Технологическая карта к уроку № 5 по географии на тему География в эпоху Средневековья: Азия, Европа (5 класс)


Технологическая карта конструирования урока общеметодологической направленности
Урок 5
Предмет География Класс 5
Тема урока
География в эпоху средневековья: Азия и Европа.
Цели Деятелъностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: Познакомить обучающихся с миром Арабского Востока: путешествиями арабских купцов, А. Никитина, освоением Азии; с состоянием географии в Европе: путешествиями викингов, М. Поло, португальских мореплавателей.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные Личностные
знать о накопленной географической информации в странах Азии
и Европы; уметь прослеживать по картам маршруты путешествий арабских
купцов, викингов, А. Никитина, М. Поло, португальских мореплавателей,
наносить маршруты путешествий на контурную карту, обсуждать значение
путешествий А. Никитина и М. Поло и их книги. Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. принять правила поведения на уроке; осознать поэтапность
развития географических знаний
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы , методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии Оборудование
Учебник География Планета Земля А.А.Лобжанидзе п. 5 с. 18–21; атлас с. 12–13, 44–45; контурные кар-
ты с. 16–17, 22–23; тетрадь-тренажёр с. 5 (№ 5), с. 16 (№ 1); электронное приложение к учебнику Технологии: исследовательская, сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая. Прием ТРКМЧП «Обзор – перемещение»
Технология смешенного обучения (перевернутый класс) ПК, проектор, интернет, ЭОР, линейка, цветные карандаши. Контурные карты.
Интеграция История, математика
Основные понятия Абу Абдуллах Ибн Баттута, Марко Поло, Афанасий Никитин, викинги (варяги), крестовые походы, португальские мореплаватели (принц Энрике), маршрут, картографическая информация.
Форма проведения урока Урок – путешествие. Практическая работа № 1 Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий. Подбор информационного материала и составление презентации «Великие географические открытия».
Этап урока
(название, время, цели) Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.
Продолжительность:
2- минут
Создаёт условия для возникновения потребности включения в деятельность.
Эмоциональная психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала. - Что такое путешествие?
- Какое путешествие мы с вами можем совершить на уроке?
- О каком этапе развития цивилизации вы читали дома?
- Куда мы сегодня отправимся?
- Что нам понадобится в путешествии?
- Зачем нужен маршрут?
- Какому новому способу действий мы должны научиться на уроке? Вступают в диалог с учителем и одноклассниками.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и принятие правил поведения на уроке

II Постановка учебной задачи и целей урока. Составление плана (маршрута) путешествия
Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации. Организует учащихся на поиск целей и задач урока. Назовите тему путешествия.
Определите цели урока
Давайте составим маршрут нашего путешествия.
- Какими способами мы сможем реализовать наш план?
- Как мы будем работать индивидуально или в группе?
- В виде чего представим результаты работы?
- Какими средствами будем пользоваться?
Маршруты путешествий будем фиксировать в контурных картах. Приготовьте карандаши. Работаем в контурных картах аккуратно. Отмечаем каждый маршрут своим цветом.
ОПРЕДЕЛЯЮТ ТЕМУ И ЦЕЛИ УРОКА.
Составляют план (маршрут) путешествия. Выбирают способ работы, средства для достижения цели. Обсуждают алгоритм путешествия, как будет происходить презентация работы. Р.: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников учатся адекватно проводить самооценку
V Реализация выбранного маршрута (проекта)
Цель: формирование детьми новой модели действий, умения ее применять и при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов Организует работу в группах. Выступает в ролю тьютера. Задание 1 группы.
Исследуйте маршрут путешествия Абу Абдаллах Ибн Баттута. Используй учебник с.18 – 19; атлас с.44 – 45;ЭПУ.
1) Определи из какого города начал свой путь.
2) Найди названия гор и морей, которые пересек в путешествии.
3) Установите по территории каких современных стран прошел путешественник.
4) Укажите города по маршруту.
6) Проложите маршрут в контурной карте.
7) Расскажите о своем исследовании. Какое значение имели эти путешествия?
Задание 2 группы.
Исследуйте маршрут путешествия Марко Поло. Используй учебник с.21; атлас с.12 – 13, с.44 – 45;ЭПУ.
1) Определи из какого города начал свой путь.
2) Найди названия гор и морей, которые пересек в путешествии.
3) Установите по территории каких современных стран прошел путешественник.
4) Укажите города по маршруту.
6) Проложите маршрут в контурной карте.
7) Расскажите о своем исследовании. Какое значение имело путешествие?
Задание 3 группы.
Исследуйте маршрут путешествия Афанасия Никитина. Используй учебник с. 19; атлас с. 12 – 13, с.44 – 45;ЭПУ.
1) Определи из какого города начал свой путь.
2) Найди названия гор и морей, которые пересек в путешествии.
3) Установите по территории каких современных стран прошел путешественник.
4) Укажите города по маршруту.
6) Проложите маршрут в контурной карте.
7) Расскажите о своем исследовании. Какое значение имело путешествие?
Задание 4 группы
Викинги Эрик Рыжий
Исследуйте маршрут путешествия викингов. Используй учебник с. 20; атлас с. 12 – 13, с.44 – 45;ЭПУ.
1) Определи из какого города начал свой путь.
2) Найди названия гор и морей, которые пересек в путешествии.
3) Установите по территории каких современных стран прошел путешественник.
4) Укажите города по маршруту.
6) Проложите маршрут в контурной карте.
7) Расскажите о своем исследовании. Какое значение путешествие имело?
Задание 5
Путешествия китайцев
Исследуйте маршрут путешествия китайцев Используй учебник с. 19; атлас с. 12 – 13, с.44 – 45;ЭПУ.
1) Определи из какого города начал свой путь.
2) Найди названия гор и морей, которые пересек в путешествии.
3) Установите по территории каких современных стран прошел путешественник.
4) Укажите города по маршруту.
6) Проложите маршрут в контурной карте.
7) Расскажите о своем исследовании. Какое значение имели путешествия?
Задание 6
Португальские мореплаватели. Принц
Энрике.
Исследуйте маршрут путешествия португальских мореплавателей. Используй учебник с. 21; атлас с. 12 – 13, с.44 – 45;ЭПУ.
1) Определи из какого города начал свой путь.
2) Найди названия гор и морей, которые пересек в путешествии.
3) Установите по территории каких современных стран прошел путешественник.
4) Укажите города по маршруту.
6) Проложите маршрут в контурной карте.
7) Расскажите о своем исследовании. Какое значение имели путешествия? Работают в группе. Выполняют практическую работу в контурной карте. Обсуждают задание, распределяют роли. Выступают перед классом (отчет группы) знать о накопленной географической информации в странах Азии
и Европы; уметь прослеживать по картам маршруты путешествий арабских
купцов, викингов, А. Никитина, М. Поло, португальских мореплавателей,
наносить маршруты путешествий на контурную карту, обсуждать значение
путешествий А. Никитина и М. Поло и их книги. П.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме
К.: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Физминутка
(здоровьесберегающий компонент)
«Игра на внимание» Организует Физминутку Из перечисленных слов, выберите учёных древности: Геродот, Энрике, Эратосфен, Страбон, Ибн Баттута, Пифагор, А. Никитин, Аристотель, Марко Поло, Птолемей.
Слушают утверждения и, если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок. Применяют знания по новой теме в измененных условиях. VII Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: проверка степени освоения нового знания, создание ситуации успеха Организует работу в тетради – тренажере. Задание тетрадь – тренажер с.5 № 5
Задание № 1 с.16 тетрадь – тренажер. Работают индивидуально. Проводят проверку по эталону. Р.: учатся адекватно проводить самооценку
К.: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
VIII Домашнее задание .Объясняет особенности поиска и сбора информации по теме для дальнейшего представления ее в форме презентации. Презентацию дома делать не нужно. П. 6; поиск информации в Интернете, библиотеке о Великих географических открытиях. (часть практической работы) Записывают в дневник. Р.: учатся адекватно проводить самооценку
IX Рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: осознание детьми способа преодоления затруднения и самостоятельная оценка полученных результатов работы. Организует рефлексивную деятельность учащихся на уроке. Закончи предложения:
Прием ТРКМЧП «Обзор – перемещение»
В каждую группу дается лист с заданием.
В течении одной минуты группа пишет то, что знает по теме, затем передает в следующую группу свой лист и сама получает лист из другой группы. Прочитав то, что написано предыдущими группами, дополняет текст своими знаниями. Последнее слово предоставляется той группе, которая начинала работать с данным листом. Формулируют свою оценку деятельности на уроке. Р.: учатся адекватно проводить самооценку
К.: умение выражать свои мысли.