Конспект открытого занятия По дорогам добрых сказок


Конспект открытого занятия в 6 «с» классе.
Тема: По дорогам добрых сказок
Цель: воспитывать любовь к фольклорному творчеству русского народа – любовь к сказке
 Задачи:
1.        Прививать любовь к прочитанному, понимание того, что сказки необходимо помнить и пользоваться их лексикой и мудростью..
2.        Обучать детей работе в команде, быстрому реагированию на вопросы, мобилизации сил и внимания для победы в команде.
3.        Развивать речь, мышление учащихся.
Оборудование: проектор, выставка книг с русскими народными сказками, распечатанный в филфорд.
Ход занятия:
Итак, друзья, начнем программу,Затей у нас большой запас.А для кого они? Для вас.Мы знаем, вы любите игры,Песни, загадки и пляски.Но нет ничего интересней,Чем наши волшебные сказки.
– А почему они волшебные?– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои
(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)
Русские народные сказки – это первое с чем знакомится ребенок, когда идет в детский сад. А еще раньше он слышит колыбельные от матери, различные потешки, прибаутки, и учится, таким образом, воспринимать звучащее слово. Как правило, русские народные сказки имеют интересный сюжет, учат добру и справедливости.
– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ. А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.
– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам
I.Разминка
Он весь круглый, как воздушный шар, добродушный и доверчивый. Всем верил, пока лиса его не съела. О ком идет речь? (колобок)
Эти необычные птицы когда – то давно похитили маленького мальчика. Они отнесли его к Бабе Яге, а та собиралась мальчика немедленно съесть. Угадайте, что это за птицы? (гуси – лебеди)
В какой сказке звери искали себе жилище, а нашли один большой дом, где все в итоге и поселились? (сказка «Теремок»)
Кого из героев русских народных сказок называют бессмертным? (Кощея Бессмертного)
Кто был добрым и послушным в сказке «Морозко»? ( Настенька, старикова дочь)
Кому принадлежало имя «Сивка – бурка»? (коню)
Как обычно любил проводить день Емеля? (лежать на печи, спать)
Из чего варил мужик кашу? (из топора)
В какой сказке волк оторвал себе хвост? («Лиса и волк»)
II.А сейчас посмотрим как вы знаете отличительные черты сказок
■ Что в сказках, всегда побеждает зло? Ответ: Добро.
■ Какими словами начинаются русские народные сказки? Ответ: "Жили-были... " "В некотором царстве, в некотором государстве... ".
■ Как называется струнный музыкальный инструмент, под звуки которого древнерусские певцы-сказители исполняли песни, былины и другие произведения устного народного творчества? Ответ: Гусли.
■ Каким ласковым словом очень часто называют своих отцов герои русских сказок? Ответ: Батюшка.
■ Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом? Ответ: Пир.
III.Назови сказку по подсказке:
-Жили- были дедушка да бабушка и была у них внучка Машенька. Пошла как-то Маша в лес за грибами, за ягодами. Ходила, ходила да заблудилась. Идет Машенька по лесу, вдруг видит: стоит избушка. Зашла в избушку - никого.
(Русская народная сказка "Маша и медведь".)
2. -Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна -красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
3. -Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.(Русская народная сказка " По щучьему велению".)
4. -Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. (Русская народная сказка" Волк и семеро козлят".)
5. -Жил мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. – Доченька, - говорила мать,- мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. Русская народная сказка «Гуси- лебеди»)
IV.Блиц-опрос
1. Назовите средство передвижения Емели в сказке «По щучьему велению»:
- возок
-конь
-печь.
2. Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?
- лебедь
-жар-птица
-гриф-птица.
3. Кого величают по отчеству Патрикеевна?
- сову
-кошку
-лису.
4. Как называется волшебная скатерть, на которой само собой появляется кушанье?
-самоготовка
-самоугощайка
-самобранка.
5. Какое мужское имя чаще других встречается в русских сказках?
- Иван
- Кузьма
- Василий.
1. Назовите средство передвижения Бабы-Яги?
- веник
- лопата
- метла.
2. Кого величают  Топтыгиным?
- волк
-медведь
-лиса.
3. Чья смерть на конце иглы?
- змея Горыныча
- Бабы Яги
-Кощея Бессмертного.
4. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят?»
- шестерых
-семерых
-пятерых.
5. Сколько голов имеет Змей Горыныч?
-5
-2
-3.
V.Персонажи. Найдите в филфорде 9 персонажей сказок
у м е д в е д ь ю ё
л р п в а м л ш э ж
п е т у х т и м с и
я ч с м и с т ь б к
х з щ ш г о н к о т
л и с а п б й ц у к
н е к у ц а к в е у
г у с ь в к б о т м
ю б ь т и а с л ч и
з а я ц с ч ц к а й
VI.Отношения героев между собой
Кем приходилась Настенька из сказки «Морозко» дочери своей мачехи? (сестрой)
За что не любила мачеха Настеньку в сказке «Морозко»? (Настенька была добрая и кроткая девушка, трудолюбивая, никогда слова поперек никому не говорила)
Дружны ли были между собой сестрица Аленушка и братец Иванушка? (да, дружны, Аленушка отправилась вслед за братом к Бабе – Яге, чтобы его спасти, а Иванушка был еще очень маленький и не слушался сестрицу)
VII. “Угадай-ка”
1 – Какую песенку пел Колобок?2 – Что пела коза своим козлятам?3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? 4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?6 – Что говорила в это время лиса?7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
VIII – Восстановить последовательность событий в сказках
Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.
«Лиса и заяц».
Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Зайчик встретился с собакой.
Лиса выгнала зайца.
Зайчик живёт с петушком.
Зайчик встретил  петушка.
 
«Гуси-лебеди».
Машенька встретилась с речкой.
Девочка в избушке бабы-яги.
Сестрица приводит братца домой.
Девочка встретилась с печкой.
Гуси-лебеди унесли Иванушку.
Мышка помогает Машеньке.
Девочка встретилась с яблоней.
Машенька бросилась догонять гусей.
 
 
.
у м е д в е д ь ю ё
л р п в а м л ш э ж
п е т у х т и м с и
я ч с м и с т ь б к
х з щ ш г о н к о т
л и с а п б й ц у к
н е к у ц а к в е у
г у с ь в к б о т м
ю б ь т и а с л ч и
з а я ц с ч ц к а й
«Лиса и заяц».
Зайчик встретился с медведем.
Петушок выгнал лису.
У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
Зайчик встретился с собакой.
Лиса выгнала зайца.
Зайчик живёт с петушком.
Зайчик встретил  петушка.
 
 
 
«Гуси-лебеди».
Машенька встретилась с речкой.
Девочка в избушке бабы-яги.
Сестрица приводит братца домой.
Девочка встретилась с печкой.
Гуси-лебеди унесли Иванушку.
Мышка помогает Машеньке.
Девочка встретилась с яблоней.
Машенька бросилась догонять гусей.