Тема: Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова Аленький цветочек.

МКОУ «Охочевская средняя общеобразовательная школа»







Открытый урок литературного чтения
4 класс УМК «Школа России»

Тема: Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".








Выполнила: Ефремова Надежда Игоревна
учитель начальных классов
вторая квалификационная категория


Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогащать словарный запас детей; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Тип урока: закрепление
Задачи:
Развивать умение у учащихся работать над понятиями: любовь к ближнему и самопожертвование;
Учить характеризовать героев сказки;
Развивать мышление, воображение;
Учить видеть позицию автора.
Планируемые результаты:
Предметные:
называть положительных и отрицательных героев сказки;
характеризовать героев сказки;
сравнивать героев разных сказок.
Метапредметные:
находить необходимую информацию на заданную тему и на её основе составлять высказывания;
делать сравнительную характеристику героев произведения.
Личностные:
проявлять интерес к творчеству С.Т Аксакова;
понимать мотивы поступков героев, делать свой нравственный выбор.

Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка.






Ход урока:
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь.
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз?
- Что это? (венец, зеркало)
- Чего не хватает?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
- Как думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Кто написал сказку?(слайд 1)
- Для кого С.Аксаков написал сказку? (для внучки)
Осенью 1854 года а подмосковное Абрамцево, где жил Аксаков почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын ,Григорий. И привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку! Дедушка, а где лесной Мишка живет? Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей про свои детские игры, книжки. Что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про рыбную ловлю, которой увлекался едва ли не с младенчества, про бабочек Но сказки – не было. Погостив. Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей в подарок стихотворение – совершенно детское и гениальное в своей простоте.Обещание свое дед исполнил позже, уже почти перед смертью. Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».
- Его внучка очень любила сказки. А вы любите сказки? Почему?(мудрые)
- Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”» (слайд 2)
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.
Вопросы:
Сколько дочерей было у купца?
Куда собирался уезжать купец?
Какие гостинцы просили привезти его дочери?
Где увидел отец цветок?
Как купец понял, что это именно тот цветок?
Что случилось, когда он сорвал цветок?
Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?
Скажите, как же «зверь лесной» сначала разговаривал с младшей дочерью?
Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами?
Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?
Чем закончилась сказка?
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
Нашел купец подарки для старших сестер.
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
Жил купец и было у него три дочери.
Младшая дочь у зверя лесного.
Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
Купец встретился со зверем лесным.
Превращение зверя в принца.
Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо
Проверка по образцу. (слайд № 3)
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
- Молодцы.
- Давайте, проверим правильно ли вы выполнили задание.

-Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.
4. Лексическая работа (Шкатулка)
- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.
\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\
Заморский – находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.
Не ведаю – не знаю.
Тувалет – стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
Опочивать легла – спать легла
Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза
Утешался – радовался.
Лебезить – заискивать , стараться угодить.
Пяльцы – рама для натягивания ткани, для вышивания.

4. Физминутка. (слайд № 4)

5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

-Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)
Распределите роли в группе.
Внимательно прочитайте задание.
При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.

1 группа. Задание:
1. Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
2. Составьте пословицу из слов.

2 группа. Задание:
Дайте характеристику сестрам.
Определите, что помогло младшей дочери снять заклятие с чудища.

6. Выступление групп

1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа
(на доске запись – самопожертвование, любовь).
- А вы могли бы так поступить?
- А, что вы можете сказать о чудище?
Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка .
- Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
(на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
8. Просмотр видеоролика (5 мин) к сказке. (слайд 6)
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
Домашнее задание: пересказ сказки, по желанию нарисовать иллюстрации.
Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок.













13PAGE 15






15