Учет гендерных особенностей детей младшего и среднего возраста на уроках физической культуры
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
Основная общеобразовательная школа пос.Подгорный
Муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области.
Тема: «Учет гендерных особенностей детей младшего и среднего возраста на уроках физической культуры».
Выполнил:
Ямщиков Сергей Васильевич
ГБОУ ООШ пос.Подгорный
Учитель физической культуры
Самара 2016
Содержание
Введение
Глава 1. Гендерные особенности
Особенности физического развития детей различного возраста
Что такое гендер?
Актуальность использования гендерного подхода на уроках физической культуры в условиях современной общеобразовательной школы.
Особенности раздельного обучения
Глава 2. Практика гендерного обучения физической культуре
2.1 Особенности гендерного обучения физической культуре
2.2 Организация занятий при раздельном обучении
Заключение
Список литературы
Введение
Всестороннее развитие спортсменов, их высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств, отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом - основа спортивной специализации.
В основе всесторонней подготовки лежит взаимообусловленность всех качеств человека: развитие одного из них положительно влияет на развитие других и, наоборот, отставание в развитии одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
Принцип всесторонности приобретает в занятиях с юными спортсменами особое значение. В связи с тем, что в возрасте 7-9 лет организм находится в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительно, так и отрицательно, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса столь важно учитывать возрастные особенности формирования организма детей, а так же их половые различия. Важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки спортсменов играет физическая подготовка, воспитание физических качеств, необходимых в спортивной деятельности.
Проблеме физического развития и физической подготовленности детей, а так же учету гендерных особенностей при организации и построении занятий по физической культуре многие авторы посвятили свои исследования и труды. В этой работе была предпринята попытка упорядочить и систематизировать знания в этой области.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс (урок по физической культуре).
Предмет исследования: гендерные особенности обучения и воспитания.
Целью работы является выявление гендерных особенностей при организации урока физкультуры.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности физического развития детей разного возраста;
- выявить особенности раздельного обучения;
- охарактеризовать особенности гендерного обучения по физической культуре.
Глава 1. Гендерные особенности
Особенности физического развития детей различного возраста.
Физическое развитие, как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма в онтогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (закономерности возрастной последовательности к неравномерности развития, взаимодействия генетических и средовых факторов развития и др.). В силу этих закономерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых время и функции организма претерпевают существенные изменения (в частности, к зрелому возрасту длина и объем тела увеличиваются в несколько раз, а масса тела, величины проявляемой мышцами силы, минутного объема крови и ряд других параметров, характеризующих морфофункциональные возможности,- многократно, некоторые даже в 20-30 раз и более). Развертываясь по естественным законам, процесс физического развития человека одновременно во многом обусловлен конкретными общественными условиями жизни, деятельностью и особенно физическим воспитанием.
В зависимости от всей совокупности факторов и условий физического развития оно может иметь различный характер – быть всесторонним и гармоничным, либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности этого процесса, можно так воздействовать на его динамику, чтобы придать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увеличение функциональных возможностей организма, повышение общего уровня работоспособности, необходимой для созидательного труда и других общественно-полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, существенно отодвинуть сроки возрастной инволюции (регрессивных изменений) физических кондиций организма, естественно наступающей по мере старения. Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида, и реализуется при определенных условиях в физическом воспитании.
Изучение возрастных особенностей становления двигательной функции, развития физических качеств: быстроты, мышечной силы, выносливости, ловкости и гибкости – имеет большое значение. Под двигательной функцией мы понимаем совокупность физических качеств, двигательных навыков и умения детей, подростков и взрослых. Двигательная функция относится к числу сложных физиологических явлений, обеспечивающих противодействие условиям внешней среды. Физическими (или двигательными) качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека.
Физиологическими предпосылками воспитания физического качества быстроты в младшем школьном возрасте служит постепенное повышение функциональной подвижности и возбудимости нервно-мышечного аппарата, а также интенсивное развитие способностей к выполнению быстрых движений отдельными частями тела (кистью, рукой).
Однако у детей младшего школьного возраста способность к быстрому перемещению в пространстве развита слабо. Средняя скорость бега заметно повышается только к 10 годам. К этому возрасту у девочек отмечается наибольший прирост результатов в прыжках в длину с места (20%). У мальчиков величина этого прироста в возрасте от 8 до 11 лет составляет 8-9%, а наибольшие его величины отмечаются в 13-14 лет.
Воспитание быстроты осуществляется с помощью скоростно-силовых упражнений, пробеганием коротких (50-60 м.) отрезков дистанции с максимальной скоростью, после предварительного освоения техники спринтерского бега.
Следует иметь в виду, что применение скоростно-силовых и спринтерских упражнений в большей мере способствует увеличению скорости в период ее интенсивного возрастного периода - в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков.
К 14-15 годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, обеспечивающих прирост быстроты, снижаются. В связи с этим несколько уменьшается эффективность скоростных и скоростно-силовых упражнений.
В старшем подростковом и юношеском возрасте (9-10 классы) принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит. Наблюдается лишь количественные изменения: длина пробегаемых отрезков увеличивается до 80-100 метров, растет объем скоростно-силовых упражнений.
Школьники 7-11 лет обладают низкими показателями мышечной силы. Силовые, в особенности статистические, упражнения вызывают у них быстрое развитие охранительного торможения. Таким образом, возрастные особенности детей ограничивают применение силовых упражнений на тренировках. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям. Широкое применение в 7-11 летнем возрасте находят прыжковые, акробатические, динамические упражнения на гимнастических снарядах.
Следует постепенно приучать юных спортсменов и к сохранению статистических поз при обязательном контроле за дыханием. Применение статистических упражнений вызывается необходимостью поддержания правильного положения тела при выполнении упражнений. Особое значение статистические упражнения имеют для выработки и сохранения правильной осанки.
К подростковому и в особенности к юношескому возрасту, в следствии относительно высокой морфологической и функциональной зрелости двигательного аппарата, создаются благоприятные возможности для развития силы.
Дети младшего школьного возраста отличаются незначительной выносливостью. Однако уже к 10-летнего возрасту у них повышается способность к неоднократному выполнению скоростной работы (повторный бег на короткие дистанции), а также малоинтенсивной работы (медленный бег) в течении сравнительно продолжительного времени. Медленный бег может с успехом использоваться в качестве основного средства воспитания общей выносливости уже в младшем школьном возрасте. При условии постепенного увеличения продолжительности выполнения малоинтенсивных упражнений объем беговой подготовки в 11-12 летнем возрасте можно довести до 14 км. В неделю. Хорошим средством развития общей выносливости служит ходьба и бег, чередуемый с ходьбой, передвижением на лыжах на дистанции от 1 до 1,5 км
У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести также качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата – высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба – способствует повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств.
Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдается в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Тренер, педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в формировании некоторых двигательных навыков.
Совершенствование гибкости в подростковом и младшем юношеском возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта.
Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно- временных характеристик движения.
Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действия в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.
В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают появление специфических для определенного вида спорта качеств. И все-таки основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.
Создатели учения о физическом развитии человека В.В. Бунак (1940) и П.Н. Башкиров (1962) трактуют физическое развитие как комплекс морфо – функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил. Применительно к детям физическое развитие определяется как процесс формирования структурно – функциональных свойств растущего организма. В.Г. Властовский (1976), один из наиболее авторитетных современных исследователей проблем, классифицирует физразвитие как комплекс морфо – функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития ребенка.
Таким образом, существует две основные трактовки термина «физическое развитие»: 1) как комплекса показателей, свидетельствующих об уровне, «крепости» здоровья индивида, «запасе его физических сил», 2) комплекса признаков, отражающих уровень (и процесс) возрастного развития. И та и другая оценки основаны на сравнении индивидуальных морфо – функциональных показателей средне статическими возрастными нормативами.
Если оценивать физическое развитие детей и подростков по стандартам прежних лет, можно убедиться, что доля детей с оценкой физического развития «чрезмерное» постепенно возрастает за счет уменьшения «нормы», в то же время по современным стандартам они попадают в границы этой «нормы». И это не столько результат акселерации роста и развития, сколько следствие повышения жирового компонента в массе тела. Именно у этой части подрастающего поколения значительно чаще, чем у их сверстников, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья.
Установлено также, что превышение показателей роста и массы тела в пределах статистической «нормы», даже на незначительную величину, отрицательно сказывается на функциональных возможностях и работоспособности детей и подростков, что делает сомнительным возможность установления «нормы» по среднестатистическим нормативам.
Что такое гендер?
Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому.
Гендер это социальный пол. Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. То, что в одном обществе считается типично «мужским», в другом обществе может определяться как типично «женское». Представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. К примеру, ещё в 70-е годы ХХ в. в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин (мода, пришедшая с Запада, как подражание хиппи и «Битлз») являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам (например, носить юбочку, если ты шотландец, и брюки, если ты узбечка).
Гендерные стереотипы это один из видов социальных стереотипов.
Гендерные стереотипы устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.
Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространенных в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.
Актуальность использования гендерного подхода на уроках физической культуры в условиях современной общеобразовательной школы.
В разных информационных источниках, начиная со второй половины XX века психологи, медики, социологи развитых стран, в т.ч. и в России, с тревогой фиксируют нарастающий процесс изменения особенностей мужской и женской личности в направлении приобретения противоположных полу качеств. Причем, речь идет об изменении не только на уровне конституции тела, но и на гормонально-генетическом уровне. Это ведет к угасанию мужских качеств у юношей, снижению их трудового и оборонного потенциала, снижению детородного потенциала у молодых мужчин и женщин, росту социальных пороков.
От неотложного решения данной проблемы зависит будущее не только России, но всей цивилизации. Путь решения этой проблемы - воспитание с раннего детства с учетом присущих полу особенностей физического и психического развития (поло-личностного развития) мальчиков как мужчин и девочек как женщин. Ведущую роль в этом процессе помимо семьи играет система образования.
В обществоведении выделяют физический пол и социальный пол, который часто именуют как «гендер», включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. На современном этапе наблюдаются кардинальные изменения исторически сложившихся социальных ролей мужчины и женщины, трансформация образов женственности и мужественности.
Актуализация гендерной роли требует от преподавателя создания таких условий, которые бы обостряли стереотипы мужского и женского поведения у школьников.
Занятия по физической культуре, опираясь на гендерный подход, должны строиться с учетом гендерных особенностей обучающихся, актуализируя их гендерные роли, формируя понимание о предназначении мужчины и женщины в обществе. Такая организация учебного процесса требует от преподавателя знаний о гендерных особенностях школьников.
По данным психологов у юношей потребность в двигательной активности гораздо выше. Они хотят быть сильными, мужественными, выносливыми, при этом их интересует то, что углубляет и развивает уже имеющиеся у них навыки и имеет выраженную конкретную направленность. Юноши - с самого начала действуют избирательно, охотнее занимаются тем, что схоже с уже сложившейся сферой их интересов.
Девушки более эмоциональны, у них ярче выражена потребность в эстетической направленности занятий физической культурой, предпочитают те виды деятельности, которые отвечают их личным интересам и потребностям на данный момент. Девушки в большей степени способны увлекаться самим процессом деятельности, пытаются усвоить по возможности все, что им преподают.
Педагогам следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Особенности раздельного обучения.
В педагогическом сообществе с каждым годом прибавляется число сторонников раздельного обучения. В порядке эксперимента во многих школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Добро это или зло? - попробуем разобраться.
Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база - ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах. Скажем, в Республике Коми - 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае - больше 100, в Москве - полтора десятка.
Один из наиболее известных проповедников раздельного обучения - Владимир Базарный. Именно он создал уникальную методику, стоящую на трех китах: воспитание патриотизма, «обучение в движении» и разделение классов по половому признаку. «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах - вещь непростительная»! - уверенно заявляет Базарный. Как показали проведенные им исследования, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. Другими словами, ценности мужского характера нивелируются - и представители сильной половины человечества развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения.
Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по системе Базарова, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята не только сильнее, но и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.
Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Кроме того, необходимо использовать и разные приемы преподавания! К примеру, учителям рекомендуют, например, осторожно проводить соревнования в классе для девочек, потому что они более эмоциональны и порой очень остро реагируют на неудачу, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.
Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны и неряшливы. И потом, методика Базарова до добра не доведет - начнем с разделения по половым признакам, а закончить можем расой и вероисповеданием.
Не стоит забывать и о том, что дети, обучающиеся в гендерных классах, видят жизнь очень однобоко. Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже, в общем, не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни. Совсем оградить своего ребенка не получится даже при очень большом желании. А вот потеря навыка общения с противоположным полом может оказаться невосполнимой. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками - как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.Глава 2. Практика гендерного обучения физической культуре.
2.1 Особенности гендерного обучения физической культуре.
Гендерное (раздельное) обучение предполагает, прежде всего, применение здоровьесберегающих технологий.
Гендерное обучение позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой - избежать переутомления. По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1 - го класса - тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.
Основную задачу обучения, отвечающую требованиям времени, мы видим в воспитании гармоничной, развитой в интеллектуальном и личностном плане, творчески и нестандартно мыслящей, владеющей необходимой суммой базовых знаний, умении и навыков, способной и стремящейся к саморазвитию и самоактуализации, психологически и физически здоровой личности учащихся. Путей и способов реализации этой глобальной задачи на сегодняшний день существует немало. Один из них нам видится в индивидуализации обучения и воспитания с учетом половых психофизиологических и личностных особенностей учащихся.
Пол как категория состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически и далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Современная педагогическая и психологическая наука и практика не учитывает пол как важнейшую характеристику ребенка. Дифференцированный подход в школьном обучении и воспитании к девочкам и мальчикам отсутствует.
Вместе с тем, психофизиологии считают, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Ими получены данные о различиях в восприятии, мышлении эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга.
Это различия:
- познавательных способностей и познавательных процессов;
- восприятия окружающего мира;
- темпов, стратегии переработки и усвоения информации;
- в преимущественном формировании различных видов мышления;
- в организации внимания;
- в уровне активации эмоций в процессе обучения;
- в уровнях адаптивных возможностей организма и психики;
- в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы.
Все это влияет на качество, стиль учебы, эмоционально-волевую сферу личности.
Сторонники социокультурного подхода к развитию считают, что определяющим в формировании психологических различий является процесс социализации. Мы придерживаемся той точки зрения, что "культурные составляющие пола" (гендерный дисплей) формируются и изменяются в социокультурной среде, но без соотнесения с биологическим полом они не могут рассматриваться. Гендерный подход сегодня – это учет многовариативного влияния фактора пола.
Кроме биологической (физиологической основы), существует социальный аспект развития, ориентированный с самого начала на пол ребенка, т.е. социально обусловленные представления о мужчине и женщине, оказывающие мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки
В перспективе с целью развития интеллектуальной и личностной сфер учащихся могут быть изменены и учебные планы в классах раздельного обучения.
Среди мальчиков и среди девочек существует большой разброс и вариативность в индивидуальных особенностях. В условиях раздельного обучения нам представляется более возможным и удобным индивидуализировать процесс обучения.
Учитывая то, что обучение в начальной школе является важнейшим этапом формирования операций мышления, выработки навыков учебного труда, периодом высокой учебной мотивации учащихся, наибольшей восприимчивости к педагогическим воздействиям, мы пришли к выводу о целесообразности проведения эксперимента по раздельному обучению мальчиков и девочек в начальной школе.
Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психологические процессы, по-разному функционирует мозг – такой важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хорошая будет ли у него память, какие особенности мышления будут ему присущи. Но получим ли мы одинаковые результаты, одинаково воспитывая мальчиков и девочек?
Ученые, описывая биотоки мозга у новорожденных детей, убедились, что уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются! Следовательно, «нет» одинаковому воспитанию. Взрослые интуитивно чувствуют разницу в детской психике и по-разному разговаривают с мальчиком и девочкой, используют отличающиеся жесты и мимику.
Но не у всех взрослых это проявляется достаточно четко. У большинства интуицию, направленную на ребенка, вытесняют чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом. Мальчиков чаще ругают, а с девочками более ласковы. То есть на половые различия в психике детей взрослые реагируют разным к ним отношением.
Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». А у мальчиков все то же самое происходит еще и на наглядно-образном уровне, и это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного.
Во многих литературных пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: «ребенок в 1 год должен...», «в 4 года должен...», «к 7 годам должен...». И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы существенных для будущей жизни ребенка показателей, таких, как рост и вес, составлены отдельно для девочек и мальчиков. Значит, вес тела разный, вес мозга соответственно разный, а все то, ради чего существует это тело и этот мозг, то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т. д.) одинаковые? Конечно, нет. К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то был мальчишкой, а кто-то маленькой девочкой, да и то многое забылось. Но если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять этот мир мы обязаны. Если хотим помочь, а не помешать ребенку, раскрыть все уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и сумевших приобрести не свойственные им ценности чужого пола.
Девочки и рождаются более зрелыми на 3–4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались до истоков различий между женским и мужским полом, до таких выводов, которые важны для воспитателей, родителей, учителей.
Физиологическая сторона восприятия несколько различается у мальчиков и у девочек. Показано, что острота слуха до 8 лет у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более чувствительны, отзывчивы на прикосновения, поглаживания. Игры девочек опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. И используют при этом все предоставленное им пространство.
Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного физического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?
Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательницы, в начальной школе – учительница, и лишь в средней и старшей школе появляются учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек. И вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению прошла без участия мужчин. Может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли! У нее другой тип мозга и другой тип мышления.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости, у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности, а девочки, наоборот, начали уставать. Учитель сразу замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо – он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снижать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчишкам именно сейчас надо бы дать ключевой для урока материал. Но самое важное на уроке уже дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент, уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен, но был ли он рассчитан на мальчиков? На особенности их физиологических и физических функций? К сожалению, нет.
Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решить речевым способом. Мужчины (и мальчики) превосходят женщин в видеопространственных умениях, так как выполнение пространственно-двигательных задач требует поиска. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13 годам.
Мы пришли к важному выводу: мальчики и девочки – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно реагируем на них.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. По-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
2.2 Организация занятий при раздельном обучении.
Теперь мы подробнее остановимся на собственно уроках физкультуры в общеобразовательной школе. Как же применить на практике все то, о чем говорилось выше? А выход прост. Нужно организовать учебный процесс по физической культуре с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. На занятия приходят одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются с преподавателем-женщиной, а все мальчики – с преподавателем-мужчиной. Группа девочек начинает занятия в одном зале, а мальчики – в другом, в зависимости от целей и задач урока. В процессе урока происходит смена мест занятий. Такая организация урока дает следующие преимущества:
Учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола.
Присутствует соревновательный момент, так как на каждом уроке занимаются ученики (ученицы) из двух разных классов.
Конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например по гимнастике).
Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.
Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола.
Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений (опять же только для физически развитой части класса), но это влияние сходит на нет, вследствие привыкания. При раздельном обучении привыкания не происходит, но чтобы сохранить положительную составляющую, периодически проводятся совместные зачетные или соревновательные уроки, где присутствие представителей противоположного пола является более значимым и весомым, чем на обычных уроках, а внимание всего класса является стимулом успешной двигательной деятельности. (Для учеников начальной школы это могут быть эстафеты, подвижные игры; для школьников среднего и старшего звена – соревнования любого рода.) А после обычных (не зачетных) уроков появляется дополнительная возможность общения мальчиков и девочек в виде обмена информацией о происходящем на физкультуре с раздельным обучением. Раздельное обучение на уроках физкультуры ориентировано в большей степени на средних и слабых учеников, которые чувствуют себя более комфортно (особенно на обучающих уроках) при небольшом внимании окружающих к своей личности. Отсутствие скованности помогает ребятам быстрее освоить сложный элемент или выполнить трудное упражнение. Это дает возможность усилить контроль над всеми учениками. Постепенно происходит относительное выравнивание уровня физической подготовленности в классе. Сильные школьники найдут себя на дополнительных занятиях, в спортивных секциях. Основная задача школьной физкультуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому, привить желание заниматься физическими упражнениями в любом возрасте, полюбить здоровый образ жизни. Именно раздельное обучение на уроках физической культуры с раннего школьного возраста позволяет упростить решение многих этих проблем.
Заключение
Смешанное воспитание и обучение в школах В.Ф. Базарный (2005) называет бесполым, отмечая на протяжении нескольких поколений исчезновение из учебных заведений пололичностной самоидентификации молодых людей и особенно мальчиков. Результатом является подавление и нейтрализация мужских задатков у мальчиков и женских задатков у девочек, причем на генетическом уровне. Все это отрицательно сказывается на здоровье, в том числе и на репродуктивной функции подрастающего поколения. Такие изменения влияют на ход эволюционно значимых изменений, проявляющихся в жизнеспособности человека, поэтому тендерное дифференцирование в воспитании и обучении подрастающего поколения является важным фактором сохранения человека на популяционном уровне.
В заключении можно отметить – никогда не стоит забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нельзя забывать, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. Следует помнить, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), им мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.
При организации уроков по физической культуре и при выборе средств и методов не стоит забывать, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков. Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления. Стоит иметь в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка.
Список литературы
Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков.-Киев,1985г.
Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.:ФиС, 1978, - 222с.
Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания.// Теория и практика физической культуры – 1999 г. - № 4.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – M: ФиС,1988. – 208с.
Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 1987. – 160с.
Белорусова В.В. Воспитание в спорте. – М: ФиС, 1974 .
Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971 .
Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. – 85с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. – 331с.
Волков В. Тренеру о подростке.М., 1973 .
Выдрин В.М. Спорт и личность. // Спорт в СССР- 1971 г.- № 8
Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. Л., 1976 .
Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. Киров, 1952 .
Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание как предмет высшей школы.// Теория и практика физической культуры- 1971 г. -№5
Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994 г.
Зациорский В.М., Сергяенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. - 1975. -№6. - С. 22-29.
Книга учителя физической культуры./ под ред. Кайорова В.С. М., 1973.
Кожин В.И. Методика исследований физичекого развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 1995.
Козленко Н.А., Мацулевич В.П. Физическое воспитание учащихся первых классов шестилетнего возраста. Киев, 1988.
Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 - 5.
Матвеев Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта// Теория и практика физической культуры, 1999 г. № 1
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991, 543 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. - М. - Физкультура и спорт. - 1997. -416 с.
Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.,1989.
Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств// Теория и практика физической культуры, М. , 2001. , № 6. - С. 62 - 64.
Научные аспекты физического воспитания и спорта различных возрастных групп: Сб. науч. тр. / под ред. Шлык Н.И. Ижевск., 1987.
Никитушкин В.Г. Совершенствование системы подготовки юных спортсменов.// Теория и практика физической культуры, 1993 , №8. – С. 19-22.
Новиков А.Д. Возрастные особенности развития физических качеств. М., 1976.
Проблемы юношеского спорта. Сб. работ ун-тов ФК по физическому развитию и физической подготовке/ под ред. Филина В.П. М., 1963.
13PAGE 15
Заголовок 215