Задания по функциональной грамотности для учащихся 8 классов общеобразовательной школы
исполнитель Янокоглова Ирина Валентиновна
предмет биология
Задания по функциональной грамотности
для учащихся 8 классов общеобразовательной школы
Задание1: Железы внутренней секреции, и ее гормоны.
У гормона роста есть много позитивных свойств, связанных не только со спортом. Отмечены такие эффекты как омоложение организма, ускоренная регенерация тканей после травм, улучшение самочувствия и общего благосостояния организма. Взрослый человек имеет маленький рост. Было выяснено, что данное нарушение имеет гормональную причину. Недостатком каких желез наблюдается отставание в развитии этого человека?
Вопрос 1. Прочитайте текст и назовите основную железу внутренней секреции, которая влияет на рост организма человека.
А. Щитовидная
В. Гипофиз
С. Гипоталамус
D. Надпочечники
Код 1: Ответ принимается полностью: В
Код 0: Другие ответы
Код 9: Ответ отсутствует
Оценка выполнения
Тип вопроса: с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: биология
Контекст: личностный
Вопрос 2. Как можно различить нервно-гуморальную регуляцию организма человека?
Обведите «Да» или «Нет» для каждого утверждения
Является ли это верным значение деятельности влияния гормонов на организм ?
Да или Нет
Гипотоламо- гипофизарная система, которая осуществляет координацию нервной и гуморальной регуляции .
Да/Нет
Инсулин, гормон смешанной секреции, стимулирующий образование гликогена из глюкозы.
Да/Нет
Нейрогормоны, биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной ткани
Да/Нет
Тиреотропин гормон гипоталамуса, который стимулирует рост деятельность щитовидной железы
Да/Нет
Оценка выполнения
Тип вопроса: комплексный выбор ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: здоровье
Контекст: личностный
Код 1: Ответ принимается полностью: Да, Нет, Да , Нет, в этом порядке
Код 0: Другие ответы
Код 9: Ответ отсутствует
Вопрос 3 Нарушение функций щитовидной железы.
Щитовидная железа играет важную роль в организме человека. Ее функционирование определяет состояние иммунитета. Она является барьерным щитом, принимающим на себя удары , как внешней среды, так и со стороны самого организма. Нормальная работа щитовидной железы способствует правильному обмену веществ, а это значит, что человек имеет здоровое сердце, ясное и живое мышление.
Назовите основной гормон щитовидной железы, как он влияет на организм и вызывает заболевания? ____________________________________________
Код 1(3): Ответы со ссылками на гормоны:
Тироксин, ускоряет обмен веществ в организме, влияет на центральную нервную систему. Избыточная функциональная активность вызывает базедову болезнь. Заболевание характеризуется увеличением железы , появлением сердцебиения, пучеглазия, быстрой утомляемостью, раздражительностью, потливостью, нарушения сна, дрожанием рук.
Сниженная функция щитовидной железы в раннем детстве приводит к кретинизму. Больным свойственны заторможенность, медлительность, ослабление памяти и умственных способностей. Как правило, больные жалуются на головную боль, общую слабость, отечность, сухость кожи, отсутствие аппетита, сонливость. У взрослых людей при \низкой функции щитовидной железы развивается болезнь микседема или слизистый отек .В некоторых горных местностях, где вода и пища бедны йодом, наблюдается заболевание эндемический зоб. Болезнь сопровождается изменением щитовидной железы и резким разрастанием ее ткани.
Код 1(2): Ответы со ссылками на гормоны: Перечислены функции гормона, названы 2 болезни.
Код 1(1): Ответы со ссылками на гормоны: Перечислены функции гормона, названа 1 болезнь.
Код 1: Ответы со ссылками на гормоны: Перечислены функции гормона, но не названа ни одна болезнь.
Код 0: Другие ответы
Код 9: Нет ответа
Оценка выполнения
Тип: Свободно - коструктивный ответ
Компетенция: применение знаний в заданной ситуации
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: биология
Контекст: личностный
Задание 2 Современная медицина
Онкологические заболевания это те или иные злокачественные опухоли, возникающие из клеток эпителия, в органах и тканях организма. Эпителиальные клетки обладают способностью быстрого деления и размножения. Онкологические заболевания развиваются при перерождении обычных клеток в опухолевые.
По статистике, ежегодно в Казахстане от онкологических заболеваний умирает порядка 17 000 человек. Онкологи уверены, что эта цифра могла быть в несколько раз меньше, если бы казахстанцы более щепетильно относились к своему здоровью. Онкологическое заболевание, выявленное на ранней стадии, излечивается в 90–100% случаев. Анкетирование, которое охватило более 2 000 человек разных возрастных категорий, показало: только 22% опрошенных респондентов уверены в том, что они знают симптомы рака. Что-то слышали, но конкретно не помнят о признаках данного заболевания 32,7%, а 45,3% и вовсе не знают, как обнаружить онкологию. Также около 79% респондентов никогда не проходили какие-либо тесты, чтобы выявить свою предрасположенность к заболеванию раком.
Вопрос 1.
Перечислите основные факторы развития онкологических заболеваний?Обведите «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
основные факторы развитияонкозаболеваний
Да или Нет?
загрязненная среда обитания, курение, активное или пассивное, чрезмерное потребление алкоголя,
Да / Нет
воздействие на организм токсических веществ.гормональные нарушения
Да / Нет
длительное воздействие ультрафиолета (солнечных лучей).травмы кожных образований
Да / Нет
переохлаждение, переутомление, депрессия
Да / Нет
Код 1:Да, Да, Да, Нет в указанном порядке.
Код 0: другие ответы
Код 9: нет ответа
Оценка выполнения
Тип вопроса: Комплексный выбор ответа
Компетенция: Научное объяснение явлений
Содержание: «Биология человека» (Естественнонаучные знания)
Область применения: «Здоровье»
Контекст: Глобальный
Вопрос 2.
Перечислите общие признаки проявления онкологических заболеваний.
Код 1: постоянная нервозность, слабость, быстрая утомляемость, бессонница, нарушения сна, отсутствие аппетита, различные болевые ощущения, причины которых вам неясны, кровь в естественных выделениях организма.неприятные ощущения в области желудка после еды, уплотнения под кожей или на коже
Код 0: другие ответы
Код9: нет ответа
Оценка выполнения
Тип вопроса: Свободно-конструируемый ответ
Компетенция: Научное объяснение явлений
Содержание: «биология человека» (Естественнонаучные знания)
Область применения: «Здоровье»
Контекст: Социальный
Вопрос 3.
Онкологическое заболевание, выявленное на ранней стадии, излечивается. Предложите рекомендации для ранней диагностики рака
.Код 1:
1.Прекращение и уменьшение воздействия факторов на человека приведет к снижению риска развития опухолей.
2.Скрининг –это выявление и лечение болезни до появления симптомов. Раннее выявление и лечение рака среди людей, у которых еще нет симптомов данного заболевания , позволяет снизить смертность от рака..
3.лечение уже существующего заболевания
Код 0: другие ответы
Код 9: нет ответа
Оценка выполнения
Тип вопроса: Свободно-конструируемый ответ
Компетенция: Научное объяснение явлений
Содержание: «биология человека» (Естественнонаучные знания)
Область применения: «Здоровье»
Контекст: Личностный
Задание 3 Современная экология
Современная экологическая ситуация предполагает переосмысления взаимоотношения человека к природе. Формирование нового экологического мировоззрения требует своего научного обоснования. Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств формирования экологического сознания у населения планеты.
Вопрос 1
Дайте краткую характеристику хозяйственно-экономического, эстетического, научно-познавательного аспекта охраны окружающей среды.
Код 2 (1) указываются компоненты экологического образования. учащихся.
В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.
1)хозяйственно-экономического важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов. Использование ценных сортов деревьев, добыча полезных ископаемых, международные перевозки с другими странами. Для обеспечения более широкого участия республики в важнейших международных экологических конвенциях и в природоохранной деятельности на международном уровне во всех разрабатываемых программах в области охраны окружающей среды должны устанавливаться приоритеты международного сотрудничества .
2)Эстетический аспект , когда природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание. Охрана и рациональное использование природных ресурсов в Казахстана направлены на создание заповедников и заказников, национальных парков.
3) Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.
Код 2 (2) указываются компоненты экологического образования. учащихся.
В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.
1)хозяйственно-экономического важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов.
2)Эстетический аспект , когда природа – источник не только материальных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание.
3) Научно-познавательный аспект. Связан с необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делать прогнозы этих изменений.
Код 1 (1). Это комплекс мероприятий, обеспечивающих систематическое наблюдение, регистрацию и анализ состояния и тенденций развития природных и техногенных процессов, связанных с хозяйственной деятельностью человека, которые изменяют экосистему . Строительство городов, автомобильных, железных дорог, распашка земель под сельско-хозяйстенные культуры, выпас скота, строительство заводов и фабрик.
Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание. С глубокой древности природа вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Охрана и рациональное использование природных ресурсов в Казахстана направлены на создание заповедников и заказников, национальных парков. В Казахстане имеются исчезающие виды и подвиды( эндемики), не встречающиеся нигде в мире.
Код 1 (2)
Выделяется важнейшая сторона охраны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уделять особое внимание направлены ,которые направлены на создание заповедников и заказников, национальных парков. Выясняет закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делает прогнозы этих изменений, разрабатывает практические меры по охране природы.
Код 1 (3). Указывает на необходимостью сохранения для исследования естественных, ненарушенных человеком территорий. Выясняет закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности, делает прогнозы этих изменений, разрабатывает практические меры по охране природы. С глубокой древности природа вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество.
Код 0(1) Выясняет закономерности изменений, вносимых в природу человеческой деятельности указываются компоненты экологического образования. учащихся.В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны: это хозяйственно-экономический, эстетический, научно-познавательный
Код 0(2) указываются компоненты экологического образования. учащихся.
В зависимости от взаимодействия человека и природы выделяют следующие стороны, или аспекты, ее охраны: это хозяйственно-экономический, эстетический, научно-познавательный.
Код 0(3) в ответах дается комбинация 01 и 02
Код 0 –пропустил ответ
Код 9-ответа нет
Оценка выполнения
Тип: Свободно-коструктивный ответ
Компетенция: применение знаний в заданной ситуации
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: экология
Контекст: социальный
Вопрос 2
В государственных программах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Казахстана определены основные направления природоохранной деятельности, актуальные на современном этапе развития. В них поставлены задачи настойчиво и последовательно проводить линии на сохранение и преумножение природных ресурсов,улучшение состояния окружающей среды.
Закончите предложения , заполнив пробелы предложенными вариантами цифрами
І. Казахстан относится к категории стран с большим дефицитом водных ресурсов..Наиболее загрязнены реки____________________________________
ІІ .Организмы , способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез называются_________________________
ІІІ .Гетеротрофные организмы, потребляющие органические вещества, называются__________________________________________________________
ІV .Главной причиной обмеления Аральского моря, является обмеление рек_________________________________________________________________
V .По данным Организации Объединенных Наций, это второе по величине озеро Центральной Азии находится под угрозой высыхания, которое расположено на востоке Казахстана в 400 километрах к северу от Алма-Аты ________________________
VІ .Расположено в северной пустынной части Центральной Азии, в пределах Узбекистана и Казахстана. Является глобальной катастрофой ХХ века_____________________________
Варианты ответов:
№ вопроса
ответ
1
Сырдарья
2
Амударья
3
Иртыш
4
Нура
5
Или
6
озеро Балхаш
7
Аральское море
8
продуценты
9
консументы
Коды правильных ответов:І-1,2,3,4.5,6; ІІ-8,ІІІ-9,ІV-1 и 2,V-6,VІ-7
Код 2(1): 11-12 правильных ответов
Код 2(2) : 10-правильных ответов
Код 2(3): 9 правильных ответов
Код 1(1): 7-8 правильных ответов
Код 1(2) : 6 правильных ответов
Код 0(1) : 5 правильных ответов
Код 0(2) ; 4 правильных ответа
Код 0: нет правильных ответов
Код 9: ответ пропущен
Оценка выполнения
Тип: комплексный ответ
Компетенция: применение знаний в определенной ситуации
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: экология
Контекст: глобальный
Вопрос 3
Огромное разнообразие природных условий на Земле называют средой обитания организмов, или окружающей средой. Из окружающей среды организмы получают все необходимой для жизни. Каждый организм живет в окружении других организмов и вступает с ними самые разнообразные отношения.
Назовите типы комбинаций взаимоотношений организмов друг с другом
Обведите « Да» или « Нет» в каждой строке.
Типы взаимоотношений организмов между собой
« Да» или « Нет»
Хищничество, взаимоотношения, при которых один из участников хищник, другой жертва
Конкуренция, взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично
Нейтрализм, сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий
Симбиоз, взаимоотношения, при которых один из партнеров получает пользу от сожительства, а другому присутствие первого безразлично
Ответы__да, нет,да,да
Оценка выполнения
Тип: комплексный ответ
Компетенция: объяснение на основе научных знаний
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: экология
Контекст: личностный
Задание № 4 Дыхание- основа жизни живого организма
Дыхание- одна из основных функций поддержания жизни в живом существе. Как и все остальные функции. дыхание не является главным или второстепенным процессом -это один из элементов слаженной.взаимосвязанной работы всех систем и органов человека.
Задание 1 «Человек-амфибия»В фантастическом романе А. Беляева «Человек-амфибия» юноше Ихтиандру пересажены жабры, которыми он дышит в воде.
Вопрос 1 Какую физиологическую проблему, возникшую после этой пересадки и не позволяющую выжить человеку-амфибии в воде, не учел автор романа? Код 2 указываются компоненты и функции дыхательной системы человека и позвоночных животных- рыб. Автор не учел особенности строения дыхательной системы человека.
Код 1 перечислены компоненты дыхательной системы человека и позвоночных животных- рыб.
Код 0 другие варианты ответа
Код 9 пропустил ответ
Оценка выполнения
Тип: Свободно-конструированный ответ
Компетенция: научное объяснение явления
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: окружающая среда
Контекст: личностный
Мы можем не есть и не спать сутками, некоторое время оставаться без воды, но оставаться без воздуха человек способен лишь несколько минут. . Вопрос 2 «Человек-амфибия» Перечислите особенности строения легких Ихтиандра как человека.
А.правое из трех долей, а левое из двух
В..правое из двух долей, а левое из трех
С..каждое из трех долей
D..каждое из двух долей
Код 1 : А
Код 0: другие ответы
Код 9: ответ пропущен
Оценка выполнения
Тип: комплексный с выбором одного ответа
Компетенция: объяснение на основе научных знаний
Содержание: естественнонаучные знания
Область применения: окружающая среда
Контекст: личностный
Вопрос 3 «Человек-амфибия» Чтобы жить, рыбы, как и другие животные, должны получать кислород из окружающей среды. Эти органы дыхательной системы человеческого организма будут мешать жаберному дыханию Ихтиандра.Сопоставьте термины с определениями
термины
определения
А
гортань
5.Слизистая оболочка имеет большое количество кровеносных сосудов, имеющая железы, которые снижают жизнедеятельность бактерий
В
трахея
4.Парные органы, расположенные в грудной клетке, снаружи покрытые легочной плеврой
С
альвеола
3.Легочные пузырьки, обильно покрытые капиллярами, в которых происходит газообмен
D
легкие
2.Образована 16-20 неполными хрящевыми кольцами, не позволяющая ей спадать
E
Носовая полость
1 .Образованна несколькими хрящами, имеет две полости и воздух поступает в трахею
Код 1(1): ответ- 1-А, 2-В, 3-С,4- D,5-Е
Код 1 (2): ответ1-А, 2-В, 3-С,4- D
Код 0 (1): ответ1-А, 2-В, 3-С,
Код 0 (2): ответ 1-А, 2-В
Код 0 нет правильных ответов
Код 9 пропустил ответ
Оценка выполнения
Тип: комплексный с несколькими вариантами ответов
Компетенция: применение знаний
Содержание: физические системы
Область применения: здоровье человека
Контекст : личностный
Тема: Строение и функции крови
С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. В наше время состав и функции крови хорошо изучены. Так, человеческая кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой – слегка желтоватая жидкость – плазма – и нижний – осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) – эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками – тромбоцитами, которые содержат тромбопластин. Плазма содержит белки, углеводы, соли кальция (Са+2), фибриноген (растворимый белок, без которого невозможно свертывание крови). Все клетки крови живут определенное время, после чего разрушаются. В кроветворных органах (костном мозге, лимфатических узлах, селезенке) происходит непрерывное образование новых клеток крови. И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия – генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще . Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются только носительницами гена, но не подвержены болезни. У гемофиликов, даже небольшие раны, могут приводить к смертельным кровопотерям.
Вопрос 1. Кровь.
Соотнесите тексты с рисунками. Данные занесите в таблицу:
Элементы крови
Рисунок №
Функция
1
эритроциты
2
тромбоциты
3
лейкоциты
Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо–железо; глобин–белок).
Тромбоциты – маленькие пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и фибриноген.
Лейкоциты – белые шарики с ядром, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий).
1) Участвуют в свертываемости крови.
2) Отвечают за иммунитет организма.
3) Основная функция перенос кислорода.
Ответ принимается полностью: Ж3,Е1, Д2.
Код 1. Ж3,Е1, Д2.
Код 0. Другие ответы.
Код 9. Ответ отсутствует.
Оценка выполнения
Тип вопроса: с комплексным выбором ответа.
Компетенция: распознавание и постановка научных вопросов.
Содержание: естественнонаучные знания.
Деятельность: применение естественнонаучных знаний в заданной ситуации, сопоставление текста с рисунком.
Область применения: биология человека.
Ситуация: интерпретация данных с научной точки зрения.
Контекст: личный
Вопрос 2. Кровь.
Переведите схему процесса свертывания крови в текст с указанием местонахождения всех компонентов, участвующих в свертывании крови.
Ответ принимается полностью.
Код1.При ранении тромбоциты разрушаются, выделяется тромбопластин. Он при участии Са2+ и глобулинов (находящихся в плазме) активирует фибриноген, переводя его в нерастворимую форму – фибрин. Фибрин образует нити, в которых застревают эритроциты. Это и есть тромб.
Код 0. другие ответы.
Код 9. ответ отсутствует
Оценка выполнения
Тип вопроса: свободно-конструируемый ответ..
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: естественнонаучные знания.
Деятельность: применение естественнонаучных знаний в заданной ситуации. Перевод данных из таблицы в текст.
Область применения: здоровье и жизнь человека.
Ситуация: интерпретация данных с научной точки зрения.
Контекст: личный
Вопрос 3. Кровь.
Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните
Ответ принимается полностью:
Код 1. Нет, не поможет, так как у здорового человека эти меры способствуют остановке кровотечения за счет образования тромба, а у гемофиликов тромб не образуется. Поскольку не хватает одного из факторов свертываемости, то даже наложение жгута лишь уменьшит скорость кровотечения, но не остановит его. Гемофилику нужно ввести в кровь один из недостающих факторов свертываемости.
Оценка выполнения
Тип вопроса: свободно-конструируемый ответ.
Компетенция: научное объяснение явлений.
Содержание: естественнонаучные знания.
Деятельность: применение естественнонаучных знаний в заданной ситуации, высказывать предположение и обосновывать его.
Область применения: здоровье и жизнь человека.
Ситуация: интерпретация данных с научной точки зрения.
Контекст: личный, социальный.
Задание Внутренняя среда организма
Это самая удивительная жидкость нашего организма. У мужчин ее содержится около 5 л, у женщин – около 4 л. Разные животные отличаются ее окраской. Например, у некоторых морских червей она зеленого цвета, у млекопитающих – красного, а у скорпионов, пауков и осьминогов – синего». Эта жидкость выполняет разнообразные функции и ее потеря, даже частичная, опасна для полноценной жизнедеятельности организма.
Вопрос 1. Внутренняя среда организма
О какой жидкости организма человека идет
речь?
А Кровь и лимфа.
В Тканевая жидкость.
С Кровь.
D Лимфа.
Оценка выполненияВопрос 1
Тип вопроса: с выбором ответа.
Компетенция: истолкование научных доказательств.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: личностный.
Код 1: Ответ С – Кровь.
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Нет ответа.
Вопрос 2.Внутренняя среда организма
На рис. 1 и 2 показана кровь лягушки и человека.
У каких организмов общая поверхность эритроцитов в 1 мм3 должна быть больше у холоднокровных или теплокровных животных? Чья кровь переносит больше кислорода?
Сравнение крови лягушки и человека
Да или Нет
У холоднокровных животных общая поверхность эритроцитов должна быть больше, их кровь переносит больше кислорода
Да / Нет
У теплокровных животных общая поверхность эритроцитов должна быть больше, кровь человека переносит больше кислорода
Да / Нет
В эритроцитах у лягушки есть ядро, эритроциты крупные, кровь лягушки переносит больше кислорода
Да / Нет
Рис. 1. Кровь лягушки
Рис. 2. Кровь Человека
Оценка выполнения Вопрос 2
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа.
Компетенция: использование научных доказательств.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: социальный.
Код 1: Три верных ответа: Нет, Да, Нет в указанном порядке.
Код 0: Другой порядок ответов.
Код 9: Нет ответа.
Вопрос 3.Внутренняя среда организма
Кровь относится к соединительной ткани и является промежуточной внутренней средой. Все органы нашего тела пронизаны густой сетью кровеносных сосудов, по которым безостановочно течет кровь. Около 7% всей массы тела составляет кровь. Объем плазмы крови у человека равен 55-60%, а на долю форменных элементов приходится 40-45% объема всей крови.
Объясните почему потеря 10% крови у человека допустима, 30% – опасна, а 50% – смертельна? Какие функции крови позволяют организму поддерживать нормальный уровень процессов жизнедеятельности?
Код 2 (1): Дано объяснение допустимости потери 10% крови – донорство, небольшие ранения и использование депо крови в организме, менструальный цикл у женщин. Объяснены жизненно важные функции крови – дыхательная, питательная, выделительная, защитная (иммунитет), свертывание крови, гуморальная, терморегуляция.
Код 2 (2): Дано неполное объяснение допустимости потери 10% крови в организме. Неполный ответ при объяснении жизненно важных функций крови.
Код 1 (1): Не дано объяснение допустимости потери 10% крови в организме человека. Объяснены жизненно важные функции крови – дыхательная, питательная, выделительная, защитная (иммунитет), свертывание крови, гуморальная, терморегуляция.
Код 1 (2): Дано объяснение допустимости потери 10% крови – донорство, небольшие ранения и использование депо крови в организме, менструальный цикл у женщин. Не объяснены жизненно важные функции крови.
Код 1 (3): Даны неполные ответы о допустимой потери крови и опасной потери крови.
Код 0: В ответах не указаны функции крови.
Код 9: Нет ответа.
Оценка выполнения Вопрос 3
Тип вопроса: свободно конструируемый ответ.
Компетенция: использование научных доказательств.
Содержание: система живых организмов.
Область применения: здоровье.
Контекст: социальный.
Список использованных Интернет - ресурсов
Литература о функциональной грамотности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек) , О.А. Пепеляева, И.В Сунцова, издательство Москва «ВАКО», 2007
Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 7Описание: C:\Users\Фора\Desktop\школа\Человек\первая помощь\1285593755_naruzhnoe-krovotechenie.jpg15