Физическое и психологическое здоровье учителя
Физическое и психологическое здоровье учителя
Автор: Могилина Г. Н. ГБОУ СОШ пгт ОсинкиСильнее всех - владеющий собой.
Древняя мудрость
Здоровье педагога - это не только его личное здоровье. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни. Умение управлять собственным здоровьем и настроением для учителя очень важно, так как мы понимаем, что здоровье школьника зависит не столько от соблюдения санитарно-гигиенических норм и снижения учебной нагрузки, сколько от эффективности организации образовательного процесса и от характера взаимоотношений на уроке.
Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования к ним относят:
- ситуации взаимодействия учителя с учащимися на уроке (нарушение дисциплины и правил поведения на уроке, непредвиденные конфликтные ситуации, непослушание, игнорирование требований учителя, глупые вопросы и т.д.);
- ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией школы (резкие расхождения во мнениях, перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т.д.);
- ситуации взаимодействия учителя с родителями учащихся (расхождения в оценке ученика учителем и родителями, невнимание со стороны родителей к воспитанию детей и т.д.).
Хочется отметить, что многие учителя по-прежнему завышают планку требований к себе, не позволяя себе расслабиться, почувствовать себя в чем-то не компетентным и тем более - открыто сказать об этом самому себе, ученикам или коллегам. Так возникает дополнительное напряжение, которое приводит к перенапряжению. Основными факторами, приводящими к деформации личности учителя и, как следствие, потерю им психического и физического здоровья, являются следующие:
все виды конфликтных ситуаций;
обвинения, особенно несправедливые, высказанные в оскорбительной, грубой форме;
неожиданные, психологически неприемлемые приказы, распоряжения;
нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение;
личные неблаговидные поступки;
разочарование в людях, в работе, в ранее принятой позиции, в ранее отстаиваемых подходах и установках;
длительное ожидание чего-либо, в связи с этим перевозбуждение.
педагогическая ригидность;(нарушение способности принимать чужую внешнюю оценку, что приводит к трудностям осознания собственных психологических проблем, актуального состояния, мотивов и потребностей.)
неадекватное эмоциональное реагирование (невротизм);
стереотипность способов психологической защиты;
гиподинамия (стойкое мышечное сокращение при продолжительной работе).
Высокий уровень риска заболеваемости (свыше 51 %) отмечен по следующим системам организма:
сердечнососудистой системе,
опорно-двигательному аппарату,
нервной системе,
эндокринной системе и др.
Восстановление (реабилитация) здоровья учителя - это не просто лечение, а управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.
Отношение к юмору. Старайтесь больше шутить, смеяться, особенно над собой, приостановиться, оглянуться, увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше и, главное, лучше!
Расширение горизонтов. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, способам восприятия мира, ценностям, устремлениям и так далее; научиться признавать право окружающих быть другими.
Более активная передача полномочий. Невозможно все сделать самостоятельно, надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
Быть, чувствовать, радоваться. Важно осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение вместо того, чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является специально организованная психоэмоциональная и двигательная активность.
"Физкультурно-оздоровительный комплекс":
"Психоэмоциональный комплекс"(внушение и самовнушение на позитив);
"Саморегуляция движений"
Использование методов:
арттерапии (искусством);
библиотерапии;
музотерапии;
игротерапии . Можно:
излить душу подруге или другу
отнестись с юмором
совет компетентного человека
поесть
поспать
почитать интересную книгу
погулять в парке
потанцевать
стремитесь к разумной организованности
учитесь говорить «нет».
учитесь радоваться жизни
не будьте максималистом.
Не ставьте перед собой невозможные цели.
не жалейте о прошлом
регулярно занимайтесь физическими упражнениями
питайтесь правильно
не злоупотребляйте алкоголем
высыпайтесь
Существует фраза, которая подтверждена жизнью «... человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».
Различаются две сферы образа жизни.
Здоровый образ жизни Нездоровый образ жизни
1. Регулярная физическая и двигательная активность 1. Гиподинамия
2. Психофизиологическая удовлетворенность в семье 2. Нарушение семейной ситуации
3. Сбалансированное питание 3. Нарушение режима питания
4. Удовлетворенность работой, физический и духовный комфорт 4. Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление
5. Полноценный отдых 5. Неполноценный отдых
6. Высокая медицинская активность 6. Низкая медицинская активность
7. Экономическая и материальная независимость 7. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания
8. Активная жизненная позиция 8. Социальная пассивность
Мы видим, что здоровье зависит от нас самих. Здоровье держится на трех «китах»:
— рациональном питании;
— физической активности;
— психическом комфорте.
«Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей … Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом - и от аромата цветка, и от красоты математической формулы …
И самое главное … такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди … глубже и полнее способны любить … Именно они вызывают ответную любовь - сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности».
Думайте о себе, любите себя и тогда никакие стрессы Вам не будут страшны!