Методическая разработка урока по окружающему миру по теме «Человеческие расы» (4 класс)


Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат
«Аскизский лицей-интернат»
им.М.И.Чебодаева
Методическая разработка урока
по окружающему миру по теме
«Человеческие расы»
4 класс
Система развивающего обучения Л.В.ЗанковаСазанакова Валентина Ивановна,
учитель начальных классов
Аскиз, 2017
Тема: Человеческие расы
Основная мысль: единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: осмысление того, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных национальностей.
Задачи урока:
познавательная: формирование понятия о единстве и равноценности человеческих рас;
развивающая: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы;
формирование общеучебных умений: сравнивать и обобщать, работа с текстом, демонстрационным мультимедийным материалом;
воспитывающая: развитие коммуникативных качеств: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; формирование толерантности через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей.
Метод обучения: проблемно-диалогический.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация к уроку, учебник, справочник.
Ключевые понятия и термины: человеческие расы, нация, народ.
Межпредметные связи: литература, искусство, русский язык.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний, фиксация затруднений деятельности.
Слайд 1
Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Сегодня мы с вами будем говорить о самом большом обществе людей на земле-…
- Как называется самое большое общество людей, живущих на земле?
Человечество - одно общество.
- Обратите внимание на карту.
Слайд 2
- Что заметили?
- Чем они отличаются?
Люди бывают с разным цветом кожи.
- Все мы представители человечества, но мы отличаемся цветом.
- Какой вопрос у вас возникает?
Проблема: Почему люди, живущие на Земле, разного внешнего вида?
- Какие есть у вас предположения? (предположения детей)
- А вот я знаю такую притчу…
Очень давно все люди на планете земля были черные-черные. То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой… Об этом в притче не упоминается. И вот в один прекрасный день люди пришли к озеру и решили помыться.
Первая группа людей помылись и стали белые, вода после них почернела - так появились европеоиды.
Вторая группа людей подошли к озеру и стали мыться, вода еще больше почернела, а люди остались немного смуглыми - так появились монголоиды.
Третья группа людей подошли к озеру, вода в нем была черная-черная и они смогли помыть только ладони и пятки, а вся остальная часть осталась черной - так появились на свет негроиды.
Вы согласны со мной?
- Чтобы ближе подойти к решению данной проблемы вам необходимо вспомнить: цвет кожи или другие внешние особенности человека – это врожденные признаки или приобретенные?
- Верно, внешние признаки человека являются врожденными признаками. Их человек получает по наследству от своих предков (родителей).
III. Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний.
Слайд 3
- Рассмотрите фотографии людей и разбейте их на группы.
- Объясните, по каким признакам вы разделили людей на группы?
- В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Давайте, ребята, определим, какие задачи стоят перед нами на уроке?
1. Понять что такое раса.
2. Узнать, как связаны расы с природными условиями.
3. Выяснить, чем раса отличается от народа.
Слайд 4
- В XVII веке Блюменбах вывел современные названия этих групп (негроидная, монголоидная, европеоидная). Слайд 5
- А что же такое раса?
- Найдите в словарике определение этого понятия (работа со словарём).
Слайд 6
- Давайте более поподробнее рассмотрим каждую из рас.
Слайд 7
- Люди, относящиеся к европеоидной расе, где преобладает прохладный климат, чаще всего светлокожие, у них прямые, иногда, волнистые волосы разных оттенков, довольно светлые глаза (светло-карие, зеленые, голубые, серые). Для этой расы характерны широкие глаза, прямой, сильно выступающий прямой, иногда с горбинкой нос, густые усы и борода. Места расселения: Европа северная Америка, Африка, Юго-Западная Азия.
Слайд 8, 9
- У монголоидной расы, формирующейся в степях и полупустынях, – узкий разрез глаз, смуглая кожа, которые защищают организм от резких ветров, песка и пыли. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские, чаще всего расплющенные носы, чёрные или темно-карие глаза, смуглая кожа, прямые чёрные толстые волосы. У мужчин на лицах редкие усы и борода. Места расселения: Азия, Америка
Слайд 10, 11
- Особенности негроидной расы складывались в условиях жаркого влажного климата, от вредного действия которого могла предохранить тёмно– коричневая кожа, курчавые волосы, образующие на голове защитную « шапку» Утолщённые губы и широко открытые ноздри способствуют быстрому испарению. Места расселения: Африка, Америка, Австралия.
Слайд 12
- Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом (у всех есть нос, глаза, то есть врожденные признаки, которые присущи всем людям планеты)
- Мы все составляем единое человечество.
- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий? (Конечно, нет. Среди представителей разных рас есть ученые, артисты, политики, спортсмены и другие).Слайд 13
IV. Первичное закрепление. Работа в группах.
1 группа - Назови расы, для которых характерны данные признаки.
1. Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос, места расселения: Европа северная Америка, Африка, юго-Западная Азия _______________________.
2. Желтоватый цвет кожи, прямые чёрные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы, места расселения: Азия, Америка _______________________.
3. Тёмная кожа, тёмные глаза, жесткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы, места расселения: Африка, Америка, Австралия _______________________.
Ключевые слова : негроидная, монголоидная, европеоидная
2 группа - Разбейте данные слова на две группы. Дайте название этим группам.
Якуты, монголоиды, туркмены, евреи, англичане, русские, татары,
турки, европеоиды, монголы, армяне, азербайджанцы, негроиды.
3 группа - Соотнеси названия рас с внешними признаками человека.

Авраам РуссоУилл СмитАнита Цой
Анатолий Цой гр.MBANDВера БрежневаBeyonce ФизминуткаV. Расширение нового знания.- Люди разделяются не только на расы, но и на народы.
- Как вы понимаете слово «народ»?
- Как вы думаете, понятия «народ» и «расы» означают одно и то же?
- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа? (Главным отличием является то, что расовые признаки передаются по наследству, а принадлежность к тому или иному народу определяется воспитанием).
- Чтобы дать более точное и научное определение нам необходимо обратиться к словарю (отвечает ученик).
Народ – это большая общность людей, которая сложилась на определенной территории из разных племен. Каждый народ отличается от других особым языком, культурой, традициями. Слайд 14
- Основных рас на земле всего три, а народов очень много, около 3000. Каждый народ имеет своих представителей, прославляющих свою страну. Вы их видите на слайде.
- Человек, воспитанный с детства в народных традициях, читающий родную литературу, вслушивающийся в песни и сказки на своем языке, осознает себя частью своего народа, значит, говорит о своей национальности.
- Что такое национальность? Чем она определяется?
- Прочитайте в словаре, что такое нация?
Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территорий, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
- В нашей школе дети разных национальностей, у каждого своя культура. Ребята являются её представителями. Культура каждого народа неповторима.
Слайд 15, 16
- Очень часто на планете Земля происходят войны. Что же мы мирные люди можем сделать, чтоб войны не было? (Люди должны относиться друг к другу терпимо. Для всех людей на Земле самое главное - мир на нашей планете).- Если каждый человек будет уважать культуру и традиции другого народа, то на Земле исчезнут войны, ссоры, споры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, ведь не имеет значения, какой мы расы и какому народу принадлежим. Мы все жители одной планеты, граждане единого человечества. - А какие народы проживают в нашей республике?
- Каждый из них отличается своей культурой – песнями, костюмами, сказаниями, а так же языком, на котором люди думают и говорят.
Вывод: Единое человечество состоит из разных рас и народов. Люди всех рас и народов равны между собой. Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.
- Какую проблему разрешали на уроке? Слайд 17
- От каких условий зависит деление на расы? (от природных условий)
VI. Рефлексия своего личного участия в работе.
- Продиагностируйте свои успехи.
Слайд 18
INCLUDEPICTURE "https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02eb/00050bfa-54d61673/hello_html_m6477d625.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/02eb/00050bfa-54d61673/hello_html_m6477d625.jpg" \* MERGEFORMATINET
VII. Итог урока.
- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будете терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.
- Я хочу поставить отметки следующим ученикам…
VIII. Домашнее задание.
- с.17-18, прочитать.
- Урок окончен.