Презентация по технологии в рамках внеурочной деятельности Мастер-класс Техника Декупаж .
Мастер-класс
Аляева Нина Петровна
Высшая квалификационная категория
1.Вид педагогической деятельности: воспитание и обучение учащихся 5-9 классов.
Профессия: учитель технологии.
Учреждение: МБОУ СОШ 77,Заельцовского р-на, г. Новосибирска.
Вид занятия: урок, внеурочная деятельность.
Предмет: технология.
Вид творческой деятельности: техника ”Декупаж”.
Значение:
- реализация через урок /внеклассное занятие/ основных подходов обучения - академического и творческого с использованием техники декупаж;
- освоение технологии искусства в связи с решением конкретных задач, решая которые уч-ся делают на доступном им уровне то же самое, что и профессионал;
- замена декупажем различных техник: роспись по стеклу, фарфору, дереву, керамике, бумаге и другим поверхностям;
- подготовка к социализации уч-ся; будущей профессиональной деятельности в рамках схемы “всеобщее – общее - единичное”.
2.Факторы и причины, способствующие переходу к современной модели образования и обучения в рамках предмета.
Тематическое планирование по технологии представлено тематическими
блоками, обеспечивающими формирование компетенций. Но дидактические единицы тематических блоков, обеспечивающие усвоение большого количества учебного материала ограничены учебным временем. Для более успешного усвоения учащимися в блоках «Технология ведения дома», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Творческие проектные работы» я выделила более общие знания, правила работы, используемые в различных видах деятельности и ввела дополнительные техники, одной из которых является декупаж. Введение техники «декупаж» позволяет использовать одновременно академический и творческий подходы в обучении для более целенаправленного развития учащихся: используется проектная деятельность, художественные средства, фантазия, воображение, поиск информации, материала, что способствует достижению учащимися с помощью собственных действий определённого результата – создание уникального предмета старины, декорирование ваз, коробок, посуды, рамок, мебели и др. предметов. Что в этом ценного?
- отсутствует принуждение к деятельности;
- создаются условия для творчества на базе практических навыков и в основе их познания;
- нет необходимости сводить большую часть урока к информационно-словесной деятельности;
- учащиеся выполняют действие, в том числе и по собственному замыслу;
- учитываются индивидуальные способности учащихся, интересы, мышление, здоровье, материальные возможности;
- учащиеся имеют возможность открыть для себя новый технологический приём прикладного характера в условиях активной познавательной деятельности.
3. Изменение подходов к образованию и обучению в сторону личностно-ориентированного обучения в рамках предмета.
Динамичное развитие российского общества требует формирования индивидуальной, прагматичной личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме, чем и объясняется актуальность личностно-ориентированного подхода. В МБОУ СОШ № 77 осуществляется формирование адаптивной личности в современных условиях, педагогический процесс организуется на гуманной основе. Для достижения целей и решения задач в своей педагогической деятельности опираюсь на общие положения и задачи образования в целом, на базисные программы по технологии, на педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода Якиманской И. С. (личностно-ориентированное обучение), Амонашвили Ш. А. (гуманно-личностная технология), игровые технологии, технологии проблемного и индивидуального обучения, педагогики сотрудничества, на подходы: дифференцированный, разноуровневый, индивидуальный, субъективно-личностный, что позволяет в рамках предмета готовить учащихся к активной, общественной жизни, социализировать личность; организовать продуктивную деятельность учащихся, в ходе которой они добывают новые знания и умения, решают творческие задачи с учетом их личностных особенностей.
Цель моей педдеятельности - создавать условия, позволяющие посредством опоры на систему способов действий и методов, средствами предмета обеспечивать процессы самопознания, развития индивидуальности уч-ся, лучшего усвоения программного материала.
Наиболее приоритетными считаю следующие задачи:
- формирование положительной мотивации к предмету и процессу обучения в целом;
- включить восприятие учащихся с учетом ориентирования в информации и последующей деятельности;
- формирование способности к самообразованию;
- реализация деятельностного подхода к обучению через освоение различных способов деятельности;
- формирование творческого начала учащихся;
- развитие познавательных навыков учащихся через проектную деятельность, внеклассную и кружковую работу.
Происходит так же расширение контекстов содержания образования учебного предмета технологии, как предмета в целом, так и отдельных аспектов обучения:
а) Ценностный – знание и творческий опыт становятся личностно-значимыми, так как учащиеся приобретают их в рамках проектной деятельности, самостоятельной работы со справочной литературой, самостоятельного поиска ресурса, самовыражения в ходе овладения знаниями и умениями.
б) Познавательный – ведущая деятельность процесса обучения – деятельность познания, на основе организации образовательной среды, в которой учащиеся образовываются (в большей степени самостоятельно) опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения. Используемые на уроке технологии разнообразные формы и методы учебной деятельности позволяют раскрывать субъективный опыт учащихся, способствуют расширению кругозора, складыванию реальных представлений о мире.
в) Творческий, проективный – творческое развитие учащихся протекает нормально, так как освоение технологических основ осуществляется в связи с решением конкретных задач и приобретенный навык становится инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов; у учащихся пробуждается личная заинтересованность в творчестве, формируются умения образно представлять, наглядно выражать, осмысливать деятельность и добиваться результата в процессе творческой деятельности.
г) Личностный – ученик- главная фигура образовательного процесса, цель которого – развитие способностей ученика (ученик – педагогическое воздействие). Ученик – основной субъект процесса обучения.
д)
· осознание необходимости освоения технологических знаний и овладение способами деятельностей – как условие социальной адаптации учащихся, интегрирования в окружающий мир.
4.Изменение подходов к обучению.
В соответствии с личностно-ориентированной парадигмой они строятся на принципах:
- Учащиеся имеют свободу для проявления творческой инициативы и деятельности (принцип гуманизации альтернативности форм).
- Учащиеся создают то, что им посильно на этапе освоения новых знаний в собственном темпе, отсутствует критика (принципы толерантности, свободы выбора действия)
- Учащиеся обогащают свой субъективный опыт в результате сотворчества “учитель – ученик” (субъективно-субъектные отношения) -(принцип субъективности, диалогичности).
- Каждому ученику предоставляется возможность самостоятельного строительства своего “я” в процессе индивидуальной и коллективной, творческой деятельности (проект, эскиз, сбор информации из разных источников) - (принцип творчества и успеха, индивидуальности).
- Знакомство и работа с различными материалами позволяет ребёнку чувствовать себя творцом, выражать свое отношение к миру в создании конкретных предметов (принцип осознанности).
- Работы учащихся выставляются напоказ для зрителей (выставка, конкурс), что является стимулом к дальнейшей деятельности (принцип личностного подхода).
- Урок технологии способствует развитию умений уч-ся работать с информацией, позволяет ребёнку становиться субъектом разных видов деятельности, формирует эмоционально-нравственное отношение к миру, (планирования, самоконтроль, обработка информации, обобщение опыта, анализ, коммуникация).
5.Описание процесса вышеуказанных подходов и принципов в практике занятий (уроков).
Конструирование личностно-ориентированной
технологии урока (занятия)
№
Этапы урока
1
- Начало организации урока, посадка.
- Постановка целей и формулирование задач урока.
- Сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.
- Выбор формы (разных форм) работы.
- Налаживание сотрудничества между учениками с учетом личностного взаимодействия, эмоциональный настрой на деятельность, мотивация учащихся
2
3
Реализация определённой последовательности основных этапов урока:
- Сообщение нового материала.
- Презентации учащихся (демонстрация возможных работ).
- Выступление детей с сообщениями, докладами и другой информацией в рамках темы.
- Обсуждение проблем в рамках темы и возможностей использования различных техник (в данном варианте – декупаж).
- Повторение или изучение алгоритма операции, безопасных приёмов работы.
- Работа с учебным пособием, учебником.
- Обобщение деятельности учащихся на данном этапе.
4
- Практическая работа. Ситуация выбора.
- Организация деятельности учащихся индивидуально, парами, в группах.
- Сотрудничество «учитель – ученик» – предоставление учащимся возможностей самому открыть новый для него технологический приём, выполнить работу на возможном уровне сложности, с правом выполнить по своему способу изготовления (творческий подход)
5
Проверка того, как достигаются цели; взаимный контроль, самостоятельный анализ деятельности, обмен опытом.
6
Рефлексия. Диагностика.
Подведение итогов: настрой учащихся на будущее использование освоенных знаний и приобретённого практического опыта; общие выводы по уроку; выставка предметов деятельности или подведение промежуточных результатов; самооценка, мотивация на следующий этап обучения.
6. Насколько эффективнее по сравнению со старой моделью решаются проблемы с помощью личностно- ориентированного обучения
- Урок носит практико-ориентированный характер.
- Создаются благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка.
- Закладываются основы профессионального самоопределения.
- Реализуется творческое начало личности.
- Идёт развитие познавательной активности.
- Активная творческая деятельность способствует развитию коллектива, умению работать в паре, в группе.
- Мотивация деятельности выходит на новый уровень, формируется ответственность.
- Использование межпредметных связей (изобразительное искусство, МХК, химия, история) создают условия для социально-культурного самоопределения.
7. Отражение и подтверждение результативности новой технологии
В результате получения собственного опыта в овладении технологическими основами у учащихся формируется адекватная оценка процесса освоения знаний, сохраняется стойкий интерес к теме длительный период, формируется адекватная самооценка в процессе рефлексии. Родители интересуются деятельностью учащихся в рамках технологии, позволяют учащимся приобретать материалы.
Учащиеся используют практические навыки в семье, в коллективе сверстников. Участвуют в выставках. Приобретённые практические навыки работы в технике «Декупаж» учащиеся используют при изготовлении подарков близким и друзьям.
8. Приложения (фотоматериалы, технологическая карта мастер-класса, алгоритм операции декупажа)
Технологическая карта мастер-класса.
Тема: «Декорирование в технике декупажа»
Цель: «Выполнить оформление тарелки из папье-маше с применением техники декупажа»
Задачи:
Узнать историю возникновения и применения техники декупажа.
Научиться работать в технике декупажа.
Развить эстетический вкус, умение составлять композицию. Воспитать аккуратность и чувство меры.
Форма: Мастер-класс.
Метод:
1.Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый;
3. Репродуктивный.
Учебные материалы: Кисть, клей ПВА, ножницы, лак (акриловый), тарелка (папье-маше).
Ресурсы: Интернет, литература по декорированию, обучающие телевизионные передачи.
Алгоритм операциидекупаж
Творчеством надо заниматься в хорошем настроении.
Расслабьтесь.
В настоящем искусстве запретов нет.
1этап. Вырезаем элементы из салфетки.
2этап. Раскладываем их на тарелки. Составляем композицию.
3этап. Отделяем самый верхний слой.
4этап. Пальцами наносим клей пва на поверхность тарелки.
5этап. Прикладываем элемент. Слегка прижимаем.
6этап. Мягкой сухой кистью, плавными движениями разглаживаем поверхность от середины к краям.
На этом наш мастер-класс завершен, но наша работа требует доработки.
Я предлагаю покрыть тарелку слоем любого лака, сделать петельку с обратной стороны и повесить.
Надеюсь, эти знания, и умения вам пригодятся.
Желаю вам приятного творчества.