Тема самообразования Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.

Обучение чтению   на уроках английского языка в начальной школе
«фонетика и ещё раз фонетика. Наука о произношении.
Моя профессия и моя страстьвы даже не представляете,
как интересно взять человека, наделить его новой речью и с
помощью этой речи сделать его совершенно иным».
Бернард Шоу
Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития - чтение. Д.С.Лихачев
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
          Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших обучающихся к новому для них языковому миру, формирует у них готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших обучающихся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными обучающимся образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности обучающихся.
В младшем школьном возрасте у обучающихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И они значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Обучающиеся получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.
Успех обучения и отношение обучающихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке обучающихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у обучающихся очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для обучающихся средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.
Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса обучающихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности обучающихся (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним); включать обучающихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности.
Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших обучающихся, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые обучающиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями обучающихся данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.
При восприятии материала обучающиеся склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для обучающихся начальной школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило [1]. Такие же цвета обучающиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах.
Примеры таких упражнений:
1. Odd one out (Убери лишнее слово):
a) Pet, red, pen, Pete, hen.
b) And, take, Ann, bad, fat.
2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):
Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.
3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения гласных букв):
skate -
skip -
park -
her -
pen -
fly -
corn -
hare -
4.Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).
В целях развития скорости чтения, быстроты реакции обучающихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает обучающимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Обучающимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.
5. Whispers. ( "Испорченный телефон").
Обучающиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Обучающиеся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий обучающийся, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего обучающегося. Последний выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему обучающемуся из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.
6.Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).
Обучающиеся выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Обучающиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Обучающиеся, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".
Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают обучающимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление обучающихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.
Кроме того, в процессе формирования навыков чтения перед обучающимися стоит задача преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звуко -буквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Необходимо тщательно работать над техникой чтения. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны.
Выделяют несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: 
-алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией слова), 
-слоговый (выучивание комбинаций слогов),
-метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений - прямой метод),
-звуковой аналитико-синтетический метод,
-фонемно - графический метод. 
Рассмотрим достоинства и недостатки этих методов.
    Алфавитный метод подразумевает изучение чтения отдельных букв и их сочетаний без учёта того, что слова состоят из слогов и чтение буквосочетаний зависит от того, в каком слоге оно стоит. Кроме того, для обучающихся младших классов очень тяжело заучивать огромное число правил без их конкретного применения при чтении.
    Обучение звуковому методу начинают с изучения звуков иностранного языка с последующим складыванием их в слова. К сожалению, этот метод неприменим к английскому языку, где один и тот же звук может быть передан различными графемами.
    Методы целых слов, фраз, предложений - это отголоски прямого метода, существовавшего ещё в 19-м веке, обучающиеся учат слова без "скучного называния по буквам", они сразу понимают смысл слова и имеют возможность анализировать различные тексты с первых занятий. Правда, чтение вслух в этом случае превращается в угадывание правильного чтения слова. Обучающиеся не понимают механизма составления слов, делают очень много ошибок при чтении и могут читать только знакомые слова.
В Англии был период увлечения обучению "целостному языку" (whole-language approach). Это распространилось и на обучению чтению целых слов и даже фраз: прослушал - запомнил и узнал/прочитал. Этот многолетний эксперимент привел к снижению уровня грамотности обучающихся и выпускников школ. Решением британского правительства лет десять назад было принято решение об обучении обучающихся звуко -буквенным соответствиям или так называемой "фонике" ("phonics"). Конечно, в английском языке множество слов, которые нужно запоминать, но даже такие случаи систематизируются и запоминаются как группы особых случаев.
    Звуковой аналитико-синтетический метод является наиболее привлекательным на фоне всех вышеперечисленных. В этом случае преподаватель не только учит обучающихся правильно произносить звуки, показывает артикуляцию, но и учит их анализировать эти слова, подкрепляя этот процесс наиболее употребительными правилами чтения таким образом, чтобы обучающийся, столкнувшись с незнакомым словом, мог сам догадаться на основании его знаний, как оно читается.
    В современных методиках также выделяют метод устного опережения, когда обучающиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Как пишет С.Ф.Шатилов, такой метод устраняет две трудности из трёх: усвоение звукового образа слова и его значения ; обучающемуся остаётся только связать графический образ со звуковым, но не все могут это сделать, особенно труден переход к чтению после длительного устного вводного курса.
Упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей и порядок их выполнения.
1.«На приеме у глазного врача». Учитель объявляет обучающимся, что сегодня будет проверять у них зрение. Показывая ту или иную букву (буквосочетание), «доктор» просит назвать её. Далее роль «доктора» могут играть сами обучающиеся. В случае, если «пациент» неправильно называет букву (буквосочетание), «доктор» называет её сам.
2. «Имитация». Учитель показывает карточку с изображением паровозика, пчелы, слоненка, змейки и показывает, какие звуки они могут издавать: [w],[р],[
·],[
·]. Затем обучающиеся имитируют сами эти звуки.
3. «Назови свою букву». На доске записываются слова, знакомые обучающимся. Они получают несколько карточек с английскими буквами и буквосочетаниями. Затем учитель показывает отдельные буквы или буквосочетания в словах, записанных на доске. Те обучающиеся, у которых есть карточка с соответствующей буквой, поднимают карточку и называют букву. Через некоторое время обучающиеся меняются карточками, и игра продолжается.
4. «Кто быстрее». На доске написаны слова с пропущенными буквами (буквосочетаниями). Учитель раздает обучающимся листочки, на которых они пишут слова, вставляя буквы или буквосочетания. Выполнивший задание подходит к учителю, показывает свой листочек и негромко читает написанные слова. После того, как все выполнят задание, обучающиеся читают слова вслух и записывают на доске пропущенные буквы  (буквосочетания).
5. «Жители Буквляндии». Учитель знакомит обучающихся с буквами, представляя их как жителей волшебной страны Буквляндии. И у каждого жителя – свой характер и неповторимая внешность. Например:
b – бяка, отворачивается от большой буквы - мамы
Сс – буква-хамелеон, звучит по-разному
d – добрая, всегда смотрит на маму
Hh – красавицы-тихони, всё время дуют на зеркальце, протирают его и любуются собой
Nn – упрямый мальчик No
Oo – семейство толстяков, всё время удивляются О-о-о?
Pp – братья-близнецы Peter и Paul
Qq – квака- задавака
Uu – невоспитанная, всегда и всем тыкает и показывает пальцем: You! You!
Ww – любопытная, всё время интересуется что, где и когда произошло: What? Where? When?
Xx – добрый мальчик, который любит кошек, говорит: "кс-кс-кс"!
Yy – почемучка, подружка W, спрашивает Why?
Упражнения на развитие языковой догадки и порядок их выполнения.
Для полноценного умения читать очень важен высокий уровень языковой догадки, умения прогнозирования. В этих целях эффективны следующие виды игровых заданий:
1.Группа делится на две команды. Одной из них даются карточки с первой половиной слова, а другой со второй. По сигналу учителя обучающиеся начинают искать свою пару. Сложив обе половинки, обучающиеся записывают получившееся слово:
Croco + dile = crocodile
2«Чехарда». Учитель: с полки упали слова и рассыпались по буквам. Давайте восстановим эти слова.
Обучающиеся индивидуально (в парах или группами) составляют и затем прочитывают вслух получившиеся слова:
s I m u c = music
В необходимых случаях можно использовать облегченный вариант данного упражнения: буквы даются на цветных карточках. Сложив их по цветовому ключу, обучающиеся прочитывают получившееся слово.
Упражнение на формирование технических навыков чтения.
1. «Знаешь ли ты дни недели?». Обучающимся раздаются карточки с названиями дней недели. По сигналу учителя обучающиеся выстраиваются в определенном порядке и прочитывают слово на своей карточке.
2. «Укрась ёлку новогодними шарами».
Учитель: Приближается Новый год. В каждом доме скоро появятся ёлочки, и детишки с радостью начнут их украшать разноцветными игрушками. Сегодня я принесла на урок волшебную ёлочку. Мы должны украсить её разноцветными шарами, но дело в том, что на неё можно повесить шарик только тогда, когда правильно прочитаешь название цвета по-английски.
Обучающимся раздаются цветные кружочки – «шарики», на каждом из которых написано название соответствующего цвета. Обучающиеся по очереди прочитывают название цвета вслух, затем прикрепляют на ёлку.
Red yellow green
 Задание может быть усложнено. Обучающимся раздаются карточки с названиями цвета. По сигналу учителя обучающиеся по очереди читают слово вслух, а затем находят шарик соответствующего цвета, вешают его на ёлку и завершают задание следующей фразой: This balloon is..   black pink
3. «В магазин за покупками». Класс делится на две команды, которым предлагается выбрать карточку с названием магазина (например, Diary и Grocery). На отдельных столах для каждой команды кладутся карточки только с названиями тех .продуктов, которые относятся к соответствующим магазинам. Побеждает та команда, которая первой завершит работу, верно отобрав и правильно прочитав название продуктов.
1 команда: yoghurt, pine-apple, ice-cream, sweets, water-melon, honey.
2 команда: cheese, sour-cream, apple, cake, peach, ham, pear.
Упражнения коммуникативного характера.
1. Учитель: Мальвина подготовила предложения, чтобы учить Буратино читать. Но когда она вышла из комнаты, проказник взял ножницы и разрезал эти предложения на отдельные слова. Помогите Мальвине восстановить их.
can swim crocodiles     is my red yellow parrot and
Crocodiles can swim.                                        
My parrot is yellow and red.
После того, как предложение будет составлено, обучающиеся прочитывают его (индивидуально, хором).
2. Учитель: Вернувшись из далёкого путешествия, Гулливер начал писать о своих приключениях, о новых друзьях, о том. Как они живут. Внезапно подул сильный ветер и листочки, на которых он писал, разлетелись. Давайте поможем Гулливеру правильно сложить все листочки. Класс делится на две-три группы. Каждая группа прочитывает свою часть текста, после чего складываются все части текста и вновь перечитываются. Для выполнения подобного задания можно использовать любой учебный текст.
3. "Озвучивание фильма". 
Учитель: сегодня мы работаем на киностудии и озвучиваем кусочек фильма. Это диалог двух героев, но для того, чтобы озвучить их, нужно собрать их фразы в логическом порядке, не перепутав, какому из героев они принадлежат. Класс делится на две команды, каждая из которых получает карточки с фразами из диалога и портреты действующих персонажей. Затем диалог прочитывается вслух по ролям.
Также можно предложить следующие задания:
1.Задания на отгадывание:
I am black and red and blue. I am in the pencil-box near you. (a pencil)
What is this? It is in the classroom. It is big and green. It is on the wall. (a blackboard)
2.Задания на подстановку слов:
Посмотрите на картинку и прочитайте предложения. Заполните пропуски словами. (На картинке изображена девочка).
This is aHer name is . She is a . Her face is . Her eyes are .Her hair is
Это письмо написал Незнайка. В письме много клякс. Какие слова спрятались под кляксами?
I Neznaika. I like to write letters. I writing a letter now. My friend Znaika. Now he drawing a picture. We good pupils.
3.Задания, предполагающие выбор фактов из текста:
Прочитайте предложения и выберите другу подарок.
This is a bag. It is big. It is black. It is not nice.
This is a cat. The cat is small. It is white. It is nice.
This is a pen. It is long. It is blue and red. It is a fine pen.
4.Задания, требующие анализа, вывода:
Прочитайте предложения и оденьте куклу по сезону (на рисунках представлены предметы одежды)
It is winter. It is very cold. It is snowing. The girl is going to school.
It is summer. It is warm. The children are going to the forest.
It is the first of May. The children are having a meeting.
5.Задания, требующие определения последовательности фактов:
Это  письмо написал Незнайка. Он всё перепутал. Прочитайте предложения в нужной последовательности.
Dear Znaika! Good-bye. We go to bed at 11 o'clock. We are blowing up a balloon. We are busy. We get up at 7 o'clock.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Овладение техникой чтения на английском языке на начальном этапе является самостоятельной проблемой. Именно поэтому мы обращаем особое внимание на формирование данного навыка в процессе обучения чтению. Проведенное исследование еще раз выявило проблемы, с которыми может столкнуться учитель в начальной школе в процессе обучения их чтению.
Рекомендации по обучению младших школьников чтению на английском языке- 1.обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном обучающимися лексическом материале;
2.тексты для обучающихся должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям;
3.при работе с иноязычными текстами следует вовлекать обучающихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;
4.при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы;
5.использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности обучающихся.
6.развивать познавательный интерес обучающихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации.
7.способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.















































Тема самообразования :
« Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе».
Учитель : Захарова А.В.



































2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД