Рабочая программа по внеурочной деятельности Мир прекрасного 1 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 579
Приморского района Санкт-Петербурга
Принято:
Педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2016 г. № 1 Утверждаю
Директор школы
_____________Г. Е. Махотина
Приказ от «30» августа 2016 г. № 168 од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир прекрасного»
(духовно – нравственное направление)
для 1-В класса
Составитель программы:
учитель начальных классов
Ремизова Светлана Владимировна
Санкт – Петербург
2016 г
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа разработана в соответствии:
Федеральным государственным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. № 1060, 29 декабря 2014 г. № 1643, 18 мая 2015 г. № 507, 31 декабря 2015 г. № 1576);
На основе авторской программы "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Цель программы: воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Задачи программы:
знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
воспитывать любовь к своей Родине.
воспитывать культуру общения.
начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Место предмета
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Структура программы
№ Темы разделов Количество часов
1 Введение. 1ч
2 Мой дом, улица. 2ч
3 Мой район 4ч
4 Путешествие по городу. (виртуальная экскурсия) 21ч
5 Музеи, дворцы, театры. 3ч
6 Обобщающее занятие. 2ч
Итого 33ч
Планируемые результаты
Личностные:
Обучающиеся научатся:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
Обучающиеся получат возможности для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
Обучающиеся получат возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
повысить творческую активность и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Ожидаемый результат
В конце первого года изучения курса учащиеся должны знать:
где и когда возник Санкт-Петербург,
называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.
основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)
Должны уметь:
найти на иллюстрации нужный объект
уметь показать на карте, изучаемый объект
Изучение программы «Мир прекрасного » в первом классе носит только ознакомительный характер.
Формы работы
Формы работы
В качестве форм работы предполагается использовать:
в малых группах («Снежный ком», «Пазлы», приём «Зигзаг»);
экскурсии (виртуальные, по школе, по микрорайону);
игры-путешествия;
игры («ДА, НЕТ», «Строим крепость», «Я кораблестроитель»);
викторины;
кроссворды.
Результаты первоклассник представляет в виде творческих работ (конкурс рисунков, составление рассказов, фото-отчёты).
Приложение 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов 1 час в неделю, 33 часа в год
Класс: 1 « В»
№ Темы Элементы содержания Планируемые результаты Сроки проведения
1 Введение. Что изучает краеведение? Что мы будем изучать? Техника безопасности на занятиях. Определение понятия краеведение. Знакомство с правилами безопасности на уроках.
Игра: «Да, нет» Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Формируем умение высказывать своё предположение, работать в паре и уважительное отношение и интерес к изучению города. 1 неделя
2 Моя школа – мой дом. Из истории школы. Узнать историю школы из объяснения учителя.
Экскурсия по школе Выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема)
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. Формирование умения выражать своё мнение и впечатление от увиденного. 2 неделя
3 Мой дом. Мой двор, моя улица. За что люблю, что бы изменил. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц и домов, их роль в жизни современного человека.
Экскурсия по микрорайону Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Уметь вести устный диалог. 3 неделя
4 Мой район – Приморский, почему так назван. Рассказывать об истории Приморского района. Его роль в истории города.
Виртуальное путешествие по Приморскому району Составлять план и последовательность действий. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема). Уметь предлагать помощь и сотрудничество. Формирование умения выражать своё мнение и впечатление от увиденного; 4 неделя
5 Достопримечательности района Узнать о достопримечательностях района. Работа в группах.
Викторина Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с информацией;
формируем умение работать в паре или в малой группе.
5 неделя
6 Экскурсия по району, место дуэли А.С.Пушкина Рассказать о А. С. Пушкине. Прослушать отрывки из произведений. Рассмотреть связь города и творчества поэта. Место дуэли – Чёрная речка. Виртуальное путешествие. Работа в группах Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с информацией; умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного. 6 неделя
7 Вопросы и задания (итоговое занятие). Проводится в виде, игры «Путешествие по карте района». Конкурс рисунков, составления рассказов о своём микрорайоне. Расширять кругозор, находить ответы на вопросы, используя полученную ранее информацию. Проявлять творческое отношение к раннее изученному. 7 неделя
8 Наш город - Санкт Петербург (заочное путешествие по городу). Главные события на берегах Невы до основания Санкт-Петербурга. Игра-путешествие Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Уметь взаимодействовать со сверстниками и доносить свою позицию до других. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 8 неделя
9 Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. Почему наш город называют новым Амстердамом? История основания. Название города. Основные достопримечательности. Значение города для Санкт-Петербурга. Работа в парах. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; формируем умение работать в паре. Формировать уважительное отношение и интерес к изучению города. 9 неделя
10 Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. Герб и флаг города – главный символ города, его расшифровка. Знакомство с гимном города. Музыка и город. Поиск городов, имеющих в имени
«-бург», рисуем герб, флаг. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. Оценивать качество выполнения работы. Проявлять интерес к работе.
10 неделя
11 Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева Знакомство с реками и каналами города. Водный транспорт. Роль Невы в жизни города. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Расширять кругозор, находить ответы на вопросы, используя полученную ранее информацию. Формирование адекватной и позитивной самооценки. 11неделя
12 Закладка крепости на Заячьем острове. Местоположение крепости. Необходимость сооружения крепости. Игра «Строим крепость». Работа в группах.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Уметь взаимодействовать со сверстниками. Доносить свою позицию до других. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 12 неделя
13 Первые городские постройки. Домик Петра Первого. Троицкая площадь. Закрепить, уточнить, пополнить знания детей о достопримечательностях первых городских построек Домик Петра I. Местоположение, необходимость сооружения домика Петра Первого.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с информацией. Умения оценивать результаты своей работы 13 неделя
14 Петропавловский собор. Новое название крепости. История строительства. Архитектор. Архитектурный стиль. Основные части собора. Собор сегодня – усыпальница царской семьи.
Виртуальное путешествие Расширять кругозор, находить ответы на вопросы, используя полученную ранее информацию. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. 14 неделя
15 Адмиралтейская верфь. Устройство верфи, происхождение её названия. Здание адмиралтейства Устройство верфи. Назначения. Дороги, ведущие к верфи. Какие корабли строились на верфи? Ботик Петра.
Игра: «Я кораблестроитель» Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Расширять кругозор, находить ответы, на вопросы, используя полученную ранее информацию. Уметь взаимодействовать со сверстниками и доносить свою позицию до других. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 15 неделя
16 Летний сад. Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история. История создания Летнего сада. Игра-путешествие «Летний сад» Составлять план и последовательность действий; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема). Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; вести устный диалог. Формирование умения выражать своё мнение и впечатление от увиденного. 16 неделя
17 Дворцовая площадь – главная площадь города. Зимний дворец. Строительство. Архитектор. Роль в архитектуре и в истории города. Кроссворды. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Осуществляем уважительное отношение и интерес к изучению истории родного края. 17 неделя
18 Эрмитаж – музей в Зимнем дворце. Знакомство с императрицей. Создание всемирно известной коллекции Эрмитажа. История Зимнего дворца. Архитектурный стиль. Игра-путешествие. Расширять кругозор, находить ответы на вопросы, используя полученную ранее информацию. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. 18 неделя
19 Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. Васильевский остров. Легенды названия. Памятник Василию.
Топонимика. Васильевский остров – созвездие музеев. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Уметь взаимодействовать со сверстниками и доносить свою позицию до других. Расширять кругозор, находить ответы, на вопросы, используя полученную ранее информацию. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 1 9неделя
20 Площадь Декабристов. Медный всадник. История создания Медного всадника. Восстание декабристов. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Уметь взаимодействовать со сверстниками и доносить свою позицию до других. Расширять кругозор, находить ответы, на вопросы, используя полученную ранее информацию. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 20 неделя
21 Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор Архитектурный стиль. Внешний вид. Крупнейший православный храм. Огюст Монфферан. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Осуществлять уважительное отношение и интерес к изучению истории родного края 21 неделя
22 Синий мост. Водомерный столб у Синего моста. История происхождения названия. Его роль в истории градостроительства. Достопримечательности моста. Мост в искусстве. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Формирование умения оценивать результаты своей работы и делать выводы. Проявлять эмоциональную отзывчивость к выполнению задания. 22 неделя
23 Главная улица - Невский проспект. История возникновения. Как стал главной улицей? Начало и конец. Невский проспект – самая торговая улица Петербурга (Гостиный двор, Пассаж, Дом книги, Елисеевский магазин).
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование умения делать выводы. 23 неделя
24 Казанский собор. Памятники героям-полководцам возле Казанского собора. История создания Казанского собора. Архитектурный стиль. Традиции. Храм-памятник. Памятники Войне 1812 года.
Формулировать и удерживать учебную задачу. Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Вести устный диалог. 24 неделя
25 Торговля в Санкт-Петербурге. Гостиный двор Петербург – крупный торговый город России. Создание Гостиного двора. Архитектурное решение. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Осуществлять умения делать выводы. 25 неделя
26 Аничков дворец. Аничков мост. История создания Аничкова дворца и моста. Архитектурный стиль. Внутреннее убранство. Создание скульптур для моста. Современная роль дворца. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Уметь взаимодействовать со сверстниками и доносить свою позицию до других. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 26 неделя
27 Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Мойка. Канал Грибоедова. История реки Мойки и канала Грибоедова. Достопримечательности по их берегам. Поэзия и Мойка. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом. Осуществлять умения делать выводы. Видеть взаимосвязь с окружающим миром. 27 неделя
28 Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Фонтанка. История реки Фонтанки. Река и мосты. Фонтанка и живопись. Конкурс рисунков. Расширять кругозор, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. 28 неделя
29 Дворцы. О чем напоминают петербургские дворцы? Мариинский дворец. Особняк Военного министра. Юсуповский дворец. Архитектурный стиль. Расположение. Внешнее устройство, внутреннее устройство. Назначение.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Находить ответы на вопросы, используя различные источники. Уметь взаимодействовать со сверстниками и доносить свою позицию до других. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 29 неделя
30 Музеи. Местоположение, название, облик. Русский музей, музеи на Васильевском острове. Викторина. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов, выбор способов решения проблем поискового характера. 30 неделя
31 Театры. Местоположение, название, облик. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема). Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; вести устный диалог. Формирование умения делать выводы; 32 неделя
32 Знаешь ли ты свой город? Проводится в виде викторины, игры. Конкурс рисунков, составления рассказов о городе Проявлять эмоциональную отзывчивость при выполнение задания. Оценивать качество выполнения работы. Формировать адекватной и позитивной самооценки. 32 неделя
33 Викторина «Петр построил Петербург» Знать названия, архитекторов, основное назначение изученных достопримечательностей.
Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности. Оценивать качество выполнения работы. Проявлять творческое отношение. 33 неделя