Презентация Слова-паразиты или экология речи
КГУ “Костряковская средняя школа” Научно – исследовательская работаСлова – паразиты или экология речиВыполнила: Недбайло Нина 9классРуководитель проекта: Ивтушок Т.С.Учитель русского языка и литературы
В то время как люди умные умеют выразить в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить и ничего не сказать. Франсуа де ЛарошфукоКГУ “Костряковская средняя школа”
Актуальность исследования проблемыобоснована тем, что наш язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться. В своей работе я попыталась разобраться, что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал, и никаких выводов в этой области сформулировано никем до меня не было.КГУ “Костряковская средняя школа”
УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ - ПАРАЗИТОВ КГУ “Костряковская средняя школа” ИсследованияПредмет исследованияРечь учащихсяи жителей села Костряковка Объект исследованияИССЛЕДОВАНИЯ
КГУ “Костряковская средняя школа” Способы борьбыПричины употребленияНайболее употребляемыеСлова – паразиты.Цель: Выявить наличие в речи учащихся школы и жителей села слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них и определить причины их употребления.
КГУ “Костряковская средняя школа” ЗАДАЧИBBECAжУстановить, какие слова в нашей речи называютсясловами – паразитами,как они образуются.Выяснить, что знают учащиеся школы и жители селао словах - паразитах, о их функции в речи человека.Выяснить, как влияют слова – паразиты на восприятие речи собеседникаОпределить найболее употребляемые словаВыявить наличие в речи учащихся и жителей селаслов – паразитов. ЗАДАЧИBBECдAжДать некоторые рекомендации по работе над своей речью, чтобыона соответствовала литературным нормам.
КГУ “Костряковская средняя школа” Гипотеза. Слова паразиты возникают вслед за паразитами сознания. Если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять «слова-паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к речи собеседника.
КГУ “Костряковская средняя школа” 5 3 2 14Этапы исследованияИзучение литературы по темеисследованияИзучение интернет ресурсовРабота со статьями по данной темеИзучение истории вопроса и факторов слов - паразитовСоциологический опрос ; проведение анализа опроса. Проведение анкетирования ; Проведение анализа анкет 6
АнкетированиеНаблюдениеКГУ “Костряковская средняя школа” ТеорияИзучение теоретического материала ословах - паразитахАнкетированиеи устный опросучащихся и жителей села.Наблюдение за речью учащихсяна уроках и жителей села в неформальной обстановкеМетоды исследования213
КГУ “Костряковская средняя школа” 3Культура речи – раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова.
КГУ “Костряковская средняя школа” «В натуре»«Короче говоря»«Типа»«В принципе»«Это»А именно«Так сказать»«Вот»«Например»«Вообщем-то»«Понимаешь»«Блин»«Это самое»«Значит так»
КГУ “Костряковская средняя школа” К. Г. Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
КГУ “Костряковская средняя школа” Причины употребления слов паразитовНедостаточный словарный запасНамеренное заполнениепауз между словами Быстрая,неподготовленная,спонтаннаяречь Мода на некоторыеслова1234
КГУ “Костряковская средняя школа” Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п.
КГУ “Костряковская средняя школа” Значение слов --паразитов{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}1КорочеРезкость, желание быстрее закончить речь.Короче, дело было так...2Как быНеуверенность в том, что говорит; приблизительность сужденияЯ вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм...3ЭтоПауза во время говорения или употребления каких-то словЕсенин... это... любил живот- ных. Он... это... посвятил им много стихотворений...4ФактУверенность в своих словахТак всё и было, факт.5Типа1. Желание выделиться2. Заменитель паузыТы, типа, кто такой! Типа, ситуация такая..6ЧёВопрос-недоумениеНу и чё?!7Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з)Нежелание что-либо делатьНу как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!
КГУ “Костряковская средняя школа” Значение слов –паразитов{08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}8РеальноОдобрение, уверенностьКлёвый был фильм, реально!9Жесть, жестякОдобрение, положительная реакция- Хорошо получилось, жесть.- Да, жестяк всё!10Ёлки-палки, ёлы-палыУдивление, возмущение, радость, огорчениеЁлки-палки, сколько можно вам говорить одно и то же?!11Понимаешь, понимаешь лиОбращение к собеседнику при желании подтвердить свои словаЯ, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там...12Вообще, ваще!1. Лёгкое возмущение2. Итог речи- Идёшь в школу? - Ну ты, ваще!Вообще, я сначала хотел… 13В принципеЖелание отбросить лишние слова для объясненийВ принципе, у тебя тут «3», на «4» не хватило...14Собственно говоряЖелание избежать употребления лишних слов для объясненияСобственно говоря, ты не совсем прав!
КГУ “Костряковская средняя школа” Слова-паразиты как части речи№ГруппаСлова-паразиты1.Звукиэ-э-э, мэ-э-э,2.ЧастицыНу, вот, типа, так, просто, прямо, как бы3.Вводные единицыВообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать4.Местоимения, местоименные наречияЭто, это самое, как его, там5.Переход из одной части речи в другуюБлин, черт6.Модальные словаКонечно, наверное, вероятно, кажется
КГУ “Костряковская средняя школа” Группы слов - паразитов Изучив случаи употребления слов, приведённых в таблице и подобных им, я пришла к заключению, что слова-паразиты делятся на две группы. Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и др.
КГУ “Костряковская средняя школа” Группы слов - паразитовДругая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде. Это слова реально, собственно говоря, евпат-коловрат и под.
Заметим, что многие «слова заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг и публицистики. Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа КГУ “Костряковская средняя школа” Группы слов - паразитов
КГУ “Костряковская средняя школа” Способы борьбы со словами - паразитами
КГУ “Костряковская средняя школа” Слова – паразиты в вашей речиУпотребляютБорются со словами - паразитамиНе борются
КГУ “Костряковская средняя школа” В результате проведённой работы я пришла к выводу, что выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощу- щении и жизненных установках. Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речьВЫВОД
КГУ “Костряковская средняя школа” для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты: Читать хорошуюлитературуСамоконтрольза своей и чужойречьюВыступатьперед аудиториейПовышатьсобственнуюсамооценкуРекомендации
КГУ “Костряковская средняя школа” Спасибо за внимание!