Урок русского языка в 4 классе Сложное предложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа №49»
Методическая разработка урока
«СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Автор: учитель начальных классов МБОУ «АСОШ №49»
Родионова Елена Валентиновна,
первая квалификационная категория
Предмет: русский язык
Тема: Сложное предложение.
Класс: 4 класс, общеобразовательный
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология проблемного диалога, здоровьесберегающая, ИКТ технология
Методы: проблемно-диалогический, практический, наглядный
Формы организации детей на уроке: фронтальная, индивидуальная
Формы организации работы учителя: на данном уроке учитель выполняет организующую и контролирующую функции.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютерная презентация по теме, созданная учителем в среде MS Power Point
Цель: Формирование умения распознавать сложные предложения в устной и письменной речи.
Задачи:
1) Закрепить знания о сложном предложении.
2) Учиться отличать простое предложение от сложного.
3) Закрепить навык постановки знаков препинания в сложном предложении.
4) Закрепить навык составления схемы сложного предложения.
Формирование УУД
Познавательные УУД:
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа делать выводы.
Представлять информацию в виде схем.
Регулятивные УУД:
Развивать умение высказывать своё мнение
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (ставить задачи на урок).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
Развивать умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Ход урока.
1 Самоопределение к деятельности.

Жила-была Улыбка. Она была такая добрая, приветливая, что все люди были рады видеть ее у себя в доме. Ее наперебой приглашали к себе в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького.
Давайте и мы пригласим на урок улыбку, пусть всем вокруг станет от неё светлее.

- А сейчас садитесь, откройте тетради, запишите число и чистописание.
Пятнадцатое октября.
Классная работа.
сл ож но еп ре дл ож ен ие
( За доской работают 2 человека)
Списать предложение, поставить, где нужно запятые. Подчеркнуть грамматические основы, составить схемы).Назначить 2-х консультантов, которые будут этих ребят проверять.
Карточка №1
Воздух становится холоднее перелётные птицы улетели на юг.
Карточка №2
Ещё пригревает солнце но по утра бывают лёгкие заморозки.


Какие орфограммы вы встретили при написании даты и классной работы?
(безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, непроизносимая согласная, двойная согласная).
- Какие соединения встретились во время чистописания?

2 Актуализация знаний.

(Один человек у доски).
- Проведём словарную работу. Я буду загадывать для вас словарные слова. Вы их будете записывать, ставить ударение, подчёркивать орфограммы.

Главный город государства. (столица)
Специалист с высшим техническим образованием. (инженер)
Население государства, жители страны. (народ)
Городская наземная электрическая дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного - двух вагонов. (трамвай)
Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями, кустарниками. (аллея)
Отдельное помещение в квартире или доме, огороженное стенами. (комната)
Крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками. (сирень)
Утверждение, проверенное на практике, то же, что и правда. (истина)
Обувь с высоким голенищем. (сапоги)
(Проверяем ученика, работающего у доской)

Столица
Инженер
Народ
Трамвай
Аллея
Комната
Сирень
Истина
Сапоги
- Оцени себя по алгоритму.
- Что тебе нужно было выполнить?
- Удалось ли тебе выполнить задание?
- Ты сделал(а) всё правильно или были недочёты?
- Ты всё написал сам или с чьей-то помощью?
- Какой был уровень задания? (лёгкий, средний, сложный)
- Какие умения формировались при выполнении этого задания?
Какую отметку ты бы себе поставил(а)?
Остальные ребята себя оценивают по 5-ти бальной системе. ( 0 ош. –«5», 1 ош.-«4», 2 ош.-«3», 3 ош.-«2»)
ПРОВЕРИТЬ РЕБЯТ, КОТОРЫЕ РАБОТАЛИ ЗА ДОСКОЙ.
Выслушать замечания консультантов и самооценку опрашиваемых.
Дополнительные вопросы для опрашиваемых: 1) Чем сложное предложение отличается от простого? 2) Когда в сложном предложении ставится запятая?

3 Разминка для глаз. (презентация)
- Давайте встанем и проведём гимнастику для глаз.

4 Постановка проблемы.
- Вы обратили внимание, какое можно составить слово из первых букв словарных слов? (синтаксис)
- Что называется синтаксисом? (Синтаксис – раздел науки языкознания, изучающий смысл и структуру предложения).
- А почему я зашифровала слово «синтаксис»? (изучает предложение, и мы изучаем предложение)
- Что называется предложением? (Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль).
- Какие виды предложений вы знаете? (простое и сложное)
- Какое предложение называется простым? ( с одной грамматической основой)
- Какое предложение называется сложным? (с несколькими грамматическими основами)
- Посмотрите на чистописание, в нём я зашифровала тему сегодняшнего урока. (Сложное предложение).
- Эта тема для вас новая? (нет)
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи поставим перед собой?
1) Закрепить знания о сложном предложении.
2) Учиться отличать простое предложение от сложного.
- Если мы говорим о синтаксисе, как о разделе языкознания, изучающего предложение, то о каком ещё разделе языка мы должны вспомнить? (пунктуация)
- Что изучает этот раздел? (Пунктуация изучает правила о постановке знаков препинания в тексте.)
- Исходя из этого, сформулируйте ещё задачи.
3) Закрепить навык постановки знаков препинания в сложном предложении.
4) Закрепить навык составления схемы сложного предложения.

5 Развитие умений
Игра «Найди пару»
- Даны простые предложения. Найти грамматическую основу каждого предложения. (по цепочке устно)
- А теперь нужно найти каждому предложению пару. Чтобы предложение было более грамотно построено, можно добавить союзы.
- Как называются предложения, состоящие из нескольких частей? (сложные)
- Как соединяются части сложного предложения? (интонацией и союзами или только интонацией)
- А как разделяются на письме? (запятой).

(Составить сложные предложения устно, а потом самостоятельно записать).
Проверка: зачитывание предложений. Различные варианты (с союзами и без них)
- Оцените себя по алгоритму.

Разминка-релаксация
- Расставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны, ладонями вверх, глаза закрыты.
Представьте себе, что вы – мощное дерево с высокой раскидистой кроной, протянувшей высоко к солнцу свои ветви – руки, на которых шелестят листья – пальцы.
Подтянитесь, напрягите мышцы рук и ног, всего тела. Сделайте глубокий вдох и спокойный медленный выдох. Почувствуйте, как ласковый ветер обдувает вас. Ваши мощные корни – ноги впитывают живительную силу матушки- земли. Почувствуйте всем своим телом прилив жизненной энергии и бодрости. Тело распрямляется, руки тянутся к свету, к солнцу! Тянитесь, тянитесь! А теперь спокойно возвращайтесь в исходное положение, откройте глаза, глубоко вдохните и сделайте спокойный медленный выдох.
Графический диктант. (один человек за доской)
Я буду диктовать вам предложения, а вы – только составлять их схемы. (Среди сложных предложений, вставить одно простое с однородными членами).

Наступила осень, дни стали короче.
Сверкнула молния, и прокатился сильный гром.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Проверка. Самооценка по алгоритму ученика, работающего за доской.
Все остальные ребята на полях отмечают графически: справился, сомневался, не справился.

6 Итог урока.
- Вспомним, какие задачи мы ставили на урок и как их выполнили.
Оцените свою работу на уроке.
Красный круг – работал в полную силу.
Жёлтый круг – хорошо работал.
Зелёный круг – мог работать лучше.

7 Домашнее задание.
Записать мини-сочинение об осени из 3-5 сложных предложений.


15