Презентация на тему Развитие познавательных стратегий при пересказе текста на уроках иностранного языка
Развитие познавательных стратегий при пересказе текста на уроках иностранного языка.Учитель иностранных языков МБОУ «СОШ №30» Чеснокова Светлана Николаевна
Стратегия – искусство планирования, видение своих целей и средств их достижения.Познавательная стратегия – последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результатов в познавательной (учебной) деятельности.
Инструменты развития познавательных стратегийДля учеников начальной школыНаблюдение в процессе деятельности.Наблюдение за собственными действиями на основе самоанализа.Сравнение выбранного плана деятельности с этапами развития стратегии.Для учеников средней школыРефлексия собственных действий на основе самоанализа.Анализ собственной деятельности по составленному вопроснику.Внешнее комментирование каждого действия в процессе познавательной и творческой деятельности.
Методы развития познавательных стратегий.Составление памятки, инструкции для воспроизведения шагов стратегии.Разработка системы упражнений по развитию каждого шага стратегии (технологии самообучения).Демонстрация учителем шагов стратегии с комментариями.Прохождение шагов стратегии под руководством учителя.Создание дидактического материала.Моделирование специального тренинга.Моделирование образовательной технологии (урока, занятия).
Трудности при пересказе:боязнь сравнительно больших размеров текста, который надо пересказать;потеря мысли при построении устного ответа (забывают, что хотели сказать);боязнь говорить вслух из-за негативной реакции других детей на ошибку.
Возможные причины:ограниченный словарный запас;ограниченный арсенал грамматических явлений и конструкций;неправильная артикуляция английских слов;грамматика русского языка вмешивается в строй английской речи (при попытке дословного перевода с русского на английский);неумение правильно использовать лексику в определенном контексте;отсутствие эффективных навыков преобразования текста.
Этапы подготовки к пересказу:Введение новой лексики, которая встретится в тексте, и отработка произношения трудных слов.Чтение текста.Послетекстовые упражнения (find the main idea of the text, find the English equivalents in the text, finish the sentences, say if the sentences are true or false, fill in the gaps)Расположите предложения из текста в логическом порядке, чтобы получился рассказ.Прочитайте полученный рассказ. Все ли предложения нам встретились, которые были в учебнике? Нет. А смысл рассказа сохранился? Да.Давайте подчеркнем в тексте те предложения, которые нам встретились при составлении рассказа.Проверьте свой выбор (учитель читает предложения, которые надо было подчеркнуть).Составление плана рассказа (сколько частей в тексте, как их можно озаглавить?)Подготовь (дома) пересказ текста с опорой на план.
Пример №1Читаю текст.Перевожу.Делю текст на разные части. Каждую часть читаю по 5 раз.Потом пересказываю ее без подсматривания в текст.Несколько раз произношу весь текст
Пример №2Читаю и перевожу текст.Подчеркиваю те предложения, которые буду учить.Смотрю на новые слова, которые мы проходили на уроке.Проверяю, есть ли они в выбранных мной предложениях.Делю текст на абзацы.Читаю и пересказываю их по очереди. Пересказываю весь текст.
Пример №3Читаю.Перевожу.Пересказываю на русском языке.Повторяю текст на английском языке по нескольку предложений.Пересказываю все подряд.
Памятка для пересказа текста.Прочитай весь рассказ.Переведи на русский язык, а те слова, которые не понимаешь, посмотри в словаре.Разбей текст на несколько смысловых частей.Подчеркни главные предложения в каждой части.Переведи еще раз и проанализируй те предложения, которые ты подчеркнул.Попробуй упростить эти предложения с точки зрения грамматики или замени сложные для тебя слова более простыми.Заучивай подчеркнутые предложения, читая и повторяя несколько раз.Составь план пересказа.Перескажи текст.Проверь себя по тексту. Если что-то не получилось, подучи те предложения, где допущена ошибка.