Научная статья Учет гендерных особенностей обучающихся


Учет гендерных особенностей развития учащихся в процессе обучения. Психология на службе образования.
Слово «gender» в переводе с английского означает род (женский, мужской). По словарю терминов, гендер определяется как совокупность социальных, культурных норм и ролей женщин и мужчин, которые определяют поведение и взаимоотношения между ними.
Исследования учёных доказывают, что женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине более свойственны нежность, мягкость, уступчивость. Мужчине более присущи решительность, азартность, резкость. Физиологи считают, что мозг девочек и мальчиков и устроен и работает по-разному. Есть данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек. Это различия: - познавательных способностей и познавательных процессов; - восприятия окружающего мира; - темпов усвоения и переработки информации; - в преимущественном формировании различных видов мышления; - в организации внимания; - в уровне активации эмоций в процессе обучения; - в уровнях адаптивных возможностей организма и психики; - в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.Все эти различия влияют на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности. Не вызывает сомнения то, что в обучении мы должны учитывать особенности мальчиков и девочек в определении форм и методов обучения мальчиков и девочек на основных учебных предметах для оптимизации процесса обучения с целью развития познавательных способностей и интеллекта учащихся.  Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. Это тоже доказано специалистами. Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и девочек. В подсознании любого человека присутствуют образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. 
У девочек У мальчиков
сильнее развито непроизвольное внимание сильнее развито пространственное представление
легче поддаются внушению более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны
речь более беглая меньше свойственны прилежание и усердие
быстрее читают и красивее пишут решение кроссвордов лучше удается
быстрее приспосабливаются к новой обстановке обладают большей физической силой, но уступают в выносливости
ответы более однообразны предпочитают точные науки,
в младшем школьном возрасте биологический возраст выше увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры
мышление более однотипноенестандартно и интересно мыслят
чувствуют себя увереннее в необычных условиях. внутренний мир часто скрыт от нас
Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, зачастую далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п.). Многие мальчики охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они не так охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы. Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а в дальнейшем и на супружеской жизни. В частности, анализ детской литературы показывает, что а) мужчины изображаются в них гораздо чаще, чем женщины; б) большинство мужчин представлены активно действующими; в) взрослые женщины - либо матери, либо жены, а мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии. В современных детских телепередачах также доминируют мужские персонажи. Конечно, ребенок не является пассивным объектом в процессе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности влияют собственный жизненный опыт, анализ поведения, общения, результатов деятельности и средств достижения этих результатов. Психологи считают, что очень важно обращать внимание воспитателей и родителей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии.
У мальчиков чаще доминирует правое полушарие, которое отвечает: за распознавание зрительных и музыкальных образов; за сознательную ориентацию в пространстве; за более развитое абстрактное мышление. Преобладают также оперативная память и нестандартность мышления (фантазирование).
У девочек более развито левое полушарие, которое отвечает: за регуляцию речи, письма и счета; за переработку информации с помощью словесно-знаковых систем; за интуитивную ориентацию в пространстве; за более развитое конкретно-наглядное, образное мышление. Кроме того, доминирует долговременная память и консервативность мышления.
Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Доказано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.
Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов.
А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?
Сравнив характеристики, которые давали одному и тому же ребенку родители (почти исключительно мамы, а не папы) и воспитатели (тоже женщины) - расхождения были весьма значительными и разными для мальчиков и девочек.
Так, мальчиков родители часто считают неэмоциональными, когда воспитатели отмечают их повышенную эмоциональность. В то же время при оценках эмоциональности девочек характеристики и мам, и воспитателей совпадают. Но родители часто считают тревожными девочек тогда, когда ни воспитатель, ни психолог тревожности у них не отмечают. У мальчиков встречаются лишь обратные случаи, когда психолог говорит о том, что мальчик очень тревожен, а родители с полной уверенностью заявляют, что их сыну такое качество не свойственно.
Взрослые должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. Когда мама (или педагог) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, и сердятся оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам, то надо помнить, что он уже дал пик эмоциональной активности, но он в отличие от мамы не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т.к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: «ты плохой»,— то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Мальчики и девочки: любить по-разному, учить по-разному»?
В связи с учетом этих особенностей, например на уроках математики, русского языка при индивидуальной работе мальчикам следует давать задания с творческим уклоном, где нужно додумать, продолжить, найти другой путь решения, пофантазировать и т.д. С девочками идти по пути «шаблона».
Таким образом, мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи, девочки лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные. А это именно то, что требуют в школе. Сначала идет объяснение, как надо решать задачу. То есть этап поиска исключается, его берет на себя взрослый. Это хорошо для девочек, а мальчику надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть на нахождение решения.
При заданиях, где нужно отвечать рассказом, у мальчиков лучше принимать краткие, но точные ответы, а у девочек можно попросить развернутые, яркие ответы. Это связано с тем, что мальчики по своей природе менее разговорчивы, эмоциональны. А девочки, наоборот, могут рассказывать живописно, в связи со своей повышенной эмоциональностью.
На уроках письма, рисования, труда девочки аккуратнее, старательнее выполняют работу, так как им свойственно большее развитие эстетических способностей, более внимательная работа с предметами и инструментами. Девочкам более интересна собственная личность и все, что связано с красотой и чувствами.
Мальчикам больше присущ дух соревнования в силе, ловкости и уме (культ силы и мужества). Наблюдается любовь к силовому спорту и технике; они обращают внимание на то, что их окружает.
Если говорить об оценках, что немало важно для школьников, так же можно проследить интересные моменты. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. При этом у них активизируются все отделы мозга: зрительные, слуховые, ассоциативные. Для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как, им важно быть «хорошими» в глазах взрослых. И, отвечая на уроке, девочка чаще смотрит в лицо учителю, ищет подтверждение правильности ответа, ждет одобрения, чувствуя себя уверенней, если видит положительную реакцию педагога на ее ответ.
Девочкам нельзя сразу сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей осознать, что именно в ее деятельности плохо и что надо изменить.
Мальчики реагируют избирательно и на значимые для них оценки. Им важно, что оценивается в их деятельности. Когда мы оцениваем деятельность мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются. Тогда становится понятным, почему мальчики могут и не реагировать на оценку «я тобой недоволен». Она не имеет для него смысла. Мальчик обязательно должен знать, чем вы недовольны и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия.
Важно устраивать в классе праздники для мальчиков и для девочек, что подчеркивает качества, мужчин и женщин.
Когда учитель-женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и для мальчиков это бесполезно.
Психологи классифицируют основные эмоциональные нужды детей в зависимости от пола.
Для мальчиков это:
«СИЛА – возможность либо способность эффективно действовать, совершать нечто». В качестве одного из примеров использования этой потребности приводят рекламу хорошо известных и в нашей стране хлопьев «Завтрак для чемпионов», позиционируемых как правильное, дающее силу здоровое питание».
«ДОБРО ПРОТИВ ЗЛА: позитивная установка, мораль, борьба против зла и безнравственности».
«ГРУБОСТЬ: непристойность, вульгарность, все противное, отвратительное».
«ГЛУПОСТЬ: легкомыслие, способность расхохотаться в ответ на самую глупую шутку кроется глубоко в душе каждого мальчишки. Чем более «идиотской» кажется проделка, шутка или рожица, тем больше восторга она вызывает. Это еще один ключ к детской психике, это и есть тот самый физиологический юмор».
«ХРАБРОСТЬ: мужество и его демонстрация».
«ПРЕУСПЕЯНИЕ / ПРЕВОСХОДСТВО: желанный результат. Мальчик должен постоянно чего-то достигать. Преуспеяние принимает формы созидания, строительства и гордости за содеянное».
«ЛЮБОВЬ: сильное увлечение. Девятилетний мальчик все еще нуждается в любви и привязанности. Но он не столь открыто выражает свои чувства, как делал это прежде. Семейные игры – спортивные и другие – помогут упрочить связь между членами семьи. Бренды также могут помочь в этом. Многие мои ровесники до сих пор помнят рекламу конфет Lifesavers («Спасатели»), на их обертке изображены отец с сыном, которые делят конфету пополам. Подобный бренд стал символом близости родителей и детей»
Для девочек это:
«КРАСОТА: качество удовольствия, ассоциирующееся с качеством формы или цвета или исключительным мастерством. Маленькие девочки жаждут красоты во всех ее проявлениях».
«ГЛАМУР: атмосфера необычайного очарования, романтики, восхищения. В качестве примера - кукла Барби: Барби красива, но суть ее заключается в том, что она олицетворяет гламур. Барби ведет жизнь, полную романтики, приключений, удовольствий. Барби независима – она ни в малейшей степени не зависит от Кена».
«МАТЕРИНСТВО: забота, воспитание, все атрибуты и качества матери».
«ГЛУПОСТЬ: легкомыслие. Девочки, как и мальчики, могут быть глупыми. Однако выражается это в совершенно иных формах. Если мальчики находят глупые развлечения, совершая некие физические действия, то девочки дурачатся, проявляя себя, если так можно выразиться, социально».
«УСПЕХ / УПРАВЛЕНИЕ: достижение желаемого, умение, искусство»
Каждый хороший учитель должен не только знать свой предмет, методику его преподавания, но и обязан быть хорошим психологом. Чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы у него были стимул и мотивация к учению, учитель использует свои знания по психологии. Они проявляются в учете учителем возрастных и индивидуальных особенностей ребят, в знании по развитию основных психических процессов. Но редко мы вспоминаем о том, что мальчики и девочки это разные миры. Ученые убедились, что мозг мальчиков и девочек работает не одинаково. Часто всех учеников мы обучаем «под одну гребенку», не разделяя: мальчики или девочки, на уроке все ученики. Хотя для более хороших результатов каждому педагогу следует учитывать гендерные особенности мальчиков и девочек.

Литература:
1. Психология. Учебник / под ред. АА. Крылова. - М.; Проспект, 1998.
2. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983.
3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 320 с.
4. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988. 
5. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
6 . Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки - два разных мира». Нейропсихологя - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. - СПб.: «Тускарора», 2001 7. Шеффер Д. Дети и подростки. СПБ.: Питер, 2003. 976 с.
Величие небольших различий(памятка для педагогов и родителей)
Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. 
Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок. 
С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий. 
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. 
При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы. 
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить. 
Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. 
Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях. 
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. 
Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас. 
Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним. 
Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка. 
Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно). 
Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей. 
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы? 
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков. 
Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка. 
Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать. 
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.