Методический семинар «Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры».
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Методический семинар «Здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках физической культуры».
г.Новоалександровск
2016г.
Пояснительная записка.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Возникает вопрос, как помочь школьнику, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью?
В МОУ гимназия №1 разработана программа развития на 2016-2020 г.г. Одним из ее разделов является Подпрограмма «Здоровьесозидающая среда».
Сроки реализации 2016-2020 гг.
Целевое назначение программы:
1. Создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
2. Формировать у учащихся навыки организации здорового образа жизни посредствам развития здоровьесберегающей и здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении.
Нормативно-правовая и документальная основа подпрограммы:
СанПиН 2.4.2.2821-10, «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 29.12.2010) раздел 2.9.;
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Задачи подпрограммы:
1. Создать условия по обеспечению сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
2.Создать систему работы по обеспечению здоровьесозидающей направленности образовательного процесса, способствующего осознанному выбору учащимися поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
3.Способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Создать условия по предупреждению появления психолого-медико-педагогических проблем у детей.
4. Совершенствовать спортивную базу МОУ гимназия №1.
5.Обеспечить социально-педагогическую и научно-методическую поддержку педагогов, родителей (лиц из заменяющих) по вопросам воспитания здорового образа жизни детей.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
- Повышение компетентности педагогического коллектива в области создания здоровьесозидающей среды.
- Формирование у педагогов готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других.
- Повышение двигательной активности педагогов, как основного фактора здорового образа жизни.
- Организация совместной работы педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни учащихся.
- Реализация программы поддержки детей с проблемами здоровья и развития, занятия в группе ЛФК, занятия по психокоррекции и др.
Формирование мировозрения, основанного на ценности здоровья и ответственности за его сохранение, осуществляется в ходе реализации воспитательных здоровьесберегающих технологий. Системы мероприятий, целью которых является активизация у детей и подростков процесса формирования навыков здорового и безопасного образа жизни, ценностного отношения к своему здоровью, неприятие алкоголя, табака, наркотиков, отрицательного отношения к распространению и употреблению других психоактивных веществ.
Воспитание на принципах ЗОЖ
Работа всего педагогического коллектива гимназии направлена на сохранение здоровья учащихся. Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом.
Ошибочно полагать, что для этого будет достаточно уроков физкультуры, т.к. они восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Здоровьесберегающие технологии - это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – педагогов и учащихся.
Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной иззадач современной школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.
"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
стрессовая педагогическая тактика;
несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания;
интенсификация учебного процесса;
функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Забота о здоровье учащихся в нашей гимназии является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры. Как же мы используем здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры?
Прежде всего, чётко определяем для себя понятие «здоровьесберегающие технологии».
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Устанавливаем взаимосвязь с медицинским работником гимназии, знакомимся с результатами медицинских осмотров детей, учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
При планировании и проведении урока опираемся на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока;
-включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
-выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
-создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
-включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
Ориентируемся при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:
принцип двигательной активности;
принцип оздоровительного режима;
принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
принцип реализации эффективного закаливания;
принцип психологической комфортности;
принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
Для реализации данных принципов используем следующие педагогические методы и приёмы обучения:
1. Повышение двигательной активности детей.
2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Вывод. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности и основное - сохранить здоровье!
Приложение 1.
Мониторинг физического развития учащихся для 5-10 классов
Для определения уровня физической подготовленности в начале (октябрь) и в конце (май) учебного года я ежегодно провожу тестирование по определению уровня общей физической подготовленности учащихся. Мною выбраны упражнения из тест программы физической подготовленности учащейся молодежи”, которая разработана специалистами МГФСО, Московского комитета образования, данная программа одобрена Правительством Москвы, она предназначена для экспресс – оценки состояния физической подготовленности школьников 6–17 лет (1-11 классы), а так же использована государственная программа по физической культуре В.И. Лях, А.А. Зданевич. Оцениваются такие физические качества как выносливость, быстрота, гибкость, сила, скоростно-силовая показатели, координация.
Способности.
Контрольные упражнения
Скоростные.
Бег 30м.
Выносливость.
Бег 1 км.
Скоростно-силовые.
Прыжок в длину с места.
Определение физического качества – гибкость.
Наклон на гибкость из п.сед на полу, ноги врозь.
Определение силы и силовой выносливости мышц рук (динамическая сила).
Подтягивание в висе (мальчики).
Определение силовой выносливости мышц рук (статическая сила).
Вис на перекладине (девочки) – 5 классы, подтягивание на н/перекладине – 8, 9 классы.
Координационные способности.
Челночный бег 10 раз по 5 м.
Результаты уровня физической подготовленности учащихся свожу в таблицы, где условное обозначение уровней: В – высокий, С – средний, Н – низкий. В конце таблиц вывожу в % развитие каждого физического качества и уровня. Так, например, в таблице № 1 при выполнении прыжка в длину с места мы определяем скоростно-силовые качества , 18% с высоким, 59% – средний и 23% с низким уровнем у девочек. И так я рассматриваю по каждому качеству, анализирую и делаю выводы, планирую свою работу.
Анализ мониторинга физического развития 5, 8, 10 классов МОУ “Гимназия№1” за 2015– 2016 уч. год.
Итого в мониторинге 5, 8 и 9 классов приняло участие 199 обучающихся в начале учебного года и 187 в конце учебного года, остальные учащиеся не приняли участие в мониторинге, потому что освобождены от уроков по состоянию здоровья на период тестирования. По результатам мониторинга преобладает средний уровень физической подготовленности как у мальчиков, так и у девочек, в целом 70% (октябрь) и 58% (май). 19% (октябрь) и 30% (май) учащихся имеют высокий уровень и 11 % (октябрь) и 12% (май) учащихся низкий.
Показатели физического мониторинга 5 классов говорят о том, что у девочек и мальчиков сильных пока различий нет. По прежнему, как в начале, так и в конце учебного года остаются слабо развитые, с низким уровнем скоростно-силовые качества 30%, силовые 59% и гибкость 35%. Увеличились показатели выносливости, так у мальчиков к концу учебного показатель с высоким уровнем стал 47%, а был 16%. А у девочек стали хорошие показатели в координации с 56% (октябрь) до 78% (май) с высоким уровнем, с низким показателем данного качества к концу года вообще нет.
Сводная таблица по всем классам.
Уровень физической подготовленности обучающихся МОУ “Гимназия” за 2015–2016 учебный год 5, 8 ,10 классы преподаватель физической культуры: Лужина.В.В.
класс
кол-во уч-ся
Уровень физической подготовленности в классе по мальчикам и девочкам
кол-во в целом
Уровень физической подготовленности в % по параллелям в целом
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Уровень физической подготовленности 5 классов на октябрь 2015–2016 уч. года.
5 “А”
23
девочки – 13
1
11
1
Д-43
М-36
Всего:79
Д-5(12%)
М-3(8%)
В-8(10%)
Д.-31(72%)
М-29(81%)
В-60(76%)
Д-7(16%)
М-4(11%)
В-11(14%)
мальчики– 10
–
10
–
5 “Б”
25
девочки – 14
2
12
–
мальчики– 14
1
10
2
5 “В”
19
девочки-16
2
8
6
мальчики-9
2
5
2
Уровень физической подготовленности 5 классов на май 2015–2016 уч.года
5 “А”
23
девочки – 12
3
6
3
Д-42
М-36
Всего:78
Д-10(24%)
М-4(11%)
В-14(18%)
Д.-24(56%)
М-26(73%)
В-50(64%)
Д-8(20%)
М-6(16%)
В-14(18%)
мальчики – 10
1
9
0
5 “Б”
25
девочки – 14
6
6
2
мальчики – 14
2
9
2
5 “В”
19
девочки – 16
1
12
3
мальчики – 9
0
5
4
Уровень физической подготовленности 8 классов на октябрь 2015–2016 уч. года.
8 “А”
23
девочки – 14
3
10
1
Д-35
М-28
Всего:63
Д-6(17%)
М-7(25%)
В-13(21%)
Д.-27(77%)
М-18(64%)
В-45(72%)
Д-2(6%)
М-3(11%)
В-5(7%)
мальчики – 10
3
6
1
8 “Б”
25
девочки – 14
2
11
1
мальчики – 9
1
5
2
8“В”
19
девочки – 7
2
6
0
мальчики – 9
2
7
0
Уровень физической подготовленности 8 классов на май 2015–2016 уч. года.
8 “А”
21
девочки – 11
2
9
1
Д-29
М-29
Всего:58
Д-6(21%)
М-9(31%)
В-15(26%)
Д.-20(68%)
М-18(62%)
В-38(66%)
Д-3(11%)
М-2(7%)
В-5(8%)
мальчики – 10
3
5
2
8 “Б”
21
девочки – 11
3
6
2
мальчики – 10
4
6
0
8“В”
16
девочки – 7
2
5
0
мальчики – 9
2
7
0
Уровень физической подготовленности 9 классов на октябрь 2015–2016 уч. года.
10 “А”
23
девочки – 12
1
11
0
Д-25
М-38
Всего:57
Д-1(4%)
М-14(44%)
В-15(26%)
Д.-20(80%)
М-16(50%)
В-36(63%)
Д-4(16%)
М-2(6%)
В-6(11%)
мальчики – 16
9
7
0
10 “Б”
25
девочки – 13
0
9
4
мальчики – 16
5
9
2
Уровень физической подготовленности 9 классов на май 2015–2016 уч. года.
10
“А”
21
девочки – 8
3
3
2
Д-19
М-32
Всего:51
Д-6(32%)
М-17(53%)
В-23(45%)
Д.-6(47%)
М-13(41%)
В-22(43%)
Д-4(21%)
М-2(6%)
В-6(12%)
мальчики – 18
12
6
0
10 “Б”
21
девочки – 11
3
6
2
мальчики – 14
5
7
2
Результаты 8 классов на начало, и конец учебного года остаются стабильные, этих ребят я обучаю три года. У них увеличилось количество учащихся с высоким уровнем по сравнению с прошлым учебным годом с 16% до 26%,соответственно средний уровень с 75% до 63%. К концу учебного 2015–2016 года в 8х классах уменьшился показатель с низким качеством выносливости, как у девочек, так и у мальчиков. Увеличились показатели координационных способностей с высоким уровнем у мальчиков с 64% до 72%, а у девочек с 40% до 60%. На 9% уменьшилось количество мальчиков с низким физическим качеством сила.
В 6–8 классах у мальчиков происходит прирост мышечной силы и выносливости, у девочек растет сила и выносливость, но ловкость и быстрота приостанавливаются. Поэтому уроки физкультуры необходимо теперь строить так, чтобы они способствовали не только развитию “ведущих” в этом возрасте качеств, но и “отстающих”, в особенности ловкости и быстроты. Анализируя данный мониторинг, я спланирую свою работу с 6, 8 классами так чтобы добиться правильного физического развития обучающихся, на примере 9-х классов, которые выросли, возмужали, увеличили свои показатели.
Анализируя показатели 8 классов, которых я обучаю с 6 класса, можно сделать выводы, что развитие физических качеств таких как быстрота, выносливость остались прежними хорошими (в основном высокий и средний уровни). В 2013–2004 учебном году у мальчиков 6 классов 70%было с низким показателем физического качества СИЛА (тест – подтягивание), и у девочек этот показатель так же преобладал: 53% (низкий). В связи с чем мною были поставлены задачи на развитие силовых качеств, в 2009–2010 уч.году этот показатель уменьшился до 43%, 2010–2011 – составил 23%, тем самым увеличивая высокий уровень (с 16% до 43%) и средний (с 13% до 34%) у мальчиков. У девочек высокий увеличился с 15% до 47%. Скоростно-силовые качества при прыжке в длину с места так же возросли у мальчиков – высокий уровень увеличился на 22%, у девочек на 9%. Мониторинг 2015-2016 уч. года показал, что прирост юношей с высоким уровнем физического развития к концу учебного года увеличился до 53%,. Из чего следует, что динамика изменилась в положительную сторону. Это говорит, что выбранная работа по увеличению силовых упражнений мною правильна. Все упражнения и дозировки подбирались согласно возрасту с учетом морфофункциональных предпосылок, как для мальчиков, так и для девочек. А так же идет правильный прирост в массе, росте тела, что говорит о физиологическом развитии.
Выводы:
Оздоровительное влияние уроков физической культуры надо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это прямое воздействие физических нагрузок урока на организм ученика и во-вторых, обучение школьников самостоятельно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время, так как урок и при большой моторной плотности не обеспечивает даже суточной потребности организма подростка в двигательной деятельности.
Для укрепления физического здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности учащихся в методике урока мне необходимо отразить для обеспечения его оздоровительной направленности следующее:
Физические упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем.
Физические нагрузки должны быть оптимальны.
Главное направление в развитии двигательных качеств должны быть: усиленное развитие скростно-силовых качеств, быстроты реакций, умеренное развитие выносливости, гибкости.
Необходимо учитывать половые особенности (с учетом возраста).
Необходимо четко соблюдать ограничение в выборе упражнений и интенсивности нагрузок для учащихся подготовительной медицинской группы.
Следует соблюдать предписание врача о сроках, в течении которых школьники не должны заниматься на уроках физической культуры.
Соблюдение в методике работы личностно-ориентированного подхода.
Важно обучать учащихся профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия, ожирения.
15