Конспект по русскому языку (в соответствии с требованиями ФГОС) по теме: Как образуются слова в русском языке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор (ФИО учителя)
Давыдкина Олеся Николаевна

Класс
5 класс

Автор УМК (Программы учебного курса)
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  / Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Тема урока
Как образуются слова в русском языке

Тип урока
Изучение нового материала

Цель урока
Познакомить учащихся с основными способами словообразования в русском языке

Задачи урока
Образовательные:
– сформировать новое представление о языковых морфемах: «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;
– дать понятие о способах образования слов в русском языке.
Развивающие:
– содействовать развитию орфографических, лексических и морфемных умений и навыков, речь учащихся, словарного запаса учащихся;
– развивать умения аналитические работы со словами, тренировать мышление, память, воображение.
Воспитательные:
– создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
– воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Планируемые результаты:
Предметные УУД:
объяснять значение морфем слова; уметь употреблять понятие «словообразование»; употреблять в речи формулировку «образовано от основы ________ с помощью __________. Значит, слово образовано __________ способом». Научиться составлять опорную схему (таблицу) по теме; определять каким способом образовано то или иное слово.
Метапредметные УУД:
познавательные: уметь выполнять словообразовательный разбор и определять способы образования слова; находить производящую основу и производные слова;
регулятивные: стремиться организовать свою работу в сотрудничестве с учителем по составлению плана урока (определение темы и цели урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий; распределяют роли при работе в группах; подведение итога урока);
коммуникативные: давать полные ответы; при групповой и парной работе прислушиваться к чужому мнению.
Личностные УУД:
выражают собственные чувства в ходе размышлений и анализа работы; осознают смысл определения учебных задач; проявляют познавательный интерес к теме урока; осмысливают мотивы учебной деятельности.

Основные понятия
«морфема», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание», «словообразование»

Технологии обучения
ТРКМ (технология развития критического мышления), технология деятельностного подхода, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений

Виды деятельности
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Методы обучения
активные и интерактивные

Образовательные ресурсы и оборудование
презентация, учебник, интерактивная доска, словообразовательный словарь, карточки с заданиями, карточки для рефлексии, ватман, фломастеры


Организационная структура урока
Этап урока
Цель
Длительность
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые способы деятельности
Используемые образовательные ресурсы

1. Организационный этап. Психологическая подготовка к уроку (мотивация к учебной деятельности).
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
1 мин.
Приветствие учащихся:
– Быстренько проверь, дружок: Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»!
Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок.


Оценка готовности к уроку.
Владеют навыками организации рабочего места.


II. Актуализация опорных знаний (стадия вызова)
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий;выяснить необходимость знания о составе слова.
5 мин.
Выразительно читает стихотворение «Как растут слова»:

Как-то много лет назад Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.

Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом; А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно
Гулять в саду чудесном!

Беседа о наблюдаемом языковом явлении:
- Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
- Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
- Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (в образовании этих слов приняли участие морфемы)

Работа в парах (прием ТРКМ «Кластер»)
- Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. (каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на интерактивной доске )
- Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс)
Слушают учителя, отвечают на вопросы, наблюдают за языковым явлением, обсуждают, анализируют, выписывают слова в тетрадь (рассада, посадки, садовод, садовник) и делают вывод.

Работа в парах.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Развиваются творческое воображение и критическое мышление.
Работа в парах.


презентация
слайд №1










































слайд №2

III. Сообщение темы и цели урока
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
2 мин.
- Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова)
- Какие задачи мы ставим перед собой на этом уроке?
- Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

Думают и отвечают на вопросы, делают выводы.
Работа в тетради.
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.
Принимают учебную задачу.
Постановка себе цели и задач на уроке.
Развиваются орфографические умения.




слайд №3

IV. Изучение нового материала (стадия осмысления)

Построение учащимися нового способа действий
10 мин.
Работа с учебником. Использование приема «Инсерт»:
- Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100 учебника. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометки «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.
Работа с таблицей:
- Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка « +», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (Приложение 1) (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)
- Что осталось для вас непонятным?
- Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)
- Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник)
- Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
- Приведите свои примеры на разные случаи словообразования.
Физкультминутка
- Давайте отдохнем немножко.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим детки,
Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный.
Ветер стих Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
Работа с учебником.
Работа с таблицей в тетради.
Думают и отвечают на вопросы, обобщают признаки и делают выводы.
Работа со словами.



















Выполнение физкультминутки.



Принимают учебную задачу.
Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.



















Физическая и психологическая разминка.
слайд №4

















слайд №5

V. Закрепление нового материала.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении языковых задач.

20 мин.
Индивидуальная работа:
- Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
Работа в парах:
- Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа.
- Проверим выполненное задание.
- В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)
Дидактическая игра «Сыщики»:
- Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» - приставка (рассказчик)
У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» - приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
- Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
- Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало.
Групповая работа по карточкам (дифференцированные задания):
- Продолжим нашу работу, предлагаю работать в группе, чтобы сообща заполнить таблицу на карточке примерами (Приложение 2). Для проверки пользуйтесь словообразовательными словарями.
Игра «Верите ли вы»
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
Индивидуальная работа учащихся.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Участие в дидактической игре.
Групповая работа.
Принимают учебную задачу.
Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия
слайд №6










слайд №7





слайд №8










































слайд №9

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

5 мин.
- А теперь вернемся к названию нашей темы.
– Какую цель мы поставили в начале урока? – Вы достигли поставленной цели?
– Были ли у вас затруднения? Какие?
Сейчас в группе рисуете схему или таблицу по теме урока «Как появляются новые слова в русском языке?»
- Подумайте и ответьте, что нового вы узнали на этом уроке? Что вам понравилось? Чему вы научились?
- Вы кому-то помогли на уроке и как?
(выставление оценок с последующим комментированием)

Рисуют схему, таблицу или какой-то рисунок по теме.

Принимают учебную задачу.




VII. Рефлексия.
Самоанализ учащимися результатов своей учебно-мотивационной сферы.
1 мин.
- А теперь давайте оценим наш совместный урок. На столе учителя выставляются чемодан, корзина.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. (Приложение 3)
Самоанализ деятельности на уроке.
Владеют навыками самоанализа.



VIII. Домашнее задание.
принятие самостоятельных решений при выполнении учебной задачи.
1 мин.
Объяснение цели выполнения домашнего задания (на выбор учащегося)
Составьте рассказ о том, что нового узнали на уроке (не заучивая параграф, а по-своему, как поняли, приводя свои примеры). Упр. 256, 257.
Кому трудно, о новой теме рассказать по материалам учебника. Упр. 256, 257.
Кто любит творчество, сочините свою сказку о том, как образуются слова.
Запись домашнего задания
Принимают учебную задачу.

слайд №10-11









Приложение 2
Карточки для групповой работы.
1-ая группа. Задание: Заполните таблицу примерами.
Слово
Приставочный способ словообразования
Суффиксальный способ словообразования
Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Сложение

Море






Вода









2-ая группа. Задание: Заполните таблицу примерами.
Слово
Приставочный способ словообразования
Суффиксальный способ словообразования
Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Сложение

Гора






Город











3-я группа. Задание: Заполните таблицу примерами.
Слово
Приставочный способ словообразования
Суффиксальный способ словообразования
Приставочно-суффиксальный способ словообразования
Сложение

Пар






Оскол











15