Методическая разработка исследования во время прогулки в подготовительной группе по теме «Как зимует травка».
Методическая разработка исследования во время
прогулки в подготовительной группе по теме «Как зимует травка».
.
Воспитатель: Сарафанова Валентина Игоревна
МДОУ № 7 «Колокольчик»
г. Катав – Ивановска
Челябинской области.
Цель исследования: узнать, как зимуют травы.
Задачи:
Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, познавательные процессы: мышление, речь, внимание, восприятие.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Образовательные: расширить знания детей о жизни трав в зимний период.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие».
Оборудование: куклы Би-Ба-Бо (мышка и заяц), лупа.
Выносной материал: детские лопатки и совочки.
Структура прогулки:
- беседа;
-исследование, наблюдение;
-трудовая деятельность детей;
-подвижные игры;
-индивидуальная работа с детьми;
-самостоятельная деятельность детей
Ход прогулки.
Беседа
Инсценировка рассказа Н. Сладкова «Заяц и полёвка».
Зайчик: Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть — терпи до весны. А где ещё та весна — за горами да за морями.
Мышка: Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто из наших гостей прав? Можно ли увидеть зеленую травку зимой? (Предположения детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня превратиться в настоящих исследователей и проверить гипотезы зайчика и мышки.
Гипотеза зайца: Всем известно, что зима – трудное, неблагоприятное для растений время года и поэтому, все растения в этот период погибают.
Гипотеза мышки: Зимой под снегом можно увидеть зеленую травку.
Исследование, наблюдение.
Воспитатель: Раскопайте снег лопатками до земли. Что вы увидели? (Под снегом зеленая травка).
Воспитатель: Рассмотрите с помощью лупы, как зимует травка под снегом.
(Дети рассматривают травку, осторожно трогают пальчиками травинки и приходят к выводу, что травка живая).
Воспитатель: Как же растения зимуют, и что их защищает от мороза? (Предположения детей).
Воспитатель: Какой же вывод мы с вами сделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: Под снегом не бывает сильного мороза. Снег, как теплое пуховое одеяло, защищает травку от зимней стужи.
Воспитатель: А как же питается травка зимой? (Предположения детей)
Воспитатель: Травы бывают однолетние и многолетние. Однолетние растения живут один год, осенью дают семена и погибают. А многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корнях «еду» на зиму так и зимуют.
Воспитатель: А какая зима лучше для растений - снежная или бесснежная? Почему? (Предположения детей)
Воспитатель: Снежная зима лучше для растений. Недаром в народе говорят: «Много снега — много хлеба, много воды – много травы». Снег не только защищает травы от морозов. Весной он растает, напоит землю, и травы будут хорошо расти.
Воспитатель: Можно ли под снегом увидеть цветущие растения? (Предположения детей)
Воспитатель: Оказывается, можно! Не только с зелёными листьями, но и с цветками зимуют иногда пастушья сумка, анютины глазки и некоторые другие полевые травы. А клюква зимует даже вместе с ягодами. Весной их даже можно собирать. Говорят, что они очень сладкие.
Трудовая деятельность
Цели: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.
Воспитатель: Чтобы травка не вымерзла, мы закопали ее снегом.
(Дети осторожно закапывают, «укрывают» травку снегом)
Подвижные игры.
Игра "Два мороза"
Цель - развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова:
Морозы хором произносят:
Мы два брата молодые,Два мороза удалые:Я — мороз Красный нос,Я — мороз Синий носКто из вас решитсяВ путь дороженьку пуститься?
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угрозИ не страшен нам мороз!
После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.
Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять. Морозы повторяют кричалку, ребята опять перебегают через улицу в противоположный дом. Во время перебежки игроки могут «размораживать» своих друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают» и убегают за черту вместе с другими детьми. Через некоторое время выбираются новые водящие - Морозы и игра начинается сначала.
Подвижная игра «Попади в цель!»
Цель: развивать координацию, глазомер.Описание игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда встает напротив своего ведра. По сигналу, дети снежками заполняют ведерки снегом. Команда первая заполнившая ведро снегом выигрывает.Игра повторяется 3-4 раза.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цели:
закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
находить предмет по описанию.
Самостоятельная деятельность детей.
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Подвожу итоги прогулки. Предлагаю детям построиться парами и пойти в группу. По возвращению в группу дети зарисовывают результаты своего исследования в тетрадях юного исследователя.