Конспект урока русского языка на тему: Заглавная буква в словах


Конспект урока русского языка на тему:
"Заглавная буква в словах"
МАОУ СОШ №147
Учитель: Аверьянова Татьяна ВикторовнаКласс: первый
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: русский язык
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Учебник: « Русский язык 1 класс». Автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);
презентация к уроку. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной;
рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс». Автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);
Е.М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013).
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
Цель: воспитание уважительного отношения к людям, любви к родному городу и стране, через формирование логических действий обобщения на примере составления правила употребления заглавной буквы в именах собственных и умения отличать имена собственные от имён нарицательных.
Задачи урока:
формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц; учить использовать полученные знания на практике;
содействовать развитию речи учащихся, умения анализировать, обобщать, делать выводы
содействовать проявлению доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, осваиванию социальной роли обучающегося, уяснению мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Тип урока: урок «обобщение знаний»
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;
метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор - В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Электронное приложение к учебнику; презентация, выполненная учителем; Е. М. Тихомирова. «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013); компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.
Структура (план) урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Определение темы урока, постановка цели и учебной задачи
Усвоение и обобщение полученных знаний и способов деятельности
ФизминуткаРеализация построенного проекта.
Самостоятельная работа с тестом
Рефлексивно-оценочный
ХОД У Р О К А
Этап урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения I.Организационный момент Фронтальная беседа приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования (наличие учебной тетради, ручки); эмоционально настраивает на урок приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. Индиви-дуаль-ный. Провер-ка готов-ности к уроку.
II.Актуализация опорных знаний.

Фронтальная.
Словесный. Практическая
Вступительное слово учителя.
Парная работа Проводит игру. Игра называется «Меня звали. Меня зовут. Меня будут звать».
- Что первоклассники любят больше всего на свете? Вот меня в детстве звали Танечка, а сейчас как зовут? А потом будут звать бабушка Таня. А вас? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена.
Внимательно слушают, дают обоснованные ответы
Отвечают: конечно играть.
Принимают учебную задачу, обобщают изученный ранее материал
учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками Фрон-тальный.
Устные ответы.
взаимоконтроль
III.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Практическая работа у доски,
Словестныеиндивидуальные Вызов учителем к действию:
- Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?
Я тоже запишу рядом имя своей подруги. (Анализируем записанное).
- Так почему же я написала с большой буквы, ??? с маленькой, а ??? тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок.
- В связи с чем у нас возникли трудности? 3 человека записывают имена
Делают вывод (не достаточно хорошо знают правило) Личностные: понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Самоконтроль, самопроверка самооценка действий
IV.Определение темы урока, постановка цели и учебной задачи Словестныечастично-поисковый Просит ответить на вопрос «Для чего в русском алфавите нужны заглавные буквы?»
Ответы детей фиксирует на доске в виде рисунка или схемы.
Как вы думаете, какой будет тема урока? А зачем нужно это знать?
-Чему будем учиться?
-Чему научимся?
-Зачем нам нужно это знать?
Дают ответы на поставленные вопросы Формулируют тему, цель взаимопроверка
V.Усвоение и обобщение полученных знаний и способов деятельности.
1.Пальчиковая гимнастика. Фронтальная, индивидуаль-ная.Практи-ческий, словесный.
Упражнение для развития мелкой моторики. Обобщает знания учащихся - Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы?
Просмотр анимации - Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах», сюжет «анимация»). Вопросы после просмотра частей:
Какие буквы выделены? Что они обозначают?
А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?
Как же пишутся фамилии, имена и отчества людей?
Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?
С какой целью на письме выделяют эти слова?
Попробуйте сделать вывод. Какие слова пишутся с заглавной буквы? Почему?
Показ учителя
Перечисляют и обобщают слова, которые пишутся с заглавной буквы
Делают вывод
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую. Внимательно слушают, обобщают материал, делают вывод о правильном написании имен собственных, анализируют просмотренную анимацию, выполняют упражнение в соответствии с требованием учителя. Индивидуальный.
Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.
2. Правила посадки за столом во время письма.
Индивидуальная.Практический- Проверим посадку, правила обращения с ручкой.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.
Индивидуальный. Проверка прав. посадки и верного обращения с ручкой.
3.Работа по учебнику
упр. 1 с. 122.
групповая Проверим наш вывод по работаем в малых группах по 4 человека: по две группы слов каждой группе.. -Что нужно сделать, чтобы правильно написать слова? -Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов.
Обращает внимание на изучение словарного слова: (Огромна и прекрасна наша страна. Много здесь городов, деревень, сел и поселков. Назовите главный город нашей страны? Как еще называют Москву?)- слово Москва, записанное на с. 123. Что это за слово? (Словарное)
(ЭОР: Работа со словарным словом: прослушивание информации о слове Москва)- Кто может сказать, как пишется это слово, почему? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.
-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? вопрос о названии городов.
- Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов, Екатеринбург.
- Слушаем экспертов: ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает. Каждая группа делает вывод по своим словам
Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных
Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76 Познавательные:
общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;
логические – осуществляют поиск необходимой информации.Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.
Взаимопроверка, самоконтроль
Взаимопроверка, выявление причин затруднения.
VI. ФизминуткаКоллективная, индивидуаль-ная. Практи-ческий. Показывает фотографии городов.
Высотное здание
Низкое здание
Понравилось сооружение Потянуться вверх
Присесть
Руки в стороны, показать эмоции Осуществляют профилактику утомления. Правильное выполнение упражнения.
VII.Реализация построенного проекта. Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный,
практический, Возвращаемся к началу урока - Давайте вспомним игру в начале урока. Почему меня раньше называли Таня, а теперь называют Татьяна. Это что – разные имена? - Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?
- Давайте прочтём заметку, с. 124.
Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.
- О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123. упр. 2 (разбиваем столбики между парами учащихся).
Вспомните, как пишутся клички животных, почему?
Что происходит, если кличку животного переносят на человека? Работа в парах Учатся обобщать и делать вывод
учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками взаимопроверка
VIII.Самостоятельная работа с тестом Практический, эвристический, частично-поисковый Предлагает выполнить задания теста и проверить по доске самостоятельно
В какой паре неверно указаны полное и сокращённое имена?
Людмила – Люба Александр – Саша Елена – Лена
2. С какой буквы пишется название деревни?
-только с заглавной буквы
-только с маленькой буквы
-или с заглавной, или с маленькой3. Сколько слов в этом предложении ты напишешь с заглавной буквы?
вячеслав андреев живёт в городе кисловодске.
( 2 слова, 3 слова, 4 слова)
4.Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы
У Наташи Егоровой живёт чудесный кот Щёголь.
Выяснение, кем и почему допущены ошибки. Коррекция знаний Самостоятельно выполняют задания теста самопроверка по эталону
IX. Рефлексивно-
оценочный Фронтальная.
Словесный.
Беседа. Учитель возвращает ребят на начало урока - Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим на записи, сделанные в начале урока. Кто же правильно написал имя друга? Почему?
- Можем ли мы ответить на главный вопрос нашего урока?
Давайте продолжим фразу:
На уроке я узнал, что… Я выполнял задания… (Как?) Лучше всего у меня получилось…. Я работал (самостоятельно или с помощью кого – то?)
Домашнее задание: попробуйте найти дополнительное использование заглавной буквы. Отвечают на вопросы учителя, продолжают фразу Оценивают свою работу на уроке.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Фрон-
тальный.
Устные ответы.
Список использованной литературы:
В. П. Канакина. Русский язык. 1 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку. 1 класс. Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной.