Развитие внимания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Развитие внимания детей дошкольного возраста с
интеллектуальной недостаточностью (ЗПР)
Понятие «задержка психического развития» характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Причиной "такого отставания, по мнению большинства исследователей, являются слабовыраженные /минимальные/ органические поражения головного мозга, которые могут быть генетически обусловлены, а также являться следствием интоксикации, инфекции, обменно-трофических расстройств, травмы. Вследствие этих нарушений к семи годам жизни дети с задержкой психического развития отстают по уровню интеллекта и моторном;/ развитию, что проявляется в снижении способности к применению знаний, оперированию числами, конструктивности мышления, неустойчивости, рассеянности внимания и низкой способности его переключения. А внимание является одним из важнейших условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми с задержкой психического развития доступного для них объема знаний, умений и установления контакта с взрослыми. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться, ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Несформированность внимания детей, имеющих задержку психического развития, влияет на продуктивность их интеллектуальной работы в целом.
Названные особенности приводят к тому, что ребенок без особой подготовки, начиная обучаться в школе, испытывает трудности в усвоении материала и переходит в категорию неуспевающих. Вместе с тем. Л.С. Выготский отмечал, что у аномального ребенка есть не только дефекты, но и высокая способность к компенсации. Поэтому коррекционно-воспитательную работу с детьми, имеющими задержку психического развития, следует начинать как можно раньше, в дошкольном возрасте, когда протекает большая часть всего потока умственного развития ребенка.
Проблема развития внимания детей с ЗПР очень мало разработана, В литературе имеются только отдельные указания на ослабление внимания вследствие интеллектуальной недостаточности. Поэтому в своей работе с детьми данной категории я поставила перед собой цель:
-выявить особенности развития внимания у детей с ЗПР,
-разработать основные направления работы по развитию внимания детей дошкольного возраста с ЗПР,
Иначе говоря, помочь детям с отставанием в развитии управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления. В процессе коррекционных занятий приучать детей слушать, слышать, видеть и реагировать адекватно.
Перед тем как начать работу, совместно с психологом, проводится диагностика уровня внимания детей посещающих спецгруппу детей с задержкой психического развития. Внимание оценивается по различным методикам, позволяющим определить продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем.
Проведенные исследования подтверждают данные литературы о непроизвольном характере внимания у детей с ЗПР, малом объеме, большой отвлекаемости, низкой способности в течение длительного времени сосредоточения на одном и том же объекте, невозможности наблюдать одновременно много предметов, необходимости во внешних побуждениях из-за слабых волевых усилий.
Для того чтобы успешно развивать внимание я, прежде всего, изучила причины его снижения:
общее расстройство нервной системы,
неустойчивость внимания может быть следствием нарушения правильногодыхания, сердечно-сосудистой системы, а значит и снабжения мозгакислородом,
рассеянность часто является результатом переутомления ребенка,
недостаточная умственная активность,
перегрузка мозга большим количеством впечатлений,
неправильное воспитание в семье /отсутствие режима в занятиях, развлечениях,отдыхе и т.д./,
В ходе работы с детьми по развитию внимания я сделала выводы:
- нельзя давать детям с ЗПР несколько заданий для одновременного выполнения, выполнение одного задания должно сменяться выполнением другого.
- во время занятий: с детьми необходимо устранять все обстоятельства, отвле
кающие детское внимание.
как можно чаще, различными способами стимулировать детское внимание и: давать ему своевременно, при появлении признаков утомления, отдых.
Обучение должно проходить в несколько замедленном темпе, с более широкойнаглядной и словесной конкретизацией, с большим количеством упражнений.
С детьми, имеющими ЗПР, нельзя долго заниматься одним и тем же, надоруководить детским вниманием, направлять его на то, на что надо обратитьвнимание.
Надо помнить, что труднее установить детское внимание, поэтомумаксимальное стимулирование внимания должно быть в самом начале занятия.
Занятие должно начинаться с короткой физкультминутки, сопровождатьсяположительными эмоциями и ритмичной музыкой.
Все занятия с детьми должны проводиться в игровой форме, в благоприятнойэмоциональной обстановке. Не надо забывать радоваться успехам детей,стремиться вместе с ребенком к достижению поставленных целей.
Продолжительность занятий должна быть короче, период отдыха болеепродолжительным, чем у их здоровых сверстников.
В группы возможно объединение не более трех детей, у которых обнаруженыодинаковые проблемы.
Сам ребенок не умеет управлять своим вниманием и поведением и не может преодолеть эти недостатки самостоятельно, ему необходимо своевременно помочь.
Составной частью коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития. Это специальные занятия, имеющие целью не только повышение общего, интеллектуального уровня развития, но и решения конкретных задач, в данном случае - развитие внимания.
Основными путями управления, вниманием детей в процессе обучения и воспитания, формирования внимательности являются:
-организация учебного материала - его структурирование, подбор ярких примеров;
-использование технических средств обучения:
-организация деятельности детей на занятии - темп, ритм, смена деятельности;
-формирование у детей навыков организации труда, действий контроля и самоконтроля;
-формирование у детей устойчивых интересов к занятиям и трудовойдеятельности.
Узнав слабые стороны внимания детей, предлагаю программу индивидуально-групповой работы по развитию и коррекции внимания дошкольников с ЗПР. Для этой программы выделила следующие принципы организации:
возраст детей - дошкольник
численность развивающей группы не должна превышать 3 человек
продолжительность занятия - 10-12 минут.
Задачи:
развивать внимание, как прямо через конкретные упражнения по развитиювнимания, так и косвенно - через волю, силу и подвижность нервной системы,наблюдательность, мотивацию и развитие общения с взрослыми.
Развитие всех видов и свойств внимания.
Принципы:
активность детей на. занятии
дружеские отношения между детьми
постепенное усложнение заданий
развитие всех познавательных процессов.
Независимо от содержания, занятия включают ряд постоянных элементов:
игру на развитие слухового внимания: восприятие обычных звуков и речевыхзвуков;
игру на развитие различных свойств внимания;
игру на развитие зрительной памяти;
игру на развитие наблюдательности и умения сравнивать
дидактическую игру, направленную на решение определенных обучающих иразвивающих задач
подведение итогов занятия
упражнения на расслабление или на развитие дыхания.
Приступив к систематическим занятиям, стараюсь разнообразить, вводить новые для детей виды и объекты деятельности. С самого начала работы отслеживаю, ход ее выполнения ребенком, не потерял ли он инструкцию, предупреждаю отвлекаемость, ошибки, но при этом не вмешиваюсь в то, что делает ребенок, предоставляю ему самостоятельность. Непременно учитываю физическое состояние ребенка. Кроме индивидуальной работы с детьми по развитию внимания провожу игры, которые могут включаться в содержание свободного время провождения. Это игры, в которых целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий.
Для развития зрительного внимания большое значение имеют игры с перемещением предметов, здесь использую кукольный театр, театр теней.
Внимание - эта та функция, на которой раньше, чем на других отражается утомление. Поэтому с детьми провожу упражнения, направленные на овладение игровыми приемами произвольного расслабления. В систему общей физической подготовки детей включаю упражнения по психогимнастике, дыхательную гимнастику, упражнения для пальцев рук.
Одним из основных факторов, позволяющих сохранить работоспособность, внимание ребенка, отодвинуть утомление, является рациональная организация режима дня, питания, сна. В нашей группе режим дня построен с учетом особенностей соматического и нервно-психического здоровья детей, возрастных различий. В режиме предусмотрена рациональная двигательная деятельность - физические упражнения, подвижные игры, и т.д.
Работа по развитию внимания и запоминания, формированию восприятия, мышления, осуществляется в нашей группе - в повседневной жизни, при ознакомлении с окружающим, в процессе формирования всех видов деятельности и на специальных занятиях, при формировании навыков самообслуживания, при обучению игре. Такие занятия, как лепка, рисование, конструирование не только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти рук, а это в свою очередь, влияет на формирование человеческого мозга и становление речи.
Одной из важных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания я считаю работу с родителями, направленную на формирование адекватных взаимоотношений в триаде: педагог - ребенок с отклонением в развитии - родители.
Стараюсь помочь родителям разобраться в поведении ребенка, объяснить как правильно вести себя с ребенком, ведь добиться исчезновения таких симптомов как гиперактивность, импульсивность и невнимательность в короткие сроки не представляется возможным. Эти трудности возможно в значительной мере преодолеть, но при этом от родителей потребуется немало сил, терпения и мудрости.
Я считаю, что регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. У детей повышается продуктивность и устойчивость внимания. Во время занятия дети становятся способны сохранять сосредоточенность более длительное время, чем это было по приходу в нашу группу. Увеличивается объем внимания. При рассматривании объекта дети видят в нем больше отличительных признаков. Появляются элементы произвольного внимания, позволяющие им сосредоточиться не только на новом, ярком объекте, но и на том, что необходимо усвоить.
Пока результаты работы небольшие, так как на пути тренировки и специально организованного развития свойств внимания возникают трудности, вызванные объективными обстоятельствами: природной слабостью основных свойств нервной системы. Но думаю, что при правильном подходе, почти все дети, имеющие задержку психического развития, в дальнейшем преодолеют ее. Главное - своевременно определить характер нарушений и найти более эффективные пути помощи. Помнить, что в обучении ребенка с отклонением в развитии главное - это терпение.
Библиография:
Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятерку» за здоровье.- Тула, 1997.-57с.
Бекмуратов Н.Ш. К вопросу о повышении уровня работоспособности//Дефектология.-1989.-№3.-с.14-18
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М., 1999.-63с.
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии.- М., 1973.-175с.
Дети с задержкой психического развития/ под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И.-М., 1984.-256с.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии./Под ред. Пузанова Б.А.-М., 1999.-284с.
Маркова А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения.//Начальная школа.-2001.-№2.-с 89-90
Матюгина И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развивать внимание.- Д., 1997.- 432с.
Московкина А.Г. Как помочь ребенку с нарушением внимания.//Дефектология.-2000.- №1.-с.61-65
Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания и познавательной деятельности детей с задержкой психического развития.//Дефектология.- 1987.-№6.-с.17-23
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. -М., 1999.-136с.
15