Задания для обучающихся по индивидуальному плану по МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МДК 01.05. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ
ЗАДАНИЕ 1.Запоните таблицу. В каждой графе нужно привести пример, соответствующих результатов, изучения детьми предмета окружающий мир в начальной школе. Пользуясь информацией ниже, приведите конкретные примеры. В соответствии с ФГОС НОО результаты образовательной деятельности делятся на:
Результаты Примеры
Личностные (включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности).Метапредметные (включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями):
Познавательные УУД;
Личностные УУД;
Коммуникативные УУД;
Регулятивные УУД. Предметные (включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
12. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
12.3. Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основные разделы учебного предмета «Окружающий мир»:
1.Безопастность жизнедеятельности;
2.Природа и экологическое образование;
3.Краеведение и начальные географические представления;
4.История;
5.ЗОЖ, мир людей (отношения, профессии, увлечения и т.д.);
6.Семья;
7.Предметный мир.
ЗАДАНИЕ 2.
Разработайте конспект урока с использование распознающего наблюдения.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.
Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.Известный психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста.
Практика использования наблюдений за объектами природы в работе с детьми, а также теоретические исследования в данной области позволили разработать подходы к классификации видов наблюдений.
Исходя из логики становления деятельности наблюдения, предлагается выделять:
распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?».
Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка;
длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;
воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока. Распознающее наблюдение.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
ЗАДАНИЕ 3.
Разработайте конспект урока с использованием длительного наблюдения. Используя информацию из задания 2.
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока. Начальное наблюдение, фиксация.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
7.Наблюдение через…….(количество времени) фиксация. Таких наблюдений прописывается столько, сколько требуется в зависимости от изучаемого объекта или явления.
8.Итоговое наблюдение.
ЗАДАНИЕ 4.
Разработайте конспект урока с использованием воссоздающего наблюдения. Используя информацию из задания 2.
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока.
5.Закрепление полученных знаний. Воссоздающее наблюдение. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
ЗАДАНИЕ 5.
Разработайте план проведения циклического наблюдения, пользуясь информацией и примером ниже.
Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада.Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними.
В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:
В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение.
Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.
Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.
Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.
В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.
Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Наблюдение 4. Что есть у рыбки?Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца — голова, с другого — хвост, вверху туловища спина, внизу — брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.
Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться.Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.
Наблюдение 6. Как рыбка плавает?Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.
Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.
Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво. Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.
В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.
Изучая наблюдение с методических позиций, ученые выделили ряд требований к его организации и проведению.1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.
2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.
3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Объект наблюдения. Класс.
Тема…..
Цель…… ТАК ДО КОНЦА. Необходимо продумать 10 наблюдений.
ЗАДАНИЕ 6.
Разработайте модель календаря наблюдения за природой и погодой в конкретный сезон. В календаре должна быть отражена живая и не живая природа, чтобы увидеть факторы, влияющие на изменения в природе в зависимости от времени года. Придуманы знаки-символы для записи в календарь.
В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Время года. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
ДНИ НЕДЕЛИ ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА
Условные обозначения
ЗАДАНИЕ 7.
Разработайте конспект урока с использованием моделей и деятельностью моделирования.
Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.
Существует множество подходов к трактовке понятия «модель». Мы приводим определение, наиболее широко используемое в практике экологического образования детей дошкольного возраста.
Модель — это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. Большое значение использование модельного материала имеет для развития мыслительной активности детей, способности абстрагировать существенные признаки объектов, явлений окружающей природы.
используются следующие виды моделей:предметные модели. Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы;
предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой. Она предлагает в целях абстрагирования такого признака растений, как цвет листьев, использовать полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.) при абстрагировании такого признака растений, как характер поверхности листьев, и т.д.
Говоря об использовании предметно-схематических моделей, С. Н. Николаева предлагала использовать их для ознакомления детей с таким понятием, как «мимикрия» (использование покровительственной окраски в целях защиты животных от врагов);графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей.
Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Предметные
аквариум;- игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида
Предметно-схематические (сенсорные)
модель величины (большой, маленький);- модель численности групп (много, мало)
модель «Экосистема леса»;- модель «Экосистема луга»;- модель «Экосистема водоёма»
Графические
- календарь погоды;- календарь наблюдений за птицами;- модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);- модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);- модель «Потребности растений» (вода);- модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);- модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);- модель «Свойства глины» (ломается, лепится);- обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);- модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
В ОДНОМ ИЗ ЭТОПОВ УРОКА ПОЯВИТЬСЯ ДЕМОСТРАЦИЯ МОДЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
ЗАДАНИЕ 8.
Разработайте конспект урока с использованием рассказа и речевых логических задач.
В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Основная цель рассказа — создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие их мышления, познавательных процессов, воображения, речи. Кроме того, рассказ экологического содержания должен быть эмоционально окрашен, воздействовать на эмоции и чувства детей.
Вместе с тем в целях формирования познавательного отношения детей к тому материалу, который сообщается педагогом в рассказе о природе, необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера.
В целях сосредоточения внимания детей на содержании рассказа целесообразно использовать наглядный материал (картинки, иллюстрации). Также важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности детей в плане восприятия предлагаемой информации. Речь воспитателя в процессе рассказа должна быть понятной детям. Не следует загромождать рассказ лишней информацией, обилием деталей.
Цель метода рассказа – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы.
Рассказы: описательные, повествовательные, рассужденияПриродоведческая книжка в воспитании и обучении детей
Помогает обогатить знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на вопросы.
Многие книги написаны учёными-биологами, -зоологами, -орнитологами.
В. Бианки – учёный-биолог «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты»…
ВАРИАНТЫ РАССКАЗОВ О ПРИРОДЕЧто такое облака и какие они бывают?
Наступил июль — середина лета. На улице жарко. Ярко светит солнце. Но вот солнышко спряталось. Спряталось всего на несколько секунд. Закрыло его облако — белое, похожее на клочья ваты. Эти облака называются кучевые. Если внимательно понаблюдать за небом в солнечный день, то можно увидеть эти кучевые облака. А еще можно заметить, что они постоянно меняют свои форму и размеры. Одни облака появляются, другие исчезают. Ведь живут кучевые облака очень недолго — всего 20 — 25 мин.
Особенно много кучевых облаков на небе во второй половине дня, ближе к вечеру. В это время суток температура воздуха немного снижается. Но земля за день очень прогрелась и от нее поднимается тепло. Земля как будто отдает его, чтобы немного остыть. В слоях более холодного воздуха теплый воздух остывает, водяной пар, который находился в теплом воздухе, охлаждается и образует небольшое количество воды. Но влаги так мало в одном облаке, что дождей из кучевых облаков, как правило, не бывает. Дождик может пойти в том случае, если несколько кучевых облаков соединятся вместе в большое-большое облако.
Но дождь этот не сильный и быстро заканчивается. Такие дожди называют грибными. Но иногда, когда воздух влажный, а солнышко припекает очень сильно, кучевых облаков образуется очень много. Они сливаются все вместе, растут вверх, изменяют свой цвет. Они уже не белые, похожие на вату, а темные, как будто тяжелые, и превращаются в большую грозовую тучу. Вот тут нужно спешить домой. Ведь появление грозовых облаков на небе говорит нам о том, что скоро пойдет очень сильный дождь — ливень, от которого лучше спрятаться. Грозовая туча проплывает по небу довольно быстро.
Поэтому грозовые дожди тоже непродолжительны. Иногда пушистых кучевых облаков образуется очень много. Так много, что они закрывают собой все небо, образуя плотный слой. Это слоистые облака.Они возникают в том случае, когда на большом пространстве теплый влажный воздух сталкивается с холодным. Теплый воздух медленно поднимается над холодным, образуется много много влаги и появляется целый слой облаков. Облака эти могут быть толщиной до нескольких сотен метров, а протяженность их может быть сотни километров. Плотные и протяженные слоистые облака висят низко над землей.
Появление хмурых темно-серых облаков — явный признак приближающегося дождя. Очень часто из них идет мелкий моросящий дождь. Дождь этот может идти довольно долго. А еще такой дождь может быть холодным. На улице в такую погоду не очень приятно. Но, как правило, в середине лета такие дожди идут редко. А еще бывают перистые облака. Их можно увидеть на небе в очень ветреную погоду.
В такой день кажется, что по небу проносятся даже не облака, а их кусочки. Образуются эти облака очень-очень высоко в атмосфере, там, где очень холодно. Поэтому состоят они из кристалликов льда. Из таких облаков никогда не проливается дождь.
Вот видите, какие разные бывают облака! Облака — это очень интересный объект для наблюдений. Понаблюдайте за ними, посмотри, куда они плывут. Обратите внимание на скорость их движения. Попробуйте ответить на вопрос: почему облака в разные дни плывут по небу с разной скоростью?А вы знаете, юные друзья природы, что про облака и тучи есть загадки? Хотите их отгадать?
Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. По небесам оравою бредут мешки дырявые, И бывает иногда — из мешков течет вода.
О чем первая загадка? Правильно, об облаке. А вторая? Конечно же, во второй загадке говорится о туче.Вы внимательно слушали этот небольшой рассказ. Подумайте, чем же облака отличаются от туч?
Речевые логические задачи – это словесный метод, закрепления, обобщения и систематизации знаний, активизирующий работу мышления. В каждой задаче должно быть условие и вопрос.
ПРИМЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ3адача 1. О чем рассказал ежик?
Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Торопится, собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве. Долгой зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа-ежа. Он с осени стал ленивым, неповоротливым. Мало бегает по лесу, не ловит мышей. Забирается все время в листья и дремлет. «Что ты, еж, совсем разленился?» — спрашивает белка. — «Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся еж и что-то тихо-тихо сказал белке. Сказал так тихо, что я, ребятки, и не расслышала. Как вы думаете, что сказал белке еж? Почему рассмеялся, услышав ее вопрос?
3адача 2. Белые страницыБелым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится снег — страницы чистые. Утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков: черточек, точек, запятых.Как вы думаете, что это за таинственные знаки на белом ковре?
3адача 3. Кто обедал в птичьей столовой?
Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видели их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.
Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птички?
3адача 4. Кто где зимует?Собрались звери на лесной опушке и стали рассказывать друг другу, кто где будет зимовать, кто как зиму проводит... Что сказали звери друг другу? Где они будут зимовать?3адача 5. Ночевка зайцаУтром со мной шла Зиночка по заячьему следу. Вчера моя собака пригнала этого зайца сюда прямо к нашему дому из далекого леса.Вернулся ли заяц в лес или остался пожить около людей где-нибудь в овражке? Обошли мы все вокруг и нашли обратный след. Он был свеженький.— По этому следу он возвратился к себе в свой лес, — сказал я.— А где же ночевал заяц? — спросила Зиночка. А как вы думаете, ребята, где же ночевал заяц?
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
В ОДНОМ ИЗ ЭТОПОВ УРОКА РАССКАЗ И РЕЧЕВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
ЗАДАНИЕ 9.
Разработайте конспект урока с использованием одного из видов бесед.
Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:- для создания интереса к предстоящей деятельности в природе;- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.Исходя из дидактических целей и задач, выделяют три вида беседы природоведческого содержания:
1.установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает детям вспомнить ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями;
2. эвристическая беседа. Она направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи и т.д.). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены;
3) итоговая беседа. Она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.)
Для результативности использования бесед в работе с детьми важно подготовить к ним самого педагога. Беседа предполагает диалог. Поэтому педагогу очень важно продумать и спланировать систему вопросов, касающихся содержания обсуждаемого материала. Вопросы должны опираться на уже имеющиеся у детей знания. Кроме того, вопросы должны быть разной степени трудности. Педагогу необходимо продумать вопросы как констатирующего характера, так и поисково-познавательные, что будет оптимально стимулировать активность каждого ребенка (в силу его индивидуальных особенностей) к участию в беседе.
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
В ОДНОМ ИЗ ЭТОПОВ УРОКА БЕСЕДА.
ЗАДАНИЕ 10.
Сделайте подборку художественной литературы природоведческого характера для детей с краткой аннотацией. Подготовить необходимо минимум 10 источников.
ЗАДАНИЕ 11.
Разработайте конспект урока с использованием опытов или экспериментирования.
Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно — в теплое место, другое — в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.Значение опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада, в школе во всех классах. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.
Методика проведения опыта. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить.
Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.
Опыты с предметами неживой природы. Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, водыЦель опыта1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении)
Содержание опытаНалить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания водыПринести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
В ОДНОМ ИЗ ЭТОПОВ УРОКА ОПЫТ.
ЗАДАНИЕ 12.
Разработайте конспект урока с использование игровой деятельности. Вид игры на ваш выбор.
БЛАНК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
Тема урока. Класс.
Цель____________
Обучающие задачи________________________
Воспитательные задачи____________________
Развивающие задачи______________________
УУД______________________________________
Демонстрационный материал____________________________
Раздаточный материал__________________________________
ХОД УРОКА:
1.Орг. момент мотивация.
2.Актуализация опорных знаний или проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Работа по теме урока.
5.Закрепление полученных знаний. Выдача домашнего задания.
6.Итог. Рефлексия.
В ОДНОМ ИЗ ЭТОПОВ УРОКА ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.