Пояснительная записка к тематическому планированию по ИЗО. УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ .2 класс

1. Пояснительная записка
1.1. Преамбула:
Курс направлен на реализацию целей обучения изобразительному искусству в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования
Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство составлена для 2А класса.
Рабочая программа разрабатывается на один учебный год для 2А класса (или параллели) на основе:
закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
основной образовательной программы школы;
учебного плана школы;
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
примерной образовательной программы  по учебному предмету, курсу, дисциплине и авторской программы курса под редакцией Н. М. Сокольниковой (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ Астрель 2011 г.);
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОО.









Цели и задачи изучения учебного предмета , курса.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи обучения и развития во 2 классе:
продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
освоение живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);
продолжение освоения «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;
продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);
продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.




1.2 Общая характеристика учебного предмета, курса.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процессе бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно-нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства.
Во 2 классе продолжается изучение основ художественного языка (точка, линия, пятно, цвет, светотень, ритм, композиция, форма, пропорции, контраст и нюанс, силуэт и др.).
Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит с ведущими традиционными народными художественными народными промыслами (Каргополь, Скопин, Полхов-Майдан, Мезень, Северная Двина). Особое внимание обращается на изучение способов изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства.
Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и моделированию объектов архитектуры и дизайна на основе животных, растительных, геометрических и любых причудливых форм.
Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям. Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по изобразительному искусству, включающей разнообразную проектную деятельность.
Учитель использует в своей практике технологии, методы и формы работы, предусмотренные новыми стандартами обучения: исследовательские, творческие, методы проектной деятельности; парные, групповые и индивидуальные формы организации деятельности.
Беседы на уроках изобразительного искусства сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций картин, фотографий, слайдов, видеофильмов, литературных и музыкальных произведений, схем, рисунков педагога и учащихся).
Используются на уроках Цифровые образовательные ресурсы: видео и аудиоаппаратура, компьютер, пользование Интернетом, мультимедиа-проектор и наглядные пособия.
На уроках изобразительного искусства особая роль отводится показу видеофильмов и презентаций. Это позволяет учащимся окунуться в обстановку, творческую атмосферу художественных мастерских, увидеть, какими материалами работают художники, какую технику, приёмы используют. Методика показа фильмов разнообразна. Это могут быть фрагменты, более продолжительные просмотры, показ в сопровождении медитативной музыки.
На уроках применяется исследовательский метод. Включение в содержание занятий изобразительным искусством проблемного изложения, использование проблемных ситуаций создаёт очень хорошие условия для развития творчества. Например, превратить кляксу на бумаге в какие-нибудь образы (фантастическое существо, рыбку, бабочку и т.д.), кусочек бумаги в крону дерева или цветочную клумбу, составить из геометрических фигур
архитектурное сооружение. К наиболее сложным проблемным задачам относятся задачи, направленные на формирование умения находить оригинальное композиционное решение, выразительности образа, способов передачи движения.
На уроках широко использую игровые технологии. Игра для младших школьников – естественная форма познавательной деятельности. Художественно-дидактические игры и упражнения использую в начале урока, для объяснения нового, для закрепления (стихи-загадки, ребусы, кроссворды).
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, метод проекта.
Коллективные формы работы и проектная деятельность могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Каждая большая тема заканчивается итоговым уроком – это, как правило, нетрадиционные уроки: урок-путешествие, урок-праздник, урок-диспут, интегрированный урок.
Необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Приоритетная цель художественного образования в школе духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень курса.
      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
           Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
1.3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение данного учебного предмета во 2 классе отводится 34 учебных недели по 1 часу в неделю, всего 34 часа.
Количество часов в год – 34ч. Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в I четверти – 9 ч.;
Количество часов во II четверти – 7 ч.;
Количество часов в III четверти - 10 ч.;
Количество часов в IV четверти - 8 ч.



1.4. Формы контроля.
Текущий контроль: проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический итоговый контроль проводится в конце изучения раздела. Оценивается уровень сформированности практических умений по разделу. Умения проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которой учащиеся самостоятельно изучают поэтапное выполнение рисунка или скульптурного изображения либо задумывают авторский проект, продумывают план работы, создают творческую работу, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.

1.5. Внесенные изменения в рабочую программу

№ п/п
Тема
Кол-во
часов по примерной программе
Кол-во
часов по рабочей программе
Примечание

1
Виды изобразительного искусства
14
14
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой Н.М. Сокольниковой.


2
Декоративное искусство
8
8


3
Народное искусство
7
7


4
Мир дизайна и архитектуры
5
5



Всего:
34
34







2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2.1. Учащийся научится:
Личностные
положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Предметные
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные:
понимать цель выполняемых действий,
понимать важность планирования работы;
выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства.

Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
учитывать мнения других в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

2.2. Учащийся получит возможность научиться:
Личностные
чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интереса к посещению художественных музеев, выставок;
представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

Предметные
называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты
дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
2.3. Результаты освоения учебного предмета, курса.

№ п/п
Раздел (тема)
Личностные результаты
Метапредметные результаты




Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

1
Виды изобразительного искусства (14 часов).
Учащийся научится:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
пониманию сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции. Учащийся получит возможность научиться: осознанию изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.


Учащийся научится:
- следовать при выполнении художественно – творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
продумывать план действий при работе в паре.
Учащийся получит возможность научиться: планировать свои действия при создании художественно - творческой работы.

Учащийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект. Учащийся получит возможность научиться: находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

Учащийся научится:
- выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; уметь слышать, точно реагировать на реплики; задавать вопросы; учитывать мнения других в совместной работе. Учащийся получит возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно - творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам.


2
Декоративное искусство (8 часов).
Учащийся научится:
-пониманию разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащийся получит возможность научиться: положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры.

Учащийся научится:
-различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по заданным критериям. Учащийся получит возможность научиться: планировать свои действия при создании художественно - творческой работы; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;


Учащийся научится:
-группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
Учащийся получит возможность научиться: использовать знаково - символические средства цветовой гаммы в творческих работах; устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);


Учащийся научится:
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами; учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Учащийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно- творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;



3
Народное искусство (7 часов).
Учащийся научится:
-положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; проявлять интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащийся получит возможность научиться: основам эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.


Учащийся научится:
-включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по заданным критериям. Учащийся получит возможность научиться: определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.
Учащийся научится:
- различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства; различать многообразие форм предметного мира.
Учащийся получит возможность научиться: конструировать по свободному замыслу; анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
Учащийся научится:
- учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно- творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

4
Мир дизайна и архитектуры (5часов).
Учащийся научится: пониманию сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции; пониманию разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру. Учащийся получит возможность научиться: представлению о роли искусства в жизни человека; восприятию изобразительного искусства как части национальной культуры.



Учащийся научится: продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Учащийся получит возможность научиться: планировать свои действия при создании художественно - творческой работы; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;


Учащийся научится:
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
различать многообразие форм предметного мира;
конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.
Учащийся получит возможность научиться: сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; моделировать дизайнерские объекты.


Учащийся научится:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.
Учащийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно- творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России.



3. Содержание учебного предмета, курса.

Программа для 2 класса структурирована в виде четырёх больших тем: «Виды изобразительного искусства», «Декоративное искусство», «Народное искусство», «Мир дизайна и архитектуры», на изучение которых отводится по одной четверти.
Эти темы условно соответствуют основным содержательным линиям программы: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного и декоративного искусства», «Мир дизайна и архитектуры». Так, содержание линии «Мир изобразительного искусства»раскрывается через разделы «Живопись», «Графика», «Скульптура».
Содержание линии «Мир народного и декоративного искусства» отражено в разделах «Декоративное рисование», «Монотипия», «Декоративные эффекты», «Коллаж», «Росписи Северной Двины», «Каргопольская игрушка», «Тетёрки», «Птица счастья».
Линии «Мир дизайна и архитектуры» соответствуют разделы «Дизайн и архитектура», «Призмы», «Пирамиды», «Конусы», «Цилиндры».
Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков, маскарад и пр.).


Раздел (тема)
Кол-во часов
Основные вопросы, изучаемые в данном разделе
Контрольные и практические работы с названиями

Виды изобразительного искусства
14
«Путешествие в мир искусства».
Знакомство с ведущими художественными музеями России
(Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» .
Живопись. В мастерской художника-живописца. Что может кисть. Гуашь.
Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики.
Скульптура. В мастерской художника-скульптора.

Практические работы:
1. Ассоциативные картинки
2. Иллюстрирование сказки «Гуси- лебеди».
3. Иллюстрирование сказки «Гуси- лебеди».
4. «Небо на закате».
5. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь».
6. «Краски и настроение».
7. «Ветвистое дерево».
8. «Нарядные ёлочки».
9. «Кувшин и яблоко».
10. «Осенний листок».
11. Школа лепки
12. Лепка декоративной чаши
13. Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».
14. Лепка декоративной чаши.

Декоративное искусство
8
Декоративное рисование. Декор вокруг нас.
Азбука декора.
Контрастные цвета в декоре.
Линейный орнамент.
Монотипия.
Декоративные эффекты.
Печать листьями.
Рисование кляксами.
Рисование солью.
Коллаж.
1. Декоративное рисование
2. «Грибы и ёлочки».
3. Линейный орнамент.
4. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки».
5. Декоративный ковёр «Осень».
6. Рисуем кляксами. Рисование солью.
7. Коллаж «Грибы».
8. Проверочная работа

Народное искусство
7
Росписи Северной Двины.
Пермогорская роспись. Борецкая роспись.
Прялки.
Мезенская роспись.
Каргопольские игрушки.
Тетёрки.
Птица счастья.
1. Пермогорская роспись.
2. Пермогорские узоры. Прялки.
3. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы.
4. Каргопольская игрушка. Полкан.
5. Печенье тетёрки.
6. Архангельская птица Счастья.
7. Проверочная работа

Мир дизайна и архитектуры
5
«Форма и цвет в дизайне и архитектуре». Дизайн и архитектура.
Призмы.
Пирамиды.
Конусы.
Цилиндры
1. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей
2. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки.
3. «Петушок». «Весёлая мышка».
4. «Весёлые зверята». «Гусеничка».
5. Проверочная работа


5. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательной деятельности.
Литература для учителя

Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство 2 класс»: программа, методические рекомендации для учителя поурочные разработки. Москва: АСТ. Астрель, 2015 г. Необходимость дополнительной работы по формированию умений и навыков правописания слов. «Планета знаний». Английский язык.
Музыка. Изобразительное искусство. Технология. Физическая культура. - М.ACT: Астрель, 2012.
Дополнительные пособия для учителя:
Энциклопедия рисования. Росмэн. М.
Рисунок. От простого к сложному., Астрель.М.,.
Р.В.Паранюшкин., Композиция. Теория и практика изобразительного искусства. Феникс,
А.Воловик, Всё о рисовании., Астрель., М. г.
Т.И.Ситникова, Интегрированные уроки., Вако.М.2008г.
Энциклопедия техник рисунка. Астрель., М..
Г.Б. Никоделин., Техника живописи. Практические советы. Эксмо-пресс., М. 0.
Ю.Г.Дорожин. Простые узоры и орнаменты. М.0.
Шедевры русской живописи. Домашний музей., Олма-пресс. М..
Ю.Г.Дорожин., Жостовский букет. Мозайка-синтез.,.
Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Цветочные узоры Полхов-Майдана».
Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства «Каргопольская игрушка».
Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Русский праздничный народный костюм».
Рабочая тетрадь Русь. Альбом для развития творческих способностей школьников.

Литература для учащихся
Сокольникова Н. М., Ломов С.П. «Изобразительное искусство 2 класс» - учебник - Москва: АСТ. Астрель, 2016 г.,
Сокольникова Н. М., Ломов С.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 2 класс Москва: АСТ. Астрель, 2016 г.,

Материально-техническое обеспечение программы
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Методический фонд:
Репродукции картин  художников.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Учебные таблицы по ИЗО – 28 штук.
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Тематика проектной деятельности учащихся.
Проекты по теме «Изобразительное искусство».
Музеи искусства. Выставки. Галереи. Изготовление декораций к школьному спектаклю. Источники информации: альбомы по искусству, книги, открытки, журналы; просмотр телепередач, фильмов, слайдов; посещение художественных музеев, картинных галерей; выставка детских работ.
Проекты по теме «Народное искусство».
Прялки, солонки, туеса. Каргопольские игрушки, Тетерки. Птица счастья. Викторина «Загадки коробейника». Театрализованная игра «Путешествие за Птицей счастья». Источники информации: книги, журналы, открытки; экскурсия на выставку; посещение музея.
Проекты по теме «Дизайн и архитектура».
Архитектура. Дизайн мебели. Дизайн бытовой техники. Дизайн посуды. Дизайн упаковки. Выставка творческих работ «Мой зоопарк». Собери коллекцию «Геометрические тела в архитектуре». Источники информации: альбомы, журналы, открытки; дизайнерские компьютерные программы; фильмы, видеозаписи; посещение музея, выставки.
6. Контрольно-измерительные материалы.
Проверочная работа №1. Твои творческие достижения (урок 14).
Найди произведения живописи, графики и скульптуры. Чем скульптура отличается от живописи и графики?
Какие из изображенных инструментов (учебник с. 64) принадлежат: а). живописцу; б). графику; в). скульптору.
Найди на цветовом круге контрастные цвета.
Рассмотри репродукции картин (учебник с. 65). Какие из них написаны в теплой гамме, в холодной?

Проверочная работа №2. Твои творческие достижения (урок 22).

1.Какими способами сделаны картины? (учебник с.90).
2. Нарисуй свои рисунки, используя изученные приемы декоративного рисования.
3. Назови, какое время года изобразил художник на своих картинах. Какими декоративными способами он подчеркнул особенности этого времени года? Нарисуй декоративный цветок весны.
4. Сделай декоративное панно «Времена года». Используй разнообразные декоративные приемы. Панно помести в рамку. Укрась рамку бордюром или лепниной.
5. Представь себя экскурсоводом на выставке декоративного творчества. Расскажи о своих работах, о работах своих друзей. Обрати внимание на удачные и интересные моменты в работах.

Проверочная работа №3. Твои творческие достижения (урок 29).

Какие из народных игрушек (учебник с.112) сделаны: а). в Каргополе; б). в Филимоново?
Найди орнаменты: а). городецкой; б). филимоновской; в). пермогорской; г). гжельской;.д). мезенской росписи.
Помоги пряхам найти свои прялки (учебник с.113). Назови, из какой они местности.
Как называются изделия (учебник с.113)? Где их пекут? Испеки своих птиц. Дай им названия.

Проверочная работа №4. Твои творческие достижения (урок 34).

Какие геометрические тела изображены в учебнике (с.136)? Сосчитай количество призм, пирамид, конусов и цилиндров.
Придумай свои предметы на основе различных геометрических форм.
Сделай подарочную упаковку из плотной бумаги на основе цилиндра, конуса и призмы. Укрась свое изделин мятой бумагой, фольгой, бусинками, тесьмой, пластмассовой сеткой, мелко порезанными колечками из коктейльной трубочки.
Сделай ангела из бумажной тарелки.


Критерии оценивания.
Предмет «Изобразительное искусство» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе.
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает:
ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий;
оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя;
осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся;
включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
использование критериальной системы оценивания;
оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования;
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4 – балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень
Отметка
Комментарий



Материал не усвоен

«2»
Учащийся не владеет изученными материалами и технологиями, не знает соответствующей терминологии,
выполняет изделие по образцу с
серьезными нарушениями технологии.


(неудовлетворительно)

















Минимальный
.
«3»
Минимальные знания о материалах и технологиях, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от основ изобразительного искусства, небрежно.

уровень
(удовлетворительно)













«4»
(хорошо)
Умение оперировать терминологией, обяза
тельной для усвоения, знание изученной информации о материалах и технологиях, выполнение работы по образцу с незначительными
отклонениями в конструкции, использование
материалов, в аккуратности исполнения.





















Программный уровень
(решение нестандарт-
ной задачи, которая
требует применения но
вых знаний в непривыч
ных условиях)

«4»
Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и технологиях,
умение применять полученные умения и навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от
канонов либо с помощью взрослых.


(очень хорошо)




.



.



















«5»
(отлично)
Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и технологиях , умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи.


















Высокий уровень (ре-
шение нестандартной
задачи с привлечением
не входящих в програм-
му данного класса зна
ний, умений и навыков)
«5»
(превосходно)
Владение знаниями, умениями и навыками,
терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала, соблюдение
правил живописи, декоративного рисования,
свободное применение обязательных и не-
изученных технологий и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых.



Оценка уровня знаний учащихся по предмету соотносится с 4-балльной системой (отметка «1» не выставляется).
Овладение учащимися опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» И «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».




Критерии оценки теоретических знаний учащихся по изобразительному искусству

Вид работы

«5»
(отлично)
«4»
(хорошо)
«3»
(удовлетворительно)
«2»
(неудовлетворительно)

Устный опрос
Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя
Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью.
Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников.
Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа

Тестирование

Выполнение работы без ошибок.

Верное решение не менее 80 % заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные во-
nросы.

Верное решение не менее 60% заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы.


Верное решение менее 60% заданий.



Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Самостоятельные творческие работы оцениваются в соответствии с критериями, за каждый из которых дается 1 балл:
Соответствие теме задания.
Самостоятельность выполнения работы (делал все сам или привлекал взрослых).
Оригинальность идеи, исполнения (интересные подходы в использовании материалов, техник).
Аккуратность исполнения.
Умение представить свою работу, описать ход, технологию исполнения.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов:
Отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием.
Разнообразие источников информации.
Выразительный устный рассказ.
Краткость изложения в соответствии с ограничением времени.
Умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.







·
·
·
·
·
·
·
·
·
·тф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615