Классный час для 4 класса Толерантность и ценности семьи Когда я стану взрослым

Классный час в 4 классе.
Тема: «Когда я стану взрослым»
Цель: * Закрепить в детях навыки толерантных отношений в семье, показать важность семейных ценностей и ответственности за их сохранение и развитие.
Задачи:
- обобщить опыт детей по усвоению толерантных отношений к близким;
- закрепить осознание значимости семейных ценностей;
- создать перспективу толерантных отношений в семье и коллективе.
Материально-техническое обеспечение: аппликация или компьютерный рисунок дерева на каждого учащегося, цветная бумага, 2 шкатулки (коробочки) на каждого учащегося, лист ватмана.
План:
Игры и упражнения направленные на развитие и воспитание толерантности.
Основная часть «Когда я стану взрослым». Создание перспективы толерантных отношений в семье.
Подведение итогов.
Ход занятия.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

организационный этап

Сегодня итоговое занятие, на котором мы говорим о толерантном отношении друг к другу в классе, в семье, в обществе, в мире.
В течение занятия мы выполним несколько заданий, наградой за выполнение каждого задания будет право открыть букву в слове на доске: (сад) (толерантность (и)). Это слово нам подскажет, что же мы должны сделать в итоге нашего занятия?
Итак, первое задание.

Слушают учителя, составляют план действий

2. Актуализация знаний. Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.



Упражнение 1 «Растим «Дерево толерантности».
С древних времен считается, что человек прожил не зря, если он построил дом, вырастил сына, посадил дерево.
Рост и развитие человека похожи на рост и развитие дерева.
Давайте попробуем вырастить необычное дерево на листе бумаги.(Каждому ребенку раздается листок с аппликацией или рисунком дерева. Его могут создать сами дети на уроке информатики).
- У вас на партах лежат приготовленные вами деревья. Положите их перед собой.
У меня на доске тоже приготовлено дерево.
У этого дерева есть корни, так же как и у каждого из нас – эти корни наши родители, бабушки и дедушки.
У этого дерева есть ствол – так и у нас есть внутренний стержень, наш характер, наши привычки, наши увлечения, наши умения
Ветви дерева это то, что постоянно растёт, развивается. Это мы сами!
Мы с вами уже говорили о том, что значит быть толерантным. Давайте проговорим это ещё раз.




































Дети говорят: « Это значит быть терпимым к другим людям, стараться принимать их такими, какие они есть, с их недостатками и достоинствами, понимать, что у человека могут быть другие увлечения, другие любимые занятия, книги, фильмы, музыка и т.д.

















































































На доске табличка:
«Черты толерантности»
Сотрудничество, дух партнерства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, какой он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Уважение права быть иным.
Признание многообразия людей и семей.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
У каждой семьи своё дерево (эти деревья у вас на партах), на нём могут располагаться самые разнообразные листья и плоды, которые у нас будут означать толерантные качества семьи.
На доске табличка:
«Примеры толерантного поведения в семье»
Не обижать своих близких.
Помогать своим родным, выполнять работу по дому.
Выслушивать мнение других и считаться с ним так же, как и со своим.
Умение прощать обиды членам своей семьи.
Принимать в игру младших братьев и сестер, разрешать играть игрушками, читать твои книги.
Принимать доброжелательно друзей своих братьев, сестер, родителей, бабушек и дедушек.
Не использовать слова, унижающие достоинство человека.
Не высмеивать увлечения других членов семьи, которые тебе не нравятся (игры, книги, виды спорта, и т.д.).
Не заставлять своих близких, с помощью силы, делать что-либо.
Не требовать, чтобы все делали только то, что тебе хочется.
Уметь договариваться без ссор и мириться и т. д.













































































Практическая работа
(10 мин)

Давайте, вспомним, какие бывают семьи? Сколько в них может быть членов?
Наш класс, можно в какой- то мере считать семьей? Дерево нашего класса будет располагаться на доске.
- Сейчас мы будем дополнять рисунки наших деревьев листьями и плодами (детали лежат у вас на партах). Напишите на них слова, которые означают, какие толерантные качества вы проявляете в семье или будете стараться их проявлять, а затем их можно приклеить на «своё» дерево клеящим карандашом.

Из двух человек, из трёх, из четырёх, многодетные семьи


Самостоятельная работа детей

Итог 1 упражнения
(5 мин)




























Практическая, самостоятельная работа детей.
(10-15 мин).







Итог 2 упражнения
Итак, вы все вырастили свои деревья толерантности в своих семьях, теперь давайте вырастим общее дерево, на которое каждый из вас поместит свой «плод» или «листочек» с толерантным качеством, которое вы напишите.
Мы выполнили первое задание, поэтому можем открыть первую букву. Это буква «С».
Ценности в моей семье.
Упражнение 2. «Волшебная шкатулка».
На предыдущих занятиях мы с вами говорили, какие бывают семьи, какие ценности в каждой семье. Все эти ценности необыкновенные их нельзя «потрогать руками», это не вещи или предметы. Это, что делает жизнь в семье неповторимой, что делает нас счастливыми? Назовём ещё раз эти ценности:
Название каждой из таких ценностей напишите на маленьких листочках, сверните в трубочку и положите в вашу 1 коробочку.
Ребята, кто из вас проявит щедрость и поделится своей семейной ценностью, прочитает её вслух? Заклейте свои шкатулки.
Мы выполнили 2 задание и можем открыть 2 букву в слове «А».



























внимание, забота, любовь, семейные праздники и т.д.



Основная часть «Когда я стану взрослым»




















Практическая работа (10 мин)




















Итог 3 упражнения



Подведение итогов.










































Создание «Сада толерантности»
(на доске 10мин)













Творческое домашнее задание



Упражнение «Машина времени»
В 3 классе мы рисовали «Машины времени» вот они на доске. Для чего нужны машины времени?
Сейчас вы должны выбрать ту из них, на которой вы перенесетесь на 20 лет вперед. Заглянем в будущее! К тому времени вы станете взрослыми, у вас будут свои семьи. Замечательно, если в вашей семье будет своя «волшебная шкатулка!
Закройте все глаза и представьте, что мы переносимся на 20 лет вперед. (Звучит космическая музыка). Давайте помечтаем о будущем, какими будут отношения в моей семье.
Откройте глаза. Давайте попробуем заполнить свою вторую «волшебную» коробочку, перенеся в неё из первой шкатулки то, что хочется взять в будущее.
Кто хочет рассказать о тех ценностях, которые он взял в будущее. Запишите на листочках семейные ценности, которые у вас будут в ваших семьях и положите во 2 «волшебную» коробочку.
Теперь в ваших «волшебных коробочках» хранятся самые большие семейные ценности! Берегите их! Когда вырастите, откройте их и посмотрите. Может быть, это сокровище, захочется пополнить чем-нибудь ещё.
Мы выполнили 3 задание и можем открыть 3 букву «Д».
Получилось слово САД.

Надо отгадать второе слово.
- Что мы узнали на занятиях? (что такое толерантность)
- Что означает современное слово «толерантность»?

- Зачем надо стараться быть толерантным?







- Кто нуждается в нашей толерантности?


- Что является самыми большими сокровищами в семье?

И ещё мы с вами заглянули в будущее, и помечтали, какими мы будем через 20 лет - это очень интересно
В следующем году вы будете учиться в 5 классе, где будет много учителей, много интересных уроков. Как важно сохранить доброжелательные, толерантные отношения в нашем классе.

Кто, догадался, какое 2 слово?

Мы можем создать с вами сад толерантности из наших деревьев толерантности и взять их с собой. Сейчас с помощью магнитов прикрепите ваши деревья на доске под названием «САД ТОЛЕРАНТНОСТИ» и посмотрим, какой у нас получился сад. В дальнейшем мы приклеим ваши деревья на листы ватмана, и вы возьмете их с собой в 5 класс.


В будущем хочется побыть ещё и ещё! И мы сможем это сделать с помощью нашего конкурса творческих работ. Тема этого конкурса: «Ценности семьи». В конкурсе могут участвовать рисунки, коллажи о вашем будущем. Лучшие работы будут отмечены в различных номинациях. Успехов вам!




Учащиеся высказывают свои мнения


























любовь друг к другу и своим детям, взаимопомощь, верность, умение сопереживать, поддержать в трудную минуту.




















терпимость, понимание, умение прощать и т.д.
Все люди разные, каждый имеет право быть непохожим на других и это право нужно уважать

самые близкие и родные люди, одноклассники и все люди.
Любовь, взаимопомощь, взаимопонимание и т.д.













толерантность