Рабочая программа по русскому языку В.П.Канакина В.Г.Горецкий (1 класс)
Содержание
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский языка».
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Русский язык.
50 часов, 5 часов в неделю
В.П. Канакина В. Г.Горецкий «Русский язык», 1 класс
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, приказ № 01-10 от 11.02.15 г
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» (программа для 1-4 кл.)
Данная рабочая программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),
- планируемыми результатами начального общего образования, в соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ,
с авторской программой В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» (программа для 1-4 кл.) система учебников «Школа России» / -М.: «Просвещение» , 2015г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся:
развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Основные задачи:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу, собственных текстов разного типа, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связности и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий, формирование умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц язык
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение русского языкав 1 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 50 часов.
Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает организацию процесса обучения: 10 учебных недель вобъеме 50 часов (5 часов в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык».
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое развитие младших школьников:
– осознание (различение) детьми двух реальностей — окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всем его многообразии;
– поддержание и развитие чувства языка, свойственного детям, дополнение интуитивного владения языком, осознанным отношением к его фактам и закономерностям, развитием (формированием) способности моделировать факты языка;
– овладение ведущими методами лингвистического анализа (изменения и сравнения);
развитие мотивов содержания и средств речевой деятельности;
– обогащение активного и пассивного словаря детей, структуры речевой деятельности: ее содержательности (знание предмета речи), правильности (грамматической и орфографической, стилистической и орфоэпической), точности (соответствия в выборе средств языка), выразительности, благозвучности;
– развитие речевого (фонематического) слуха: способности слышать, различать и воспроизводить интонационную, эмоционально смысловую стороны речи: паузу, словесное, орфоэпическое, логическое и эмоциональное ударение;
– развитие двух планов речи: внутреннего и внешнего (на уровне замысла, логики, выбора слова, интонации и т. д.).
Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности:
– умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, алгоритмическими предписаниями, словарями и т. д.);
– способности к самооценке и самоконтролю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский языка».
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета «Русский язык».
Курс включает систему понятий, относящихся к:
– предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и структуре, распространенные и нераспространенные предложения, сложные и простые);
– слову (лексическое богатство языка, прямое и переносное значение слова, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия);
– фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.);
– орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания);
– графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами).
Основными разделами программы являются «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика. Интонация. Графика», «Морфология», «Морфемика», «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография», «Чистописание».
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения русского языка обучающийся научится:
Развитие речи
научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка
№ Тема Кол-во часов
Примерная программа Рабочая программа
1 Наша речь 2 2
2 Текст, предложение, диалог 3 3
3 Слова, слова, слова … 4 4
4 Слово и слог. Ударение. 6 6
5 Звуки и буквы. 34 34
6 Повторение 1 1
всего 50 50
Содержание тем учебного курса
№
п/п Тема раздела
Кол-во часов Содержание
1. Наша речь
2 Язык и речь. Устная и письменная речь. Русский язык – родной язык.
2. Текст, предложение, диалог
3 Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста.
Выделение предложения из речи.
Установление связи слов в предложении.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
3. Слова, слова, слова… 4 Роль слов в речи.
Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов.
Вежливые слова.
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
Слова, близкие и противоположные по значению.
Развитиеречи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
4. Слово и слог. Ударение. 6 Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).
Деление слов на слоги.
Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.
Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.
Способы выделения ударения.
Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.
Графическое обозначение ударения.
Слогоударные модели слов.
Развитиеречи. Коллективное составление содержания основной части сказки.
5. Звуки и буквы 34 Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.
Условные звуковые обозначения слов.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Буквы, обозначающие гласные звуки.
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын).
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Слова с буквой э.
Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.
Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).
Буквы, обозначающие согласные звуки.
Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).
Слова с удвоенными согласными.
Буквы ЙиИСлова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.
Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).
Буквы шипящих согласных звуков:
непарных твёрдых ш, ж;
непарных мягких ч, щ.
Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.
Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).
6. Повторение 1 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№п/п Тема Виды
учебной деятельности
обучающихся Кол-во часов
Тема 1. Наша речь. Различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.
2
1 Знакомство с учебником «Русский язык».Наша речь. Её значение в жизни людей. 1
2 Какой бывает речь. 1
Тема 2.Текст, предложение, диалог. Выделять в речи предложения восклицательные и невосклицательные.
Передавать в устной речи эмоциональную окраску предложений.
Правильно оформлять на письме предложения. 3
3 Текст и предложение. 1
4 Предложение. 1
5 Диалог. 1
Тема 3. Слова, слова, слова… Различать смысл близких по тематике пословиц и поговорок.
Выбирать интонацию, соответствующую речевой ситуации. 4
6 Роль слов в речи. 1
7 Слова-названия, признаки и действия предметов. Различать и сравнивать слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета. 1
8 Вежливые слова.
Расширить словарный запас при использовании в речи слов-синонимов и антонимов.
Различать с помощью учителя слова, имеющие многозначные значения и слова-паронимы. 1
9 Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. 1
Тема 4. Слово и слог. Ударение. Делить слова на слоги.
Находить ударный слог; переносить слова.
Устно составлять предложения на определенную тему.
Составлять сказку по ее данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. 6
10 Слог как минимальная произносительная единица. 1
11 Деление слов на слоги. 1
12 Перенос слов. 1
13 Перенос слов.Р.Р. 1
14 Ударение. 1
15 Ударные и безударные слоги. Р.Р. 1
Тема 5. Звуки и буквы. Различать и сравнивать буквы и звуки.
Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные.
Соотносить число звуков с числом букв в словах.Выполнять фонетический анализ слов.
Правильно называть буквы в алфавитном порядке.
Соблюдать орфоэпические нормы.
Классифицировать слова по роли, которую выполняют буквы е, ё, ю, я, ь;
Видеть орфограмму в слове, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
Подбирать примеры с определенной орфограммой.
Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Писать слова с непроверяемыми написаниями.Обозначать в словах мягкость согласных звуков на письме.
Использовать большую букву в именах собственных.
Работать в парах.
Подбирать заголовокк прочитанному тексту.
Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений: определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.
Различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки.
34
16 Звуки и буквы.Р.Р. 1
17 Звуки и буквы. 1
18 Что такое алфавит? 1
19 Что такое алфавит? 1
20 Гласные звуки и буквы. 1
21 Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. 1
22 Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э.Р.Р. 1
23 Обозначение ударного гласного буквой на письме. 1
24 Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. 1
25 Правописание гласных в ударных и безударных слогах. 1
26 Правописание гласных в ударных и безударных слогах. 1
27 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Проверочная работа. 1
28 Согласные звуки и буквы. 1
29 Слова с удвоенными согласными. 1
30 Слова с буквами и, й. 1
31 Твердые и мягкие согласные звуки. 1
32 Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. 1
29 Слова с удвоенными согласными. 1
30 Слова с буквами и, й. 1
31 Твердые и мягкие согласные звуки. 1
32 Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. 1
33 Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. 1
34 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. 1
35 Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. 1
36 Правописание слов с мягким знаком (ь). 1
37 Глухие и звонкие согласные звуки. 1
38 Парные звонкие и глухие согласные звуки. 1
39 Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. 1
40 Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Определять тему в тексте и главную мысль, подбирать заголовок, соотносить заголовок и текст. 1
41 Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Контрольное списывание. 1
42 Шипящие согласные звуки. 43 Проект «Скороговорки». 1
44 Буквосочетания чк, чн, чт. Контрольная работа за год. 1
45 Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1
46 Правописание гласных после шипящих. Итоговая диагностика. 1
47 Заглавная буква в словах. 1
48 Заглавная буква в словах. 1
49 Проект «Сказочная страничка» Р.Р. 1
Повторение. 1
50 Повторение изученного материала. 1
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Москва «Просвещение», 2015
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2015
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику, Москва «Просвещение», 2015
Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
Словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный).
2. Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
- видеомагнитофон/видеоплеер;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- сканер;
- принтер лазерный;
3. Экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
- видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Оборудование класса:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
Литература для учителя:
Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2014 год;
А.А.Плешаков Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Москва «Просвещение», 2015
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2015
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику, Москва «Просвещение», 2015
Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс, методическое пособие //М.: Просвещение», 2013 год.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.
Литература для учеников:
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», 2015
В.П.Канакина В.Г.Горецкий Русский язык. 1 класс. Электронное приложение к учебнику, Москва «Просвещение», 2015
Словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный).
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
http://edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru/windowЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам
http://school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал
http://edu.of.ru/profil/Информация о проекте «Информатизация системы образования»
http://www.ict.edu.ruПортал «Информационно-коммуникационные технологии в образование»
http://www.ug.ruУчительская газета
http://nsc.1september.ruГазета «начальная школа». Приложение к газете «1 сентября». Сайт для учителей «Я иду на урок»
http://vio.fio.ruЖурнал «Вопросы Интернет-образования»
http://www.ipo.spb.ru/journal/Журналы «Компьютерные инструменты в образовании» и «Компьютерные инструменты в школе»