Методические рекомендации по подготовке к написанию эссе


Методические рекомендации по подготовке к написанию эссе
Прежде чем начать писать, - говорил Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.
          Все читатели без труда находят тему, это происходит легко и быстро. Более внимательные докапываются до идеи. Это сделать чуть сложнее, но только потому, что редко у кого возникает желание. О форме произведения при его чтении задумываются только специалисты, но на промежуточный экзамен ученики должны прийти уже умеющими анализировать текст.
         На самом деле это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Здесь, как в математике и физике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом. То есть чем больше решаешь однотипных задач, тем легче они тебе даются.
                                           Итак, заветная формула:
                                               П = Т+ И+Ф,
где П – произведение
      Т -  тема (т.е. о чём?)
      И – идея ( т.е. зачем? для чего?)
    Ф – форма ( т.е. как? какими лексическими и стилистическими средствами?)
      Тема – предмет повествования, изображения, исследования.
  Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-либо произведения.
     Форма – совокупность приёмов изобразительных ( лексических и стилистических) средств произведения.
С точки зрения большинства учащихся самой сложное: сформулировать развёрнутый монологический ответ, соответствующий жестким требованиям. Хотя любая из формулировок темы выявляет три умения:
  1) определять ключевые слова в теме и сформулировать основную мысль своего высказывания;
  2) развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
  3) выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения.
    Прежде всего нам нужно выяснить, что такое сочинение-рассуждение,эссе. А затем пробовать писать в этом жанре.
         Я предлагаю обучающимся эти основные проблемы: проблемы семьи, проблемы экологии, проблемы нравственности и т.д. Затем мы определяем вытекающие из этих глобальных проблем более частные, и по ним учимся писать вступление, заключение, подбираем аргументы, а потом прикладываем их к так называемому конкретному материалу.
     После того, как совместно с детьми разобраны и обсуждены вышеназванные проблемы, проведена должная работа, ученику легче справиться с сочинением, так как у него уже накоплен определенный практический материал.
       Кроме того, при изучении любого художественного произведения в курсе литературы обязательно определяем его тему, идею, проблематику, находим связи с современностью, отвечаем на проблемные вопросы: что есть красота, по Толстому, и твое представление о красоте; в чем современность романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»; как ты понимаешь высказывание Ф.И.Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» и т.д.
      Эффективной оказывается работа по анализу  сочинений одноклассников, такая работа помогает детям видеть ошибки других и на допускать подобных самим. Описание подготовки к написанию эссе является очень объемным, я же не ставила подобной задачи поэтому освещаю только самые важные приемы и методы этого направления своей деятельности.
1) Подробный разбор требований к написанию эссе, анализ образцов заданий на примере работ выпускников.
2) Написание сочинений-рецензий (дифференцированный подход) с последующим анализом.
3) Перспективные задания на определённый срок. Например, сделать несколько вариантов вступления и заключения к блоку «Вопросы, заданные человечеству войной» с проверкой учителем.
4) Домашняя работа – написание диктантов с родителями по любым сборникам с целью отработки орфографических и пунктуационных навыков.
И ещё одно не менее важное дополнение: работа по обогащению словарного запаса выпускников должна вестись координировано и целенаправленно преподавателями разных предметов, так что усиление межпредметных связей приобретает важнейшее значение. Пока же недостаточно реализуются межпредметные связи, поэтому опыт изучения других предметов не используется при  написании сочинения.
     В условиях классно-урочной системы любой текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.  Необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации текстов различных стилей.
И не нужно забывать аксиому: больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь. Заставить  поверить в это детей – задача нас, педагогов.