Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению, 4 класс.


1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе:
-требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
-Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. В 2 ч.Ч1.-М.: Просвещение, 2010.- 182-251с ),
- авторской программы Л.Ф. Климановой, М. В. Бойкиной ”Литературное чтение» (Сборник рабочих программ “ Школа России ”1-4 класс, «Литературное чтение» / / – М.: Просвещение, 2011. – 283-327 с в соответствии с - требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО);
Рабочая программа по литературному чтению рассчитана на 136 ч. в год (4 часа в неделю). Программой предусмотрено проведение: проверка читательских умений - 2; комплексных работ – 1, тестовых проверочных работ-14. (см. таблицу « Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности»).
Рабочая программа по литературному чтению имеет цели:
-совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению.
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
И способствует решению следующих задач изучения литературного чтения на ступени начального образования:
-развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
-учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ№2 УИИЯ, а так же тем, что данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный государственный стандарт содержания образования, на основании чего темы учебного материала будут использованы при изучении курса «Литературное чтение». Учебный материал подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии, литературные произведения подобраны в соответствии возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного.
Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует использовать задания, различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим дополнительные тренировочные занятия. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям. В зависимости от конкретной задачи урока учитель может выборочно использовать материал, опираясь на учебник «Литературное чтение. 4 класс» Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. Формы проведения уроков различны: уроки-сказки, уроки–игры, викторины, урок-проект.Сопоставление Примерной и авторской программ по литературному чтению выявило, что все дидактические единицы, предусмотренные Примерной программой реализует программа, разработанная Л.Ф Климановой, М.В Бойкина. В рабочей программе по литературному чтению в разделе «Зарубежная литература» увеличено количество часов на 2ч за счет резервных часов, предусмотренных авторской программой.
В данном курсе предусматривается межпредметная связь со следующими образовательными областями: русским языком, окружающим миром, изобразительным искусством, музыкой.
Практическая полезность программы обусловлена тем, что параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе- писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка.)
Новизна рабочей программы состоит в том, что она разработана с использованием компьютерной поддержки и заключается в том, что компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников в ежедневной педагогической практике, что будет способствовать всестороннему развитию личности младшего школьника. При реализации данной программы используются формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников; технология проектной деятельности, технология групповой работы.
Система оценки планируемых результатов проходит через текущий, итоговый контроль.
Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, оперативный (тесты, вопросы, схемы, рисунки, таблицы).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Письменные работы проводятся небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку»
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения имеются задания разных видов:
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия).
Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально.
Контрольно-оценочная деятельность запланирована в форме комплексной работы, проектов, проверки читательских умений и проверки техники чтения. Контроль результатов обучения обучающихся осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: создание проектов, работа в парах, фронтальный опрос, устный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, тест. (См. таблицу «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности»).
Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Е.В Бунеева, А.А Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А Козлова, Л.Н. Петрова, О.В. Пронина, А.Г. Рубин, О.В Чиндилова. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. -М.: Баласс, 2012. -48с. Данная диагностика разработана для учащихся 3-4 – го классов.
Содержание программы реализуется по следующему учебно-методическому комплекту:
1.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х частях. –М.: «Просвещение» 2014 г.
2.С.А.Есенина Тетрадь по чтению к учебнику. 4 класс - М. Издательство «Грамотей», - 2013 г.
3.С.В.Кутявина. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс. -М.: “ВАКО” 2014 г.
4.О.Н.Крылова. «Чтение. Работа с текстом» ФГОС 4 класс. Москва. «Экзамен» 2013 г.
2. Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Ключевая идея курса «Литературное чтение» заключается в формировании у младшего школьника всех видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания, читательской компетентности младшего школьника.
Специфика курса «Литературное чтение» - его коммуникативная направленность, осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Она требует особой организации учебной деятельности школьников в форме диалога, группового взаимодействия, самостоятельной работы с текстом.
Литературное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Без базовой филологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как упорядоченное накопление литературных представлений является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего литературного развития и образования учащихся.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Литературное чтение» включен в образовательную область «Филология» учебного плана школы. Учебный план школы предусматривает обязательное изучение литературного чтения на этапе начального общего образования в объеме 544 часа, из них в 4 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов (по 4 часа в неделю).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
литературного чтения
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
5.Содержание программы по литературному чтению
№ Разделы часы произведения Планируемые результаты
1 Былины. Летописи. Жития.

11ч
О былинах.
«Ильины три поездочки».
Летописи. Жития.
«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»
«И вспомнил Олег коня своего...»
«Житие Сергия Радонежского»..
Обучающиеся научатся определять
жанр «летопись»
жанр «былина»
знать о значении письменности для славян и историю создания славянской письменности.
Обучающиеся научатся
отличать малые жанры фольклора и находить их в тексте
отличать былину от других жанров литературы, находить в былине аналогии с реальными историческими событиями
понимать аллегорию – Илья Муромец – русский народ.
читать осознанно текст художественного произведения
определять тему и главную мысль произведения
анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев,
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
делить текст на смысловые части, составлять его простой план
2 Чудесный мир классики 22 ч
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок);
А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;
А. П. Чехов. «Мальчики». Обучающиеся научатся называть
название и основное содержание изученного произведения
отличие рассказа от сказки
творчество и биографию А.С.Пушкина, П.П. Ершова,
М.Ю.Лермонтова, А.П. Чехова.
Обучающиеся научатся
различать жанры художественной литературы
уметь выразительно и осознанно читать
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст
оценивать события, героев произведения
делить текст на составные части, составлять его простой план
3. Поэтическая тетрадь 12ч Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»;
А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»;
Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»;
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»;
И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»;
Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»;
И. А. Бунин. «Листопад». Обучающиеся научатся называть:
основное содержание изученных литературных произведений и их авторов Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И. Никитина, И. Бунина
лирические произведения о весне
произведения о Родине
Обучающиеся научатся:
определять тему и главную мысль произведения
анализировать образные языковые средства
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
4. Литературные сказки
16 ч В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»;
П. П. Бажов. «Серебряное копытце»;
С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;
В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Обучающиеся научатся определять
названия, основное содержание изученных произведений
творчество В. М. Гаршина, П. П. Бажова, В.Ф.Одоевского, С.Т. Аксакова
Обучающиеся научатся
различать сказки народные и литературные
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
пересказывать текст,
анализировать характер героев и мотивы их поведения
5. Делу время — потехе час
9 ч Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»;
В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»;
В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Обучающиеся научатся называть:
названия, основное содержание изученных произведений
творчество Е.Д.Шварца, В.Ю.Драгунского, В.В. ГолявкинаОбучающиеся научатся:
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
определять тему и главную мысль произведения
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
пересказывать текст,
анализировать характер героев и мотивы их поведения
6. Страна детства
8 ч Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»;
К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»;
М. М. Зощенко. «Елка».
Обучающиеся научатся называть:
названия, основное содержание изученных произведений
творчество Б.С. Житкова, К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко
Обучающиеся научатся:
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
определять тему и главную мысль произведения
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
пересказывать текст,
анализировать характер героев и мотивы их поведения
уметь распознавать олицетворение, метафору, сравнение
7. Поэтическая тетрадь
5 ч В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»;
С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»;
М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Обучающиеся научатся называть:
основное содержание изученных литературных произведений и их авторов В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой
Обучающиеся научатся:
определять тему и главную мысль произведения
анализировать образные языковые средства
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
8. Природа и мы
12 ч Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;
А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»;
М. Пришвин. «Выскочка»;
К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»;
Е. И. Чарушин. «Кабан»;
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Обучающиеся научатся называть:
названия, основное содержание изученных произведений
творчество Д. Н. Мамин-Сибиряка, А. И. Куприна, М. Пришвина, К. Г. Паустовского, Е. И. Чарушина, В. П. Астафьева
Обучающиеся научатся:
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
определять тему и главную мысль произведения
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
пересказывать текст,
анализировать характер героев и мотивы их поведения
9. Поэтическая тетрадь
8 ч Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;
С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»;
Н. М. Рубцов. «Сентябрь»;
С. А. Есенин. «Лебедушка».
Обучающиеся научатся называть:
основное содержание изученных литературных произведений и их авторов В. Я. Брюсова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой
Обучающиеся научатся :определять тему и главную мысль произведения
анализировать образные языковые средства
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
10. Родина
8 ч И. С. Никитин «Русь»;
С. Д. Дрожжин. «Родине»;
А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»;
Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Обучающиеся научатся называть:
основное содержание изученных литературных произведений и их авторов
Обучающиеся научатся:
определять тему и главную мысль произведения
анализировать образные языковые средства
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
11. Страна «Фантазия»
7 ч Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Обучающиеся научатся называть:
основное содержание изученных литературных произведений и их авторов
новый жанр литературы – научная фантастика
Обучающиеся научатся:
отличать фантастические повести от других жанров литературы, прогнозировать содержание
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
определять тему и главную мысль произведения
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
пересказывать текст
12. Зарубежная литература
17 ч
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»;
Г. X. Андерсен. «Русалочка»;
М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;
С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Обучающиеся научатся называть:
произведения зарубежных стран и их авторов.
Обучающиеся научатся:
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
определять тему и главную мысль произведения
делить текст на смысловые части, составлять его простой план,
пересказывать текст,
анализировать характер героев и мотивы их поведения
Всего 136 ч 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основное содержание
по темам Всего часов В том числе на: Основные виды учебной деятельности
Лаб., практ.
работы, экскурсии, развитие речи и т.п. к/рВводный урок по курсу литературного чтения (1ч)
Вводный урок.
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 1 - - Изучают содержание учебника.
Развитие речи, мышления, творчества.
Прогнозировать содержание раздела.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарем учебника.
Былины. Летописи. Жития ( 11ч)
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Повторение правил обращения с книгой; значение летописей для людей; правильное чтение и понимание исторических произведений; развитие речи 2 - - Прогнозировать содержание раздела.
Понимать жанр «летопись».
читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Прогнозировать содержание раздела. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины.
Формировать восприятия литературного произведения как особого вида искусства, полноценного восприятия худ.текстаБылина «Ильины три поездочки». Вн. чтение. Урок-путешествие «Самые интересные книги, прочитанные летом».
Обобщение знания о былинах, понимание исторического текста; правильное, выразительное чтение, определение аналогии с реальными историческими событиями 2 - - Понимать жанр устного народного творчества «былина».
определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст. Научиться называть характерные особенности былины.
«Житие Сергия Радонежского»
Правильное, выразительное чтение, нахождение аналогии с реальными историческими событиями. формирование вопросов по тексту былины и формирование ответов на вопросы с использованием выдержек из текста в качестве аргументов,.2 - - Помнить произведение «Житие Сергия Радонежского».
анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объёму текст; делить его на смысловые части, составлять план, называть особенности жанра бытия.
-определять тему и главную мысль произведения
-анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев,
-высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
«Проверь себя!» «Былины». Вн. чтение.
Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: самостоятельная работа. Обобщение знаний по разделу; развитие речи, мыслительных операций и творческих способностей. Тест. 1 1 - Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения.
Развитие речи, мышления, творчества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
Проект «Создание календаря Формировать у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы; работа в группах делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать доступный по объему текст исторических событий». 1 1 - Научиться рассказывать о важном для России событии, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
участвовать в проектной деятельности.
Развитие речи, мышления, творчества.
Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»
Различение жанров произведений. Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания. 1 - - Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
Оценка достижений.
Проверь себя. 1 - 1 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
Презентация проекта.
Презентация работ. 1 1 - Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентироваться на тематический и алфавитный каталог и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками.
Чудесный мир классики (22ч)
П. П. Ершов «Конек Горбунок»
Изучение жизни и творчества П.П.Ершова; работа над содержанием сказки, выразительностью чтения,
анализ поступков героев; создание им характеристики. Развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение. 3 - - Называть основное содержание изученного произведения.
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения. Научиться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Помнить творчество П.Ершова.
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту. Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения.
П. П. Ершов «Конек Горбунок» Вн. чтение. КВН по сказкам А.С.Пушкина.
Правильное, выразительное чтение; анализ поступков героев; создание им характеристики. 1 - - Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту
А. С. Пушкин «Няне»
Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина; правильное, выразительное чтение стихов поэта, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам. 1 - - Читать стихотворные произведения, отвечать на вопросы по тексту Умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения тексту.
А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», «Туча»
Вн. чтениеЧто такое «серии книг» и каково их значение.
Правильное, выразительное чтение стихов поэта. 1 - - Научиться выразительно читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы по тексту .Научиться называть особенности литературной сказки.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Чтение сказки,
анализ поступков героев сказки. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий. Правильное, выразительное чтение сказки. 3 - - Называть основное содержание изученного произведения. анализировать поведение героев формировать умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправлять ошибки при повторном чтении текста.
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Вн. чтение Урок-игра «Эти забавные животные».
Анализ поступков героев 1 - - Делить текст на составные части, составлять план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами.
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»
Изучение жизни и творчества М.Ю.Лермонтова; беглое, выразительное чтение. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: осознанное чтение текста. 1 - - Помнить название и основное содержание изученного произведения, творчество М.Лермонтова. различать жанры произведений оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
Научиться составлять рассказ о М. Ю. Лермонтове, используя различные источники для получения необходимой информации
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»
Вн. Чтение «Поле-чудес» по творчеству Л.Н.Толстого.  
Чтение сказки; работа над правильным выразительным чтением
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: осознанное чтение текста. 1 - - Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на части, составлять план; Научиться замечать особенности языка сказки М. Ю. Лермонтова;
Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»
Анализ поступков героев, ответы на вопросы; чтение по ролям 2 - - Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на части, составлять план учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения
Л.Н.Толстой «Детство»
Вн. чтение «Кинозвёзды поневоле» (рассказы о животных, снимавшихся в кино).
Анализ поступков героев, ответы на вопросы; чтение по ролям 1 - - Развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами
Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»
Определение темы, главной мысли, последовательности событий выразительное чтение. 1 - - Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.
Развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение
А. П. Чехов «Мальчики»
Изучение жизни и творчества А.П.Чехова; определение смысла произведения.
Характеристика героев произведения; составление плана 2 - - Помнить отличие рассказа от сказки. различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.
Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты целыми словами
А. П. Чехов «Мальчики»
Вн. чтение «Здравствуй, гостья-зима». Стихи русских поэтов о зиме.
Понимание основного содержания услышанного; ответы на вопросы по содержанию прочитанного 1 - - Понимать отличие рассказа от сказки.
Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
«Проверь себя!» по теме «Из русской классической литературы»
Обобщение знаний по разделу; развитие творческих способностей.
Тест.
1 1 - Помнить литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами; определять тему и главную мысль произведения
Оценка достижений. Проверка техники чтения.
Текст для проверки 1 - - Соблюдать нормы чтения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
Обобщение по разделу
Произведения раздела 1 - - Помнить литературные произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.
Поэтическая тетрадь ( 12ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид».
Изучение жизни и творчества Ф.И.Тютчева; правильное чтение стихов 1 - - Прогнозировать содержание раздела.
Читать выразительно стихотворные произведения наизусть, рисовать словесные картины.
Ф.И.Тютчев «Как неожиданно и ярко»
Литературный ринг по творчеству Н.Н.Носова.
Изучение жизни и творчества Ф.И.Тютчева; правильное чтение стихов 1 - - Помнить произведения Ф.Тютчева, А.Фета, Е.Баратынского, Н.Некрасова, И.Никитина, И.Бунина.
Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Изучение жизни и творчества А.А.Фета; выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текст 1 - - Выразительно читать лирические произведения о весне.
Выделять образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения.
Прогнозировать содержание раздела.
Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 1 - - Читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения.
Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
Осознанность и выразительность чтения 1 - - Читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения
И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»А.Н.Плещеев «Дети и птичка»
Вн. чтение« Лесная газета» В.Бианки.
Осознанное и выразительное чтение 1 - - Прогнозировать содержание раздела.
Читать соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. Помнить произведения о Родине
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
Изучение жизни и творчества Н.А.Некрасова; правильное, выразительное чтение стихов 1 - - Прогнозировать содержание раздела.
Читать стихотворные произведения наизусть, анализировать образные языковые средства
И. А. Бунин «Листопад»
Изучение творчества И.А.Бунина; выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 1 - - Помнить творчество И.Бунина. анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений
«Проверь себя!» по теме «Поэтическая тетрадь»
Вн. чтение Природа глазами Ю. Дмитриева.
Правильное, выразительное чтение; умение работать в группах. Тест.
1 1 - Помнить изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. : читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами; определять тему и главную мысль произведения
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Обобщение знаний по данному разделу; правильное, выразительное чтение; умение работать в группах 1 - - Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
Конкурс чтецов
Умение выразительно читать стихи перед аудиторией
1 - - Читать стихотворные произведения наизусть, рисовать словесные картины.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Оценка достижений.
Тест. 1 1 - Читать стихотворные произведения наизусть, определять тему и главную мысль произведения
Литературные сказки (16ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Изучение жизни и творчества В.Ф.Одоевского; чтение литературной сказки «Городок в табакерке»
При помощи сказки ознакомление с реальным устройством музыкальной шкатулки; правильное, выразительное чтение; ответы вопросы по содержанию прочитанного2 - - Прогнозировать содержание раздела.
Помнить названия, основное содержание изученных произведений. различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы по тексту.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Вн. чтение. Сказки писателей о детях.
Деление текста на смысловые части, составление плана; передача содержания прочитанного от имени героя 1 - - Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Изучение жизни и творчества В.М.Гаршина; правильное, выразительное ответы на вопросы по содержанию прочитанного; работа с иллюстрацией2 - - Помнить творчество В.М.Гаршина. работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану
П. Бажов «Серебряное копытце»
Вн. чтение Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться. Книги о сверстниках, о школе.
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиИзучение жизни и творчества П.П.Бажова; выразительное чтение 1 - - Помнить творчество П.П.Бажова. выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений
П. Бажов «Серебряное копытце»
Комплексное применение знаний и способов деятельностиЧтение по ролям, характер поступков героев 1 - - Читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения
Особенности речи героев сказки П. П. Бажова.
Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение 1 - - Читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения. Самостоятельно оценивать свое чтение.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Комплексное применение знаний и способов деятельностиИзучение жизни и творчества С.Т.Аксакова; работа над сказкой. Правильное, выразительное чтение; деление текста на части; анализ поступков героев
3 - - Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные. делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Вн. чтение Детская приключенческая книга.
Комплексное применение знаний и способов деятельностиПравильное, выразительное чтение; работа с иллюстрацией 1 - - Анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
«Проверь себя!» по теме «Сказки русских писателей»
Вн. чтение Урок-конкурс «Произведения о маме».
Проверка и оценка знаний и способов деятельности. Тест.Обобщение знаний по данному разделу; развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей; умения работать в группах 1 1 - Создавать небольшой устный текст на заданную тему.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Урок-конкурс «Выборочный пересказ».
Развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей. 1 - - Самостоятельно оценивать свое чтение.
Создавать лирический образ для выразительного чтения
Советуем прочитать.
Чтение произведений предложенных в учебнике 1 - - Самостоятельно читать произведения. Самостоятельно читать произведения. Научиться рассказывать о прочитанных произведениях, строить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в обучении
Обобщение по разделу:«Литературные сказки» Выражение личного отношения к прочитанному. Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции. 1 - - Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Научиться читать и понимать , выполнять предложенные задания. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Делу время – потехе час ( 9 ч)
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиИзучение жизни и творчества Е.Л.Шварца; правильное, беглое, выразительное чтение, деление текста на части, выделение главного, составление плана 2 - - Самостоятельно оценивать свое чтение.
Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном.
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
В. Драгунский «Что любит Мишка»
Вн. чтение Книги о ратных подвигах родного народа.
Изучение жизни и творчества В.Драгунского; правильное, выразительное чтение 1 - - Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
В. Драгунский «Что любит Мишка»
Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению 1 - - Научиться создавать небольшой устный текст на заданную тему, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Изучение жизни и творчества В. В. Голявкина; смысла произведения; анализ поступков героев, правильное, выразительное читать 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения
Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них 1 - - определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения
«Проверь себя!» по теме «Делу время – потехе час»
Вн. чтение Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных.
Обобщение знаний по данному разделу; развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей. Тест 1 1 - Помнить изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объёму текст
Проверка читательских умений. Диагностика 1 - 1 Выполнить самостоятельно работу
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»
Умение составлять простейшие задания для викторины 1 - - Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Страна детства (8ч)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
Изучение жизни и творчества Б. С. Житкова; беглое, выразительное чтение, определение смысла содержания рассказа, характеристика главных героев и их поступки 1 - - Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; пересказывать текст Научиться прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людейФормирование ответов на предложенные вопросы по ходу чтения; в совместной деятельности учитель-ученик беглое, выразительное чтение, определение смысла содержания рассказа, характеристика главных героев и их поступки 1 - - Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; пересказывать текст
Научить понимать и объяснять поступки героев;
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Изучение жизни и творчества К.Г.Паустовского; определение смысла произведения. Связь литературы с музыкой 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Вн. чтение Сказки Г.Х.Андерсена
Правильное, выразительное чтение; последовательное воспроизведение содержания рассказа 1 - - Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
М. М. Зощенко «Елка»
Изучение жизни и творчества М. М. Зощенко; анализ поступков героев.
Составление плана , пересказ. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Работа в паре сильный- слабый. 2 - - Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства, пересказывать текст. Научиться самостоятельно осваивать незнакомый текст, пересказывать по составленному плану
«Проверь себя!» по теме «Страна далёкого детства»
Повторение и обобщение изученного материала; сравнение, сопоставление Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль, самоконтроль изученных понятий: тест 1 1 - Изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания; Самостоятельно оценивать свое чтение.
Обобщение по разделу «Страна детства».
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению 1 - - Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания;
Поэтическая тетрадь ( 5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»
Вн. чтение Русь, Россия. (Стихи о Родине).
Изучение жизни и творчества В. Я. Брюсова; правильное выразительное чтение стихов 1 - - Читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения передавать с помощью интонации настроения поэта, выполнение заданий учебника.
С. А. Есенин «Бабушкины сказки»
Изучение жизни и творчества С.А.Есенина; выразительное чтение по книге стихов перед аудиторией 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы Научиться передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; Самостоятельно оценивать свое чтение.
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства»
Изучение жизни и творчества М. И. Цветаевой; определение темы, главной мысли; выразительное чтение 1 - - Научиться проводить разметку стихотворного текста, определять логические ударения; определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию
«Проверь себя!» по теме «Поэтическая тетрадь»
Вн. чтение «От благодарных читателей». Художественные произведения, героям которых установлены памятники.
Повторение и обобщение изученного материала; сравнение, сопоставление разгадывание кроссворда, составление монологического рассказа; работа в группе в совместной деятельности учитель- ученик (оценка достижений) 1 - - Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Конкурс чтецов
Умение выразительно читать стихи перед аудиторией 1 - - Читать стихотворные произведения наизусть. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Природа и мы ( 12 ч)
Д. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Изучение жизни и творчества Д.Мамина - Сибиряка; правильное выразительное чтение; анализ поступков героев 1 - - Помнить творчество писателя. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Отношения человека и птицы в рассказе. Мамина-Сибиряка «Приемыш»
Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация
своей позиции с привлечением текста произведения 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений
А. Куприн «Барбос и Жулька»
Изучение жизни и творчества А. Куприна, определение смысла рассказа, смысла верности и дружбы, анализ поступков героев; правильное выразительное чтение 1 - - Помнить творчество А.И.Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями Научиться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении
Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»
Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа 1 - - Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания , создавать небольшой устный текст на заданную тему
М. М. Пришвин «Выскочка»
Вн. чтение Мой любимый литературный герой.
Изучение жизни и творчества М.М.Пришвина; определение смысла рассказа; анализ поступков и характеров героев; правильное выразительное чтение 1 - - Помнить творчество М.М.Пришвина. определять тему и главную мысль произведения. Научиться читать, понимать и выполнять предложенные задания.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»
Понимание содержания литературного произведения 1 - - Научиться читать рассказ с соблюдением норм литературного произведения, характеризовать героев произведения. Помнить творчество М.М. Пришвина. определять тему и главную мысль произведения
Е. И. Чарушин «Кабан»Изучение жизни и творчества Е.И.Чарушина; анализ текста, его пересказ, правильное выразительное чтение 1 - - Помнить творчество Е.И.Чарушина. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Научиться читать рассказ с соблюдением норм литературного произведения, характеризовать героев произведения
Рассказ ы о животных Е. И. Чарушина
Рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. 1 - - Помнить творчествоЕ. И. Чарушина. составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Научиться читать рассказ с соблюдением норм литературного произведения, характеризовать героев произведения
В П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
Изучение жизни и творчества В. П. Астафьева; понимание содержания литературного произведения 1 - - Помнить творчество В.П.Астафьева. составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «СтрижонокСкрип»Понимание содержания литературного произведения 1 - - Создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений Научиться определять главную мысль рассказа
Проект «Природа и мы»
Вн. чтение Книги А.П. Гайдара.
Последовательное и сознательное чтение текста с целью переосмысления, деление текста на части, составление плана 1 1 - Составлять проект
создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений
Самостоятельно оценивать свое чтение.
«Проверь себя!» по разделу «Природа и мы»
Повторение и обобщение изученного материала. Тест. 1 1 - Помнить изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Поэтическая тетрадь ( 8 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень»
Вн. чтение Путешествие по страницам детских журналов.
Изучение жизни и творчества Б.Л.Пастернака; понимание языка поэзии; чтение поэтических произведений; выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 1 - - Прогнозировать содержание раздела.
Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Изучение жизни и творчества С. А. Клычкова;видение в природе прекрасного при помощи поэта и художника 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Д. Б. Кедрин. «Бабье лето» Изучение жизни и творчества Д.Б.Кедрина; видение явления природы «бабье лето»; выражение своих мыслей; правильное выразительное чтение 1 - - Читать стихотворные произведения наизусть, отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения
М. Рубцов «Сентябрь»Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения
С. А. Есенин «Лебедушка»
Вн. чтение Уральский сказитель П.П.Бажов.
Выражение личного отношения к прочитанному; выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержания по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства
С. А. Есенин «Лебедушка» Правильное выразительное чтение 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержания по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства
«Проверь себя!» по теме «Поэтическая тетрадь»
Повторение и обобщение изученного материала. Тест. 1 1 - Помнить : изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
Конкурс чтецов
Умение выразительно читать стихи перед аудиторией 1 - - Читать стихотворные произведения наизусть.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Родина (8ч)
И. Никитин «Русь»
Вн. чтение О людях, взлетевших к звёздам
Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям 1 - - Прогнозировать содержание раздела.
Определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
С. Дрожжин «Родине» Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста; умение делить текст на части 1 - - Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений
А. Жигулин «О, Родина!..» Изучение жизни и творчества А. В. Жигулина; правильное, выразительное чтение стихотворения 1 - - Определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы
«Проверь себя!» по разделу Б.Слуцкий «Лошади в океане»
Вн. чтение Сказки А.Н. Толстого для детей.
Повторение и обобщение изученного раздела 1 - - Сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.
произведения о Родине
Проект «Они защищали Родину»
Составление рассказа о Родине, передача своих чувств, отношения к Родине 1 1 - Научиться составлять ответ на вопрос: что значит для меня моя Родина?
Проект «Они защищали Родину»
Презентация проекта 1 - - Презентовать проект. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Диагностика навыка чтения
Проверка читательских умений 1 - 1 Выполнить самостоятельную работу.
Обобщение по разделу «Родина»Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения 1 - - Выразительно читать произведения о Родине.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Страна «Фантазия» (7ч)
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»
Понятие «научно-фантастическая литература». Изучение жизни и творчества Е.С.Велтисова; анализ отрывка из повести. Нахождение в тексте нужных отрывков, анализ поступков героев 2 - - Прогнозировать содержание раздела.
Определять тему и главную мысль произведения; различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Вн. чтение Сказки братьев Гримм.
Изучение жизни и творчества писателя-фантаста Кира Булычёва; анализ поступков героев; оценка событий, героев произведения; работа в паре сильный-слабый1 - - Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Составление картинного плана, пересказ по нему текста; правильное выразительное чтение, составлять небольшой монологический рассказ 1 - - Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Просмотр фильма «Путешествие Алисы».
Сравнивать и характерезовать героев произведения. 1 - - Понимать содержание фильма, обсуждать его
Сравнение героев фантастических рассказов.
Сравнивать и характерезовать героев произведения. 1 - - Помнить изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
«Проверь себя!» по разделу «Страна Фантазия»
Повторение и обобщение изученного материал.
Формирование у учащихся способностей к рефлексивной коррекционно-контрольного типа. Тест. 1 1 - Помнить изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Зарубежная литература (17ч)
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Вн. чтение Весёлые стихи Б.В.Заходера, Берестова.
Изучение жизни и творчества Д.Свифта; правильное выразительное чтение. участие в диалоге при обсуждении прочитанного 1 - - Прогнозировать содержание раздела.
Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Правильное выразительное чтение; пересказ текста от имени героя 1 - - Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Вн. чтение Урок-викторина по сказкам Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере.
Изучение жизни и творчества Г.Х.Андерсена; правильное выразительное чтение; анализ сказки 1 - - Помнить творчествоГ.Х.Андерсена.
Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациям, отвечать на вопросы
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Анализ сказки; ответы на вопросы по тексту. Деление текста на части; озаглавливание их 2 - - Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Вн. чтение Весна! Весна! И всё ей радо! Стихи о весне.
Правильное выразительное чтение с соблюдением норм литературного произведения, ускорение темпа чтения; составление плана и пересказ сказки; работа в паре сильный-слабый1 - - Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Изучение жизни и творчества М.Твена; правильное выразительное чтение; взаимоотношения людей.
Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально – нравственных переживаний; чтение по ролям 2 - - Пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.
Самостоятельно оценивать свое чтение.
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Вн. чтение Весёлые рассказы Драгунского, Голявкина.
Пересказ текста от имени героя 1 - - Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
С. Лагерлеф «Святая ночь»
Изучение жизни и творчества С.Лагерлеф; содержание произведения.
Анализ поступков героев; последовательное и сознательное перечитывание текста с целью переосмысления 2 - - Научиться определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями; читать осознанно текст художественного произведения целыми словами
Научиться понимать нравственный смысл произведения, определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения целыми словами
С. Лагерлеф «Святая ночь»
Вн. чтение Лагин. «Старик Хоттабыч».
Правильное выразительное чтение текста 1 - - Научиться видеть скрытый смысл произведения, определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями
С. Лагерлеф «В Назарете»
Чтение произведения, пересказ содержания произведения 1 - - определять тему и главную и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план
С. Лагерлеф «В Назарете»
Вн. чтение Э. Успенский. Сказки.
Правильное выразительное чтение текста ускорение темпа чтения; работа в паре 1 - - Научиться высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план
«Проверь себя!» по разделу «Зарубежная литература»
Повторение и обобщение изученного раздела. Тест. 1 1 - Помнить литературные изученные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
Экскурсия в библиотеку 1 1 - Обобщение .
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанным произведениям 1 - - Научиться проводить самодиагностику и самокоррекцию понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Самостоятельно оценивать свое чтение.
Итого: 136 14 2 7.Планируемые результаты по литературному чтению
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанногоВыпускник научится:
·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
·определять тему и главную мысль текста;
·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватри существенных признака;
·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
·работать с несколькими источниками информации;
·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
·сопоставлять различные точки зрения;
·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
·осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
·читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
·использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;
·использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
·ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
·передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
·воспринимать художественную литературу как вид искусства;
·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
·выделять не только главную, но и избыточную информацию;
·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
·отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
·высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
·делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения
Выпускник научится:
·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
·составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
·пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
·ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
·определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
·писать отзыв о прочитанной книге;
·работать с тематическим каталогом;
·работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя дватри существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
Выпускник научится:
·читать по ролям литературное произведение;
·создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
·создавать иллюстрации по содержанию произведения;
·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
·создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя)
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательной деятельности по литературному чтению
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Для учащихся
1 .Л .Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. Учебник для 4 класса начальной школы.
В 2-х частях. –М.: «Просвещение» 2014 г.
2.С.А.Есенина Тетрадь по чтению к учебнику. 4 класс - М. Издательство
3. С.В.Кутявина. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 4 класс. -М.: “ВАКО” 2014 г.
4.О.Н.Крылова. «Чтение. Работа с текстом» ФГОС 4 класс. Москва. «Экзамен» 2013 г. «Грамотей», - 2013 г Нетбуки для обучающихся (10 штук)
Наборы сюжетных (и предметных) картинок, репродукции картин в соответствии с тематикой по русскому языку и литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Портреты поэтов и писателей.
Словари разных типов по русскому языку и литературному чтению
Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
Портреты писателей и поэтов, чьи произведения изучаем.
Книги разных жанров, тематики и структуры (для сравнений).
Образцы творческих работ учащихся.
Наборы карточек для отработки навыка чтения вслух и молча. Энциклопедии.
Для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению (утв. приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»). Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д. Днепров, А. Аркадьев.-2 -е изд., стереотип. М. : Дрофа, 200
Приказ № 275-од от 02.05.2014г. об утверждении перечня учебников для использования в образовательном процессе в 2014/15 учебном году.
Примерная программа начального общего образования. Начальная школа/ 2е изд. перераб. -М.: Просвещение, 2010, 204 с.
Авторская программа: Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина (Сборник рабочих программ “ Школа России ”Литературное чтение / / – М.: Просвещение, 2011. – 283-327 с.).
Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс./ С.В. Кутявина- М.ВАКО, 2014г
Уроки литературного чтения /Пособие для учителя/ Л.Ф. Климанова, Москва, Просвещение, 2004г
Совершенствование чтения младших школьников/ пособие для учителей начальной школы/
Дидактический материал по развитию речи учащихся 4 класса: Пособие для учителя /Зимульдинова А.С., Скрипченко Н.Ф.. – К.: Рад. Шк., 1989.
Слово о писателе – на урок. В 2-х частях. Пособие для учителя Окулова Г.Е.– Оса: Росстани-на-Каме, 1995
Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. / С.В.Кутявина – М.:ВАКО, 2010
Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». / Климанова Л. Ф. – М.: Просвещение, 2009
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 класс.-М. Баласс, 2010.-48 с.
Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А. 2010 год «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли»: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 152 с.
Технические средства обучения:
Классная доска .
Компьютер
Сканер
Телевизор
Видеомагнитофон/видеоплейер
CD/DVD-проигрыватели
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Принтер лазерный
Интернет ресурсы:
Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» - http:// catalog.iot.ru - где собрано и классифицировано более 650 интернет-ресурсов по образованию.
Российский образовательный портал - http://www.school. edu.ru - обеспечивает открытый доступ к ресурсами для учеников, учителей и Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ruПрезентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ruУчебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/educationЯ иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ruНацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideologyПроект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ruкто