Открытый урок по литературе «Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Литература Великой Отечественной войны».
Тема занятия: «Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Литература Великой Отечественной войны».
Цели занятия:
обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.
развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
воспитательная: продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию обучающихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.
Основные понятия: сражающееся искусство, патриотическое содержание искусства.
Средства обучения: портрет Д. Шостаковича, репродукции: Тоидзе «Родина-мать зовет!», Непринцева «Отдых после боя», Кукрыниксов «Конец», видеозаписи из передач: «Синий платочек», «Офицеры», песни «Журавли» в исполнении Хворостовского, грамзапись песни «Священная война».
Ход занятия
I. Вводно-мотивационный этап занятия.
Выясняем, какое место занимает данный урок в теме. Постановка проблемы: Какую роль сыграла культура в годы войны, каков ее вклад в победу? Написать мини-сочинение «Мои впечатления от урока».
II. Организация учебной деятельности.
Сегодня мы проводим не совсем обычное занятие. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. Его тема: «Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Литература Великой Отечественной войны».
Прошло уже 70 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.
(песня «Журавли» в исполнении Хворостовского).
Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.
Не успевшие стать крылатыми, Умирали они солдатами.Уходили мальчишки с рассветами, Оставались они поэтами (музыка из Ленинградской симфонии)III. Изучение нового материала.
Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Чувство братской солидарности и помогло советской литературе стать грозным оружием в борьбе народа за свободу. В первые дни войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение. О роли публицистики в годы Великой Отечественной войны расскажет
Выступление студента «Публицистика в годы ВОВ».
2.Слово учителя о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны.
«Казалось, было холодно цветам И от росы они слегка поблекли.Зарю, что шла по травам и цветам,Обшарили немецкие бинокли.Цветок, в росинках весь,К цветку приник,И пограничник протянул к ним руку,А немцы, кончив кофе пить, в тот мигВлезали в танки, закрывали люки.Такою все дышало тишиной,Что вся земля еще спала, казалосьКто знал, что между миром и войнойВсего каких-то пять минут осталось».
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Александр Фадеев сказал: “Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой. Уже на третий день войны по всей стране, как призыв, зазвучала песня “Священная война” на стихи Лебедева-Кумача.
Сообщение студента об истории возникновения песни «Священная война».
На фоне выступления тихо звучит сама песня “Священная война”.
Плакатное искусство в годы ВОВ.
“Таким же набатом, поднимавшим боевой дух советских воинов, зазвучал и плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе “Родина-мать зовет!”.
Комментарий заранее подготовленного студента.
О роли поэзии слово
“Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов.
Рассказ студента о Константине Симонове и о стихотворении «А помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
Давайте послушаем отрывок из этого стихотворения
“Жди меня Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. “Жди меня” - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене, Валентине Серовой, и всем, кто ждал своих любимых. Сейчас вы услышите это стихотворение
Заранее подготовленный студент читает выразительно стихотворение.
“Перед смертью Константин Симонов попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в начале войны, поэтому его прах был развеян на поле, неподалеку от Бобруйска”.
“Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками Они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Среди них были Анна Ахматова и Ольга Бергольц, стихи которых знали и ждали, а также Юлия Друнина, которая в 17 лет ушла на фронт. Сейчас ребята немного расскажут о каждой из этих поэтесс
Рассказ студента об Ольге Бергольц
Рассказ студента о Юлии Друниной
Рассказ студента об Анне Ахматовой
“И хочется сказать еще об одном поэте – Александре Твардовском.
Рассказ студента об Александре Твардовском
Послушайте отрывок из поэмы (заранее подготовленный студент читает отрывок из поэмы)
“Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освященной самодельным светильником, познакомился с поэмой Твардовского художник Юрий Михайлович Непринцев. Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они, восхищались любимым литературным героем. Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, художник пишет картину “Отдых после боя”. Давайте попробуем описать эту картину (один из студентов описывает картину).
6.Песни войны.
Выдающееся место в культуре Великой Отечественной войны заняли стихи, ставшие песнями. Песни войны Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец
Рассказ студента о песнях военных лет
Рассказ студента об исполнителях песен периода ВОВ
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. Давайте послушаем немного об истории этой песни.
Рассказ студента об истории песни «Катюша»
А помните эту песню? (звучит песня «Землянка»)
Песне « Землянка» суждено было стать одной из первых лирической песен, рожденной в пламени Великой Отечественной войны.
Рассказ студента о песне «Землянка»
Но была и другая музыка
В 1942 г. в блокадном Ленинграде Дмитрий Шостакович создает свою гениальную седьмую симфонию.
Рассказ студента о Дмитрии Шостаковиче и его «Седьмой симфонии».
7.Художники на защите Отечества.
Все мастера советского искусства стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Боевой дух советских воинов в то тяжелое, суровое время поднимали плакаты, станковая живопись. Большую роль сыграли произведения плакатистов и художников Кукрыниксов. О них нам расскажет
Рассказ студента о творчестве плакатистов
8. Фронтовые агитбригады.
Артистические бригады работали на важнейших участках советско-германского фронта во время решающих битв Великой Отечественной войны. На передовой они рисковали не меньше, чем солдаты, попадая под обстрел, бомбёжки и в окружение врага.
Когда в помещение цирка, где Клавдия Ивановна Шульженко пела перед бойцами, уходившими на фронт, вдруг стали падать фугасные бомбы, зал был в панике, музыканты тоже. А Шульженко продолжала акапельно: «Падал с опущенных плеч...» После её выступления офицер спросил: «Откуда у вас такое самообладание?» Клавдия Ивановна ответила: «Я артистка».
На улицах столицы, куда сбрасывались зажигательные бомбы, продолжалась культурная жизнь. Москвичи покупали и читали книги, посещали кино, театры и консерваторию. Марина Ладынина, Любовь Орлова, Зоя Фёдорова, Людмила Целиковская самые известные актрисы военного времени, чьи фильмы смотрели в блиндажах и госпиталях, с чьими именами шли в атаку и умирали.
Английский журналист Александр Вирт, проведя всю войну в СССР, свидетельствовал, что Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей. Москвичи, да и вся страна ждала утренних газет, на страницах которых печатались сообщения о доблестных воинах и летчиках.
IV. Заключительный этап урока.
Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники войны. Многие не вернулись с войны. Среди них поэты и писатели. Но сколько бы не прошло лет со дня Победы, стихи и песни, которые возникли в грозные годы, остались в строю. Они всегда будут жить в наших сердцах, они всегда будут теребить наши души.
Есть такая профессия – Родину защищать. Ее овладевают лучшие из лучших. На суше и на море, в воздухе и под водой защищают они независимость нашего Отечества. В годы Великой Отечественной войны профессией по защите Родины овладел каждый советский человек. И среди них не на последнем месте находились деятели искусства. И вам, нынешнему поколению, продолжать их традиции по защите Родины Нет в России семьи такой, где б непамятен был свой герой
Песня из к/ф “Офицеры”.
V. Домашнее задание.
Подготовить пересказ одного произведения из буктрейлера, показанного учителем.
VI. Итоги урока. Рефлексия (Написать мини-сочинение «Мои впечатления от урока» - дома)
Выставление оценок.