Выступление Реализация межпредметных связей — как одно из направлений повышения качества обучения в начальной школе.


Реализация межпредметных связей - как одно из направлений повышения качества обучения в начальной школе.
Один из основных факторов успешного обучения ребенка, в чем я убедилась за время работы в школе, это его искренняя увлеченность самим процессом познания. Очень трудно научить ребенка, если ему неинтересно, если он не испытывает любопытство, желание разобраться в предмете изучения.
У ребенка рано появляется видение окружающего его мира, которое является целостным. В школе эта целостность может быть разрушена из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми в образовательном учреждении, мало связаны между собой.
Многие известные педагоги считали, что знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, например Р. Декарт написал: «Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую – либо из них в отдельности от всех остальных». Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учениками. Познавательная деятельность ребенка возможна там, где созданы определенные условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса, реализация на уроках межпредметных связей.
Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.
На своих уроках в начальной школе я активно использую разнообразные средства обучения, которые дают возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением произведений художественной литературы, музыки, живописи, окружающего мира, что способствует эмоциональному развитию личности и формированию творческого мышления учащихся.
Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении учащихся начальных классов:
- повышение мотивации, интереса к учебной деятельности учащихся;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности;
- возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира, расширение кругозора учащихся;
- проявление индивидуальных творческих способностей детей;
- повышение эмоционального настроя в классе.
Например, используя различные виды искусства, учитель тем самым включает различные рецепторы учащихся. При этом один психофизический механизм дополняет другой. Так, музыка вызывает слуховые представления, живопись – зрительные, архитектура – пространственные, что создает целостную картину бытия. Использование разных видов искусств на уроке позволяет «озвучить» и «описать» текст, пробудить у ребенка целую гамму чувств и ассоциаций.
В своей практике я чаще всего пользуюсь этими приемами на уроках литературного чтения. Этот предмет, по моему мнению, неразрывно связан с изобразительным искусством и литературой, а также с музыкой. Живопись на уроках литературного чтения будит воображение учащихся, формирует у них представление о мире реальном и мире сказочном, приобщает к искусству линий и красок. При работе на уроках учащиеся рассматривают картины известных художников, читают произведения, находят отличия, описывают, какое настроение создают произведения представленных художников.
Приведём примеры из педагогической практики:
- при изучении стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» приходит понимание смысла стихотворения и настроения литературного героя через использование литературного слова, музыку Вивальди «Зима», П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», А.Мецнера «Романс», репродукции картин П.Ф.Соколова «Портрет Пушкина», Ю.В.Иванова «Пушкин и Арина Родионовна», «Домик няни Арины Родионовны». Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО, музыка.
- при изучении литературных произведений, происходит обязательное обсуждение исторической эпохи, для того чтобы учащиеся смогли представить себе быт, уклад жизни людей в тот момент времени. Просмотр картин, описывающих эпоху или историческое событие, наглядно изображает учащимся эти понятия. Например, при изучении стихотворения Ф. Глинки «Солдатская песня» повторяются, пройденные на уроках окружающего мира исторические фигуры М.Кутузова, Наполеона, события Бородинской битвы (см. приложение). Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.
- при изучении стихотворения Т.Коти «Золотое кольцо России», помимо развития речи на заданную тему, расширяются знания в области географии, а именно городов золотого кольца России (см. приложение). Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
На уроках литературного чтения я часто использую следующие приемы:
- рисунок после пройденного произведения. Прошу учащихся изобразить: «Как вы представляете себе главного героя?», или ощущения, тему произведения. А также практикую составление мультфильма, либо комикса по рисункам к рассказу. Такой путь изучения литературного произведения не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, помогает лучше понять емкий художественный образ, но и благотворно сказывается на усвоении смежных дисциплин. Межпредметные связи: литературное чтение, ИЗО.
- в тексте найдите слова для практического словаря, например, по теме «Осень», «Зима», либо описывающие картину художника для устного сочинения. Очень интересно для учащихся и обратное задание – нарисовать по устному описанию свою картину. Этот вид работы может быть парным или групповым. Одна группа составляет рассказ - описание, а вторая рисует. После этого первая группа сравнивает получившиеся картины и свои ожидания от работы, опытным путем устанавливается, что стало причиной расхождений – некорректное описание или, например, различное понимание лексического значения слов. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, ИЗО.
- в тексте найдите слова с орфограммами, различные части речи, словосочетания. Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык.
Я также реализую межпредметные связи на уроках русского языка. Знания, полученные на этих уроках, ученик применяет во всех остальных дисциплинах, где ему необходимо использование средств языка. Учитывая то, что курс осваивается лучше всего через непосредственное написание слов, предложений и целых текстов, здесь возможно использовать информацию практически любой направленности и содержания и примеров целевой межпредметной интеграции может быть тысячи. Например, тексты из курса окружающего мира: описания представителей растительного, животного мира, исторические события.

Задания, используемые мной на уроках русского языка, в рамках реализации межпредметных связей:
- составьте план текста, найдите средства художественной выразительности в тексте или упражнении на уроке русского языка (см. приложение). Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение.
- сходство и различие звуков, понятий, образование новых слов, оттенков значения в русском, татарском, английском языках;
- объяснение различных понятий, в сравнении с другим языком или на уже пройденном грамматическом материале другого языка (например, порядковые числительные сначала изучаются в курсе английского языка, а затем при хорошем усвоении легко вводится это понятие и на уроках русского языка). Межпредметные связи: русский язык, татарский язык, английский язык.
На уроках математики межпредметные связи могут быть реализованы:
- при решении кроссвордов;
- при решении примеров, чтобы узнать информацию (см. приложение);
- при изучении истории математических открытий (например, при изучении натуральных чисел - экскурс в историю об их возникновении). Межпредметные связи: математика, окружающий мир.
- изготовление объемных геометрических фигур (конус, цилиндр, куб). Межпредметные связи: математика, технология.
- При изучении понятия периметра и площади прямоугольника на уроках математики я столкнулась с непониманием некоторыми учащимися этих понятий. Тогда я решила отработать эти понятия на уроках физкультуры. Дети ходили, бегали, делали физические упражнения по периметру прямоугольного спортивного зала, затем пытались вычислить его периметр шагами, метрами. А для нахождения площади спортивного зала было выслушано множество предположений, идей. Школьники справились с поставленной задачей, выложив пол матами. В результате, на уроках математики дети практически перестали путать эти понятия, стало намного меньше ошибок в задачах на нахождение периметра или площади прямоугольника. Межпредметные связи: математика, физическая культура.
Реализация межпредметных связей хорошо прослеживается при изготовлении проектных работ. К празднованию Дня Победы учащиеся подготовили проектные работы «Моя семья в истории ВОВ». Результатом работы стала самостоятельно изготовленная книга о своих родственниках, живших в период войны с собственными иллюстрациями и фотографиями. Учащиеся научились самостоятельно делать переплет книг, занимались поиском информации о своих предках, подбирали стихотворения, соответствующие содержанию книг, составляли текст, готовили грамотное представление, презентацию получившихся проектов. Такая деятельность развивает нравственную культуру, творческие способности учащихся. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, технология, ИЗО.
Для изучения интереса учащихся к заданиям, используемым на уроках с реализацией межпредметных связей, было проведено анкетирование учащихся четвертого класса. Им было предложено проставить баллы (от 1 до 5) заданиям. Получившиеся результаты представлены в диаграмме:

Результат опроса показал, что все виды заданий нравятся учащимся, все получили достаточно высокие баллы. Мы видим, что наибольший интерес для учащихся представляют выполнение проектной работы и разгадывание (составление) кроссвордов и ребусов междисциплинарного характера. Также детям нравятся объяснение фактов и явлений, происходящих на стыке нескольких наук, экскурсии, межпредметные познавательные задачи. Наименее интересный прием, по их мнению, - самостоятельная подготовка сообщений, это может быть связано с тем, что на проведенных уроках не было возможности полноценно воспользоваться данным приемом.
Подводя итог, хочется отметить, что реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества обучения в начальной школе – потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами педагогического образования. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся и помогают преодолеть предметную инертность мышлении; с помощью межпредметных связей становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость, а также развитие метапредметных и личностных УУД.
Литература и интернет - ресурсы:
1.Максимова Б.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы.- Москва. Просвещение.
2. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- «Учитель».
3. Кленова А.В. и др. Интегрированный урок.- «Учитель».
4. http://refleader.ru/jgeyfsrnajgeujg.html
Приложение