражнению.
Прочитать.
Этот текст связан с темой урока.
Три высказывания о языке.
Высказывания о языке, о словах, о том, как учиться языку, как совершенствоваться в языке.
О необходимости изучения языка.
О самосовершенствовании своих знаний по языку.
Перед нами советы, которые дает М. Горький.
(слайд 5)
Максим Горький – один из выдающихся русских писателей.
Обогащайте, читайте, надо учиться, расширять, облекать
1 – читать классиков, мастеров слова;
2 – искать простые формы для запоминания, но в то же время яркие;
3 – подбирать для объяснений простые, доступные слова, учиться грамотно их употреблять.
Отвечают.
Записывают.
Умение «извлекать» информацию из учебного текста (П).
Умение осуществлять познавательную и регуляторную рефлексию своей учебной деятельности (Р).
Работа в паре: общение и взаимодействие с партнёром (К)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Умение планировать предполагаемую деятельность с учётом отведённого времени (Р).
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Осуществление смыслового чтения художественных текстов; синтез как составление целого из частей (П)
5.2.Закрепление изученного, самостоятельная работа
Давайте себя подготовим к домашнему заданию. А для этого выполним совет - будем совершенствоваться!
Скажите, какое следующее задание было в упражнении?
К какому источнику мы обращаемся, когда нам нужно дать толкование слова?
Какие толковые словари вам известны?
Небольшой толковый словарик есть и в вашем учебнике, давайте к нему обратимся.
Чтобы привести толкование слова и правильно его оформить, нам необходимо потренироваться.
Найдите, пожалуйста, на стр. 176 слово брошюра. Какое его лексическое значение?
Давайте вспомним, как это можно оформить в виде предложения.
Запишем: брошюра – небольшая книжка.
Проверьте, совпадает ли ваша запись с моей.
А почему мы должны поставить знак тире?
Теперь, ребята, вы поработаете самостоятельно.
Задание: найдите в толковом словаре 2 слова, которые вас заинтересуют, которые окажутся для вас полезными в дальнейшем. Выпишите эти слова в тетрадь вместе с их лексическим значением, оформляя их в соответствии со схемой.
Выполняем. (Проверка – 2-3 ученика)
Надеюсь, что выбранные вами слова действительно окажутся для вас в дальнейшем полезными.
Привести толкование слова лексикон.
Толковый словарь.
Словарь С. И. Ожегова, В.И. Даля.
Находят.
Небольшая книжка.
Брошюра – небольшая книжка.
Тире между подлежащим и сказуемым, выражен. сущ. в И.п.
(схема на доске или на слайде)
Выполняют работу.
Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Оценивание работы детей.
Скажите, ребята, все ли поставленные перед нами задачи на сегодняшнем уроке были решены?
Ответили ли мы на вопрос, для чего нам необходимо изучать слово и понимать его лексическое значение?
Обратите свое внимание на листочки, которые лежат у вас на краю стола. Вы видите на них несколько незаконченных предложений. Таким образом я вам предлагаю оценить свою работу на уроке, свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Выберите три любых вопроса, которые покажутся вам наиболее интересными, и ответьте на них письменно:
1.На уроке мне было____________, так как _____________.
2.Своей работой на уроке я ____________, потому что _____________.
3.Урок для меня показался____.
4.Материал урока мне был__________.
5.Домашнее задание мне кажется_______.
6. ЧЕМ обогатил меня сегодняшний урок?
тяжело / легко / интересно/ не интересно
доволен / не доволен
коротким / длинным
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Оценивание учеников (3-5 чел.) учителем, выставление отметок в журнал.
Отвечают.
Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу.
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)
Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Самоанализ урока русского языка «Слово и его лексическое значение».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
На мой взгляд, тип урока можно обозначить, как урок-рефлексия (наряду с уроком «открытия» нового знания), поскольку на каждом этапе урока происходит анализ учащимися своих собственных действий, уделяется внимание тому, как происходит их обучение, как они добывают знания.
Первый этап урока предполагал выработку на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. На этом этапе осуществлялась подготовка к определению учащимися темы урока.
На этапе актуализации главной целью была подготовка мышления учащихся к принятию новой информации и начальное формирование представления о языке как системе. Система заданий, используемая на уроке, была направлена на формирование представлений по теории русского языка - работе над такими понятиями, как лексика, лексическое значение, лексикология, лексикон в целях расширения кругозора, обогащение словарного запаса учащихся. На данном этапе после вопроса учителя: «Зачем теперь нам необходимо обращаться к слову?», - один из учеников самостоятельно сформулировал цель урока: «Сегодня, наверное, мы подробнее разберем, что такое слово и для чего нужно знать лексическое значение слов».
Использование разнообразных средств обучения (компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы умственной деятельности учащихся (эмоциональную, мыслительную (реакция на художественную форму, осмысление содержания).
Для активизации мыслительного процесса на уроке использовала коллективную, групповую и самостоятельную форму работы. Работа в парах обеспечила более глубокое изучение теории, а также ее запоминание. Такая работа способствовала развитию толерантности, коммуникативных умений учащихся, ситуации успеха, развивала положительную мотивацию к учебной деятельности.
Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии). Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. Используемые методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности (постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка). К примеру, на этапе словарно-орфографической работы один из учащихся самостоятельно (по собственному желанию, не обращаясь к учебнику) попробовал объяснить значение слова ЛЕКСИКОЛОГИЯ (отметив, что логос в переводе это наука, и узнав на уроке, что лексика – словарный состав языка) - наука о словарном составе языка.
В соответствии со Стандартами второго поколения особое внимание уделяется метапредметным связям. Содержание данного урока связано с литературным чтением: умение работать с текстом, находить необходимую информацию, формулировать речевое высказывание. Считаю одним из самых удачных моментов урока – работа с текстом, где намечался выход на ЕГЭ (способность находить авторскую позицию).
Подведение итогов (рефлексия) проводится с помощью приема «Незаконченное предложение». В ходе совместного анализа и рефлексии учащиеся анализируют свою работу на уроке (активность, свой вклад в достижение целей урока), а учитель дает обоснованную оценку результатов урока.
Учитель готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры.
Считаю, что урок цели достиг.
15