Методическая разработка открытого урока на тему Основные формы залегания осадочных горных пород


5244465-224790-899160-177165Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Акъярский горный колледж имени И. Тасимова
Методическая разработка
открытого учебного занятия по дисциплине: геология для студентов II курса группы ПРМ 13
на тему:
«Основные формы залегания осадочных горных пород»

Разработал: преподаватель
геологии Файзуллин Р.Ф.
с. Акъяр – 2014 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 30
Предмет: геология Группа Дата
Тема занятия: Основные формы залегания осадочных горных пород. Понятие о слое и слоистости. Элементы слоя ПРМ-13 24.11.14
Вид занятия: лекция Учебная цель: ознакомление с новыми фактами и явлениями. Введение в структурную геологию.
Воспитательная цель: воспитание познавательного интереса к учебному предмету и окружающим явлениям.
Межпредметные связи: обеспечивающие – география;
обеспечиваемые – горное дело, обогащение полезных ископаемых.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия:
Б. Раздаточный материал:
В. Учебные места – для лекционных занятий
Г. Технические средства обучения
Д. Литература: основная – Бондарев В.П. «Геология»; Кравцов А.И. «Геология», Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. «Геология».
дополнительная – Карлович И.А. «Геология»; Ермолов В.А. «Основы геологии».
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Элементы занятия, содержание и последовательность излагаемых вопросов Форма и методы обучения
1.Оргмомент: 1.Подготовка студентов к работе
2. Проверка знаний Беседа
2.Сообщение новых знаний:
1.Форма залегания слоя, элементы залегания слоя - подошва, кровля, истинная и видимая мощности, пережим, выклинивание, линза прослой;
2. Слоистость – параллельная, косая, волнистая, линзовидная; 3.Взаимоотношения между слоями – согласное залегание, несогласное залегание
(стратиграфическое несогласие, угловое несогласие, угловое стратиграфическое несогласие)
4. Элементы залегания наклонного слоя: линия падения, линия простирания, угол падения Рассказ
3. Подведение итогов лекции: 1. Вопросы на проверку усвоения новой темы
2. Домашнее задание: 3. § 9.1 стр.127-137
Беседа,
опрос
План урока:
Организационный момент. Приветствие студентов, ознакомление с планом урока, целью урока.
Контроль и повторение ранее изученного материала по теме: «Основы исторической геологии». Фронтальный опрос.
Изучение материала новой темы: «Основные формы залегания осадочных пород». Лекция с элементами диалога.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.

Ход урока.
Организационный момент. Приветствие студентов.1.1 Ознакомление студентов с темой и целями учебного занятия.
1.2 Контроль и повторение знаний по ранее изученным темам, подготовка к усвоению нового материала.
Контроль и повторение ранее изученного материала по теме: «Основы исторической геологии». Фронтальный опрос.
Вопросы:
Предмет изучения исторической геологии?
Что такое стратиграфическая и геохронологическая шкала? Каким подразделениям стратиграфической шкалы однозначно соответствуют подразделения геохронологической шкалы?
Подразделения
стратиграфические геохронологические
Эонотема Эон
Эратема (группа) Эра
Система Период
Отдел Эпоха
Ярус Век
Зона Фаза
Звено Пора
Какими методами определения относительного и абсолютного возраста горных пород пользуются геологи?

Какое значение имеют руководящие ископаемые? Какие руководящие ископаемые животные вам известны?:

Рис 1. ТрилобитРис 2. Аммонит

Рис 3. БелемнитРис 4. Брахиопод
Какие глобальные геологические процессы прошлого хорошо изучены в рамках исторической геологии?:
Крупнейшие оледенения в истории Земли: Гуронское древнейшее оледенение, позднерифейское, вендское, ордовикское оледенение Гондваны.
2.Приблизительные периоды образования крупнейших складчатостей: Беломорской, Гудзонской, Байкальской, Салаирской, Каледонской, Герцинской, Киммерийской и т.д.
3. Глобальные тектонические события прошлого: образование суперматериков Пангеи-0, Пангеи-1, Пангеи-2, Гондваны, Лавразии, Лавруссии, открытие и закрытие древних океанов Панталассы, Япетуса, Уральского.
Изучение материала новой темы: «Основные формы залегания осадочных пород». Лекция с элементами диалога.
План занятия:
Форма залегания слоя, элементы залегания слоя - подошва, кровля, истинная и видимая мощности, пережим, выклинивание, линза, прослой.

Рис 5. Первичные формы залегания осадочных пород:
1 – линза; 2 – выклинивание; 3 – слой; 4 – пережим; 5 - прослой
Особое внимание студентов обратить на понятие мощности пласта (слоя) и способы его подсчета:

Рис 6. Определение мощности пласта
Слоистость – параллельная (горизонтальная), косая, косоволнистая, волнистая, линзовидная:

Рис 7. Виды слоистости:
I – линзовидная, II – параллельная (горизонтальная), III – косая, косоволнистая.
Взаимоотношение между слоями: согласное залегание, несогласное залегание (стратиграфическое несогласие, угловое несогласие, угловое стратиграфическое несогласие):

Рис 8. Типы несогласий:
1 - параллельное, 2 - угловое, 3 - местное, или локальное, прилегания: 4 - согласное, 5 - несогласное
Элементы залегания наклонного слоя: линия простирания, линия падения, угол падения

Рис 9. Элементы залегания наклонного слоя
Закрепление новых знаний.
Контрольные вопросы:
Что такое слой? В результате каких процессов идет осадконакопление?
Каким образом измеряется мощность пласта? Чем отличаются видимая и истинная мощности?
В каких случаях возникает несогласие залегания слоев? Факторы, влияющие на вид слоистости.
Каким образом, с помощью горного компаса определить элементы залегания наклонного слоя? Характерные признаки этих элементов.
Подведение итогов урока.
Повторение основных понятий, пройденных на уроке. Выявить совместно с учениками связь полученных новых знаний с пройденным материалом – основными стадиями протекания экзогенных процессов:
1 Разрушительная работа
2 Денудация
3 Аккумуляция
4 Диагенез;
показать применение изученной ранее стратиграфической шкалы в рамках новой темы – структурной геологии, в частности, во время изучения взаимоотношений между слоистыми толщами; логически связать усвоенный материал с предстоящей практической работой: «Основы работы с горным компасом».
Информация о домашнем задании:
Повторить изученный материал
Прочитать 3. § 9.1 стр.127-137
Изучить дополнительные источники:
https://ru.wikipedia.orghttp://geo.web.ru