Урок литературы Общая характеристика романа Гончарова Обломов (10 класс)


Общая характеристика романа Гончарова «Обломов».
Образ И.И. Обломова


Цели урока:
Обучающая:
вызвать интерес к творчеству писателя;
дать общую характеристику романа «Обломов»
Воспитательная:
способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.
Развивающая:
- способствовать овладению навыками анализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Ход урока

Организационный момент
Сообщение темы и целей урока

Запись эпиграфа

Я писал только то, что переживал, что мыслил, что чувствовал, что любил, что близко видел и знал, - словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней пристало.
И.А. Гончаров.

Вступительное слово учителя.
За свою долгую жизнь И.А. Гончаров написал очень немного и поэтому постоянно выслушивал упрёки в том, что для истинного художника это не позволительно, надо преодолеть себя, взяться за перо. На что писатель обычно отвечал, что может писать только о том, что «созрело и выросло» в нём самом. Поэтому путь в художественный мир Гончарова лежит через его личность.
Кто же такой русский писатель Иван Александрович Гончаров?

Актуализация опорных знаний.
Тест по жизни и творчеству И.А. Гончарова
Взаимопроверка тестов.

Укажите годы жизни И.А. Гончарова
а) 1812-1891
б) 1885-1954
в) 1840-1906
г) 1902-1960

Как называлась первая повесть И.А. Гончарова?
а) «Лихие люди»
б) «Лихая болесть»
в) « Поединок»

Какие из указанных произведений были написаны И.А. Гончаровым?
а) «Обрыв»
б) «Обыкновенная история»
в) «Отцы и дети»
г) «Обломов»
д) «Гроза»

Укажите ведущую тему произведений И.А. Гончарова
а) противоречие между старой, патриархальной, и новой, капиталистической Россией
б) тема человека и природы
в) судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь

Какая книга была написана Гончаровым после возвращения из кpyгocветнoго плавания на парусном фрегате «Паллада»
а) книга очерков «Фрегат «Паллада»
б) «Путевые очерки»
в) «Лихая болесть»

Слово учителя:
Мы с вами сегодня продолжаем знакомство с творчеством И.А. Гончарова.
Казалось, что роман «Обломов» был написан, чтобы опровергнуть устоявшееся мнение о характере Гончарова. Маркиз де Лень - так в шутку называли писателя в кружке Майковых. Неожиданно для всех Гончаров берётся за роман, работает, по его словам, «почти до обморока»: «Я писал как будто по диктовке. И право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне что писать».
У каждого произведения есть своя история, есть она и у романа «Обломов».

Сообщение обучающегося «История создания романа Гончарова «Обломов»

Лекция учителя «Общая характеристика романа «Обломов»
Обучающиеся записывают конспект
В историю русской литературы Гончаров (1812 – 1891) вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.
Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в общество, истории, но не сумевшего найти правильный путь.
Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к сознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности.
Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, гуманизме, о равноправии женщин, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.
В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионате. Обломов служить не смог. В нём загублены живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к ниже стоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, демонстрирующий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.
Ситуация такова: барин Обломов зависит от крепостного слуги Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её и , как все визитеры, посещающие Обломова, зовёт друга сменить обстановку, «встать с дивана». В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?
Во второй части романа описываются русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все различия в их характерах и образе жизни, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности.
В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.
Четвёртая часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.
В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным.
Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. в нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.
Композиция романа «Обломов» полностью соответствует идее: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, как мертвеет его душа. Все действия происходят вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Действия в романе мало (особенно в первой части). Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Место действия романа – Петербург (только в главе IX «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.
В главах III и V второй части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой. Зарождающаяся любовь и составляет завязку. Главы VI – XI этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаём из его письма к Ольге. Кульминация – глава XII третьей части. Илья Ильич объясн6ился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены главы XI – XII третьей части, которые составляют развязку. В них показаны несостоятельность и банкротство Обломова.
В четвёртой части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция . Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.
В эпилоге (глава XI четвёртой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, говоря о последовательном увядании Обломова, превращении его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.
Сюжет романа.
По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся.
Вторая точка зрения профессора А.Г.Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.
Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 1840 – 1850-х годов.
Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга, Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?
Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И.С.Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.
Главный герой романа - Илья Ильич Обломов – русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)
Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова – лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое ядовитое!» – говорит Обломов.)
Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.

Самостоятельная работа с учебником.
Беседа с обучающимися по содержанию романа.
1. Главный  герой  романа.  Расскажите  о его внешности, жизненном укладе.
2. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже его халата?
3. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?
4. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
5. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?
6. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?
7. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?
8. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?

Составление синквейна
1 – я строка – название темы, выраженное одним словом (существительным)
2 – я строка – определение темы в двух прилагательных;
3 – я строка – три глагола, показывающие действия в рамках данной темы;
4 – я строка – фраза их четырех слов, показывающая отношение автора к теме;
5 – я строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи
Урок
Интересный, увлекательный
Учит, развивает, воспитывает
Изучаем творчество И.А. Гончарова
Обломов
Итоги урока
Рефлексия «А напоследок я скажу»
Сегодня на уроке я научился
Урок заставил меня задуматься о
Я понял, что
Мне было интересно, потому что
Для меня стало открытием, что
Домашнее задание:
Пересказ материала урока. Учебник, стр. 46- 49
15