Фонды оценочных средств к текущему контролю и промежуточной аттестации обучающихся по предпрофессиональной программе Живопись


Муниципальная автономная организация
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.В. Ливна»
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
к текущему контролю и
промежуточной аттестации обучающихся.
дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области изобразительного искусства «Живопись»
срок реализации 5 (6) лет
с дополнительным годом обучения
Излучинск Утверждаю:
Директор МАО ДО
«ДШИ им. А.В. Ливна»
______________ Т.И. Солонина
«____» _________20___ г.
Принято Методическим советом:

Протокол № ____от «____» __________ 20 ___ г.
Председатель методсовета ______________ /____________________/
Фонд оценочных средств (ФОС) разработан на основе общеобразовательной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись», сроком реализации 5 (6) лет с дополнительным годом обучения. ФОС представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для проведения практических занятий, контрольных работ, тестов, зачётов, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний обучающихся.
Разработчики:
Бакина С.Г. – преподаватель художественных дисциплин,
высшей квалификационной категории.
Черноусенко С.С. – преподаватель художественных дисциплин,
высшей квалификационной категории.
Инчина Е.М. – преподаватель художественных дисциплин,
первой квалификационной категории.
Рецензенты:
Архипова О.В. – преподаватель высшей квалификационной категории,
МАО ОД «ДШИ №2» г. Нижневартовск.
Полынская И.Н. – доктор педагогических наук, профессор кафедры ИЗО, факультета искусства и дизайна НВГУ
СОДЕРЖАНИЕ
I. Паспорт комплекта контрольно - оценочных средств………………....……4-9
I.I. Цели и задачи ……………………………………………………………………4
I.II.Виды и формы контроля …………………………………………………......5-7
I.III.Критерии оценивания ………………………………………………………..7-9
I.IV.Экспертиза оценочных средств …………………………………………….…9
II. Учебный предмет «Рисунок»……………………………………………….10-20
III. Учебный предмет «Живопись»…………………………………………....21-27
IV. Учебный предмет «Композиция станковая»………………………...…….28-38
V. Учебный предмет «Композиция графическая»……………………………39-48
VI. Учебный предмет «Скульптура»………………………………………….49-55
ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Фонд оценочных средств разработан для проведения контроля успеваемости обучающихся на основании и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 № 163.
Фонд оценочных средств, представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для проведения практических занятий, контрольных работ, тестов, зачётов, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний обучающихся.
I.I. Цель и задачи фонда оценочных средств.
Целью создания ФОС является оценка достижений обучающихся на соответствие их знаний, умений и уровня приобретенных компетенций.
Задачи ФОС:
Контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений и практических навыков;
Контроль уровня сформированности компетенций, определенных по ФГТ подготовки в качестве результатов освоения предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства.
Контроль и управление достижением целей реализации, определенных в виде набора общих компетенций к выпускникам.
I.II. Виды и формы контроля.Критерии оценки качества подготовки обучающихся должны позволить:
определить уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой по учебному предмету;
определить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; оценить обоснованность изложенного ответа.
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
Для оценки качества реализации программы «Живопись» проводится текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся, по учебным предметам: Живопись, Рисунок, Композиция станковая, Композиция графическая, Скульптура, Беседы об искусстве, История изобразительного искусства, Пленэр.График промежуточной и итоговой аттестации
Классы
Предмет 1 2 3 4 5 6
Полугодия I II I II I II I II I II I II
Рисунок просмотр зачет просмотр зачет просмотр зачет просмотр экзамен просмотр зачет просмотр зачет
Живопись
просмотр зачет просмотр зачет просмотр зачет просмотр экзамен просмотр зачет просмотр зачет
Композиция
станковая просмотр зачет просмотр зачет просмотр зачет просмотр зачет просмотр экзамен просмотр зачет
Композиция графическая просмотр зачет просмотр зачет просмотр зачет просмотр экзамен просмотр зачет просмотр зачет
Скульптура просмотр зачет просмотр зачет просмотр зачет просмотр экзамен просмотр зачет просмотр зачет
Беседы об искусстве тест зачет - - - - - - - - - -
История изобразительного искусства тест зачет тест зачет тест зачет тест зачет тест экзамен тест зачет
Пленэр - - просмотр зачет просмотр зачет просмотр экзамен просмотр зачет просмотр зачет
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля
успеваемости обучающихся являются:
систематичность;
учет индивидуальных особенностей обучающегося;
коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации).
Виды контроля.
Текущий контроль успеваемости - направлен на поддержание
учебной дисциплины, на выявление отношения обучающегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.
Текущий контроль осуществляется преподавателем, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Текущий контроль включает в себя поурочное оценивание результатов учёбы обучающихся; осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование различных систем оценивания.
Формы текущего контроля успеваемости определяет преподаватель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий.
Промежуточная аттестация проводится для контроля успеваемости
обучающихся по каждому учебному предмету, определяет успешность развития и усвоения ими образовательной программы за полугодовой период обучения.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы по учебному предмету и творческого просмотра. Количество работ должно соответствовать требованиям тематического плана учебной программы.
В промежуточной аттестации учитываются данные текущего контроля, участие в конкурсах, выставках, олимпиадах и мероприятиях школы.
Годовая аттестация проводится для контроля успеваемости
обучающихся, определяет успешность усвоения образовательной программы за учебный год. Итоговая годовая оценка по учебному предмету, выставляется преподавателем на основе отметок за  полугодия и отметки по результатам годовой аттестации.
Итоговая аттестация проводится для проведения экзаменов по учебнымпредметам, выполнения итоговой композиции и оценки качества освоения
сформированных компетенций выпускников по образовательной программе «Живопись» (5 лет).
Формы текущего контроля и промежуточной
(полугодовой и годовой) аттестации.
Учебный предмет Форма контроля Наполнение фонда оценочных средств
Беседы по искусству.
История изобразительного искусства. Устный опрос.
Тестирование.
Реферат.
Презентация.
Анализ художественного произведения.
Контрольная работа. Вопросы по разделам и темам.
Критерии оценок.
Методические рекомендации.
Банк тестов.
Экзаменационные билеты
Рисунок
Живопись
Композиция станковая
Композиция графическая
Скульптура
Пленэр Типовые задания (ФГТ) для самостоятельной работы (упражнения)
Контрольные работы (постановки).
Творческие задания.
Творческий проект в рамках одной дисциплины.
Просмотр Задания. Контрольные работы по разделам и темам.
Критерии оценок.
Методические рекомендации.
Устный опрос – средство оценивания знании и кругозора обучающихся, умение логически построить ответ, владение коммуникативные навыки. Обучающая функция состоит в выявлении деталей, которые по каким-то причинам оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий и при подготовке к зачёту или экзамену.
Контрольная работа – средство проверки умений применять полученные
знания для решения задач определенного типа по теме или разделу
(проводится в счет аудиторного времени).
Контрольная работа предполагает выполнение постановки по учебным предметам «Рисунок», «Живопись»; выполнение композиции на заданную тему по предметам: «Композиция станковая», «Композиция графическая», «Скульптура»; выполнение контрольной работы по теоритическим дисциплинам: «Беседы об искусстве», «Истории изобразительных искусств».
При оценке практической и контрольной работы следует принимать во внимание: выполнение учебной задачи контрольной работы; художественную выразительность; владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и материалами;
Зачет (дифференцированный) – средство контроля усвоения учебного материала, проводится в конце полугодия в форме творческого просмотра всех выполненных работ за полугодие. На основании результатов зачёта выводятся полугодовые и годовые оценки. Оценки успеваемости учащегося вносятся в журнал учета успеваемости, в дневник учащегося и в общешкольную ведомость.
Просмотр – средство повышения качества учебно-воспитательной работы, проводятся один раз в полугодие (декабрь, май), как форма аттестации обучающихся по предметам учебного плана. Творческие просмотры работ предполагают показ работ обучающихся в классе, определяют успешность освоения образовательной программы и выполнения поставленной задачи данного этапа обучения. По окончании оценочного просмотра отбираются лучшие работы для формирования методического фонда школы.
Экзамен - проводится в 4 классе во втором полугодии по предметам: «Живопись», «Композиция графическая», «Рисунок», «Пленэр», «Скульптура», в форме итогового просмотра за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Оценка за экзамен заносится в свидетельство об окончании школы искусств.
Выпускной экзамен - проводится в 5 классе во втором полугодии по предметам: «Композиция станковая», «История изобразительного искусства», в форме итогового просмотра за пределами аудиторных занятий в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации. Оценка за экзамен заносится в свидетельство об окончании школы искусств.
При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки следует учитывать уровень достижения обучающегося в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.
I.III. Критерии оценивания.
Для аттестации успеваемости обучающихся установлена пятибалльная дифференцированная система оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценки текущего контроля успеваемости учащегося вносятся в журнал учёта успеваемости и посещаемости и в общешкольную сводную ведомость (полугодовые, годовые оценки).
Оценка «отлично» - 5  ставится в случае:
знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;
умения выделять главное в изученном материале, на основании
законов,  правил  и  примеров  обобщать,  делать  выводы;
устанавливать  межпредметные  и  внутрипредметные  связи, творчески применять полученные знания;
отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала.
Оценка «хорошо» - 4 ставится в случае:
знания изученного программного материала;
умения выделять главные положения в изученном материале, на основании  фактов  и  примеров  обобщать,  делать  выводы;
устанавливать  внутрипредметные  связи,  применять  полученные знания на практике;
наличия  незначительных  (негрубых)  ошибок  и  недочетов  при воспроизведении изученного материала;
соблюдения основных правил.
Оценка «удовлетворительно» - 3 ставится в случае:
знания и усвоения материала на уровне минимальных требований
программы,  затруднения  при  самостоятельном  воспроизведении,
необходимости незначительной помощи учителя;
умения работать на уровне воспроизведения;
наличия грубых ошибок, либо несколько негрубых ошибок;
незначительного несоблюдения основных правил.
Оценка «неудовлетворительно» - 2 ставится в случае:
знания  и  усвоения  материала  на  уровне  ниже  минимальных требований  программы,  отдельных  представлений  об  изученном материале;
отсутствия  умения  работать  на  уровне  воспроизведения, затруднения при ответах на вопросы;
наличия грубых ошибок, большого числа негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала;
полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание основных понятий, законов, правил;
неумение применять знания на практике;
небрежное отношение к своей работе.
К негрубым ошибкам следует отнести:
небольшая неточность;
незначительные ошибки при построении;
непоследовательное ведение работы.
Недочетами являются:
недостаточное владение штрихом;
недостаточное владение живописными материалами.
I.IV. Экспертиза оценочных средств. Созданные фонды оценочных средств проходят экспертизу:
внутреннюю (внутри школьную); в качестве экспертов приглашаются преподаватели;
внешнюю (итоговую); в качестве внешних экспертов привлекаются представители НВГУ факультета искусства и дизайна, преподаватели художественных дисциплин образовательных учреждений ДШИ г. Нижневартовска.
Экспертиза фонда оценочных средств, проводится с целью установления соответствий требований ФГТ, соответствий основной образовательной программе по направлению подготовки. Итоги экспертизы оформляются документально.
II. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «РИСУНОК»
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Целью учебного предмета «Рисунок» является художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
освоение терминологии предмета «Рисунок»;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
год обучения
знать:
выразительные средства рисунка: линию, штрих, пятно;
понятия «форма», «пропорция», «симметрия», «светотень», «конструкция формы», «тональные отношения»;
средства изображения пространственного положения предметов: наглядная и воздушная перспектива;
имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: А. Иванов, В. Суриков, И. Шишкин, К. Саврасов, А. Васильев, С. Ботичелли,
Б. Микеланджело
уметь:
грамотно пользоваться материалами и инструментами для рисунка;
грамотно располагать рисунок на листе (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);
передавать в рисунке пропорции и симметричность формы с помощью
пропорциональных отношений натуры и использования в работе
вспомогательных построений;
применять в рисунке основные правила наглядной и воздушной и перспективы;
видеть, понимать и передавать в рисунке тональные отношения натуры.
анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.
год обучения
знать:
понятия: «композиция в рисунке», «движения формы», «опорные точек», «фактура», «целостность формы», «конструктивное построение»;
как выявлять пространственное положение объемной формы в рисунке;
этапы компоновки портрета фигуры человека в рисунке;
что точка зрения относительно натуры и формат являются средствами создания художественного образа в рисунке;
назначение видоискателя;
назначение предварительных композиционных зарисовок;
имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: З. Зальцман, Н. Гончаров, А. Дюрер, Леонардо да Винче, К. Брюллов, В. Серов, О. Гросс, Рафаэль Санти, И. Репин, Г.Мясоедов;
уметь:
пользоваться видоискателем при выборе точки зрения, формата;
использовать предварительные композиционные зарисовки в работе над рисунком;
передавать в рисунке конструкцию формы; компоновать изображения человека или животного;
передавать в рисунке пропорции и характер головы и фигуры человека, а так же фигуры животного;
выявлять в рисунке фактуру изображаемых предметов;
цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;
конструктивно изображать сложную форму;
выявлять глубину пространства в рисунке с помощью средств линейной и
световоздушной перспективы.
год обучения
знать:
понятия: «целостность формы» и «конструктивное построение»;
как выявлять пространственное положение объемной формы в рисунке;
имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: О. Гросс, Рафаэль Санти, И. Репин, Г. Мясоедов.
уметь:
целостно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;
конструктивно изображать сложную форму;
выявлять глубину в рисунке с помощью средств линейной и свето – воздушной перспективы;
4год обучения
знать:
понятия: «главное» и «второстепенное» в рисунке, «настроение» в рисунке, «художественный образ» в рисунке;средства выявления «главного» и «второстепенного» в рисунке;
средства выявления «настроения» в рисунке;
средства создания художественного образа в рисунке;
средства выявления портретного сходства;
имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: О. Домье,
Э.Мане, О. Гросс.
уметь:
выявлять главное и второстепенное в рисунке;
создавать рисунок с настроением;
передавать портретное сходство;
создавать цельный художественный образ в рисунке.
5год обучения
знать:
понятия: «главное» и «второстепенное» в рисунке, «настроение» в рисунке, «художественный образ» в рисунке;строение черепа и его анатомические особенности;
основные принципы упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм (метод геометризации формы Д.Н. Кардовского);
конструктивную основу конечностей человека;
имена известных мастеров рисунка и некоторые их работы: П. Рубенс, А. Дюрер, К. Петров-Водкин;
уметь:
пользоваться при построении головы человека геометризации формы (метод «обрубовки»)
передавать портретное сходство;
создавать цельный художественный образ в рисунке.
6год обучения
знать:
понятие о линии горизонта в рисунке;
понятие линейно-конструктивного рисунка, тонального рисунка, светотеневого рисунка, наброска, зарисовки;
последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности;
пространственную систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень);
систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени);
уметь:
правильно выбирать точку обзора постановки,
линейно-конструктивно строить куб, пирамиду, цилиндр в разных положениях на плоскости, призму, предметы быта;
передавать частично объем изображаемых предметов с применением тона;
выполнять наброски с натуры фигуры человека.
правильно составлять композицию на листе и изображать предметы в натюрморте;
передавать все части головы человека с индивидуальными особенностями;
в работе над рисунком идти от общего к частному, не забывая о главной задаче, оставленной перед ним;
свободно рисовать карандашом, пером, пастелью, углем;
самостоятельно работать над любыми видами композиций;
творчески подходить к выполнению заданий;
строить все виды перспективы;
передавать пропорции тела человека его лица, характер движения и поз;
изображать натюрморт с различными предметами, разными материалами;
самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями.
С учетом данных критериев выставляются оценки.
Критерии оценки
текущего контроля и промежуточной аттестации
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
«5» самостоятельный выбор формата;
правильную компоновку изображение в листе;
последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
владение линией, штрихом, тоном;
умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
творческий подход.
«4» некоторую неточность в компоновке;
небольшие недочеты в конструктивном построении;
незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
некоторую дробность и небрежность рисунка.
«3» грубые ошибки в компоновке;
неумение самостоятельно вести рисунок;
неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.
«2» в работе неправильно выполнена композиция листа, присутствуют грубые ошибки в определении пропорций геометрических тел, линейно- конструктивном построении, светотеневой моделировке формы, штриховке фона, качество техники штриховки низкое.
Требования к выполнению итоговой контрольной работы
Итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «Рисунок» выполняется в конце каждого полугодия.
Контрольные уроки рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Натюрморт выполняется графическими материалами на формате А3 – А2 в течение нескольких практических занятий.
В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и драпировки).
Критерии оценивания контрольной работы
• грамотно скомпоновать изображение на листе бумаги (размер изображения должен быть оптимальным);• выявить особенности конструкции объема, ее положение в пространстве, пропорциональные отношения частей и целого, основанные на осмысленном понимании сути формообразования;• выявить закономерности светотеневых отношений, показать понимание тональности как пространственной характеристики (степень насыщенности тона зависит от того, как расположен в пространстве тот или иной участок формы по отношению к источнику света);• выполнить работу графически грамотно, убедительно, прорисовать детали и обобщить рисунок, показать целостность восприятия формы.
Примерные темы итоговых контрольных работ
1 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера.
Формат А3.
Материал – графитный карандаш, тушь, кисть. 6339228984600
II полугодие
Тема: Натюрморт из двух предметов быта.
Натюрморт из двух предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Выявление знаний, умений, навыков полученных в первом классе. Освещение верхнее боковое.
Формат А-3.
Материал – графитный карандаш. 10924754445000
2 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Рисунок гипсового куба.
Рисунок гипсового куба, расположенного ниже уровня глаз.
Формат А3.
Материал – графитный карандаш.
2331927239000
II полугодие
Тема: Натюрморт из предметов простой формы, различных по тону и материалу.
Рисунок натюрморта из предметов кухонной утвари или предметов домашнего обихода.
Выявление знаний, умений, навыков полученных во втором классе. Освещение верхнее боковое.
Формат А3.
Материал – графитный карандаш. 5062285090300
3 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося.
Освещение нижнее боковое.
Формат А2.
Материал – графитный карандаш. 5594945469900
5594355651500
II полугодие
Тема: Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы, различных по тону.
Тональный рисунок натюрморта из 2-х предметов комбинированной формы.
Формат А2.
Материал – графитный карандаш. 11239511205600
4 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Натюрморт с металлической и стеклянной посудой.
Натюрморт с предметами разной материальности из металла и стекла.
Формат А 2.
Материал – графитный карандаш.
7080253384700
456446102870

II полугодие
Итоговая аттестация.
Тема: Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.
Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения.
Формат А 2.
Материал – графитный карандаш.
1443228951700
5 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Рисунок черепа человека.
Рисование черепа человека в 2 – х поворотах на уровне глаз. Пластические особенности черепа.
Формат А2.
Материал – графитный карандаш.
5207008890000
II полугодие
Тема: Рисунок античной гипсовой головы.
Выполнение рисунка гипсовой головы с одной точки зрения в процессе выполнения основного задания.
Формат А2.
Материал – графитный карандаш.
8886016286500
6 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Рисунок гипсовых частей лица.
Рисование гипсовых частей лица (нос, глаза и т.д.) на уровне глаз рисующего.
Формат А2.
Материал – графитный карандаш. 163322023495001022942349500

II полугодие
Тема: Тематический натюрморт с атрибутами искусства.
Рисование сложного натюрморта из предметов комбинированной формы из различного материала в разных положениях (гипсовая маска, античная голова-бюст, капитель; кисти, палитра, драпировка со складками и т.д.).
Формат А2.
Материал – графитный карандаш. 377602921000
11080759207500
Требования к экзамену
Цель творческого экзамена по рисунку – выявление линейно-конструктивного построения формы в перспективе и светотеневого решения рисунка.
Задачи:
Выявить умения композиционно выразительно размещать рисунок на листе.
Проверить умения линейного построения предметов, передачу их пропорций и
пространственной взаимосвязи.
Выявить умения передавать объем, свет, фактуру цветности предметов средствами тона и светотени.
Экзамен рекомендуется проводить в форме самостоятельной работы обучающегося в аудитории над натурной постановкой: натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками, без применения чертежных инструментов и наглядных материалов.
Предметы необходимо построить с учетом перспективных сокращений, выявить их объем и пространственное расположение с учетом освещения.
Рисунок выполняется графитным карандашом на листе ватмана формата А2 (60х40), в течение 12 учебных часов.
Требования к выполнению экзаменационной работы по рисунку.
Учебные задачи Требования к рисунку Критерии оценки
Композиционное решение Гармоничное размещение изображения в формате Выбран горизонтальный или вертикальных ориентированный формат рисунка в зависимости от соотношения высоты и ширины постановки.
Размер изображения соответствует размеру формата.
Уравновешенна общая масса предметов в пространстве.
Определение взаимосвязей между предметами постановки Верно найдены соотношения размеров и пропорций между предметами.
Верно переданы очертания группы предметов.
Грамотное размещение тона в формате Уравновешенны массы светлого и тёмного тона в рисунке.
Наличие композиционного центра Присутствует выделение главного и подчинение второстепенных элементов.
Конструктивное решение Аналитический разбор формы Выявлены геометрические основы элементов постановки.
Проведено сквозное построение с учетом невидимых поверхностей предметов и форм.
Верно определены пропорции предметов.
Определение предметной плоскости и пространственного положения предметов постановки
Присутствует отражение в рисунке вертикальной и горизонтальной плоскости.
Верная передача наблюдательной перспективы Правильно переданы перспективные сокращения предметов с учетом взаимного размещения в пространстве.
Тональное решение Определение тоновых отношений в постановке Поверхности разные по тону переданы в рисунке пятнами различной плотности.
Выявление объема средствами светотени Определены градации светотени.
Согласованы в тоне световые и теневые поверхности.
Техника исполнения Грамотный выбор материала и масштаба штриховки Грамотно заданное направление штриха.
На разных участках изображения используются различные варианты штриховки. Работы ластиком.
Пример экзаменационных работ.
Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками.
31508701714500-2152651778000
 
III. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ЖИВОПИСЬ»
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.Задачи:
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе.
знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств.
знаний разнообразных техник живописи.
знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя.
умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды.
умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека.
навыков в использовании основных техник и материалов.
навыков последовательного ведения живописной работы.
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Критерии оценки
текущего контроля и промежуточной аттестации
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
1 год обучения
грамотно компоновать изображение в листе;
грамотно передавать локальный цвет;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых
поверхностей;
2 год обучения
грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
грамотно передавать оттенки локального цвета;
грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-
прозрачных поверхностей.
3 год обучения
грамотно компоновать сложные натюрморты;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве,
плановость;
грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи;
4 год обучения
грамотно компоновать объекты в интерьере;
грамотно строить цветовые гармонии;
грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;
грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;
грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых
поверхностей;
5 год обучения
передавать цельность и законченность в работе;
строить сложные цветовые гармонии;
грамотно передавать сложные светотеневые отношения;
грамотно передавать пропорции и объем предметов в интерьере;
грамотно передавать материальность сложных мягких и зеркально-
прозрачных поверхностей;
6 год обучения
находить образное и живописно-пластическое решение постановки;
определять колорит;
свободно владеть передачей тональных отношений световоздушной среды;
свободно владеть передачей объема предметов, плановости световоздушной
среды;
свободно владеть передачей материальности различных предметов.
С учетом данных критериев выставляются оценки:
5 «отлично» - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;
4 «хорошо» - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных
критериев;
3 «удовлетворительно» - при невыполнении трех-четырех пунктов
критериеТребования к выполнению итоговой контрольной работы
Итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «Живопись» выполняется в конце каждого полугодия.
Контрольные уроки (или дифференцированные зачеты) рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. Натюрморт выполняется на формате А3 – А2 в течение нескольких практических занятий.
В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и драпировки).
Критерии оценивания контрольной работы
- грамотно расположить предметы в листе;
- точно передать пропорции предметов;
- поставить предметы на плоскость;
- правильно строить цветовые гармонии;
- умело использовать приемы работы с акварелью;
- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;
- добиться цельности в изображении натюрморта.
Примерные темы контрольных работ
1 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема. Гармония по общему цветовому тону.
Натюрморт из различных фруктов и овощей на нейтральном фоне.
(акварель)
-27910451300015367004381500
II полугодие
Тема: Гармония по общему цветовому тону.
Натюрморт из трех предметов в сближенной цветовой гамме на цветном фоне.
(акварель, гуашь) 95102314749700
2 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Гармония по светлоте и насыщенности.
Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок (с предварительным эскизом).
(акварель, гуашь) 18440406159500259916194900
2 ПОЛУГОДИЕ
Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Натюрморт из трех с предметом из металла (чайник, турка, кофейник).
(акварель, гуашь)
135509011557000259174272200
3 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Гармония по общему цветовому тону и насыщенности
(на ненасыщенных цветах).
Натюрморт из предметов быта против света.
(акварель, гуашь)
1739906393800137541013271500
II полугодие
Тема: Гармония по светлоте.
Натюрморт в светлой тональности.
(акварель, гуашь)
25607889000
1633908-365600
4 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Натюрморт с крупным предметом быта, фруктами и овощами.
(акварель, гуашь)
8872287116400
II полугодие
Тема: Нюансная гармония.
Натюрморт с чучелом птицы.
(акварель, гуашь)
153554914268100687136463700
5 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Гармония по насыщенности и светлоте.
Натюрморт с предметами из стекла (2-4 стеклянных предмета, различные по цвету) в темной цветовой гамме.
(акварель, гуашь)
8870953765700
88646010795000
II полугодие
Тема: Гармония по общему цветовому тону и насыщенности.
Натюрморт из предметов различной материальности (тематический натюрморт «Игрушки»).
(акварель, гуашь)
46990908050017265659080500
6 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Натюрморт с отражением предметов, стоящих на стекле.
(акварель)
17378337571300-1203571755
II полугодие
Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Натюрморт с чучелом из 5 – 6 предметов и драпировками с рельефными складками в среде рассеянного освещения (с предварительным эскизом).
(акварель, гуашь)
-6350125730001859280129540
Требования к экзамену
Цель: Выявить живописные навыки в создании художественного образа.
Задачи:
1. Проверить навыки выразительного выполнения живописного рисунка предметов с различной окраской и фактурой.
2. Выявить умения передавать объем, фактуру целостность предметов средствами живописи.
работы по рисунку и живописи.
Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом с чучелом птицы. Контрольная постановка должна состоять из 5 предметов быта, разных по форме, фактуре, цветовой и тональной окраске, на фоне из двух драпировок со складками. Длительность работы над постановкой, от 12 до 20 академических часов. Допускается выполнение работы акварелью, гуашью (на выбор учащегося).
Экзаменационная работа по живописи должна отражать уровень сформированности навыков работы над живописной постановкой: навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; навыки последовательного ведения живописной работы.
Требования к выполнению экзаменационной работы по живописи.
1. Композиционно выразительно решить этюд в соответствии с выбранной точкой зрения. Цветовыми характеристиками натуры.
2. Правильно выбрать формат (вертикальный, горизонтальный) бумажного листа.
3. Выдержать соответствие размеров натуры и ее изображения.
4. Увидеть и передать характер, пропорции предметов натюрморта.
5. Передать цветовые характеристики предметов, обусловленные рефлексной взаимосвязью.
6. Решить живописно-пространственные задачи изображения, учитывая явления световой и воздушной перспектив.7. Показать владение техникой акварельной или гуашевой живописи.
Пример экзаменационных работ.
40345900810022519179008100
III. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ»
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.Задачи:
развитие интереса к изобразительному искусству и художественному
творчеству;
последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами композиции;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
тональной, цветовой, линейной композиции;
о движении в композиции;
о ритме в станковой композиции;
о контрастах и нюансах;
умения:
уравновешивать основные элементы в листе;
четко выделять композиционный центр;
собирать материал в работе над сюжетной композицией;
навыки:
владения техниками работы гуашью, аппликации, графическими техниками;
поэтапной работы над сюжетной композицией;
анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
знания:
понятий и терминов, используемых при работе над композицией;
о развитии пластической идеи в пространственной композиции;
о трехмерном пространстве,
о перспективе (линейной и воздушной);
о плановости изображения;
о точке зрения (горизонт);
о создании декоративной композиции;
умения:
передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета;
последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией;
работать над индивидуальной трактовкой персонажей;
передавать стилистику, историческую достоверность деталей;
трансформировать и стилизовать заданную форму;
навыки:
перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы
предмета;
анализировать схемы построения композиций великих художников;
работы с ограниченной палитрой, составление колеров;
создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
знания:
о пропорциях, об основах перспективы;
о символическом значении цвета в композиции;
о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной
плоскости;
об эмоциональной выразительности и цельности композиции;
умения:
ориентироваться в общепринятой терминологии;
доводить свою работу до известной степени законченности;
обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и
животных;
собирать дополнительный материал для создания композиции;
навыки:
разработки сюжета;
использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
приобретение опыта работы над серией композиций.
4 год обучения
знания:
применения основных правил и законов станковой композиции;
основных пропорций фигуры человека;
соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
умения:
выполнения живописной композиции с соблюдением всех
подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;
организации структуры композиции с помощью применения; несложных
композиционных схем;
навыки:
создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех
элементов композиции основному замыслу;
правильной организации композиционных и смысловых центров;
создания целостности цветотонального решения листа.
5 год обучения
знания:
законов композиции и схем композиционного построения листа;
о плановости, перспективном построении пространства;
о стилизации форм;
умения:
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной
композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом;
самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить
плоскость листа;
самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических
средств – линии, пятна;
самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
навыки:
работы различными живописными и графическими техниками;
самостоятельного изучения материальной культуры;
применения визуальных эффектов в композиции;
создания графической конструктивно-пространственной композиции с
архитектурными элементами.
6 год обучения
знания:
особенностей композиционного построения графики малых форм;
различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом
понятия цветности шрифта;
по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой, с
учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
умения:
создавать сложные художественные образы;
создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических
формах;
создавать композиции, наиболее полно отражающие профессиональные,
любительские интересы и литературные пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;
навыки:
создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной
характеристикой образов и материальной культурой;
использования символов в изображении;
создания композиции с использованием шрифта.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Требования к выполнению итоговой контрольной работы
Контрольные уроки (или дифференцированные зачеты) рекомендуется проводить в виде творческих просмотров. Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Примерные темы контрольных работ
1 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Сюжетная композиция по литературному произведению.
258823610428000Выполнение композиции на тему русских сказок (или конкурсная тема). Ахроматическая гамма.
102034215346000

II полугодие
Тема: Выразительные средства композиции станковой.
а) выполнение графического листа на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа;
б) выполнение живописной композиции на тему «Пейзаж» (деревенский или городской), три варианта, передающие разные «состояния» пейзажа; 16476623197200-25702925400

2 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Одно-фигурная, двух-фигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).
Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема).
222250-571500
II полугодие
Тема: Стилизация изображения животных.
Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) древнеиранские мотивы;
б) готические мотивы;
в) стиль эпохи Возрождения.
Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле.
6056722925400
6056716127000
3 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей.
Создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двух-плановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная. 16364248128000-3848135400

II полугодие
Тема: Исполнение мини-серии (диптих, триптих) композиций на историческую тематику.
1.Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении.
2.Выбор темы и сюжета для разработки композиции.
3.Исполнение мини-серии в материале. -38411605700

11904633795200
4 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Одно-фигурная композиция со стаффажем на заднем плане.
Создание автопортрета в определенном историческом костюмированном образе со стаффажем на заднем плане.
2971366032500
II полугодие
Тема: Иллюстрации к литературным произведениям.
Создание творческой композиции по мотивам произведений зарубежных писателей-классиков. 116205812800015302767937500

5 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Выполнение сюжетной композиции на конкурсную тему.
Выполнение грамотно организованной, технически законченной композиции. 7050729017000
II полугодие
Тема: Итоговая работа
Выполнение итоговой работы:
Вариант 1. Многофигурная композиция (3-4 фигуры).
Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания).
Вариант 3. Декоративный натюрморт. 987927742950020937287429500-431807429500
41230856032500
6 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Композиция портрета.
Создание характерного образа в портрете.
65854014568100
II полугодие
Тема: Композиция в городской среде.
Создание эскиза сложной композиции.
5840674445000
Требования к экзамену
Экзамен по учебному предмету «Композиция станковая» рекомендуется проводить в виде творческого просмотра. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая композиция предполагает создание серии работ, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тематика экзаменационных заданий может быть связана с планом творческой работы, конкурсно - выставочной деятельностью образовательного учреждения.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.
Работа над итоговой композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Итоговая композиция может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.
Цели и задачи: Итоговая композиция как работа, максимально выявляющая способности, наклонности и умение ученика: его подготовленность к самостоятельному творческому мышлению и умению реализовывать свои замыслы.
Закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой многофигурной тематической композиции.
Предлагаемое аудиторное задание:
Вариант 1. Пространственно-плановое тональное и цветовое решение композиции, выбор формата.
Вариант 2. Выполнение композиции с учетом композиционных законов на заданную тему и в выбранном формате; целостность композиционного решения.
Вариант 3. Тональное решение эскизов натюрморта. Цветовое решение эскизов натюрморта в теплой, холодной и смешанной цветовой гамме. Отрисовка картона и выполнение работы в формате согласно разработанному эскизу.
Этапы работы:
поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
выставка и обсуждение итоговых работ.
Требования к выполнению экзаменационной работы
по учебному предмету «Композиция станковая».
Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно-выразительные возможности;
умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
навыки работы по композиции.
Критерии оценки итоговой композиции
по предмету «Композиция станковая»
владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание);
владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания;
общее впечатление от работы;
творческий подход учащегося;
оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа;
чувство меры и аккуратность в оформлении всей работы.
Отметка Критерии оценивания творческой работы
«5» обучающийся передает в работе простейшую форму, общее пространственное положение;
свободно использует цветовую палитру семи цветов;
полностью использует площадь листа бумаги;
учитывает взаимное расположение предметов в рисунке, передает в доступном возрасту виде основные смысловые связи между предметами;
передает выразительные особенности формы и размера предмета (высокий, низкий, большой, маленький).
ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.
«4» обучающийся передает в работе простейшую форму, общее пространственное положение;
использует цветовую палитру семи цветов; - не полностью использует площадь листа бумаги;
учитывает взаимное расположение предметов в рисунке, передает в доступном возрасту виде основные смысловые связи между предметами;
недостаточно передает выразительные особенности формы и размера предмета (высокий, низкий, большой, маленький)
ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
«3» обучающийся передает в работе простейшую форму, общее пространственное положение;
не использует цветовую палитру семи цветов;
не полностью использует площадь листа бумаги;
не учитывает взаимное расположение предметов в рисунке, не передает основные смысловые связи между предметами;
допускает ошибки в изображении формы и размера предмета.
ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
«2» работа не выполнена
Пример экзаменационных работ.
48611559495004123085603250023369185969000
Триптих. «».
Батик.
4295273296090019635972921000-3943356350000
IV. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «КОМПОЗИЦИЯ ГРАФИЧЕСКАЯ»
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Графическая композиция» является художественно - эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи
освоение терминологии предмета «Графика»;
развитие интереса к изобразительному искусству и творчеству художников – графиков;
знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и
приемами графической композиции;
приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
изучение выразительных возможностей тона и цвета;
приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
формирование умения создавать художественный образ в технике графика на основе решения технических и творческих задач;
формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
на различных этапах обучения
1 год обучения
знания
понятия «композиция», «формат», «масштаб», «художественный образ», «равновесие», «ритм», «контраст», «линия», «штрих», «пятно», «контур», «силуэт», «фактура»;виды графики;
выразительные средства изображения;
особенности декоративной и станковой графики;
роль цвета и света в графике;
имена известных мастеров и некоторые их работы: Леонардо да Винчи, А.Дюрер, К.Малевич, К.Брюллов, И.Репин, В.Фаворский, А.Рылов, А.Куинджи, Ф.Толстой, К.Утамаро, И..Шишикин, Д.Моор, «Кукрыниксы», Ю.Селиверстов, Е.Лебедева, Т.Маврина, В.Конашевич, А.Ливн, А.Мухаметова.
умения
сознательно выбирать формат в соответствии с художественным замыслом работы;
создавать зрительно уравновешенные композиции;
выявлять в композиции главное и подчинять ему второстепенное;
использовать ритмическое чередование для организации элементов композиции;
использовать линию, пятно, цвет, контраст для выражения эмоционального настроения работы;
создавать композиционные поиски, тональные и цветовые эскизы;
импровизировать на заданную тему.
навыки
владения графическими техниками;
поэтапной работы над сюжетной композицией;
анализировать схемы построения композиций великими художниками.
2 год обучения
знания
понятия «оттиск», «композиционный центр», «композиционная схема», «статика и динамика в композиции», «стилизация»;
виды печатной графики;
средства создания печатной графики;
выразительные особенности изученных видов печатной графики;
имена известных художников и некоторые их произведения: В.Кандинский, А.Лентулов, Д.Веласкес, Н.Рерих, И.Шишкин, К.Хокусай, В.А.Ватагин, Е.И.Чарушин Э.Дега, П.Пикассо, В.Серов и творчество северных художников Г. Райшева, А.В.Ливна, А.Ф.Мухаметовой и т.д.
умения
стилизовать образы животных;
создавать статичную и динамичную композиции;
использовать в композиции явление контраста;
выделять композиционный центр;
выполнять композицию в изученной графической технике.
навыки
перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы
предмета;
анализировать схемы построения композиций великих художников;
создания орнаментальной композиции из стилизованных мотивов.
3 год обучения
знания
понятия «замкнутая композиция», «открытая композиция», «тональность», «светотень», «иллюстрация».
элементы книжного оформления;
изобразительный язык книжной иллюстрации;
имена известных художников-иллюстраторов и их произведения: И.Билибин Э.Лисицкий, В.Лебедев, В.Фаворский, А.Пахомов, Е.Чарушин, В.Конашевич, Ю.Васнецов, Е.Рачев, Т.Маврина, Г.Райшев.
умения
выполнять построение открытой и замкнутой композиции;
создавать композицию с выразительным тональным решением и светотенью;
выполнять иллюстрации к литературным произведениям писателей, поэтов, в том числе и на этнические темы;
творчески осмысливать тему, разрабатывать сюжет композиции, делая наброски, зарисовки, поиски и цветовые эскизы;
пользоваться новыми графическими материалами.
собирать дополнительный материал для создания композиции;
навыки
разработки сюжета;
использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции;
приобретение опыта работы над серией графическими композициями.
4 год обучения
знания
понятия «гравюра», «эстамп», «доска», «валик», «штихеля», «печатный станок», «форэскиз».
виды гравюры;
технологию выполнения линогравюры;
основных пропорций фигуры человека;
соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера;
имена известных художников-граверов и их произведения: П. Пикассо, А. Матисс, Ф. Мазереев, И. Соколов, Э.Лисицкий, В.Лебедев, В.Фаворский, А.Пахомов, Ю.Васнецов, Е.Рачев, Т.Маврина, Г.Райшев.
умения
создавать художественный образ в станковой композиции, используя выразительные средства графики;
выполнять форэскиз для линогравюры.
владеть техникой гравюры;
воплощать свои творческие замыслы в технике линогравюры;
пользоваться печатным станком;
навыки
создания эмоциональной выразительности листа и подчинения всех
элементов композиции основному замыслу;
правильной организации композиционных и смысловых центров;
создания целостности цветового и тонального решения листа.
5 год обучения
знания
основные понятия, полученные в течение всего обучения;
основные виды графики;
технологию выполнения графических работ;
законов композиции и схем композиционного построения листа;
о плановости, перспективном построении пространства;
о стилизации форм;
имена известных художников-графиков и некоторые их произведения: П.Пикассо,А.Матисс, Ф.Мазереель, Д.Митрохин, И.Соколов, В.Фаворский, А.Бородин, И.Голицын, В.М.Васильев, Г.Райшев, В.В.Ливн.
умения
самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над
сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов,
включая работу с историческим материалом;
самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно
решить плоскость листа;
самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой;
владеть различными графическими техниками;
создавать художественный образ в станковой и печатной графики, используя выразительные средства;
вести работу над сбором материала;
работать над эскизами будущего проекта;
пользоваться справочной литературой и интернет – ресурсами по выбранной теме.
создавать серию графических работ;
воплощать свои творческие замыслы.
навыки
работы различными графическими техниками;
самостоятельного изучения материальной культуры;
применения визуальных эффектов в графической композиции;
создания графической конструктивно-пространственной композиции с
архитектурными элементами.
6 год обучения
знания
особенностей композиционного построения графики малых форм;
различных видов и конструктивных особенностей шрифта;
по созданию оригинальной тематической шрифтовой композиции с
учетом понятия цветности шрифта;
по созданию серии композиций (триптих), объединенных одной темой,
с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
умения
создавать сложные художественные образы;
создавать выразительные и оригинальные образы в малых графических
формах;
создавать композиции, наиболее полно отражающие
профессиональные, любительские интересы и литературные
пристрастия владельца книги при работе над экслибрисом;
навыки
создания персонажей и фонов в строгом соответствии с индивидуальной характеристикой образов и материальной культурой;
использования символов в изображении;
создания композиции с использованием шрифт;
Критерии оценки
текущего контроля и промежуточной аттестации
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
Требования к выполнению итоговой контрольной работы
Контрольные уроки (или дифференцированные зачеты) рекомендуется проводить в виде творческих просмотров. Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная графическая композиция, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Примерные темы контрольных работ
1 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Декоративный натюрморт
Разработка эскиза декоративного натюрморта.
( тушь, перо, кисть, акварель)
169545704850016961306604000

II полугодие
Тема: Мой поселок
Создание графической композиции городского пейзажа с включением растений, животных и других объектов. (тушь, перо, восковые мелки, акварель)
87928410033000
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Тематический натюрморт .Разработка эскиза тематического натюрморта. Выполнение оттиска.
(гравюра на картоне) 7720577112000
II полугодие
Тема: Праздник.
Создание 3- х фигурной композиции на тему.
(диатипия) 7727807924200
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Сказки и мифы разных народов.

Иллюстрация литературного произведения. Выполнение композиции с включенным в нее орнаментом в заданном формате.
(по выбор – пастель, соус, сангина.) 6451313873500
II полугодие
Тема: Экологический плакат.
Плакат как вид станковой графики, выполняющий задачи общественной информации, рекламы, агитации. Соединяет в себе изображение шрифт, рисунок, цвет, знак.
(гуашь, тушь)
31803112128500
4 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Экслибрис.
Линогравюра.
Перенос эскиза на материал. Отработать технику линогравюра.
(линолеум, штихеля, краски масляные, валик, тряпки, мастихин) 109474053975003175010668000
II полугодие
Тема: Тема и сюжет в композиции (9 часов)
«Натюрморт», «Животные». Линогравюра.
Выполнение композиции в материале. Печать оттиска.
(линолеум, штихеля, краски масляные, валик, тряпки, мастихин, ватман) 42146667480015730436815900
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Роль эскиза в творчестве художников.
Вариант 1. Изучение исторического костюма и материальной культуры.
Вариант 2. Сбор подготовительного материала, пространственно-плановое, тональное и цветовое решение.
Вариант 3. Тематический подбор предметов для декоративного натюрморта, натурные зарисовки предметов и их графическая стилизация. 15094397112000419107112000

II полугодие
Тема: Работа над завершением творческих проектов .Работа в материале на большом формате.
15088784511500415263415700
6 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Тема: Создание сложной образной графической композиции
Вариант 1.
Основы мультипликации. Разработка персонажей и фона.
Разработка стилизованных персонажей (2-3) с учетом требований мультипликационной графики. Выразительность силуэта. Локальность цвета.
Вариант 2.
Шрифтовая композиция. Создание оригинальной тематической шрифтовой композиции с учетом понятия цветности шрифта (цветность – соотношение толщины букв и межбуквенных пространств).
3180329588500
82858611871600
II полугодие
Тема: Сюжетная композиция. Триптих.
Создание трех композиций объединенных одной темой, с учетом соподчиненности частей смысловому центру композиции.
(техника по – выбору)
160467594333004214512494700
Требования к экзамену
Цель творческого экзамена по рисунку – выявление линейно-конструктивного построения формы в перспективе и светотеневого решения рисунка.
Задачи:
Выявить умения композиционно выразительно размещать рисунок на листе.
Проверить умения линейного построения предметов, передачу их пропорций и
пространственной взаимосвязи.
Выявить умения передавать объем, свет, фактуру цветности предметов средствами тона и светотени.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.
Работа над итоговой сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Графическая композиция». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.
Этапов выполнения композиции графической:
Обзорная беседа о предлагаемых темах.
Выбор сюжета и техники исполнения.
Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение
материальной культуры.
Тональные форэскизы.
Варианты тонально-композиционных эскизов.
Варианты цветотональных эскизов.
Выполнение картона.
Выполнение работы на формате в материале.
Требования к выполнению экзаменационной работы
знание основных видов графических произведений изобразительного искусства;
знание основных графических понятий, выразительные средства изображения графики;
знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
умение использовать средства графики, и её изобразительно-выразительные возможности.
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников-графиков, называть их авторов;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха, пятна и светотени.
Пример экзаменационных работ
(итоговая композиция)
Цветные карандаши.
16700522288500409117222288500212407522288500Линогравюра.
Серия работ. «Национальный натюрморт».
Мягкие материалы.
39834886096000219773560960003035306096000
V. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «СКУЛЬПТУРА»
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Скульптура» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи
Знакомство с оборудованием и различными пластическими материалами: стеки, ножи, специальные валики, фактурные поверхности, глина, пластилин, соленое тесто, пластика - масса).Знакомство со способами лепки простейших форм и предметов.
Формирование понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция».Формирование умения наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Формирование умения передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Формирование умения работать с натуры и по памяти.
Формирование умения применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Формирование конструктивного и пластического способов лепки.
Критерии оценокПо результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка «5»(«отлично») ставится, если учащийся:
В работе над круглой скульптурой:
правильно определил и передал пропорции объекта;
вел работу в строгой последовательности;
передал движение и характер; выполнил работу по принципу кругового обзора;
технически грамотно выполнил работу;
проявил фантазию и самостоятельность;
В работе над рельефом:
правильно определил формат плинта;
грамотно скомпоновал изображения на плинте;
грамотно работал над высотами в рельефе, передал плановость;
добился выразительности силуэта, проявил аккуратность в работе;
В работе над композицией:
проявил фантазию, раскрыл тему, сумел самостоятельно грамотно скомпоновать фигуры, показать их взаимодействие;
сумел самостоятельно выявить и исправить недочеты композиции;
технически грамотно выполнил работу;
вел работу в строгой последовательности.
В работе над изделием ДПИ:
самостоятельно разработал эскиз;
грамотно использовал принцип трансформации и стилизации предметов;
проявил аккуратность в работе;
решил все поставленные перед ним задачи;
технически грамотно выполнил работу.
Оценка «4»(«хорошо») ставится, если учащийся:
В работе над круглой скульптурой:
допустил некоторые погрешности в передаче пропорций и формы объекта;
допустил незначительные нарушения в последовательности выполнения работы; неточно передал движение и характер объекта;
проявил недостаточную самостоятельность в решении задач.
В работе над рельефом:
допустил некоторые недочеты в композиционном решении плинта;
допустил небольшую неточность в определении высот в рельефе;
не сумел добиться выразительности силуэта.
В работе над композицией:
допустил некоторые погрешности в композиции;
допустил небольшие нарушения в передаче объемов и пропорций предметов;
проявил неумение самостоятельно выявить недочеты композиции.
В работе над изделием ДПИ:
нуждался в помощи при разработке эскизов;
затруднялся при трансформации и стилизации предметов;
проявил небольшую неаккуратность в работе.
Оценка «3»(«удовлетворительно») ставится, если учащийся:
В работе над круглой скульптурой:
допустил существенные ошибки в передачи пропорции объекта;
вел работу непоследовательно;
не использовал принцип кругового обзора;
проявил несамостоятельность, безынициативность;
выполнил работу не в полном объеме.
В работе над рельефом:
недостаточно грамотно скомпоновал изображения на плинте;
не разобрался с высотами в рельефе;
не проявил плановости в рельефе;
проявил небрежность в работе.
В работе над композицией:
не смог выполнить работу без руководства преподавателя;
работал без творческого воображения, проявил безынициативность; не раскрыл тему;
не сумел исправить недочеты композиции;
вел работу непоследовательно;
выполнил работу не в полном объеме.
В работе над изделием ДПИ:
не смог самостоятельно разработать эскиз;
проявил небрежность в работе;
выполнил работу не в полном объеме.
Оценка «2» («неудовлетворительно») ставиться, если учащийся:
В работе над круглой скульптурой:
не может определить и передать пропорции объекта;
ведет работу непоследовательно;
не владеет материалом и инструментами;
проявляет несамостоятельность, безынициативность;
не выполняет работу в полном объеме.
В работе над рельефом:
не может самостоятельно сделать плинт;
не может скомпоновать изображения на плинте;
не определяет разность высот в рельефе;
не владеет материалом и инструментами;
работает крайне небрежно.
В работе над композицией:
не может самостоятельно придумать и выполнить композицию;
работает без какой-либо инициативы, без творческого воображения;
не владеет материалом и инструментами;
работает крайне небрежно; выполнил работу не в полном объеме.
В работе над изделием ДПИ:
не сумел разработать эскиз;
проявил крайнюю небрежность в работе;
не владеет материалом и инструментами;
Требования к выполнению итоговой контрольной работы
Итоговая контрольная работа по учебной дисциплине «Скульптура» выполняется в конце каждого полугодия.
Примерные темы контрольных работ
1 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Изготовление традиционной
Каргапольской игрушки с росписью: «Полкан»
Лепка Каргапольской игрушки не сложной формы.
1310640-113982500
II полугодие
Хантыйская Сказка: «Кукушка»
(2-3х фигурная композиция)
Лепка двух-трех фигурная композиция на тему сказок. Представление о взаимном положении предметов в пространстве, композиционная связь фигур. 12436259833700
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Изготовление традиционной Филимоновской игрушки
с росписью: «Барыня»
Лепка Филимоновской игрушки не сложной формы. 4725589953300
II полугодие
Лепка фигуры птицы в движении: «сова», «куропатка», «глухарь».
Лепка фигурки птицы. Умение передавать характерную форму и пропорции птиц. 108862713618600
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Изразец. «Растительный мотив»,
«Птица Сирин», «Птица Алконост».
Разработка эскиза изразца. Лепка плитки, выкладывание рисунка жгутиками. Выполнение гипсовой формы.
11204116053200
II полугодие
«Северные животные»
Создание анималистической композиции с передачей эмоционального состояния животного «Хитрая лиса», «Злой волк», «Трусливый заяц».
Лепка северного животного. 11849846304200
4 КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Изготовление традиционной Скопинской скульптуры «Птица Скопа», «Полкан-Богатырь», «Фантастический лев».
Лепка игрушки не сложной формы. Выполнение росписи в традициях игрушки. 6107816683700
II полугодие
Человек и животное «Хозяин и его животное», «Охота», «Цирк».
Разработка эскиза и лепка двух фигурной композиции по мотивам тобольской резной кости. 71682611695900
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
«Пейзаж». Лепка декоративной композиции городского или сельского пейзажа (Рельеф).
Разработка эскиза городского или сельского пейзажа. Выполнение рельефа в материале. 10306055969000
II полугодие
Тематическая композиция по мотивам произведений А.С. Пушкина.
Разработка эскиза. Лепка тематической композиция по методу пласта, используя прилепы. 8013706223000
КЛАСС
Контрольные разделы Пример итоговой работы
I полугодие
Этюд с гипсовых слепков конструкций конечностей человека: (детали фигуры человека: стопа, кисть руки).
Знакомство с анатомическим строением и особенностями стопы, кисти руки. Представление о конструкции, принципах построения. 10254515515600
II полугодие
Этюд 2-3 х фигурной композиции на тему «Семья».
Выполнение 2-3х фигурную композицию. 9616555047500
Требования к экзамену
Экзамен по учебному предмету «Скульптура», рекомендуется проводить во втором полугодии 4 класса. Экзамен проводится в виде самостоятельной работы учащегося над итоговой работой.
Требования к выполнению экзаменационной работы по скульптуре.
Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция»;Знание оборудования и различных пластических материалов;
Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
Умение работать с натуры и по памяти;
Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Критерии оценивания итоговой работы
Оценка 5 «отлично»
Предполагает: ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая ее законы, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
Оценка 4 «хорошо»
Допускает: в работе есть незначительные недочеты в композиции, при работе в материале есть небрежность;
Оценка 3 «удовлетворительно»
Предполагает: работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
Пример экзаменационных работ.
335294855009004756895461000