Развитие критического мышления учащихся на примере работы с историческими датами.


Артамонов М.А. Развитие критического мышления
учащихся на примере работы с историческими датами.
Потребности современного общества в компетентных специалистах ставят в первую очередь перед школьным образованием проблему высокой подготовки будущих кадров еще на ранней стадии их обучения. Такой «вызов» в равной степени относится ко всем изучаемым предметам, в том числе и истории.
Любое знание будет лучше и качественнее, если оно основывается на собственном опыте и ясном понимании проблем, стоящих перед учащимся. Задача же учителя - выявить знания ученика – является одной из самых трудновыполнимых в современной школе. Наиболее подходящей технологией для решения этих двух задач на уроках истории является технология развития критического мышления учащихся. Сегодня различные источники дают характеристику данной технологии, но суть ее сводится к следующим основным позициям: во-первых, критическое мышление является мышлением оценочным, во-вторых, это открытое мышление, которое опирается в основном на жизненный опыт учащегося.
В основе урока с применением технологии критического мышления лежит наличие трех ярко выраженных фаз: вызов, осмысление нового знания и рефлексия.
Работа на уроках истории в рамках данной технологии позволяет повысить в первую очередь интеллектуальный уровень учащихся. А именно умение учащихся работать на уроках истории с историческими датами выступает одним из основных приемов практической реализации технологии.
Материал предмета истории, который предназначен для усвоения учащимися, зачастую сложен не только для простого восприятия и сам по себе объемен, но и несет в себе большое количество фактических знаний. Руководствуясь этой дилеммой, перед учителем стоит задача не просто упростить для учащихся материал, а научить их отбирать самое необходимое и уметь систематизировать полученные знания. Изучение истории без применения дат невозможно. Их обилие, особенно при изучении войн, создает дополнительные трудности для усвоения материала. Применение технологии развития критического мышления учащихся в работе с датами решает эту задачу.
На примере изучения темы в 7 классе по всеобщей истории «Международные отношения в XVI – XVIII вв.» мы можем увидеть, яркое проявление обозначенной проблемы. Программное содержание предполагает изучение причин нескольких войн, их хронологию и последствия. Конечно же, наибольшую сложность в усвоении темы составляют исторические даты. И задача учителя состоит в том, чтобы за их обилием не затерялся основной результат темы – не научить всему этому обилию материала, а дать понимание процессов, проходящих в этот период.
Приемом, способствующим систематизации материала в таком количестве может служить прием перепутанных логических цепей, который можно применять как при изучении нового материала, так и при проверке знаний. Учащиеся получают задание восстановить порядок и объяснить его. При оптимизации работ с датами применяется прием, который условно можно назвать «Корзина», когда учащиеся самостоятельно распределяют полученные ими даты в ходе изучения нового материала по различным критериям в разные группы. Этот прием возможен для применения, как для индивидуальных заданий, так и для групповых. На доске можно нарисовать значок корзины, в который будут собраны все необходимые даты. В такой работе, сначала, учащиеся получают прямой вопрос о том, известно ли им, какие даты относятся к названным событиям. После чего учащиеся записывают все известные им исторические даты. Далее, в ходе самостоятельного изучения нового материала, учащиеся дополняют свои собственные знания и обязательно фиксируют их письменно. Таким образом, наша «корзина» наполняется, а учащиеся приобретают навыки работы с новым фактическим материалом и учатся его систематизировать.
Ведущим приёмом могут стать кластеры. Кластеры– графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре – звезда: это наша тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Мы располагаем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы, это выглядит так:













Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.
Наступает следующая фаза работы – осмысление, когда ученики отмечают для себя то, что было для них новым и соотносят уже имеющуюся информацию с вновь добытой.
И на последнем этапе учащиеся окончательно осмысляют полученные знания и обобщают новую информацию.
Таким образом, применение технологии развития критического мышления на уроках истории с помощью исторических дат позволяет качественно повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, не вызывая его отторжение количеством дат. Учитель в такой работе становится организатором самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15