Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 2 класс


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программой начального общего образования, авторской программой В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации и ориентирована на работу по УМК:
1. Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова (Текст)/сост. Н. В. Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.
2. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2 ч./В.Ю.Свиридова – Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2012.
3. Самыкина С.В. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь №1,2/ С.В.Самыкина. - Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2015.
4. Хрестоматия по литературному чтению. 2 класс/авт.-сост. В.Ю.Свиридова – Самара: Учебная литература: ИД «Федоров», 2013.
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта МОБУ «ССОШ №1» реализуется программа базового уровня. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование корректируются для работы с одаренными детьми и для обучающихся с ОВЗ.
Цель курса литературного чтения: воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.
Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
3. Описание места учебного предмета «литературное чтение» в учебном плане
Согласно базисному образовательному плану образовательных учреждений РФ, всего на изучение литературного чтения в начальной школе выделяется 444 ч, из них во 2 классе: литературное чтение - 136ч. (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО пРЕДМЕТА
В основе данного курса лежит единый методологический подход изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики художественной образности.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа – это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства.
Важно, чтобы обучающийся начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказывать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника.
В результате изучения курса литературного чтения школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ Результаты ОСВОения учебного предмета
Личностые – основа российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину; уважительное отношение к иному мнению; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные – формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания и создание текстов в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения; с уважением воспринимать другие точки зрения.
Предметные - осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; овладение техникой чтения вслух и про себя; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
6. Содержание учебного предмета*
I. Виды речевой и читательской деятельности.
Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение норм чтения. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Передача впечатлений. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку. Использование в письменной речи выразительных средств языка.
Работа с разными видами текстов. Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). характеристика героя произведения. Отбор слов. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Пересказ текста.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге. Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания. Выбор книг из рекомендательного списка. Любимая книга. Любимый писатель.
II. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Литература - вид искусства. Другие виды искусства. Общность литературы и музыки, живописи, скульптуры, архитектуры. Материал разных видов искусства. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства.
Устное народное творчество.
Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров фольклора. Наблюдение за ритмом.
Сказка о животных. Герои–животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных.
Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Традиционная композиция сказок. Время и пространство в сказке. Не бытовая, а магическая логика событий в сказке. Стиль повествования, ритм речи. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Характерные герои сказок. Нравственные ценности в сказках. За что вознаграждается герой, а за что наказывается.
Бытовая сказка. Герои бытовой сказки – люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным).
Авторская литература.
Литература и фольклор. Сосуществование двух жанров: волшебная сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему. Неповторимая красота авторского языка. Волшебная сказочная повесть. Художественная, научно-популярная, научная литература.
Волшебная сказка в стихах и ее связь с народной сказкой. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки, использование особого ритма, характерного для народного творчества, использование сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число.
Волшебная сказка зарубежных писателей. Использования сюжета и композиционных особенностей народной волшебной сказки. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник и волшебное число. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации развязки. Бродячие сюжеты в сказках народов мира. Сложность и распространенность авторского языка.
Жанр рассказа. Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль на звания и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений.
Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, любви.
Практическое освоение простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем ее преувеличением), контраста, олицетворения.
III. Творческая деятельность обучающихся.
Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта.
*Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2011. С. 139
** Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /сост. Н. В. Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012. С.95-104.
Круг чтения второго года обучения
Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы
Потешки, прибаутки, заклички, побасенки, считалки, небылицы, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки.
Русские и зарубежные народные и авторские сказки
«Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса»*, «Морозко»*, «Волшебное кольцо»*, «По щучьему велению»*, «Кузьма Скоробогатый»*.
«Айога» (нанайская сказка), «Медведь и охотник» (эвенкийская сказка), «Три дочери» (татарская сказка).
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица»*, «Мальчик-с-пальчик»*; братья Гримм «Три брата»*, «Сказка о рыбаке и его жене»*, «Храбрый портной»*, «В стране небывалой»*.
В. Одоевский «Мороз Иванович»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о рыбаке и рыбке»; П. Ершов «Конек-горбунок»; А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Классики русской литературы
A.Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков, П. Вяземский, С. Есенин, Н. Некрасов*, А. Блок*, И. Бунин*, К. Бальмонт, Саша Черный, В. Маяковский*, М. Цветаева.М. Исаковский, А. Твардовский*, Д. Кедрин, Н. Рыленков, Л. Друскин, Н. Матвеева*, А. Смирнов, М. Матусовский.
B.Даль «Старик-годовик»; К. Ушинский «Четыре желания», «Играющие собаки», «Кто дерет нос кверху»*; Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула».Современные русские и зарубежные писатели и поэты
C.Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, Д. Хармс, Ю. Владимиров*, Е. Благинина, Э. Мошковская, В. Берестов, И. Токмакова, Р. Сеф, З. Александрова, Е. Серова, Г. Сапгир*, Ю. Мориц, Е. Чеповецкий, А. Кушнер, A.Усачев, О. Григорьев*, И. Шевчук*, Л. Дьяконов, И. Пивоварова, М. Бородицкая, О. Дриз, С. Козлов, Н. Орлова, Тим Собакин, Н. Друк, В. Лунин, Г. Кружков*, Э. Успенский.Дж. Чиарди, Э. Нийт, Ф. Галас, О. Вацетис, Я. Бжехва*, Ю. Тувим*, Э. Лир*, Л.Е. Керн*, С. Миллиган*, хокку.
А. Гайдар «Чу к и Гек»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Л. Пантелеев «Честное слово»*;
Л. Воронкова «Рассказы»*; М. Пришвин «Осеннее утро», «Глоток молока»; В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», «Муравейник зашевелился»; Г. Скребицкий «Передышка»; И. Акимуш-кин «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает»*; Б. Житков «Рассказы о животных»*; Г. Снегирев «Чембулак»*; Э. Шим*; С. Баруздин*.
Н. Носов «Фантазеры», «Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка сочинил стихи»,«Живая шляпа»*, «Телефон»*; B.Драгунский «Что я люблю», «...И чего не люблю!», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Кот в сапогах»; Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик»; С. Козлов«Ежик в тумане», «Красота»; О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»*; И. Пивоварова «Мы пошли в театр»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые»; С. Прокофьева «Ученик волшебника»*; В. Губарев «Королевство кривых зеркал»*.
Дж. Родари «Отчего идет дождь?»; Л. Муур «Крошка Енот»; О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», «Маленький Водяной»*; Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»*, «Слоненок»*, «Почему у кита такая глотка»*; Т. Янссон «Приключения Муми-Тролля»*; Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»*; Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так»*.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема раздела Кол-во часов Основные виды учебной деятельности
Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться:
Глава 1. Вступление, или Детективное начало 14 ч эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;способность осознавать свою этническую идентичность. способности осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
способности осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней;
умения выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
мотивации к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
понятий о коллективизме, верности в дружбе;
мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Глава 2. Завязка, тайны искусства. 19 ч менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их. работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
корректировать выполнение задания на основе понимания его смысла;
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время;
выбирать книги для внеклассного чтения.
Глава 3. Погоня за секретами литературы.
13 ч читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;
ориентироваться в содержании учебника;
обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
подбирать слова-определения для характеристики героев;
осознавать роль названия произведения;
выполнять первоначальный анализ художественного текста;
сравнивать художественный и научно-популярный тексты;
видеть отличия народного и авторского текста;
Глава 4.
Идём по невиданным следам 21 ч реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников. уважать мнение собеседников;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
понимать контекстную речь взрослых;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Глава 5. Кульминация: вершина воображения. 22 ч способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем). представлений о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желания рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания;
начальных представлений об отраженных в литературных текстах нравственных понятиях, таких как родной дом, родители, малая родина, ответственность за родных, природу, любовь к родному дому, малой родине;
ответственности за свое дело, понятий о коллективизме, верности в дружбе;
мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
Глава 6. Вперёд
по дороге открытий 17 ч выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время. уметь работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
Глава 7. Развязка. Раскрытые тайны 11 ч находить в тексте ответ на заданный вопрос;
представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
осуществлять первоначальный анализ художественного текста;
обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
осознавать роль названия произведения;
подбирать слова-определения для характеристики героев;
сравнивать художественный и научно-популярный тексты;
видеть отличия народного и авторского текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Глава 8. Заключение, или Счастливые минуты с книгой. 19 ч реализовывать потребность в общении со сверстниками;
уважать мнение собеседников;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. понимать контекстную речь взрослых;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
Итого: 136 ч 8. ЦИКЛОГРАММА ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ Тема раздела Проверка техники чтения Проекты, исследовательские работы Проверочные (диагностические, тестовые) работы Творческие работы
сочинения
Вступление, или Детективное начало Входная проверка техники чтения Исследовательская работа по теме: «Мечты и ценности В.Драгунского»
Исследовательская работа в группах: «Почему год называют круглым?» стр.19
Экспериментальная работа в парах: «Слова с уменьшительно-ласкательным значением стр. 23
Проект «Времена года. Осень» Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 29.
Сочинение на тему «Секреты моего лета»
Завязка, тайны искусства Исследовательская работа в группах: «Как называют автора в разных видах искусства» стр.34
Исследовательская работа в группах: «Расследуй смысл слов» стр.37
Исследовательская работа в группах: исследование названий музыкальных произведений М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского
Исследовательская работа в парах: разгадывание народной загадки. Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 63.
Сочинение на тему «Осенний парашютист».
Погоня за секретами литературы Проверка техники чтения за 1 триместр Исследовательско-поисковая деятельность: «Народные небылицы» стр.94 Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 109.
Сочинение на тему «Если бы у меня был цветик-семицветик…»
Идем по невиданным следам Исследовательская работа в парах: поиск значения слова «лукоморье» в толковом словаре.
Исследовательская работа: черты сказки в иллюстрациях И.Я.Билибина.
Исследовательская работав группах: сходства и различия сказок А.С.Пушкина и английской народной сказки
Исследовательская работа в группах: образ медведя в народных сказках.
Исследовательская работа: найти историю появления русской традиции наряжать елку. Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 154.
Кульминация: вершина воображения Проверка техники чтения за 2 триместр Исследовательская работа: «Сочетание двух жанров – портрет и пейзаж» стр.40 Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 47.
Сочинение-продолжение сказки «Снегурочка» со счастливым концом.
Вперед по дороге открытий Исследовательская работа: «Художественный или научно-популярный текст?» стр.67
Тест по произведениям «Проверь себя» стр.91. Развязка. Раскрытие тайны Исследовательская работа: «Кому принадлежат слова?» стр. 107
Исследовательская работа в парах: «Можно ли поместить этот рассказ в энциклопедию?» стр. 122 Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 127.
Сочинение на тему «Путешествие капельки»
Заключение, или Счастливые минуты с книгой Проверка техники чтения за год Проект «Рассказы и стихи о войне»
Исследовательская работа по рассказу А.П.Гайдара «Чук и Гек». Поступки и характеры братьев, исследование причин их поведения
Исследовательская работа в группах: «Характерные черты сказки» стр. 169 Тест по произведениям «Проверь себя» стр. 171.
Сочинение на тему «С чего начинается Родина?»
Итого: 4 2 + 18 =20 8 6
9. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература:
1. Великие писатели: справочник школьника / О. Д. Ушаков. – СПб, 2005.
2. Универсальный справочник школьника. 1–4 классы / авт.-сост. Н. Ю. Дмитриева, А. В. Колпакова, С. Ю. Ращупкина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
4. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: http://uroki.ru
5. Учебно-методический портал. – Режим доступа: www.uroki.ru.
3. Наглядные пособия.
1. Портреты детских писателей: XIX в.: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
2. Портреты детских писателей: XX в.: комплект наглядных пособий. – М.: Гном и Д, 2009.
3. Шедевры русской живописи: альбом. – М.: Белый Город, 2007.
4. Информационно-коммуникативные средства.
1. Большая детская электронная энциклопедия (CD).
2. Шедевры русской живописи (CD).
3. БДЭЭ: детский энциклопедический словарь (CD).
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор.
2. Магнитофон.
3. Мультимедийный проектор.
4. Интерактивная доска
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц карт;
2. Укладка для аудиторных средств (слайдов, кассет и др.);
3. Шкаф для хранения наглядного материала.
7. Специализированная учебная мебель:
Компьютерный стол.
10. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КОНЦУ 2 КЛАССА
иметь общее представление:
- об особенностях жанра рассказа; об отличиях сказки и рассказа;
- о поэзии как об особом взгляде на мир;
- о существовании разных видов искусства (литературы, живописи, музыки);
знать:
- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
- имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
- имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
- названия и содержание нескольких произведений любимого автора;
уметь:
- читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения 50-60 слов в минуту;
- определять тему и выделять главную мысль произведения;
- оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение);
- устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Контрольно-измерительные материалы по основным темам
I ПОЛУГОДИЕ
Контрольная работа проводится в конце 1-го полугодия. Одновременно работают все учащиеся. Текст предоставляется каждому ученику в отпечатанном виде. Задания и вопросы учитель читает вслух, потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал спустя несколько секунд после начала чтения и второй через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом. Задания выполняются в течение нескольких уроков.
Задание 1. Научный и художественный текст. Прочитай тексты тихо, вполголоса.
1. Моря, реки, озёра хранят много загадок и тайн. В Сицилии, например, есть озеро Смерти, которое считается самым мёртвым на планете. Всякое живое существо, попавшее в этот водоём, мгновенно погибает. Химический анализ воды показал, что она содержит большое количество серной кислоты. В результате исследования стало очевидно, что кислота поступает в озеро из двух подземных источников.
(А. Долгова, Т. Короленкова)
2. Недалеко от берега из воды торчал зеленоватый обломок стены, через него перекатывались лёгкие волны. Я доплывал до него, ложился и отдыхал. Это было похоже на путешествие на необитаемый остров. Впрочем, остров был не такой уж необитаемый. С набегающей волной иногда выплёскивался краб, неуклюже забегал на край скалы и следил за мной злыми, хозяйскими глазами. Можно было заметить каких-то серебристых мальков, которые неожиданно проносились, как искры, выбитые из головёшки. Иногда я ложился на спину и, когда волна перекатывалась через меня, видел диск солнца, качающийся и мягкий.
(Ф. Искандер)
Вопросы и задания
1. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
2. В каком из текстов чувствуется присутствие автора, его настроение? Обведи карандашом верный ответ:
а) в первом; б) во втором.
3. Определи, какой текст художественный, какой - научный. Правильное утверждение обведи карандашом:
а) первый - художественный, второй - научный;
б) первый - научный; второй - художественный.
4. В одном из текстов есть сравнение. Найди и подчеркни его прямой линией.
5. В научном тексте найди слова и выражения, свойственные научному стилю. Подчеркни их волнистой линией.
Задание 2. Анализ стихотворения. Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Снегопад
Снег идёт, снег идёт,
Снег по свету бродит.
И откуда он идёт
И куда уходит?
Снегопад, снегопад,
Снежное паденье.
Снег идёт наугад,
Словно сновиденье.
Сны земли, сны небес
Видит, засыпая,
Белый сад, белый лес
Снегом засыпая. (Э. Фарджен)
Вопросы и задания
1. Как надо читать это стихотворение?
а) весело, задорно;
б) с возмущением и негодованием;
в) тихо, задумчиво;
г) громко, торжественно.
Нужную букву обведи.
2. Какие строчки кажутся тебе самыми красивыми? Подчеркни их волнистой линией.
3. Найди строки, где о неживом говорится как о живом. Подчеркни их прямой линией. Напиши, как называется этот приём.
4. Вдумчиво перечитай четыре последние строчки. Напиши, что обозначает слово засыпая:
в первом случае, во втором.
5. Давай попробуем услышать, как падал снег. Для этого перечитай неторопливо всё стихотворение. Какой звук повторяется наиболее часто? Напиши.
Задание 3. Анализ рассказа. Прочитай произведение тихо, вполголоса.
Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где её старшие сёстры одевались с помощью двух служанок к сегодняшнему вечеру. Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была
похожа на мальчишку... Тина только в этом году была допущена к устройству ёлки. На прошлое Рождество её в это время запирали с младшей сестрой... в детскую, уверяя, что в зале нет никакой ёлки... Теперь же Тина волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадаясь кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету.
(А. Куприн)
Вопросы и задания
1. К какому жанру относится этот текст? Обведи нужную букву:
а) рассказ;
б) народная сказка;
в) авторская сказка.
2. Найди в тексте описание главной героини, подчеркни эти строчки волнистой линией.
3. Как бы ты охарактеризовал главную героиню:
а) девочка плохо воспитана, не сдержана, груба;
б) девочка робкая, впечатлительная;
в) девочка очень активная, подвижная, жизнерадостная.
4. Найди сравнение в тексте, подчеркни прямой линией.
5. Напиши, с кем или с чем ты сравнил бы героиню текста Тиночку.
УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (ответы)
Задание 1. Научный и художественный текст
1. Проверка темпа чтения (при норме 50 слов в минуту):
4_й уровень _ выше нормы;
3_й уровень _ 40_50 слов в минуту;
2_й уровень _ 30_40 слов в минуту;
1_й уровень _ меньше 30 слов в минуту.
2. б).
3. б).
4. Во 2_м тексте сравнение «как искры».
5. «Химический анализ воды показал, что она содержит большое количество серной кислоты»; «В результате проведенного исследования стало очевидно...»
4_й уровень _ правильно выполнено все задание;
3_й уровень _ выполнены 3 из 4 последних пунктов;
2_й уровень _ верно выполнены 1_2 пункта задания;
1_й уровень _ задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 2. Анализ стихотворения
1. в).
2. Могут быть подчеркнуты любые строки.
3. Олицетворения в тексте:
«Снег идёт, снег идёт,
Снег... бродит».
«И откуда он идёт
И куда уходит?»;
«Снег идёт наугад...»;
«Сны земли, сны небес
Видит, засыпая...»
4. В первом случае слово обозначает «погружаться в сон», во втором - «забрасывать снегом».
5. Звук «с».
4_й уровень _ все задание выполнено верно;
3_й уровень _ верно выполнены 3_4 пункта задания;
2_й уровень _ верно выполнены 1_2 пункта задания;
1_й уровень _ задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 3. Анализ рассказа
1. а).
2. «Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была похожа на хорошенького мальчишку».
3. в).
4. Сравнение _ «как разрывная бомба».
5. Героиню можно сравнить с ракетой, со скоростной машиной: главное - чтобы в сравнении подчеркивалась энергичность девочки.
4_й уровень _ все выполнено верно;
3_й уровень _ 3_4 пункта задания выполнены верно;
2_й уровень _ 1_2 из 5 пунктов задания выполнены верно;
1_й уровень _ задание не выполнено или выполнено неверно.
II ПОЛУГОДИЕ
Контрольная работа проводится в конце учебного года. Одновременно работают все учащиеся. Текст предоставляется каждому ученику в отпечатанном виде. Задания и вопросы учитель читает вслух, потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал спустя несколько секунд после начала чтения и второй - через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом. Задания выполняются в течение нескольких уроков.
Задание 1. Анализ рассказа. Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где читаешь, карандашом.
К концу каникул я уже пас гусей, коз и бабушкину корову Марту. У Марты были большие грустные глаза с длинными ресницами и медный колокольчик на шее.
Я очень привязался к Марте. И потому, что она была молчаливой и послушной, и потому, что у неё было вкусное густое молоко. Одно время я даже просил у бабушки разрешения увезти Марту из деревни в город. – Пожалуйста, вези, – говорила бабушка. – Только где ты её будешь держать?!
Долго я не мог придумать, куда бы в городе пристроить Марту. Гаражи все были заняты, подвалы забиты углем. И вдруг придумал. На балконе. «Замечательно! – подумал я. – У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. Иногда, – рассуждал я дальше, – я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке». Так я фантазировал несколько дней. Потом замерил Марту бечёвкой, вложил мерку в конверт и написал маме письмо: «Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!» Через три дня от мамы пришёл ответ: «Марта войдёт. Хвост не умещается».
Вопросы и задания
1. Дочитай текст.
2. В какой книжке можно прочитать это произведение?
а) сказки; б) рассказы для детей; в) энциклопедия «Домашние животные».
3. Каков этот текст по настроению?
а) смешной, юмористический; б) лирический, трогательный; в) героический.
4. Где и когда происходит действие произведения?
а) летом в городе; б) весной в деревне; в) в деревне во время летних каникул.
5. Подчеркни смешные моменты в тексте.
Задание 2. Научный и художественный текст. Внимательно прочитай текст.
Текст 1
Неоценимую помощь в предсказании погоды могут оказать животные. В 1972 году на северные районы Германии обрушился смерч со скоростью ветра 170 километров в час. Вихрь уничтожил 50 миллионов деревьев. Оказалось, что на огромной территории, где прошла гигантская воронка, погибло всего 37 животных. Лесничие видели, что накануне вечером лисы, олени, кабаны, дикие козы и другие животные в испуге разбегались в разные стороны. Учёные сделали вывод, что животные обладают способностью улавливать изменения воздушного давления.
Вопросы и задания
1. В этом тексте утверждается такая главная мысль:
а) и дикие, и домашние животные способны предчувствовать погоду;
б) смерчи приносят большой вред;
в) животные чутко улавливают состояние природы и могут предсказать погоду.
2. Какие названия используются в этом тексте для обозначения такого явления, как смерч? Выпиши.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитай второй текст.
Текст 2
Матрос закричал:
– Это шквал!! Сеньор, это шквал!
Свисток – и матросы бросились на реи. Солнце в багровом тумане грузно, устало катилось за горизонт. Как нахмуренная бровь, висела над солнцем острая туча. Корабль затаил дух и ждал шквала. Загудел ветер. Он ударил по мачтам, завыл. Огромная волна ударила в грудь корабль, хлестнула пеной и понеслась дальше.
(Б. Житков)
Вопросы и задания
1. Главное для автора этого текста:
а) рассказать читателю о шквале как природном явлении;
б) рассказать о морском путешествии и о том, как было страшно в море во время шквала;
в) научить человека правильно вести себя во время стихийного бедствия.
2. Найди в тексте описание солнца и тучи. Какое настроение создается в этих строчках?
а) ожидание весёлого приключения;
б) тревожное, томительное;
в) настроение лёгкой грусти.
3. Какой из двух текстов научный, какой художественный?
а) 1 - научный, 2 - художественный;
б) 1 - художественный, 2 - научный.
4. В тексте, который ты считаешь научным, подчеркни научные слова и выражения.
1 Шквал - сильный, резкий ветер.
2 Реи - сооружения для крепления парусов.
Задание 3. Анализ стихотворения.
Порванная тропинка
Моет туча синюю тайгу,
Сбросив с плеч цветное коромысло.
От дождя промокла и раскисла,
Порвалась тропинка на лугу.
В лужицах-разрывах - облака,
Светит солнце, и летают птицы,
Золотые усики пшеницы
Тенькают о чашечку цветка…
Тёплый ветер дует-подувает,
Не спеша тропинку
Зашивает. (Т. Белозеров)
Вопросы и задания
1. Какое это стихотворение по настроению?
а) весёлое, юмористическое; б) грустное; в) душевное, спокойное.
2. Внимательно перечитай стихотворение и найди в тексте ответ на вопрос: что значит «порвалась тропинка на лугу»? Подчеркни ответ в тексте.
3. Что такое цветное коромысло? Напиши. Попробуй придумать своё красивое название этому явлению.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Найди рифмы в первом четверостишии. Соедини рифмующиеся строчки.
УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (ответы)
Задание 1. Проверка техники чтения. Анализ рассказа
1. Темп чтения (при норме 50 слов в минуту):
4_й уровень _ выше нормы;
3_й уровень _ 40_50 слов в минуту;
2_й уровень _ 30_40 слов в минуту;
1_й уровень _ менее 30 слов в минуту.
2. б).
3. а).
4. в).
5. Могут быть подчеркнуты следующие фразы:
«Пожалуйста, вези, – говорила бабушка. – Только где ты её будешь держать?!»
«На балконе. «Замечательно! – подумал я. – У нас на балконе будет жить корова. Все начнут ходить и удивляться. Иногда, – рассуждал я дальше, – я буду выводить Марту во двор и гулять с ней. А на лето будем выезжать к бабушке».
«Мама, измерь балкон. Уместится ли Марта?!»
«Марта войдёт. Хвост не умещается».
4_й уровень _ все задание выполнено верно;
3_й уровень _ в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты, например, в вопросе №5;
2_й уровень _ выполнено менее половины заданий;
1_й уровень _ задания не выполнены или выполнены неверно.
Задание 2. Научный и художественный текст
Текст 1:
1. в).
2. Вихрь, гигантская воронка.
Текст 2:
1. б).
2. б).
3. а).
4. Могут быть отмечены фразы: «В 1972 году на северные районы Германии обрушился смерч со скоростью ветра 170 километров в час», «50 миллионов деревьев», «37 животных», «животные обладают способностью улавливать изменения воздушного давления».
4_й уровень _ все задание выполнено верно;
3_й уровень _ в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты. Например, подчеркнуты не все фразы в научном тексте;
2_й уровень _ выполнено менее половины пунктов задания;
1_й уровень _ задание не выполнено или выполнено неверно.
Задание 3. Анализ стихотворения
1. в).
2. «От дождя промокла и раскисла».
3. Радуга. Например, семицветная дуга или семицветье.
4. Тайгу _ лугу, коромысло _ раскисла.
4_й уровень _ все задание выполнено верно;
3_й уровень _ в целом все выполнено верно, есть отдельные недочеты;
2_й уровень _ выполнено менее половины пунктов задания;
1_й уровень _ все задание не выполнено или выполнено неверно.
2-й класс
(учебник "Литературное чтение", авт. В.Ю. Свиридова)
В соответствии с особенностями программы и минимальными требованиями к знаниям и умениям учащихся контрольные задания включают проверку уровня развития ребенка, а также уровня понимания специфики литературного текста.
Задание 1
Рыбак Макабка (отрывок)
Маша и Колька смастерили Макабке удочку, совсем настоящую, с крючком, поплавком и грузилом. Вместе с Машей он отправился на реку, на мост, сел рядом с настоящими рыбаками, поглядел по сторонам, поплевал на червяка и закинул длинную леску в воду. Ёрш схватил приманку. Поплавок нырнул, рыбаки со всех сторон закричали: "Тащи! Тащи!" Макабка дернул удилище, и колючий растопыренный ерш пулей вылетел из воды и упал на мост. Макабка ухватил свою добычу обеими руками и кинулся бежать к дому, позабыв на мосту удочку и банку с червяками. С разбегу он влетел в калитку и едва не сшиб с ног щенка Шарика и кота Ваську.
(По Б.Емельянову)
1. Прочитай текст вслух вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст до конца.
4. Раздели текст карандашом на три части.
5. Подчеркни волнистой линией предложение или фрагмент, который описывает главный момент в тексте, является его кульминацией.
6. К какому жанру относится этот текст? Обведи нужную букву:
а) рассказ; б) сказка.
Задание 2
На качелях 
В саду вечернем, где звенят цикады, Летают звезды, точно птичий пух. Я на качелях. Я парю над садом. Как у меня захватывает дух!
На небе месяц - лодка на причале. Поднявши якорь, он плывет ко мне, И я, забыв про всякие печали, Качаюсь и качаюсь в тишине.
(Э.Штриттматтер. Перевод с немецкого И. Токмаковой)1. Прочитай стихотворение вслух вполголоса.
2. Соедини друг с другом рифмующиеся слова.
3. Найди в тексте стихотворения сравнения и подчеркни их волнистой линией.
4. Найди строчки, в которых говорится о том, что чувствует лирический герой стихотворения. Подчеркни эти строчки одной чертой.
Задание 3
Плавунчик (отрывок)
Преудивительная у нас водится птичка. Называется - плавунчик. Птички эти - из куликов. Кулики - стройные птицы, на очень длинных ногах и с очень длинным носам. Живут больше по болотам, по берегам рек, озер. Но они не плавают, не ныряют: только бегают у воды по берегу и кланяются, кланяются носом до земли. Носом они достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве.
Кулики-то плавунчики - кулики, да у них, как говорит мой сынишка, все шиворот-навыворот. Носик у них не такой уж длинный, ножки тоже. И редко увидишь их на берегу: они все плавают.
Спросите, на кого плавунчики похожи? Как их узнать, если встретишь? Узнать их очень легко. Ростом плавунчики примерно со скворца. Похожи они на те нарядные цветные поплавки, что покупают молодые удильщики в магазинах. Особенно похожи, когда сидят на воде: сидят и танцуют на волнах, как поплавки. Сами белые, и серые, и красноватенькие - пестро расписаны. И всегда их целая стайка. Народ они очень дружный. Одиночку редко-редко встретишь. Они все в компании.
(По В.Бианки)
1. Прочитай произведение вслух вполголоса.
2. Найди и подчеркни одной чертой слова и выражения, которые могут встретиться в научном тексте.
3. Найди и подчеркни двумя чертами слова и выражения, которые могут встретиться только в художественном тексте.
4. Найди в тексте сравнение и подчеркни это место волнистой линией
5. Этот текст:
а) научный;
б) художественный;
в) научно-популярный, то есть научный с элементами художественного.
Обведи нужную букву.
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при норме 55-60 слов в минуту):
4-й уровень - 55-60 слов в минуту, целыми словами;
3-й уровень - 45-50 слов в минуту, целыми словами;
2-й уровень - 40 слов в минуту, безотрывно по слогам;
1-й уровень - меньше 40 слов в минуту, слоговое чтение.
2. Понимание содержания прочитанного, деление текста на смысловые части, эмоционально точное восприятие текста:
4-й уровень - верно выполнены задание 1(вопросы 4, 5), задание 2(вопрос 4);
3-й уровень - на один из трех вопросов дан неверный (неточный) ответ;
2-й уровень - на два из трех вопросов дан неверный ответ;
1-й уровень - задания не выполнены или выполнены неверно.
3. Различение литературных текстов по жанровой (рассказ, сказка) и стилистической принадлежности (научный и художественный текст). Узнавание литературных приемов (прием сравнения):
4-й уровень - верно выполнены задание 1(вопрос 6), задание 2(вопросы 2, 3), задание 3(вопросы 2, 3, 4, 5);
3-й уровень - задание 2 (вопросы 2, 3) и задание 3 (вопросы 2, 5) выполнены неверно или с ошибкой;
2-й уровень - на четыре из семи вопросов дан неточный или неверный ответ;
1-й уровень - задания не выполнены или все выполнены с ошибкой.
В соответствии с особенностями программы и минимальными требованиями к знаниям и умениям учащихся контрольные задания включают проверку уровня развития ребенка, а также уровня понимания специфики литературного текста.
Тест №1, вариант 1_______________________________________________________
1. Рассказы о Дениске и Мишке написал… Выберите правильный ответ.
а) С.Я.Маршак;в) К.И.Чуковский;
б) В.Ю.Драгунский;г) Н.Н.Носов.
2. Монолог – это речь… выберите окончание определения.
а) детей и взрослых;в) двух людей;
б) одного человека;г) многих людей.
3. О ком из героев сказаны слова: «Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин…»?
а) о Леночке Петровой;в) о Мишке;
б) о Дениске;г) о Борисе Сергеевиче.
4. Подчеркните в стихотворении В.Я.Друка рифмы. Как называется такая рифма?
Нежно смотрит на микроба
Наша Леночка Петрова.
Так же нежно в микроскоп
На нее глядит микроб.
а) повторяющаяся;в) точная;
б) неточная;г) важная.
5. Найдите пример неверного использования приема противопоставления.
а) далеко - близко;в) весёлый - грустный;
б) хорошо - отлично;г) потерял - нашёл.
Тест №1, вариант 2_______________________________________________________
1. Рассказы о Дениске и Мишке написал… Выберите правильный ответ.
а) С.Я.Маршак;в) В.Ю.Драгунский;
б) К.И.Чуковский;г) Н.Н.Носов.
2. Монолог – это речь… выберите окончание определения.
а) многих людей;в) двух людей;
б) одного человека;г) детей и взрослых.
3. О ком из героев сказаны слова: «Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин…»?
а) о Леночке Петровой;в) о Дениске;
б) о Мишке;г) о Борисе Сергеевиче.
4. Подчеркните в стихотворении В.Я.Друка рифмы. Как называется такая рифма?
Нежно смотрит на микроба
Наша Леночка Петрова.
Так же нежно в микроскоп
На нее глядит микроб.
а) повторяющаяся;в) точная;
б) важная;г) неточная.
5. Найдите пример неверного использования приема противопоставления.
а) весёлый - грустный;в) далеко - близко;
б) хорошо - отлично;г) потерял - нашёл.
Тест №2, вариант 1_______________________________________________________
1. Подчеркните рифмы двумя цветами.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать седой зимы осталось.
2. Хокку – это … поэзия. Вставьте правильное слово.
а) русская;в) японская;
б) китайская;г) французская.
3. Кто из героев сказки С.Г.Козлова «Красота» сумел увидеть красоту в веточках деревьев?
а) Ёжик и Заяц;в) Заяц;
б) Медвежонок и Заяц;г) Ёжик и Медвежонок.
4. Определи жанр произведения.
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А водить тебе велели.
а) стихотворение;в) скороговорка;
б) загадка;г) считалка.
5. Какой цвет выбрал для своего вертолета герой произведения Г.П.Корниловой Бумчик?
а) зелёный;в) малиновый;
б) жёлтый;г) голубой.
Тест №2, вариант 2_______________________________________________________
1. Подчеркните рифмы двумя цветами.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать седой зимы осталось.
2. Хокку – это … поэзия. Вставьте правильное слово.
а) французская;в) японская;
б) китайская;г) русская.
3. Кто из героев сказки С.Г.Козлова «Красота» сумел увидеть красоту в веточках деревьев?
а) Ёжик и Заяц;в) Заяц;
б) Ёжик и Медвежонок;г) Медвежонок и Заяц.
4. Определи жанр произведения.
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А водить тебе велели.
а) скороговорка;в) стихотворение;
б) считалка;г) загадка.
5. Какой цвет выбрал для своего вертолета герой произведения Г.П.Корниловой Бумчик?
а) голубой;в) малиновый;
б) жёлтый;г) зелёный.
Тест №3, вариант 1_______________________________________________________
1. Кого из героев рассказа Н.Н.Носова нельзя назвать фантазером?
а) Мишутку;б) Игоря;в) Стасика.
2. Сколько желаний исполнилось у Жени из сказки В.П.Катаева?
а) 5;б) 1;в) 7;г) 8.
3. Эпизод – это… Вставьте подходящее слово.
а) рассказ;в) сказка;
б) событие;г) шутка.
4. Определите жанр произведения.
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики говорят!
Бабы сарафаном заливать хотят».
а) стихотворение;в) пословица;
б) загадка;г) небылица.
5. Завершите определение. Сюжет – это…
а) части рассказа;в) события произведения;
б) последовательность событий;г) герои произведения.
Тест №3, вариант 2_______________________________________________________
1. Кого из героев рассказа Н.Н.Носова нельзя назвать фантазером?
а) Мишутку;б) Игоря;в) Стасика.
2. Сколько желаний исполнилось у Жени из сказки В.П.Катаева?
а) 5;б) 1;в) 7;г) 8.
3. Эпизод – это… Вставьте подходящее слово.
а) рассказ;в) сказка;
б) событие;г) шутка.
4. Определите жанр произведения.
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики говорят!
Бабы сарафаном заливать хотят».
а) стихотворение;в) пословица;
б) загадка;г) небылица.
5. Завершите определение. Сюжет – это…
а) части рассказа;в) события произведения;
б) последовательность событий;г) герои произведения.
Тест №4, вариант 1_______________________________________________________
1. «Медведь и охотник» - это сказка … народа. Вставьте подходящее слово.
а) русского;в) эвенкийского;
б) нанайского;г) немецкого.
2. Какое волшебное число присутствует в русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
а) 1;б) 7;в) 3;г) 5.
3. Какой из предметов в сказках не бывает волшебным?
а) ковёр;в) сапоги;
б) шуба;г) шапка.
4. Лукоморье – это… Выберите продолжение предложения.
а) море лука;в) изгиб морского берега;
б) название сказочного моря;г) название сказочного государства.
5. Какое по счету пожелание старухи не исполнила Золотая рыбка?
а) второе;в) пятое;
б) седьмое;г) третье.
Тест №4, вариант 2_______________________________________________________
1. «Медведь и охотник» - это сказка … народа. Вставьте подходящее слово.
а) русского;в) нанайского;
б) эвенкийского;г) немецкого.
2. Какое волшебное число присутствует в русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
а) 7;б) 1;в) 3;г) 5.
3. Какой из предметов в сказках не бывает волшебным?
а) шапка;в) сапоги;
б) шуба;г) ковёр.
4. Лукоморье – это… Выберите продолжение предложения.
а) море лука;в) изгиб морского берега;
б) название сказочного моря;г) название сказочного государства.
5. Какое по счету пожелание старухи не исполнила Золотая рыбка?
а) третье;в) пятое;
б) седьмое;г) второе.
Тест №5, вариант 1_______________________________________________________
1. Определите жанр произведения.
Добр бобр до бобрят.
а) стихотворение;в) пословица;
б) загадка;г) скороговорка.
2. Что является схожим в сказках «Морозко», «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович»?
а) волшебные предметы;в) сюжет;
б) это народные сказки;г) помощники главной героини.
3. Кто из героев «лишний» в ряду: маленькая Баба Яга, маленький Водяной, Мальчик с пальчик, старик Хоттабыч, Липунюшка?
а) Липунюшка;в) Мальчик с пальчик;
б) старик Хоттабыч;г) маленькая Баба Яга и маленький Водяной
4. В каком произведении Л.Н.Толстого спасение происходит после выстрела пушки?
а) «Акула»;в) «Косточка»;
б) «Прыжок»;г) «Лев и собачка».
5. Кем видел себя во сне герой стихотворения И.З.Сурикова «Детство»?
а) Волшебником;в) Иванушкой-дурачком;
б) Иваном-царевичем;г) Дедом Морозом.
Тест №5, вариант 2_______________________________________________________
1. Определите жанр произведения.
Добр бобр до бобрят.
а) стихотворение;в) загадка;
б) пословица;г) скороговорка.
2. Что является схожим в сказках «Морозко», «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович»?
а) это народные сказки;в) сюжет;
б) волшебные предметы;г) помощники главной героини.
3. Кто из героев «лишний» в ряду: маленькая Баба Яга, маленький Водяной, Мальчик с пальчик, старик Хоттабыч, Липунюшка?
а) Липунюшка;в) старик Хоттабыч;
б) Мальчик с пальчик;г) маленькая Баба Яга и маленький Водяной
4. В каком произведении Л.Н.Толстого спасение происходит после выстрела пушки?
а) «Косточка»;в) «Акула»;
б) «Прыжок»;г) «Лев и собачка».
5. Кем видел себя во сне герой стихотворения И.З.Сурикова «Детство»?
а) Волшебником;в) Иваном-царевичем;
б) Иванушкой-дурачком;г) Дедом Морозом.
Тест №6, вариант 1_______________________________________________________
1. К какому литературному произведению композитор Н.А.Римский-Корсаков написал «Полет шмеля»?
а) «Песня мухи» Саши Чёрного;
б) «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина;
в) «Как Муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.
2. Кто из насекомых помогал Муравьишке добраться домой?
а) Гусеница-землемер;в) Паук-сенокосец;
б) Бабочка махаон;г) Кузнечик.
3. Определите жанр произведения:
Ой, люли-люлюшеньки,
Баюшки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
а) стихотворение;в) загадка;
б) колыбельная;г) прибаутка.
4. Стихотворение Э.Н.Успенского «Разгром» построено в форме… Продолжите фразу.
а) диалога;в) разговора;
б) монолога;г) рассказа.
5. Как называется прием, использованный в речи Кота из произведения Л.С.Петрушевской: «- Мяу! Мрряу! Фрряу! Пш-пш! Ку-ку!»?
а) пародия;в) преувеличение;
б) звукоподражание;г) контраст.
Тест №6, вариант 2_______________________________________________________
1. К какому литературному произведению композитор Н.А.Римский-Корсаков написал «Полет шмеля»?
а) «Песня мухи» Саши Чёрного;
б) «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина;
в) «Как Муравьишка домой спешил» В.В.Бианки.
2. Кто из насекомых помогал Муравьишке добраться домой?
а) Паук-сенокосец; в) Гусеница-землемер;
б) Бабочка махаон;г) Кузнечик.
3. Определите жанр произведения:
Ой, люли-люлюшеньки,
Баюшки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам
Да расти по часам.
а) стихотворение;в) колыбельная;
б) загадка;г) прибаутка.
4. Стихотворение Э.Н.Успенского «Разгром» построено в форме… Продолжите фразу.
а) разговора;в) диалога;
б) монолога;г) рассказа.
5. Как называется прием, использованный в речи Кота из произведения Л.С.Петрушевской: «- Мяу! Мрряу! Фрряу! Пш-пш! Ку-ку!»?
а) пародия;в) звукоподражание;
б) преувеличение; г) контраст.
Тест №7, вариант 1_______________________________________________________
1. Зачеркните лишнее слово в предложении.
Архитектура, музыка, живопись, картина, кино, литература, рассказ – это виды искусства.
2.К какому слову Незнайка не смог придумать рифму?
а) скалка;в) сабля;
б) пакля; г) утюг.
3. Почему Мишке из рассказа Н.Н.Носова не удалось сварить кашу?
а) он не умел варить её;в) не хватило воды;
б) крупа была неподходящая; г) ему мешал советами друг.
4. От чьего имени ведется рассказ в произведении И.М.Пивоваровой «Мы пошли в театр»?
а) от имени автора;в) от имени самих детей;
б) от имени учителя; г) от имени одной из учениц.
5. Какой прием использует поэт М.В.Исаковский в своем стихотворении? Подчеркните слова, подтверждающие ваш ответ.
Осторожно ветер Пожурил за что-то
Из калитки вышел, Воробьев знакомых.
Постучал в окошко, И, расправив бодро
Пробежал по крыше; Молодые крылья,
Поиграл немного Полетел куда-то
Ветками черемух, Вперегонку с пылью.

а) преувеличение;в) контраст;
б) олицетворение;г) звукоподражание.
Тест №7, вариант 2_______________________________________________________
1. Зачеркните лишнее слово в предложении.
Архитектура, музыка, живопись, картина, кино, литература, рассказ – это виды искусства.
2.К какому слову Незнайка не смог придумать рифму?
а) скалка;в) пакля;
б) сабля;г) утюг.
3. Почему Мишке из рассказа Н.Н.Носова не удалось сварить кашу?
а) не хватило воды;в) он не умел варить её;
б) крупа была неподходящая; г) ему мешал советами друг.
4. От чьего имени ведется рассказ в произведении И.М.Пивоваровой «Мы пошли в театр»?
а) от имени автора;в) от имени учителя;
б) от имени самих детей;г) от имени одной из учениц.
5. Какой прием использует поэт М.В.Исаковский в своем стихотворении? Подчеркните слова, подтверждающие ваш ответ.
Осторожно ветер Пожурил за что-то
Из калитки вышел, Воробьев знакомых.
Постучал в окошко, И, расправив бодро
Пробежал по крыше; Молодые крылья,
Поиграл немного Полетел куда-то
Ветками черемух, Вперегонку с пылью.

а) преувеличение;в) олицетворение;
б) контраст;г) звукоподражание.
Ключи.
Тест №1, вариант 1
1. б) В.Ю. Драгунский
2. б) одного человека.
3. в) о Мишке
4. Нежно смотрит на микроба
Наша Леночка Петрова.
Так же нежно в микроскоп
На неё глядит микроб.
б) неточная
5.б) хорошо – отлично
Тест №2, вариант 1
1. Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать седой зимы осталось.
2. в) японская
3. г) Ёжик и Медведь
4. в) скороговорка
5.в) малиновый
Тест №3, вариант 1
1. б) Игорь
2. в) 7
3. б) событие
4. г) небылица
5. б) последовательность событий
Тест №4, вариант 1
1. в) эвенкийского
2. в) 3
3. б) шуба
4. в) изгиб морского берега
5.в) пятое
Тест №5, вариант 1
1. в) скороговорка
2. в) сюжет
3. б) Старик Хоттабыч4. а) «Акула»
5. б) Иваном-царевичем
Тест №6, вариант 1
1. б) «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин
2. б) бабочка махаон
3. б) колыбельная
4. а) диалога
5. б) звукоподражание
Тест №7, вариант 1
1. Картина, рассказ
2. б) Пакля
3. а) он не умел её варить
4. г) от имени одной из учениц
5. Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.
б) олицетворение
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
 
  1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс
I
четверть 5-10 сл/м 25-30 сл/м 50-54 сл/м 70-74 сл/м
II четверть 11-15
сл/м 31 -40 сл/м 55-60 сл/м 75-80 сл/м
III четверть 16-24 сл/м 41-45 сл/м 6 1-69 сл/м 81-90 сл/м
IV четверть 25-30 сл/м 46-50 сл/м 70-75 сл/м 91 -95 сл/м
Объём, оцениваемый при выразительном чтении:
2 класс - ¼ страницы               3 класс - 1/3 стр.           4 класс - ½ стр.
 
Оценки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведении в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
 
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметаВ МОБУ ССОШ № 1 разработано Положение о системе оценивания, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования, реализующих ФГОС.
Положение о системе оценивания, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся разработано на основании Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, Устава общеобразовательного учреждения.
Настоящее Положение определяет основы организации оценки предметных, метапредметных результатов, универсальных учебных действий, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования и является обязательным для исполнения.
Контрольная проверка навыка чтения проводится 1 раз в четверть у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3.Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Нормы техники чтения в начальной школе (по системе Л.В. Занкова)
оценки «2» «3» «4» «5»
1 класс
2 четверть Менее 10 слов 10-15 слов 16-20 слов Более 20 слов
3 четверть Менее 20 слов 20-25 слов 26-35 слов Более 35 слов
4 четверть Менее 25 слов 25-30 слов 31-40 слов Более 40 слов
2 класс
1 четверть Менее 25 слов 25-34 слова 35-45 слов Более 45 слов
2 четверть Менее 30 слов 30-39 слов 40-50 слов Более 50 слов
3 четверть Менее 35 слов 35-44 слов 45-55 слов Более 55 слов
4 четверть Менее 40 слов 40-54 слов 55-70 слов Более 70 слов
3 класс
1 четверть Менее 45 слов 45-54 слов 55-70 слов Более 70 слов
2 четверть Менее 50 слов 50-59 слов 60-75 слов Более 75 слов
3 четверть Менее 55 слов 55-64 слов 65-80 слов Более 85 слов
4 четверть Менее 60 слов 60-74 слов 75-90 слов Более 90 слов
4 класс
1 четверть Менее 60 слов 60-74 слов 75-90 слов Более 90 слов
2 четверть Менее 70 слов 70-84 слов 85-100 слов Более 100 слов
3 четверть Менее 80 слов 80-94 слов 95-110 слов Более 110 слов
4 четверть Менее 90 слов 90-104 слов 105-120 слов Более 120 слов