РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рекомендовано цикловой методической Утверждаю:
комиссией преподавателей ООД Директор ГБПОУ
протокол заседания ЦМК «Челябинский механико-
технологический техникум»
№ _ от _________ 201_г __________А. Н. Андрющенко
_________/______________
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ И ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность: 050141 Физическая культура
Содержательная и техническая экспертиза проведена преподавателем _______________________________________/___________________/
Разработчик:
Тлеубергенов Алексей Амангельдинович, преподаватель профессиональных дисциплин.
Челябинск,2015г
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050141 Физическая культура, входящей в состав укрупненной группы 050000 Образование и педагогика, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский механико-технологический техникум».
Разработчик: Тлеубергенов Алексей Амангельдинович, преподаватель профессиональных дисциплин;
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
27
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 30
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура укрупненной группы 050000 Образование и педагогика, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование; в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- анализа планов и организации внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры, разработки предложений по их совершенствованию;
- определения цели и задач планирования, проведения, анализа и оценки внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
- проведения диагностики физической подготовленности обучающихся;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и занятий физической культурой, обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения документации, обеспечивающей организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
уметь:
- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры;
- использовать различные методы и формы организации внеурочных мероприятий и занятий, строить их с учётом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- мотивировать обучающихся родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- комплектовать состав кружка, секции, студии, клубного или другого детского объединения и сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;
- планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями;
- подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
- использовать различные методы и приёмы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с функциональными возможностями организма обучающихся при проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-оздоровительных занятий;
- применять приёмы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
- организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий и занятий;
- анализировать внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и совершенствовать процесс организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
знать:
- сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы и методы внеурочной работы и дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
- требования к планированию и проведению внеурочных мероприятий и занятий;
- приёмы, способы страховки и самостраховки;
- формы и методы взаимодействия с родителями обучающихся или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
- логику, анализ внеурочных мероприятий и занятий по физической культуре;
- виды документации, требования к её оформлению.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:563
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 563 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –447 часа;
-практической работы-80 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 116 часов;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1.Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных
компетенций Наименование разделов профессиональногомодуля Всего
часов Объём времени, отведённый на освоение
междисциплинарного курса Практика
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
часов Производственная
(по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
Всего
часов в т.ч.
лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч.
курсовая работа
(проект),
часов Всего,
часов в т.ч.,
курсовая работа
(проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2.1-2.6 ПМ 02 Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры
563 447 80 - 116 - 36 180
ПК 2.1, 2.2, 2.5, 2.6 МДК 02.01 Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры 245 163 50 - 82 - ПК 2.3, 2.4 МДК 02.02 Организация и проведение внеурочной работы по туризу102 68 30 - 34 - - Производственная практика (по профилю специальности), часов
(если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) - 36 180
Всего: 563 447 80 - 116 - 36 180
3.2.Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля(ПМ), междисциплинарных курсов(МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа Объём
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Раздел 1. ПМ. 02. Основы спортивной подготовки МДК 02.01. Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры (часть) Тема 1.1. Цели, задачи и характерные черты спортивной тренировки. Содержание 6 1 Определение основных понятий спортивной тренировки. 1
2 Главные задачи спортивной тренировки. 1
3 Фазы многолетнего тренировочного процесса. 1
4 Предпосылки достижения высоких спортивных результатов. 1
5 Возрастные особенности развития детей и подростков. 1
Тема 1.2. Нагрузка в спортивной тренировке. Содержание 8 1 Характеристика состояния тренированности. 2
2 Средства развития тренированности. 2
3 Общеразвивающие, специальные, соревновательные упражнения. 2
4 Тренировочная нагрузка. 3
5 Причины, признаки, последствия «перегрузки». 3
Практические занятия. 2 1 Составление комплексов упражнений по избранному виду спорта. 2 Зарисовка таблицы «Симптомы утомления». 3 Зарисовка таблицы «Признаки перегрузки».
Тема 1.3. Принципы тренировки. Содержание 8 1 Принцип возрастающей нагрузки. 2
2 Принцип круглогодичности. 2
3 Принципы периодизации и цикличности 3
4 Принципы сознательности и систематичности. 2
5 Принципы наглядности, доступности, прочности. 2
Практические занятия: 3 1 Планирование тренировочного процесса в подготовительном периоде на основе принципов тренировки. 2 Планирование тренировочного процесса в соревновательном периоде 3 Планирование переходного периода. Тема 1.4. Физическая подготовка. Содержание 10 1 Характеристика силы. 2
2 Методика силовой тренировки. 3
3 Контроль за развитием силой. 2
4 Характеристика выносливости. 2
5 Средства и методы тренировки на выносливость. 2
6 Виды выносливости. 3
7 Характеристика быстроты. 3
8 Контроль за развитием быстроты. 2
9 Характеристика гибкости. 3
10 Контроль за развитием гибкости. 2
11 Характеристика ловкости. 3
12 Контроль за развитием ловкости. 2
Практические занятия: 4 1 Составление комплексов упражнений для развития силы, быстроты, гибкости, выносливости, ловкости по избранному виду спорта. 2 Разработка тренировочных планов для развития физических способностей.
Тема 1.5. Теоретическая подготовка спортсмена. Содержание 8 1 Содержание теоретической подготовки в учебных тренировочных группах. 2
2 Методические указания к проведению теоретической подготовки.
3
Практические занятия: 2 1 Просмотр презентаций по темам теоретической подготовки. Тема 1.6. Техническая подготовка спортсмена. Содержание 8 1 Роль и значение спортивной техники в различных видах спорта. 2
2 Спортивные двигательные навыки и способности. 2
3 Методические приёмы обучения технической подготовки. 3
4 Методы оценки и исправления техники. 2
Практические занятия: 2 1 Разработка конспектов тренировок по технической подготовке в группах начальной подготовки 2-3 года обучения, учебно-тренировочной группе 1 года обучения. Тема 1.7. Тактическая подготовка спортсмена. Содержание 6 1 Цели и задачи тактической подготовки. 2
2 Характеристика тактического образа действия. 2
3 Формы спортивной борьбы. 2
4 Методика тактической подготовки. 3
5 Интегральная подготовка. 2
Практические занятия: 2 1 Разработка конспектов тренировок по тактической подготовке в учебно–тренировочных группах 2-3 года обучения. 2 Составление комплексов упражнений по интегральной подготовке. Тема 1.8.
Психологическая подготовка спортсмена. Содержание 6 1 Воспитание морально-волевых качеств у спортсменов. 2
2 Специальная психологическая подготовка к соревнованиям. 2
3 Психологическое тестирование перед соревнованием. 3
Практические занятия: 6 1 Разработка планов воспитательной работы. 2 Составление вопросов для психологического теста. Тема 1.9. Система спортивных соревнований. Содержание 4 1 Классификация спортивных соревнований 2
2 Документы отчётности о соревнованиях. 2
Практические занятия: 6 1. Составление расписания соревнований, документов отчётности. 2. Планирование календаря соревнований на учебный год. Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ. 02. 32 Тематика домашних заданий: Составление сравнительной характеристики спортивной тренировки в технических видов спорта и единоборствах.
Конспектирование системы отбора детей в спортивные секции по избранному виду спорта.
Подготовка реферата «Тренировочный процесс в избранном виде спорта».
Подготовка реферата «Воспитание морально волевых качеств в избранном виде спорта».
Составление схем микроцикла по избранному виду спорта.
Ответить на контрольные вопросы по теме 1.7.
Разработка тренировочных планов.
Разработка положений соревнований.
Конспектирование учебного материала по плану.
Подготовка рефератов; презентаций по темам раздела.
Подбор упражнений по видам подготовки.
Подбор упражнений на развитие физических качеств.
Составление конспектов тренировок. Применение методов непрерывной тренировки в легкой атлетике.
Тренировка аэробной выносливости в акробатике.
Использование методов скоростно-силовой тренировки в волейболе.
Использование упражнений силовой подготовки в тренировке лыжников. Раздел 2. ПМ.02.
Теория и методика внеурочной работы по физическому воспитанию в школе, спортивной и физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях МДК 02.01. Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры (часть) Тема 2.1.
Внеклассная работа по физическому воспитанию в школе. Содержание 3 1. Задачи, формы, руководство внеклассной работы по физическому воспитанию. Документы планирования и учета по внеклассной работе. 3
Практические занятия 3 1. Составление календаря спортивно-массовых мероприятий. 2. Заполнение журнала работы секции по виду спорта. 3. Составление положения о проведении «Веселых стартов». Тема 2.2. Организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Содержание 3 1. Организация и содержание деятельности спортивно-оздоровительных клубов по месту жительства, центров по интересам, культурно-спортивных комплексов. 2
Тема 2.3.
Оздоровительные и досуговые формы физкультурно-оздоровительной работы с населением Содержание 3 1 Виды и содержание деятельности физкультурно-оздоровительных групп: группы ОФП, группы здоровья. 2
Практические занятия 2 1. Организация деятельности и проведение занятий с дворовыми командами по футболу. Тема 2.4.
Организация и содержание деятельности физкультурно-спортивных комплексов (ФСК) Содержание 4 1. Организация деятельности спортивно-оздоровительных клубов по интересам, физкультурно-оздоровительных комбинатов: структура клуба; формы методического обеспечения деятельности; взаимодействие в работе с учебными и спортивными организациями. 2
Практические занятия 1 1. Составление плана работыфизкультурно-спортивных комплексов. Тема 2.5.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской местности Содержание 4 1. Содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской местности: особенности планирования; профессиональная реабилитационная направленность; организация спортивно-культурных праздников. 3
Практические занятия 2 1. Составление сценария спортивно-культурных праздников. Тема 2.6.
Массовая физкультурно-оздоровительная работа в рекреационных зонах Содержание 6 3
1 Массовая работа по физической культуре и спорту в рекреационных зонах. Характеристика рекреационных зон (парки культуры и отдыха, физкультурные городки, физкультурные площадки, беговые и лыжные трассы, оздоровительные лагеря, загородные базы отдыха, туристические базы). Практические занятия 2 1. Анализ материально-технической базы по проведению физкультурно-оздоровительной работы в рекреационных зонах. 2. Составление плана физкультурно-оздоровительной работы в рекреационных зонах. Тема 2.7.
Организация и проведение массовых
физкультурно-спортивных мероприятий Содержание 4 1.
Виды физкультурно-спортивных мероприятий и их значение в массовой физкультурно-спортивной работе. 1
2. Задачи физкультурно-спортивных мероприятий и принципы их проведения. 2
Тема 2.8.
Организация и проведение спортивных праздников Содержание 2 1. Виды спортивных праздников, их значение в массовой физкультурно-оздоровительной работе. Нормативно-правовое и информационное обеспечение праздника. Технология организации и проведения. 2
Тема 2.9. Основы планирования и учета в сфере физкультурно-оздоровительной работы Содержание 2 1. Перспективное планирование развития физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства.Текущее планирование. 2
Практические занятия 2 1. Заполнение документов учета. Тема 2.10 Нормативно-правовая база физкультурно-оздоровительной работы Содержание 1 1. Федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере ФОР. Региональное законодательство в сфере ФОР. Местные (территориальные) законодательные акты. 1
Тема 2.11. Методика спортивной и физкультурно- оздоровительной работы в летнем оздоровительномлагереСодержание 3 1. Основные задачи лагеря. Организация деятельности лагеря.
Формы и содержание спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в летнем оздоровительном лагере. 2
2. Основные документы планирования и учета по физическому воспитанию в лагере. 3
3. Типовое положение о детском оздоровительном лагере. 2
Практические занятия 3 1. Разработка содержания спортивной и физкультурно-оздоровительной работы в летнем оздоровительном лагере. 2. Составление основных документов планирования и учета по физическому воспитанию в лагере. Самостоятельная работа при изучении раздела 2. ПМ. 02. 30 Тематика домашних заданий: Конспектирование функций государственных и общественных организаций в системе управления физкультурно-оздоровительной работой с населением.
Составление основных документов учета и отчетности физкультурно-оздоровительной работы.
Составление планов занятий шейпингом, бодибилдингом, аэробикой, ритмической гимнастикой, фитнессом и другими видами оздоровительных занятий.
Разработка досуговых форм оздоровительной физической культуры: семейные (клубы любителей бега, плавания, клубы по интересам, спортивно-массовые мероприятия семейной физической культуры), малогрупповые (дворовые команды) формы организации деятельности и методика проведения занятий.
Составление схемы сельского спортивного комплекса: набор спортивных снарядов; особенности конструкции; комплектность спортивных площадок.
Конспектирование организации и содержания физкультурно-оздоровительной работы в рекреационных зонах с различным контингентом населения.
Составление положения физкультурно-массового спортивного мероприятия.
Составление документов учета и отчетности в сфере физкультурно-оздоровительной работы (протоколы контрольных тестирований, график прохождения оздоровительных мероприятий, журнал учета работы, расписание занятий и др.)
Разработка сценариев спортивных праздников в летнем лагере.
Разработка содержания утренней гимнастики, физкультурных отрядных мероприятий, спортивных секций в лагере.
Раздел 3. ПМ.02.
Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. МДК 02.01. Методика внеурочной работы и дополнительного образования в области физической культуры (часть) Тема 3.1. Организация и проведение спортивных праздников. Содержание 8 1 План подготовки проведения спортивных праздников. 2
2 Материально-техническое обеспечение спортивного праздника. 2
3 Сценарий проведения спортивных праздников. 3
4 Особенности проведения спортивных праздников на открытом воздухе. 2
Практические занятия: 4 1 Составление сценария спортивного праздника «Силовое многоборье» 2 Организация праздника «Сила, грация, красота». Тема 3.2.
Организация и проведение спортивных соревнований.
Содержание 6 1 Положение о проведении соревнований. 3
2 Судейская коллегия соревнований.
2
3 Особенности проведения соревнований по видам спорта. 2
Практические занятия: 4 1 Составление положения о соревнованиях. 2 Составление графика соревнований. 3 Составление плана работы судейской коллегии.
Самостоятельная работа при изучении раздела 3. ПМ 2. 20 Составление положений о соревнованиях.
Разработка сценариев спортивных праздников: на воде, фитнес фестивали, на катке.
Оформление отчета о проведении соревнований.
Составление графика проведения соревнований по циклическим видам спорта на учебный год.
Особенности проведения соревнований по спортивным играм.
Подбор инвентаря и оборудования для спортивных праздников, соревнований. Всего 245
Наименование разделов профессионального модуля(ПМ), междисциплинарных курсов(МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа Объём
часов Уровень
освоения
1 2 3 4
МДК 02.02. Организация и проведение внеурочной работы по туризму Тема 1. Азбука туризма Содержание 3 1 Беседа о туризме, о значении туризма для человека и для государства 1
2 Виды туризма; особенности пешеходных походов. 1
3 Стратегия и тактика туристских походов 1
4 Структура туристских органов. 1
5 Основные нормативные документы по спортивному туризму 1
6 Законы туристов (туристская этика). 1
7 Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. 1
8 Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. 1
Практические занятия. 3 1 Разработка маршрутов походов.
Тема 2. Ориентирование и топография Содержание 3 1 Понятие местности, понятие рельефа, местные предметы, типовые формы рельефа. 2
2 Понятие ориентирования, необходимость ориентирования, виды топографических материалов: карта, план, аэрофотосъемка. 2
3 Масштаб, масштабность карт. Содержание карты. 2
4 Сущность ориентирования, подготовка к ориентированию, стороны горизонта, азимут. 3
5 Ориентирование во времени, определение расстояний. 3
6 Тория и устройство компаса, виды компасов, задачи, решаемые с помощью компаса: метод засечек, метод обратных засечек, определение точки стояния, ориентирование во времени. 2
7 Прокладка маршрута, составление плана-графика движения. 2
8 Виды и правила разведки на маршруте. Описание местности. 2
9 План и карта. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению. 2
Практические занятия. 4 1 Работа с картой и компасом (ориентирование карты, способы ориентирования карты, определение точки стояния, сличение карты с местностью). 2 Составление плана местности Тема3. Основы медицинских знаний Содержание 3 1 Гигиена туриста. Личная гигиена туриста. 2
2 Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. 2
3 Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. 3
4 Купание в походе. Предупреждение переохлаждения и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. 2
5 Доврачебная помощь пострадавшему. 2
6 Первая помощь при утоплении. 2
7 Индивидуальный медицинский пакет туриста. 3
8 Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. 3
9 Как остановить кровотечение. 3
10 Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль над соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. 2
11 Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. 3
12 Уход за больным в походе. 3
Практические занятия: 6 1 Оказание доврачебной помощи подручными средствами. Тема 4. Организация питания в походе Содержание 3 1 Значение правильной организации питания в походе. 2
2 Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. 3
3 Состав пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы 2
4 Режим питания. Нормы закладки основных продуктов. 2
5 Требования к разнообразию питания в походе и к весу продуктов.
Составление меню и раскладка продуктов. 2
6 Хранение продуктов в пути. Способы расфасовки продуктов, их преимущества и недостатки. 3
7 Возможность пополнения пищевых запасов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорастущих растений, грибов. 3
8 "Неприкосновенный запас" продуктов, карманное питание. 2
9 Опасность пищевых отравлений и отравлений грибами. 3
10 Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. 2
Тема 5. Туристское снаряжение. Содержание 4 1 Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. 2
2 Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске, непромокаемость. 2
3 Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. 2
4 Правила укладки рюкзака. 2
5 Демонстрация снаряжения. 2
Практические занятия: 6 1 Укладка рюкзака. 2 Постановка палатки. Тема 6. Гидрометеорология Содержание 2 1 Необходимость ведения метеорологических наблюдений в походе, значение характера погодных условий для успеха похода. 2
2 Виды простейших наблюдений. Природные условия: температура, атмосферное давление, влажность, ветер. 2
Тема 7. Экологическая подготовка туриста Содержание 3 1 Значение окружающей среды для жизни человека. 2
2 Памятники природы, заказники, заповедники, национальные парки. 2
3 Особенности совершения туристских походов в природоохранных зонах (заповедниках, национальных парках). 2
4 Красная книга природы. Исчезающие виды растений и животных родного края. 3
5 Формы экологической работы в туристском походе. 2
Тема 8. Краеведческая подготовка туриста Содержание 4 1 Понятие термина "краеведение". 2
2 Общественное и нравственное значение краеведческой деятельности. 2
3 Виды походных краеведческих заданий. 3
4 Методика выполнения походных краеведческих заданий. 2
5 Знакомство с природой, историей, культурой родного края. 1
6 Туристские возможности родного края. 2
7 География России. 2
8 Знакомство с основными туристскими районами страны. 2
Тема 9. Туристские узлы Содержание 4 1 Определение узла, требования к узлам, группы узлов по назначению 2
2 Основные туристские узлы: прямой, академический, шкотовый, булинь (беседочный), булинь на себе, стремя, штык простой, штык со шлагом, штык рыбацкий, встречный, проводник-восьмерка, австрийский проводник, простой проводник, ткацкий узел, грейпвайн, двойной булинь, заячьи уши, схватывающий узел (прусс); достоинства и недостатки узлов.2
Практические занятия: 6 1. Изучение, отработка и закрепление навыков вязания основных туристских узлов. Тема 10. Безопасность туризма Содержание 3 1. Первичный и плановые (предпоходные) инструктажи по технике безопасности в туристском походе, правила купания в походе, правила передвижения по автомобильным дорогам, правила дорожного движения, поведение в поездах и общественном транспорте. 1
2. Причины аварий в туристском походе: плохая физическая, техническая, тактическая подготовка, низкая дисциплина в группе, недостаточный опыт и низкий авторитет руководителя, перенос опыта одного района на другой, слабое знание района и условий похода, переоценка возможностей группы, резкое изменение погоды, плохо подготовленное снаряжение. 2
3. Международный свод сигналов бедствия, способы подачи сигналов в различных ситуациях, наземные сигналы для самолета (вертолета), пиротехнические сигнальные средства, правила безопасности при обращении с ними, недопустимость ложных сигналов, действия при получении сигнала бедствия. 2
4. Средства радиосвязи, правила и порядок ведения радио переговоров. 3
5. Правила регистрации туристской группы в контрольно-спасательном отряде. 2
Практические занятия 5 1. Анализ аварийных ситуаций 2. Оценка действий участников с точки зрения безопасности 3. Отработка навыков оперативного выкладывания наземных сигналов. Тема 11. Туристские соревнования Содержание 3 1. Туристские соревнования - смотры готовности туристской группы к дальним походам. 2
2. Спортивные разряды, как объективная оценка спортивного роста туриста, разрядные требования по спортивному туризму. 2
3. Правила проведения туристских соревнований, виды соревнований (техника туризма, ориентирование, краеведение, контрольный туристский маршрут, конкурсы, туристские навыки и быт, топографическая съемка местности). 2
Тема 12. Туристские биваки Содержание 3 1 Что такое привал и бивак в походе. 2
2. Основные требования к местам привала и бивака. 2
3. Периодичность привалов в зависимости от условий похода 2
4. Планировка бивака. 2
5. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). 2
6. Графики дежурств на биваках. 2
7. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. 2
8. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы 3
9. Свертывание бивака. Противопожарные меры. 3
10 Особенности организации ночлега зимой. 3
11 Обеспечение безопасности группы, защита от переохлаждения и отморожения. 3
12 Вынужденная холодная ночевка, максимально полезное использование имеющегося снаряжения 3
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. ПМ. 02. 34 Тематика домашних заданий: Конспектирование функций государственных и общественных организаций в системе управления физической культуры и туризма
Составление основных документов учета и отчетности туристической работы.
Разработка досуговых форм оздоровительного туризма: семейные (клубы любителей бега, плавания, клубы по интересам, спортивно-массовые мероприятия семейной физической культуры), мало групповые (дворовые команды) формы организации деятельности и методика проведения занятий.
Составление схемы сельского спортивного комплекса: набор спортивных снарядов; особенности конструкции; комплектность спортивных площадок.
Конспектирование организации и содержания физкультурно-оздоровительной работы в рекреационных зонах с различным контингентом населения.
Составление положения соревнования по спортивному ориентированию.
Ответить на контрольные вопросы по теме 7.
Разработка тренировочных планов.
Разработка положений соревнований.
Конспектирование учебного материала по плану.
Подготовка рефератов; презентаций по темам раздела.
Подбор упражнений по видам подготовки.
Подбор упражнений на развитие физических качеств.
Составление конспектов тренировок. 4.условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет гуманитарных дисциплин, теории и методики физического воспитания и спорта; спортивных залов гимнастики и спортивных игр.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- спортивный инвентарь по количеству обучающихся;
- учебно-методический комплекс ПМ.02.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую проводят рассредоточено на базе собственного образовательного учреждения, и производственную практику, которую проводить рассредоточено на базе соответствующих образовательных учреждений.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ССУЗов / И.С. Барчуков. – Изд. 2-е, доп. – М.: Физическая культура и спорт, 2012. – 368 с.
2. Васильков, А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 379 с.
3. Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г. Никитушкин. – 2010. – 208 с. Гриф МОиН.
4. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации / авт.-сост. А.И. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2011. – 167 с.
5. Холодов,Ж.К. Теория и методика физического воспитания: Учеб.для студ. фак. физ. культуры пед. ин-тов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- 10-е изд., испр. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 480 с.
Дополнительные источники:
1. Изаак, С.И. Управление физкультурно-оздоровительной работой: учебно-метод. пособие / С.И. Изаак, М.Х. Индреев, М.Н. Пуховская / под общ. ред. С.И. Изаак. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 96 с.
2. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. – М.: ООО «Астрель», ООО «АСТ», 2003. - 864 с.
3. Погадаев, Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2005. – 110 с.
4. Решетников, Н.В. Физическая культура / Н.В. Решетников, Ю.Л.Кислицын. – М.: Изд-во "Мастерство", 2002.
5. Сиваков, Ю.Л. Формирование современной индивидуальной физическойкультуры человека с учетом всего многообразия факторов, влияющих на егоздоровье / Ю.Л. Сиваков. – Мн.: Изд-во МИУ, 2006.
6. Спортивный клуб в детском оздоровительном лагере: учебно-метод. пособие / авт.-сост. Л.В. Воронкова, М.А. Соломченко. – М.: Педагогическое общество России, 2006. -160 с.
7.Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Мн.: Тесей, 2003. - 528 с.
8. http://www.fizkult-ura.ru/books/theory9. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=1185910. http://www.kgafk.ru/kgufk/html/vopros.html11. http://lesgaft.spb.ru/320812.http://www. teoriya.ru
13. http://www. scoolpress.ruОбщие требования к организации образовательного процесса
Для проведения занятий по профессиональному модулю, организации учебной и производственной практики, консультационной помощи обучающимся созданы следующие условия:
- образовательное учреждение, реализующее профессиональный модуль, располагает необходимой материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ, практических и теоретических занятий, междисциплинарной подготовки, учебной практики; соответствующей санитарно-гигиеническим и противопожарным нормам;
- полностью используется отведенный объем времени;
- созданы условия для самостоятельной работы обучающихся; для всестороннего развития и социализации личности;
- учащиеся имеют возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
- предусмотрено использование активных и интерактивных форм проведения занятий в единстве с внеаудиторной работой для формирования профессиональных и элементов общих компетенций обучающихся;
- производственная практика запланирована в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся;
- консультации для обучающихся проводятся в объеме отведенного времени, в групповой, индивидуальной, письменной и устной форме;
- при выполнении курсовой и выпускной квалификационной работ обучающимися и при подготовке к итоговой аттестации оказывается консультативная помощь.Освоению данного модуля предшествуют: дисциплины общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ); дисциплины математического и общего естественнонаучного цикла (ЕН) и общепрофессиональные дисциплины (ОП).
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.5.Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. - точность определения целей и задач внеурочных мероприятий и занятий;
- правильность составления документов планирования внеурочных мероприятий и занятий;
- обоснованность выбора средств, методов и форм организации при планировании внеурочных мероприятий и занятий; - оценка практических работ по определению целей, задач и содержания внеурочных мероприятий и занятий;
- экспертная оценка в период практики
ПК 2.2.Проводить внеурочные мероприятия и занятия. - правильность выбора эффективных средств, методов и форм организации при проведении внеурочных мероприятий и занятий с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности обучающихся - наблюдение и оценка деятельности обучающихся на практических занятиях и при прохождении практики;- оценка практических работ;
- оценка демонстрации и объяснений при проведении мероприятий и занятий;
- экспертная оценка в период практики;
- отчет по педагогической практике
- правильность выполнения техники двигательного действия при демонстрации -правильность выбора эффективных средств и методов для развития физических качеств обучающихся; -грамотность применения спортивного инвентаря и оборудования, исходя из задач внеурочных мероприятий и занятий, программного материала; - строгое соблюдение техники безопасности и применение приемов страховки и самостраховки во время проведения внеурочных мероприятий и занятий. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей к участию в физкультурно-спортивной деятельности. - регулярность участия в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях - мониторинг участия в мероприятиях и соревнованиях;
- анкетирование
- объективность оценивания результатов профессиональных компетенций, знаний и умений ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.
- дифференцированное оценивание результатов деятельности обучающихся на внеурочных мероприятиях и занятиях;
- систематичность проведения различных видов контроля и учета при подготовке к внеурочным мероприятиям и занятиям. - экспертная оценка выполненных заданий на практических занятиях
ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. - обоснованность выбора и применения методов педагогического исследования при анализе внеурочных мероприятий и занятий; - оценка выполненных заданий,
- самоанализ проведённого мероприятия;
- экспертная оценка в период практики;
- отчет по практике
- качество и грамотность составления рекомендаций по повышению эффективности внеурочных мероприятий и занятий; - объективность при проведении самоанализа собственной деятельности. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре. - точность и грамотность оформления и ведения документации, обеспечивающей процесс обучения - экспертная оценка ведения необходимой документации на учебных занятиях и в период прохождения практики
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - стабильность интереса к будущей профессии;
- постоянство стремления к освоению профессиональных компетенций, знаний и умений. - наблюдение и мониторинг успеваемости и посещаемости
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач;
- эффективность и качество выполнения профессиональных задач;
- продуманность организации собственной деятельности в соответствии с поставленной целью;
- точность определения и выбора способов решения задач в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;
- качестворешения профессиональных задач. - оценка защиты курсовых и творческих работ;
- наблюдение и оценка методиста на практике,
- оценка продуктов самостоятельной деятельности студентов
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. - логичность решения педагогических ситуаций;
-обоснованность принятых решенийв нестандартных ситуациях;
- способность нести ответственность за результаты своей работы;
- соответствие выбора способа разрешения проблемы с заданными критериями; - наблюдение и оценка методиста на практике,
- оценка решения педагогических ситуаций;
- тестирование.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ необходимой информации для постановки и решения профессионального и личностного развития. - результативность поисканеобходимой информации с использованием различных источников, включая электронные;
- оптимальность выбора значимой информации на основе анализа содержания;
- качество оформления информации. - оценка продуктов деятельности студентов, представленных в электронном виде
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. - эффективность использования информации для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
-владение приемами работы с компьютером, электронной почтой, Интернетом. - проверка и оценка презентаций, отчетов по практике с использованием ИКТ
ОК 6.Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. - эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателями в ходе обучения;
- качество участия в планировании организации групповой работы;
- ответственностьза результаты выполнения профессиональных обязанностей;
- полнота самоанализа и качества коррекции результатов работы группы. - проверка и оценка коллективных творческих дел, групповых проектов;
- тестирование
- наблюдение и оценка методиста на практике,
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. - эффективность применения способов, приемов мотивации, организации и контроля деятельности;
- обоснованность использования методов активизации в образовательном процессе. - наблюдение, мониторинг и оценка на аудиторных занятиях и практике;
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. -самостоятельность при изучении профессионального модуля и определении личной траектории профессионального развития;
- способность к самодиагностики и корректированию своей профессиональной деятельности. - оценка планов самообразования, саморазвития и самовоспитания;
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. - объективность проектирования, оценивания результатов образовательного процесса;
- качество анализа профессиональной деятельности. - наблюдение и оценка уровня адаптации к изменениям условий деятельности на практике и учебных занятиях.
ОК 10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. -постоянство в соблюдении требований СанПИНа;
- способность грамотно оказать первую медицинскую помощь;
- грамотность и обоснованность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. - тестирование;
- мониторинг и оценка соблюдения гигиенических требований к учебному процессу;
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. - своевременность и грамотность использования нормативно-правовых документов в процессе профессиональной деятельности.
- мониторинг соблюдения прав и обязанностей студентами на практике
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности - качество организации и проведения занятий;
- качество демонстрации двигательных навыков базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности. - экспертная оценка на учебных занятиях и практике
ОК 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - участие во внеаудиторных мероприятиях военно-патриотической направленности;
- качество применения профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. - наблюдение и оценка участия в мероприятиях соответствующей направленности