План-конспект открытого урокаПрогулка под дождем.Нотная грамота.

Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Республики Крым
«Дворец детского и юношеского творчества»

План-конспект занятия № 4
Дата:«05»октября 2015 года.
Группа №17.
Объединение: Клуб «Веселые нотки».
Педагог дополнительного образования: Бекташева Ирина Эдуардовна.
Тема занятия: «Прогулка под дождем» (нотная грамота).
Цель: Познакомить детей с нотной грамотой.
Задачи:
образовательная:
– рассказать детям из чего состоит музыка, дать первые представления о нотах;
– выучить песню «Про ноты».
развивающая:
– развитие вокальных данных;
– развитие чувства ритма, слуха, координации, памяти;
– развитие творческих способностей.
воспитательная:
– формирование эстетического восприятия;
– воспитание чувства ответственности;
– воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке.
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: занятие – сказка.
Форма организации: коллективная, индивидуальная
Оборудование, дидактический материал:
– магнитофон, флеш–карта, диски;
– иллюстрации с изображением дятла, колокольчика, нот;
– сюжетные рукавички: девочка, утенок, ежик, поросенок;
– дом- ширма, музыкальные инструменты ( деревянные ложки, колокольчики).
Музыкальный материал:
– сборник песен Е. Железновой в аудио записи:
– «Автобус», « Поросята», « Туки–ток», «Колокольчики»;
– Песня «Осень» из альбома «Здравствуй Осень Золотая»;
– «Танец маленьких утят», французская шуточная песня–танец;
– «Щи» русская народная мелодия.


План занятия:
1. Организационная часть
2. Актуализация опорных знаний
3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
4. Подведение итогов

Ход занятия:

1.Организационная часть
Дети заходят в музыкальный класс и садятся на скамеечки.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся нашей песенкой.
2.Актуализация опорных знаний
Упражнение для развития звуковысотного слуха «Здравствуйте».
Муз. рук. : Ребята, нас сегодня ждет интересное путешествие в сказку. Мы узнаем, из чего же состоит наша музыка и познакомимся с ее жителями. Вы готовы путешествовать со мной?
Дети: Да!
Муз.рук.: Тогда садитесь поудобнее в автобус и он нас довезет в сказку.
Логоритмика «Автобус».
Муз.рук.: (Достает сюжетную рукавичку девочку).
3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала.
Муз.рук.: Смотрите у нас в гостях сегодня девочка Маша, про нее –то и будет сказка. Слушайте внимательно. Жила–была девочка, Маша. Она очень хотела научиться петь и пошла в музыкальную школу, а учитель ей сказал, о том, что сначала надо выучить ноты и рассказал что это такое ноты, это то из чего состоит музыкаМузыка – это дом в котором 5 этажей, пять линеечек (показ иллюстрации). Запомните, 5 этажей, сколько пальцев у вас на руке. В этом доме живут главные жители музыки – ноты, их 7, такие кружочки, у каждой ноты есть свое имя. Из нот получается мелодия, песенка, музыка. У них есть король– Скрипичный ключ, он открывает все двери в музыке. У каждой нотки есть свое место в доме. Нота «до», так зовут первую ноту. Ей в самом доме место не хватило и ей нарисовали маленькую добавочную линеечку возле дома, но она не обижается. «До» это домик. Вторая нота «ре», она поселилась под первым этажом, под первой линеечкой. «Ре» это редиска. Третья нота «ми» она живет на первой линеечке. «Ми» это мишка. Между первым и вторым этажом живет нотка «фа». «Фа» это фасолька. На втором этаже нота «соль», она самая соленая и очень любит все солить. «Соль» это соль. Между вторым и третьим этажом поселилась нота «ля», очень веселая и любит петь ля-ля-ля. «Ля это лягушка». И самая высокая нотка это «Си» синичка она живет на третьем этаже в самом центре домика. Маша повторила все ноты и мы вместе с ней. Все ноты Маша записала в тетрадь.
(Дети повторяют названия нот). А теперь можно и песенку спеть.
Песня про ноты.
Муз. рук.: Вот выучила Маша песенку, ноты запомнила и отправилась спать, только тетрадь, где были ноты записаны, забыла на ночь закрыть. А ночью был сильный ветер, он залетел в открытое окно и унес ноты, разбросав их по всему лесу. Проснулась Маша утром, а все вокруг тихо, никаких звуков не слышно и тетради с нотами нет. Что же делать? Как без звуков музыки жить дальше? Давайте мы поможем Маше ноты отыскать. Садитесь на лошадку и поехали в лес и Маша тоже с нами. Вставайте в кружок.
Артикуляционная гимнастика «Лошадка».
Муз.рук.: Мы уже в лесу. Здесь очень красиво и интересно, послушайте, как скрипит дерево.
Упражнение для голосовых связок и гортани «Скрип».
Муз.рук. : Я на дереве вижу дятла (иллюстрация с изображением дятла) и он что-то держит в клюве. Эй, дятел, а что у тебя в клюве?
Дятел: Ко мне ночью прилетела нотка, и теперь мне даже работать веселее стало, я же домик строю.
Муз.рук.: Дятел, давай мы тебе поможем домик построить, а ты нам нашу нотку отдашь это нотка из нашей тетради.
Дятел: Я согласен.
Муз. рук.: Давайте ребята поможем постучать молоточками и домик построить дятлу.
Музыкально-ритмическое упражнение «Туки–ток».
(После песни дятел отдает ноту до)
Муз.рук.: Вот у нас есть первая нотка до, куда мы ее повесим, дети?
Дети: На добавочную линеечку.
Муз.рук.: Отправляемся искать дальше, двигаемся вперед.
Кординационно – ритмическая игра с ускорением «Вперед 4 шага».
Муз.рук.: Мы попали на озеро, здесь утята плавают, может быть спросим у утенка, не видел ли он нашу ноту. (Сюжетная рукавичка утенок). Утенок, ты не видел нашу нотку?
Утенок: Видел, нотка ре попала ночью в озеро, я ее нашел, а что с ней делать не знаю.
Муз. рук.: Зато мы знаем, нам нужно собрать все нотки, отдай ее нам, а мы с тобой потанцуем.
Танец маленьких утят.
(После танца отдает ноту ре).
Муз.рук.: Дети куда мы повесим нотку ре? (Дети отвечают и вешают ноту).
Молодцы идем дальше.
Речевая зарядка «Покажите–ка ребята».
Муз. рук.: А вот и дождик начался, давайте про осень и дождик песенку споем.
Песня «Осень».
(После песни). Ребята, а смотрите, что я нашла в луже. Это наша нотка ми, дождик нам ее отдал. Куда мы ее повесим? (Дети отвечают и сами вешают). Вот уже у нас есть три ноты, сколько еще не хватает? Правильно четыре, тогда пойдемте искать дальше. (Слышится чихание А– пчхи.) Кто это? Ежик. (Показ игрушки).
Ежик: Пчхи-хи-хи, пчхи-хи-хи.
Муз.рук.: Как чихает ежик? Покажите.
Упражнение на дыхание «Пчхи-хи-хи».
Ежик: Я кажется, простудился. А–пчхи.
Муз.рук.: Ежик, мы тебе поможем вылечиться, сейчас малину соберем и ты чай с малиной попьешь, помогает от простуды. А что это у тебя на спине?
Ежик: Это яблочки с дерева упали, я их домой несу, пока шел лапки промочил, вот и простудился, а–пчхи.
Муз.рук.: Нет это не яблочки, это наши нотки фа и соль, отдай нам их пожалуйста, а мы тебе соберем малину, очень помогает от простуды.
Логоритмическое упражнение «Ягоды».
Муз.рук.: (Отдает ноты). Спасибо тебе ежик, беги, лечись, а мы повесим нотки. (вешают дети).
Ой, смотрите, домик, кто же в нем живет? (Выходит поросенок). Поросенок, ты нотку нашу не видел?
Поросенок: Видел она у нас в домике, ветер принес ночью, мы сейчас ее в щи положим.
Муз. рук.: Нет не надо, из нотки щи не варят. Дети из чего варят щи?
Дети: Из овощей (перечисляют).
Муз. рук.: Отдай нам ее пожалуйста, а мы поможем тебе щи сварить.
Музыкально–ритмическое упражнение «Щи».
Муз. рук.: А еще и ложки поросятам дадим деревянные, чтоб было кушать веселей.
Игра на деревянных ложках
(Поросенок отдает ноту, дети ее вешают).
Муз.рук.: Смотрите, одной нотки не хватает, где же ее найти? Ой, я слышу звон, (звеня колокольчиком за ширмой) это же колокольчик (иллюстрация колокольчика). А в ней наша нотка си звенит.
Игра на детских музыкальных инструментах «Колокольчики».
Муз.рук.: Последнюю нотку нашли, давайте повесим ее и повторим ноты.
4. Подведение итогов
Муз. рук. : Маша тоже повторит с нами. (Повторяют названия нот). Молодцы ребята.
Маша: Спасибо вы очень мне помогли, теперь я буду тетрадку свою закрывать, чтобы нотки не улетали и музыка всегда была со мной.
Муз.рук.: Вот и сказка закончилась, мы с вами узнали о том кто живет в музыкальном доме и помогли Маше нотки отыскать. А теперь будем прощаться с вами.
Музыкальное прощание «До свидания».


Список использованной литературы:
1. Ветлугина И., Дзержинская И., Комисарова Л. Музыкальные занятия в детском саду. – Москва: Просвещение, 1984. – 208 с.
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду.– Москва мозаика–синтез, 2005.
3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: средняя, старшая, и подготовительная группа [Текст] / М.А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2006. – 240 с.
4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников». – Изд.доп. Вып.77.–М.: Школьная Пресса, 2008. – 96 c.
5. Лунева Т.А. Музыкальные занятия. Разработки и тематическое планирование. - Волгоград: Учитель, 2008. – 191 с.
6. Музыкальный руководитель. – Москва: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
7. Тютюнникова Т. Уроки музыки система обучения К.Орфа. – Москва: ООО АСТ, 2001. – 94 с.






15