Урок с применением здоровье сберегающих технологий Тема «Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек» (УМК «Перспективная начальная школа»)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа №9
Урок с применением здоровье сберегающих технологий
Тема «Большая буква в именах, отчествах,
кличках животных, названиях городов, рек»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
1 класс
Учебный год: 2012-2013
Составитель: учитель нач. классов
Губченко С. П.
х. Хуторской
2012г.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях.
Задачи: формировать умения записывать предложения с именами собственными; способствовать закреплению умений составлять предложения по сюжетной картинке, воспитанию культуры общения.
Планируемые результаты (УУД):
предметные: научатся понимать значение слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся, употреблять заглавную букву в начале предложения; получат возможность научиться устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме согласно инструкции, алгоритму или установке учителя; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, подчиняясь общепринятым правилам сотрудничества; личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями для учащихся, иллюстрации, компьютер, проектор.
Здоровье сберегающие технологии:
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Динамическая пауза.
Физкульминутка для глаз.
Упражнение психологической саморегуляции (аутотренинг).
Рациональное использование времени на уроке.
Чередование устных и письменных работ.
Задания, подобранные возрастному уровню обучающихся.
Психологический настрой обучаюшихся в начале урока.
Рефлексия.
Список использованной литературы:
1. Чуракова Н. А. Русский язык, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л. Каленчук. -М.: Академкнига/Учебник, 2012.
2. Гольфман Е. Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
3. Чуракова Н. А., Гольфман Е. Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи: Пособие для родителей и педагогов – М.: Академкнига, 2008.
5. http://www.klub100let.ru/6_1gimnastika_detey.htmБОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ,КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ, НАЗВАНИЯХ ГОРОДОВ, РЕК
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с правилом употребления заглавной буквы в именах, кличках, названиях.
Задачи : формировать умения записывать предложения с именами собственными; способствовать закреплению умений составлять предложения по сюжетной картинке, воспитанию культуры общения.
Планируемые результаты (УУД):
предметные: научатся понимать значение слов, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся, употреблять заглавную букву в начале предложения; получат возможность научиться устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме согласно инструкции, алгоритму или установке учителя; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – принимают участие в работе парами, подчиняясь общепринятым правилам сотрудничества;
личностные УУД: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: карточки с заданиями для учащихся, иллюстрации, компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. Добрый день и добрый час, Мы начнём урок сейчас. Тихо дети сели, Тишине открыли двери, На уроке пусть сидит, Будет шумно – улетит.
- Ребята, к нам в гости пришло солнышко (на доске рисунок большого улыбающегося солнышка). Оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу. Улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём нашу волшебную фразу: « Я хочу много знать!». А я желаю вам успехов!
II. Чистописание.
Подготовка рук к работе (Пальчиковая гимнастика).
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит.
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
( Ученики сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным и т. д. Потом упражнение выполняется в обратном порядке, начиная с большого пальца).– Отгадайте ребусы: (на экране поочерёдно)
(Вова, Витя, Вася, Настя, Наташа.)
- Встаньте дети с этим именем. А теперь все запишите его в свою тетрадь. (Такая работа проводится над каждым зашифрованным словом).
III. Актуализация опорных знаний, сообщение темы урока.
Работа по учебнику (с. 26).
Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Вспомните, какие секреты устной речи вам уже известны. (Паузы в конце предложений, интонация, выделение слов голосом – логическое ударение, ударение в словах.)
– Миша поинтересовался у Волшебницы: «Какие секреты есть у письменной речи?» А вы, ребята, хотите узнать?
Дыхательная гимнастика.
– Подготовимся к чтению
Правую руку положите себе на грудь. Вдох – выдох (3 раза).
Надуваем шар (ш-ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с-с).
Подули на свечку (на пальчик).
На доске записаны предложения:
У Маши красный шарик.
Миша дает команду Шарику.
– Прочитайте предложения.
– Что заметили? (Одни сова написаны с маленькой буквы, а другие – с большой.)
– Миша знает, как называются слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите и прочитайте об этом в учебнике (с. 27).
– На уроке мы совершим путешествие по стране Собственных имен и больших букв.
IV. Изучение нового материала.
1. Тренировочное упражнение.
– Послушайте стихотворения и скажите, какие слова в них произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Почему? Объясните значение этих слов.
На виду честного люда
Трусит с горки съехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
Я. Козловский
Май пришел!
Снимай фуфайку!
Надевай-ка, Майка, майку!
2. Работа по учебнику (с. 27).
– Посмотрите на рисунок. Это страна Больших букв. Миша заметил, что жители этой страны грустные и растерянные. Оказывается, в стране Собственных имен из слов пропали большие буквы. Теперь в стране нет порядка. Девочка с мальчиком забыли свои имена и не знают, на какой улице они живут. Доктор безуспешно ищет своего пациента – мужчину, имя у которого исчезло. Кот и собака плачут от голода, хозяева не зовут их обедать.
Анишит Йокоповна дала Маше и Мише волшебные карандаши. Если такими карандашами написать большие буквы в словах, то они останутся там навсегда и вновь в стране воцарится порядок. Но есть важное условие: можно ошибиться только один раз и обязательно исправить ошибку, иначе беспорядок останется в этой стране навсегда. Миша считает, что надо быть очень внимательным и пользоваться правилом. Вы согласны?
– О каком правиле говорит Миша? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы.)
– Что такое имена собственные? (Ответы детей.)
3. Работа по картинкам.
Мы идем по дорожке, по её краям растут удивительные цветы. Если мы присмотримся, то определенный вид цветов растет на определенной улице, а значит, и названия улиц возникли по названиям цветов.
Догадайтесь, какие здесь улицы. Я подниму картинку (одуванчик, колокольчик, ромашка, василек, роза, астра, мак), а вы скажете название улицы. (Одуванчиковая, Колокольчиковая, Ромашковая, Васильковая, Розовая, Астровая, Маковая.)
– Подумайте, как записать названия улиц. Почему?
– Запишите в тетрадь некоторые названия улиц. (Один ученик выполняет работу на доске. Например, улица Розовая, улица Одуванчиковая.)Вывод: название улицы – это имя собственное, поэтому надо писать с заглавной буквы.
– Ребята, у всех улиц названия вернулись на свое место. Теперь дети смогут вернуться к себе домой.
Мы идем по дорожке, солнышко светит, пестрые бабочки летают, пчелки жужжат.
Динамическая пауза
Прогулка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
(Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
(Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим
(Бег на месте),
До лужайки добежим
(Бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
(Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. (Присели.)
Немного отдохнем.
А потом по тропиночке пойдем.
(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох. Сели за парту.)4. Работа по иллюстрациям.
– Ребята по-прежнему грустные, имена-то к ним не вернулись. Без имени остались и их родители, и доктор. Маша готова помочь ребятам.
– Придумайте имена взрослым людям по картинке. (Например: дядя Саша.)
– Можно ли доктора назвать тетей? Как называют взрослых на работе? (По имени и отчеству.)
– Придумайте имя, отчество доктору. Как запишете эти слова? Почему? Какая фамилия может быть у доктора? Как ее запишете, почему? Запишите фамилию, имя, отчество (Ф. И. О.) доктора в тетрадь.
Один ученик работает у доски.
5. Работа по карточкам.
I уровень.
Задание: напишите фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.
Наша фамилия … . Нас в семье 4: мама, папа, сестра и я. Маму зовут … , папу … , сестру… , меня – … . У нас дружная семья.
II уровень.
Задание: выпишите из текста имена собственные.
Меня зовут Марина. Папу зовут Олег Иванович. Когда я стану большой, меня будут звать Мариной Олеговной.
III уровень.
Задание: продолжите ряд слов на данное правило.
Юра, Дима, Коля, ________, __________.
Катя, Света, Юля, ________, __________.
Проверка работы.
Вывод: имена собственные – имена, отчества, фамилии людей – пишутся с большой буквы.
Физкультминутка для глаз «Дорога добра (компьютер)
6. Работа по учебнику.
Упражнение 8, с. 28.
Познавательные УУД: логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД: формирование умения корректно распределять работу с соседом по парте, строить отношения, основанные на взаимоуважении и взаимовыручке.
– Миша и Маша захотели рассказать вам о себе.
Анишит Йокоповна внимательно следила за работой Маши и Миши. Ей полюбились ребята. Как вы думаете, почему? (Маша и Миша сообразительные, отзывчивые, внимательные и т. п.)
– Вы правы. Анишит Йокоповна решила помочь ребятам расколдовать животных.
7. Устное упражнение.
Кошка(б,Б)одунСобака(к,К)рикунПетух(п,П)ушинкаКозёл(т,Т)ишкаКрасотка-синичка,
Как напишете клички?
– Ой, а это кто идет по улице? (Картинка – собака с воздушным шариком.) Как его зовут? (Пес Шарик, потому что он любит играть с шариком.)
Щенок шарик укусил шарик.
Лопнул … , испугался … .
– Какие слова напишем с большой буквы? Почему?
Упражнение психологической саморегуляции (аутотренинг ).
«Водопад»
- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
8. Работа по учебнику (с. 28). (Работа в парах).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради.
Чтение интриги.
«– Раз вы такие умные, получайте еще одно задание – доброжелательно улыбнулась Волшебница».
Упражнение 9, с. 28.
– Какие слова в этих предложениях подсказали, что здесь есть имена собственные? (Слова «по имени», «по кличке».)
Проверка.
Работа с текстом учебника (с. 27).
– Чтобы разогнать тучи над рекой, дайте ей название. Как его запишем? (Например, речка Быстрая.)
Динамическая пауза
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются)
V. Закрепление изученного материала.
Работа по тетради.
Упражнение 2, с. 18.
– Маша и Миша с вашей помощью навели порядок в стране Собственных имен. И теперь они приглашают вас на речку.
– Подчеркните границы предложений и все заглавные буквы.
VI. Итог урока.
– Для чего нужны имена собственные? Надеюсь, стихотворение поможет вам ответить на вопрос.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
В четверг объявление
Было в газете:
«Внимание, дети!
Внимание, дети!
Пропала собака
По кличке Б/барбос.
Барбос без хвоста
И до носа оброс.
Он жил у вокзала
На улице Н/новой,
В квартире 14
У И/ивановой».
В. Орлов
– Так какие секреты есть в письменной речи? (Особые правила письма: большая буква в начале предложения; большая буква в именах собственных.)
– А разве в устной речи нет большой буквы в начале предложения?
– Можно ли в устной речи показать большую букву в именах собственных?
– А с помощью голоса, интонации можно показать большую букву в именах собственных?
Вывод: устная речь более выразительная, но она не может передать большую букву имени собственного или начало предложения.
VII. Рефлексия.
- Оцените свою работу. Нарисуйте своё настроение. Кому было интересно на уроке, уютно и комфортно, тот нарисует солнышко. А кому было плохо, неуютно, скучно, тот пусть нарисует тучку с дождинками.
Спасибо всем за урок!