Младший школьник и общение


Выполнила: Мошенскова В.В.Младший школьник и общение Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)Что такое общение? Младший школьный возраст (7-10 лет)От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.Кто такой младший школьник? Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. С кем общается младший школьник? Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь он сам должен нести ответственность и организовать свою новую жизнь. Начинается трудный период испьиания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным  В принципе, отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интонациях. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребенка вообще часто бывает выше родительского. Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности, он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Ко II и III классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. Обычно дети начинают объединяться по симпатиям и общности каких-либо интересов; немалую роль играет и близость их места жительства, и половой признак.  Школа ставит перед ребенком новые требования относительно речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой мысленно, выразительной, при общении языковые построения должны соответствовать ожиданиям, сложившиеся в культуре. В общении девочек, большую значимость имеют школьные сюжеты, разговоры об играх, игрушках; о природе, растениях, животных, уходе за ними; о прочитанном; секреты, тайны; беседы о доме, родственниках. Диалоги девочек содержат и специфическую для них информацию", о привлекательности, красоте; об одежде, бижутерии; поведении девушек, женщин; о запретах, предостережениях взрослых. Все темы раскрываются детьми событийно в форме сведений, сообщений. У девочек большой интерес вызывают так же темы, связанные с человеком: его возможности, способности, смысл жизни, жизнь других народов и т. д. Общение мальчиков в тематическом плане более разнообразно, свободно от школьных и учебных дел, насыщено внепрограммной, внешкольной информацией, привязано к предметной деятельности. Мальчики чаще говорят на темы спорта, техники. Большая часть разговоров — это беседы об игрушках, кинофильмах, о природе, об увлечениях. Наряду с общими темами в свободных диалогах детей выделяются специальные, отвечающие интересам мальчиков: о мужественных людях, героях, о борьбе, военной службе, о достоинствах братьев, отцов, дедушек и т. п. Для успешного обогащения содержания общения детей необходимы условия: разнообразие видов деятельности и форм ее организации; социально-полезная направленность, информационно-познавательная насыщенность, Благодаря этим условиям формируются: оригинальность, проблемность, эмоциональность в подаче информации и самостоятельный поиск ее; установка на творческую деятельность Таким образом, роль общения младшего школьника со сверстниками и взрослыми весьма велика. Общение с разными категориями партнеров (учителя, сверстники) в рамках учебной и внеучебной деятельности способствует усложнению характера взаимодействия детей с окружающими людьми, оно становится все боле осознанным и разносторонним. В процессе межличностного взаимодействия с окружающими в ходе осуществления различных видов деятельности (учеба, общение, игра) происходит удовлетворение потребности детей в позитивном эмоциональном контакте с другими и реализуется активность, направленная на взаимные изменения их поведения и отношений.  Спасибо за внимание! Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В.Н. Белкина, Монография. Ярославль: Изд – во ЯГПУ имени К.Д. Ушинского, 2000. – 161 с. Выготский Л.С. Педагогика [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Апрель Пресс; Эксмо – Пресс, 2000. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [А.Г. Асмолов, 180 Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4) [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: «Генезис», 2006. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 1960.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5Литература: