Роль классного руководителя в повышении качества образования
Выступление по теме «Роль классного руководителя в повышении качества образования в начальной школе
во внеурочной деятельности»
Авторы: Белова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов, 1 кат.
Загородняя Оксана Александровна, учитель начальных классов
«Если человек каждый день будет делать свое дело, невзирая ни на что, жизнь изменится к лучшему. А сухое дерево, если его поливать каждый день, зацветет…»
Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения, так как школа стала иметь дело с различными группами субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность ее деятельности, престиж, конкурентоспособность.
С точки зрения Коджаспировой Г.М., понятие “качество обучения” определяется как «определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями». Несмотря на изученность различных аспектов проблемы повышения качества образования, она на сегодняшний день остается открытой как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Сохраняется противоречие между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной разработанностью условий. Актуальность этого противоречия определила выбор темы нашего выступления “Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников во внеурочной деятельности”.
В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и формами итоговой аттестации.
Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц.
Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся в образовательной сфере.
Довольно успешно в классном коллективе решается задача формирования положительной учебной мотивации через внеурочную деятельность и участие обучающихся в различных образовательных событиях.Успех во внеурочной деятельности, конечно же, существенно влияет на учебную мотивацию. Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.
Мы хотим обобщить и представить свой опыт. В начале года мы проводим входные диагностики и оцениваем предметные, метапредметные результаты. Ученики сами смогли оценить свои УУД. Мы предложили заполнить таблицу по предметам.
Например, по русскому языку:
Умения учащихся: Я умею определять части речи Я умею находить грамматическую основу предложения Я умею находить проверочное слово – безударная гласная Я умею находить проверочное слово – парный согласный по звонкости-глухости Я умею обозначать слово транскрипцией Ячейка, напротив умения, делится на две части: в верхней оценка учителя за проверочную работу, в нижней – самооценка ребенка в цветовой гамме: красный – не уверен, что справился;желтый – сомневаюсь, нужно еще потренироваться;
зеленый – я все сделал правильно.
По этой таблице видно, кто из ребят и с какой темой затрудняется. Это позволяет скорректировать план со «слабыми» детьми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.
Какова роль классного руководителя в организации внеурочной деятельности?
Контроль (включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия). Классный руководитель ведет «Карту занятости обучающихся во внеурочной деятельности», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности.
Ф.И.ребенка Пон. Вт. Ср. Чт. Пт.
Иванов Василий 13.55 – «Акварелька» 13.55- «Веселый английский» 14.00 – спортивная секция Изучая эту таблицу, мы видим интересы и увлечения каждого ребенка, и свободное время можем использовать для закрепления темы.
Для повышения качества образования школьников классный руководитель должен использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники.
Чтобы повысить качество образования, классный руководитель должен взаимодействовать с учителями предметниками, родителями, администрацией, библиотекой и т.д. Нужен нелегкий труд души, недостаточно вооружиться только современными методиками.
Хочется закончить словами Гете «Учатся у тех, кого любят».