Методическая разработка Вечер вопросов и ответов учебной и воспитательной деятельности 2 курса суворовцев в онлайн режиме
ВВЕДЕНИЕ.
В повседневной деятельности суворовского училища жизнь протекает очень динамично. С подъёма зарядка, умывание, заправка постели, подготовка внешнего вида, утренний осмотр, завтрак, учебные занятия, обед, самоподготовка, занятия в системе дополнительного образования, ужин, вечерняя прогулка, поверка и отбой. День расписан по минутам, у суворовца времени поговорить с родителями минимально. Всё время рядом с ним находятся воспитатели. У родителей множество вопросов к воспитателям по поводу обучения и проживания их детей в училище, а поговорить с ними и объяснить, чем занят ребёнок и какие проблемы у него с учёбой и дисциплиной у воспитателя времени как правило нет. Вопросы копятся, а ответов нет. Порой такая ситуация перерастает в конфликтную. Как обходить острые углы взаимоотношений с родителями? Хорошо, что часть суворовцев проживают в регионе расположения училища, и можно просто приехать и поговорить, а если далеко?
Одним из решений вопроса это проведение онлайн вечера «Вопросов и ответов». Грамотно подготовленный и проведённый вечер снимет напряжённость отношений в цепочке: родитель – воспитатель – преподаватель, и расставит все точки над «И». Но без тщательной подготовки как начальника курса, так и преподавателей с воспитателями, КПД такого общения можно будет свести к нулю. И наоборот – если все проблемы, непонятные для родителей, будут квалифицированно разъяснены, то благодарность за проведённую как учебную так и воспитательную работу не заставит себя ждать.
Вечер «Вопросов и ответов» планируется заблаговременно. Начальник курса через воспитателей собирает накопившиеся у родителей вопросы и внимательно изучает их. На большинство он сможет дать ответ сам, опираясь на руководящие документы, регламентирующие деятельность училища. Но есть вопросы, напрямую относящиеся к профессиональной деятельности преподавателей, медиков, работников тыла, администрации училища. Начальник училища определяет категорию работников, которые будут отвечать родителям и определяет дату и время проведения вечера. Начальник курса начинает готовиться к общению с родителями.
Целями проведения вечера являются:
раскрыть перед родителями разные стороны развития их детей;
ознакомить родителей с информацией о мероприятиях воспитательной и учебной направленности, проводимых на курсе и в училище, рассказать об основных направлениях работы педагогического коллектива курса;
подробно ответить на вопросы учёбы, жизни и проживания в училище, подготовленные родителями перед проведением вечера.
При подготовке вечера можно выделить следующие этапы:
планирование
подбор докладчиков, их обучение и расстановка
материально-техническое обеспечение
контроль за проведением мероприятия
анализ результатов
обобщение и распространение передового опыта.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВЕЧЕРА «ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ».
Прежде, чем запланировать проведение вечера, необходимо изучить жизнь и деятельность коллектива в определенные период, задачи и цели, стоящие перед коллективом курса в настоящий момент. Применение любых воспитательных методов на суворовцев может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива суворовцев, интересы, склонности и их поступки, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.
Изучение коллектива производится как при помощи социологических исследований (для этого существует множество диагностик, которыми владеет педагог-психолог курса) и изучения их результатов, так и применяются такие формы изучения как наблюдение за поведением суворовцев в повседневной жизни и анализ поступков, изучение текущей успеваемости. До начала проведения вечера все воспитатели курса должны не просто тщательно проанализировать поступки и поведение каждого суворовца, но и побеседовать со своими подопечными.
Преподаватели при подготовке продумывают ответы на полученные ранее вопросы. Готовят материал по проблемам обучения своих предметов всеми категориями суворовцев, если есть интересные моменты, то в готовности к их озвучиванию.
Работники тыловых служб и служб обеспечения готовятся к ответу по поставленным ранее вопросам.
При проведении социологических исследований используется определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о коллективе курса. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, протоколы совещаний и собраний, личных дел, классных журналов, тетрадей для обратной связи с преподавателями и др.), наблюдения.
Информация, полученная в ходе социологического исследования, может быть использована для выявления степени влияния того или иного социального фактора на деятельность всего коллектива курса или его отдельных групп. На основе собранной информации и анализа полученных предварительно вопросов от родителей могут быть сделаны выводы о том, какую тему избрать для вечера «Вопросов и ответов», чему именно уделить внимание.
Выбрав тему для вечера, его проведение включается в план учебно-воспитательной работы курса. На общем собрании (на построении) до суворовцев так же доводится информация о проведении вечера, о его теме. Родителям предлагается продумать дополнительные интересующие их вопросы по указанной теме. Вопросы могут быть записаны или в устной форме переданы начальнику курса.
2. ПОДБОР И ПОДГОТОВКА ДОКЛАДЧИКОВ.
После того, как вечер запланирован, тема его объявлена, выбираются докладчики. Выбирается 2 – 3 темы для доведения информации до родителей. Один из них как правило будет начальник курса, второй – педагог-психолог курса, может выступить преподаватель предмета, по которому имеются явные проблемы. Доклад не должен быть долгим. Скорее его надо назвать выступлением с информацией, по времени 10 – 15 минут.
Родителям доводится информация по состоянию коллектива курса и решаемым проблемам в период, прошедший с прошлого собрания. Объявляются направления работы с коллективом на ближайший период. Преподаватели доводят основные проблемные вопросы изучения предметов. В докладах выступающие озвучивают переданные родителями вопросы и дают подробные ответы на них. Если вопросы касались тылового обеспечения (питания, вещевого снабжения и т.д.Далее идет подготовка докладчиков. Вечер «Вопросов и ответов» проходит в процессе общения, а общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Накануне проведения вечера все выступающие собираются на совещание, на котором обозначаются все вопросы и ответы на них. Начальник курса и представитель администрации координируют правильность и полноту информации, которая будет доводиться до родителей.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны
коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между сотрудниками, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Докладчикам необходимо уяснить следующие средства общения с аудиторией родителей:
- язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения.
- интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
- мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
- жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, так и экспрессивными, т.е. служить для общей выразительности речи.
В подготовке докладчиков для вечера выделяют следующие этапы:
Потребность в общении;
Ориентировка в личности собеседников;
Ориентировка в общении, в ситуации общения;
Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет;
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;
Корректировка направления, стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев указанного акта общения нарушено, то докладчику не удается добиться ожидаемых результатов - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». Поэтому докладчики должны соответствовать указанным качествам.
При подготовке докладчиков с ними необходимо изучить следующие правила и принципы общения с аудиторией родителей:
принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таков, какого требует совместно принятое направление разговора»;
принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше чем принято в данный момент»
принцип качества информации - «не ври»;
принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение и ответ на поставленный вопрос»»
выражай мысль ясно и убедительно для собеседника;
умей слушать и понять нужную мысль;
умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела;
Докладчики должны владеть техникой общения - совокупностью конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
3. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ ВЕЧЕРА
Проведение вечера «Вопросов и ответов», как правило, состоит из следующих этапов:
- ознакомление с поставленными вопросами и их изложение;
- уточнение наиболее важных и значимых вопросов;
- выбор наиболее значимых вопросов;
- доведение ответов до собеседников.
Важно оценить состав аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление деятельности, уровень образования, познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме вечера.
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством родителей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить, давая ответ на вопрос (Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1996. С. 53.)Залог успеха вечера «Вопросов и ответов» - компетентность, тактичность и доброжелательность его участников. Важным элементом данного вечера является умение выслушать собеседника. «Общение - это улица с двусторонним движением. Чтобы общаться, мы должны выражать наши идеи, наши мысли и наши чувства тем, с кем мы вступаем в общение, но мы должны позволить нашим собеседникам также выразить свои идеи, мысли и чувства» )Сальников В.П. «Средства массовой информации и факторы правовой информированности граждан». Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. СПб.: СПГУ, 1996. С.207 .)Вечер «Вопросов и ответов» происходит в вербальной форме (англ. verbal - словесный, устный). Это требует от участников вечера не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой сопровождается речь (невербальное общение).
В первом этапе вечера уточняется круг вопросов, решаются организационные вопросы. Успех вечера в целом во многом зависит от подготовительного этапа. Заслуживают внимания основные правила налаживания отношений на первоначальном этапе:
1. Рациональность. Необходимо вести себя сдержанно.
2. Понимание. Невнимание к собеседнику, к его точке зрения ограничивает возможность в решении поставленных задач.
3. Достоверность. Ложная информация ослабляет авторитет докладчика, а также неблагоприятно влияет на репутацию.
4. Избегайте менторского тона. Недопустимо поучать родителей. Основной метод на вечере «Вопрос и ответов» - убеждение.
5. Принятие. Нужно принимать другую сторону и быть открытым для того, чтобы узнать нечто новое Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1996. С. 54.
Успех вечера «Вопросов и ответов» определяется умением задавать вопросы и получать исчерпывающие ответы на них. Вопросы служат для управления ходом вечера и выяснения точки зрения родителей. Правильная постановка вопросов способствует принятию нужного ответа на вопрос.
Начиная отвечать на вопросы, необходимо придерживаться следующих принципов:
Манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую люди обращают внимание. Тон выступления, ответа, должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым, но, не утрируя вежливость.
Методика ораторского искусства рекомендует не торопиться с ответом, а сначала убедиться, что вопрос правильно понят; отвечать лаконично, ясно и по существу, не давать необоснованных или сомнительных ответов; иметь под рукой справочный материал для тех, кто хочет получить более подробное обоснование ваших предположений.
Принцип уважения личности - суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.
Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что, критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои предложения или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.
Правильный способ правильно ответить на поставленный вопрос означает не стремление привести окружающих в замешательство и не демонстрацию их некомпетентности в каком-либо вопросе, а представить свое мнение как решение важного вопроса. Необходимо:
Оперировать простыми, ясными и точными понятиями.
Вести аргументацию корректно по отношению к окружающим.
Сначала ответить на вопросы окружающих, а потом только приводите свои собственные примеры.
В любой ситуации сохранять вежливость.
Учитывать личные особенности окружающих Сулейманов Т.Ф., Бушуев A.M. «Формирование политической культуры сотрудников органов внутренних дел в условиях демократизации политической системы». Учебное пособие. Уфа: УВШ МВД России. 1995. С. 172.
Корректность и такт. Следует избегать факторов, мешающих ходу вечера: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д. Умение выслушать. Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего, задающего вопрос. Ответ должен быть конкретным, а не отвлеченным, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны сотрудникам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.
Только при соблюдении всех указанных правил вечер «Вопросов и ответов» достигнет поставленных целей. Общение на вечере как взаимодействие предполагает, что работники училища и родители устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.
Контроль за проведением вечера «Вопросов и ответов» и его анализ осуществляется заместителем начальника СВУ по инновационной работе. Он осуществляет руководство по подготовке вечера и по его проведению.
4. ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ВЕЧЕРА.
Для проведения вечера начальник курса согласовывает вопрос организации технической поддержки с заместителем начальника училища по инновационным технологиям и отделом инновационных технологий. Необходимо подготовить зал для проведения вечера. Требования, предъявляемые для качественного проведения вечера:
Должно быть не менее трёх камер (одна на докладчика, вторая на воспитателей, третья на преподавателей, сотрудники администрации располагаются рядом с начальником курса);
Вопросы, задаваемые родителями, должны быть выведены на интерактивную доску для общего обозрения всеми категориями участников вечера;
Необходимо обеспечить возможность вывода на большой экран видео тех родителей, которые хотят задать вопрос не письменно, а по видеоканалам.
5. ЗАДАЧИ.
Основными задачами, которые должны быть достигнуты при проведении вечеров «Вопросов и ответов» являются :- ознакомление родителей и родственников суворовцев с планированием и качеством проведения мероприятий учебной и воспитательной работы и перспективами деятельности в ближайшем будущем;
- ответы на вопросы, заданные заблаговременно и в ходе проведения вечера по вопросам учебной, воспитательной деятельности, а также вопросов, касающихся деятельности служб тыла (вещевой, продовольственной и медицинского обеспечения);
- общение педагогического состава (преподавателей, воспитателей, лиц администрации училища) с родителями и поддержание принципов понимания всеми категориями принципов процесса обучения, оказание помощи сотрудникам училища со стороны родителей доведением полезной информации о суворовцах (их мнение, поведение и высказывания в период встреч с родителями, увольнений и отпусков).
Если все задачи, в ходе проведения вечера, будут решены, то общий морально-психологичекий климат на курсе будет всегда направлен на положительное решение всех задач учебно-воспитательной деятельности; отсутствие проблем общения с родителями помогут курсу успешно решить все стоящие перед ним задачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех сотрудников в решении поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:
- организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью,
- нравственно-воспитательная и личностно - развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения суворовцев,
стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. «Культура и искусство речи». Ростов-на-Дону 1996.
2. Сальников В.П. «Средства массовой информации и факторы правовой информированности граждан». // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. СПб.: СПГУ, 1996.
3. Мананикова, Е. Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / Е. Н. Мананикова. - М.: Дашков и К, 2009.
4. Шишова Т О воспитании мужского характера. // Воспитание школьников. – 2002
5. Форд Е. Школа правильной осанки. – 2005
6. Старкова Н. Любите детей такими, какие они есть.// Воспитание школьников. – 2004
7. Сандуленко Э. Гиперакивный ребёнок в школе и дома.// Воспитание школьников. – 1999
ПРИЛОЖЕНИЯ (сканы видео вечера)