ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Подготовка и проведение лекции»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Саратовский филиал повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский государственный технологический университет»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Подготовка и проведение лекции»
Автор работы: Целик Л.И. ____________
Должность: Преподаватель математики
ГБОУ СО НПО
«Профессиональное училище №70»
«___» _____________________2013г.
Проверил:____________________
«___»______________________2013 г.
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретическая часть.
2.1. Технология подготовки и проведения лекций.
2.2. Структура построения лекции.
Глава 2. Практическая часть.
3.1. Структура урока.
Заключение.
Литература.
1. Введение
Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, большей частью теоретического характера.
Значение её в формировании познавательного развивающего потенциала обучающих трудно переоценить, так как она создаёт основу для последующего, детального усвоения ими учебного материала.
Такую особенность лекций знали ещё в древней Греции, древнем Риме и в средние века. Впоследствии они широко использовались в высших учебных заведениях России.
Анализ характерологических признаков оптимально подготовленной лекции позволяет выделить несомненные достоинства лекционного способа обучения:
1. При отсутствии учебных пособий по вновь вводным курсам - лекция основной источник получения информации.
2. Некоторые разделы или темы учебной дисциплины трудны для самостоятельного изучения обучающимися.
3. При изучении различных подходов и концепции в учебниках, обучаемым трудно дать им объективную оценку.
4. Лекция необходима в тех случаях, когда нужно убедить, повлиять на формирование определённых взглядов у обучающихся.
2.Теоретическая часть
2.1. Технология подготовки и проведения лекций
При разработке лекции необходимо помнить, что учебный материал хорошо усваивается в случае, если он активизирует мыслительную деятельность. К предмету, как советовал К.А. Тимирязев, преподаватель должен относиться не как «фотограф, но как художник» он не должен опускаться «до роли простого, акустического снаряда, передавая устно почерпнутое из книги…».
Добротно подготовленная лекция должна удовлетворять требованиям:
● научность и информативность;
● доказательство и аргументированность;
● наличие достаточного количества фактов, примеров;
● эмоциональность изложения;
● активизация мышления слушателей посредством постановки
перед ними проблемных вопросов;
● чёткая структура поставленных вопросов и логика их раскрытия;
● изложение доступным, ясным, но научным языком;
● правильная методическая обработка учебного материала
как- то: выделение главных мыслей и положений, акцен-
трирование выводов, разъяснение вновь вводимых терминов
и т.п.;
● использование возможно большего разнообразия аудиовизуальных, дидактических материалов.
Различные лекции, как по структуре, так и по характеру их проведения отличаются друг от друга. Однако имеются общие правила их проведения:
1) необходимо указать, тему и цель лекции.
2) сообщить, какие знания должны приобрести обучаемые и на каком уровне.
3) обосновать важность и нужность этой лекции, её значимость.
4) сообщить план раскрытия содержания учебного материала, которого необходимо строго придерживаться.
В учебных учреждениях проводятся лекции следующих видов:
1.Вводная. Её цель - ознакомиться с назначением курса, его ролью и местом в системе других дисциплин. Здесь же указывается технология изучения дисциплины, название и характеристика учебников и учебных пособий, сообщается о требованиях к усвоению данного курса, о способах контроля качества усвоения учебного материала.
2 .Текущая - формирование фундаментальных понятий раздела или темы. При её чтении необходимо соблюдение всех дидактических требований, а также сообщение слушателем плана лекций, что обеспечивает запоминание материала сверх обычного на 10-12%.
3 .Обзорная - обобщение основных положений прочитанных ранее лекций. Такая лекция систематизирует знания, в силу чего, у обучаемых фор-
мируется цельное представление о содержании учебного раздела.
Предъявляются требования к чтению лекции:
1. Постоянно напоминать обучаемым вопросы, которые рассматривались на предыдущих занятиях, и связать их с новым материалом, с указанием значения, роли и места в данном курсе.
2. Последовательно раскрывать содержание каждого вопроса на основе фактов, примеров с использованием дедуктивного и индуктивного подходов.
3. По каждому из вопросов следует сделать соответствующий вывод.
4. В конце лекции необходимо сделать обобщение и кратко указать, что студенты узнали на данной лекции.
5. Скорость чтения лекции должна составлять не более 60-70 слов в минуту по гуманитарным и 45-50 слов в минуту по техническим и естественно-математическим предметам.
6. Предпочтительным является использование на лекции проблемных ситуаций (проблемное изложение).
7. Для осмысленного восприятия лекции необходимо производить установку слушателей на наиболее важные моменты в лекции.
8. Обучать их активной работе на лекции, которая состоит из:
а) слушания;
б) понимания;
в) осмысления;
г) преобразования;
д) записи её в виде конспекта.
9. Оказывать помощь в современной записи, прослушиваемой лекции. С этой целью целесообразно выделять наиболее важные места интонацией, темпом изложения, высотой голоса, а также использовать паузы, записи на доске или показ иллюстраций на плакате или с помощью ТСО.
10. Обучать, в случае необходимости, методике выполнения записей, правильному их оформлению, подчёркиванию главных мыслей, формулированию выводов и т.п.
Восприятие лекции и воздействие её на эмоционально- волевую сферу слушателя во многом определяется её построением, то есть таким расположением частей лекции, которые органически (логически обоснованно) дополняют и связывают её, обеспечивая стройность, ажурность и целостность лекции.
В целом при подготовке и реализации лекции необходимо продумать по конкретной теме содержание отдельных её элементов.
2.2 Структура построения лекции
Элементы
(их название) Цель Возможные способы
реализации цели
1.Зачин. Вызвать у слушателей интерес к теме лекции. 1.Рассказать какой-либо удивите-
льный случай по теме лекции.
2.Рассказать занимательную историю, касающейся темы.
Заострить внимание слушателей на статьи в газетах, журналах, передачах.
2.Завязка мысли. Поставить перед слуша-
телями проблему, показать значение содержания лекции для человека, общества, науки, культуры. 1.Обозначить противоречия между тем, что есть и тем, что нужно.
2.Показать поступательное движе-
ние вперёд и недостатки существующего.
3.Что даёт решение проблемы человеку, обществу, государству.
3.Планирующий. Вовлечь слушателей в процессуальную часть лекции. 1.Сообщить план лекции.
2.Перечислить наиболее важные моменты содержания.
3.Проследить за наличием записей в конспектах.
4.Основной
(сообщение). Реализация основного замысла. 1.Строго придерживаться плана лекции.
2.Применять яркие убедительные примеры.
3.По каждому вопросу плана делать краткие выводы.
4.Подчёркивать основную идею, напоминать о цели.
5.Обобщающий. Обобщить сказанное. 1.Коротко повторить вопросы.
2.Сделать краткие выводы по каждому из них.
3.Сделать общий вывод из всего сказанного.
6.Перспективно-ориентирующий. Указать путь дальней-
шего применения знаний. 1.К чему может привести применение знаний и умений.
2.Почему нужно стремиться преумножить имеющиеся знания.
Лектору необходимо постоянно совершенствовать качество лекции, как в содержательном, так и в методическом отношении. Существуют основные критерии её качества:
1) содержание лекции;
2) технология чтения лекции;
3) руководство работой студентов;
4) лекторские данные преподавателя;
5) результаты лекции.
1. Содержание лекции. Каждая лекция должна нести методологичес-
кую нагрузку, выключающую изложение концептуальных положений или их критическое сопоставление, показ противоречивых подходов в решении каких-либо проблем, показ истории возникновения проблемы и различные пути их решения. Органическая связь содержания лекции с жизнью и иллюстрация применения знаний в практической деятельности, будущего специалиста. Реализация в лекции внутри предметных и межпредметных связей. Отличие содержания лекции от содержания базового учебника, пересказ или интерпретация фактического материала учебника.
2. Технология чтения лекции. Чтение лекции должно осуществля-
ться по чётко разработанному плану, доступно, с подробным разъяснением вновь вводимых понятий и терминов, стремиться, по возможности, давать чёткие и однозначные определения ключевым понятиям.
Структуру лекции строить по варианту проблемного изложения, с обозначением основных этапов разрешения проблемной ситуации.
В лекции должны быть максимально реализованы основные принципы педагогики: научности, доступности, систематичности и последовательности и т.п. Стараться выделять главные мысли в теме лекции, стремиться к аргументированности и доказательности умозаключений и выводов. Широко применять средства наглядности, отдавая предпочтение натуральным образцам и ТСО.
3. Руководство работой слушателей студентов. Преподаватель является не только носителем и пропагандистом научных знаний, но в то же время руководителем, организатором и координатором учебно-познаватель-
ной деятельности слушателей, студентов. Он должен обучить правильно вести записи лекции, оказать помощь и стимулировать их учебный труд посредствам использования приёмов: изменения темпа озвучивания мысли, повторение содержания текста при записи формулировок, выводов, похвалы, одобрения, поощрения и т.п.
Для привлечения внимания шире использовать проблемные и риторические вопросы, а для разрядки напряжённости прибегать к умеренному юмору. Контролировать введение конспектов вовремя лекции (если это возможно), а также во время проведения практических и семинарских занятий.
4. Лекторские данные преподавателя. Основную значимость приобретают такие качества как: знание преподаваемой дисциплины, ясность изложения содержания темы, правильное построение речи. Не менее значимыми являются: умение держаться перед аудиторией, правильно поставленный голос, дикция, эмоциональность изложения, умение «видеть» и чувствовать аудиторию и устанавливать с ней доброжелательные отношения.
5. Результаты лекции. Результативность лекции определяется по следующим показателям: степени достижения дидактических целей, информационной её ценности, (на каком уровне, и в каком объёме обучающиеся приобрели знания и умения), какое воспитательное воздействие оказала она на взгляды и убеждения слушателей.
3.Практическая часть
3.1 Структура урока
Тема: Иррациональные уравнения.
Цели:
Дидактическая: ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения.
Воспитательная: показать значимость знаний и умений на примере решения иррациональных уравнений.
Развивающая: возбудить и развить интерес к решению иррациональных уравнений.
Тип урока: Урок-лекция.
Оборудование урока: таблица квадратов, плакат основные свойства корней.
Литература: Учебник. Алгебра и начала анализа. М., «Просвещение»,2010. Под редакцией А.Н. Колмогорова.
Ход урока:
І. Организационный этап.
ІІ. Актуализация прежних знаний.
1.Итоги проверочной работы.
2.Решить задание:
Вычислить:
√27+10√2 + √27-10√2
ІІІ. Усвоение новых понятий и способов действия.
1.Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.
2.Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному путём возведения в степень обеих частей уравнения или замены переменной.
3.При возведении обеих частей уравнения в чётную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение.
4. Иногда удобнее решать иррациональные уравнения, определив область допустимых значений неизвестного и используя равносильные переходы.
5.Решим уравнения: а) √x+2=x
Решение:
Возведём обе части уравнения в квадрат:
X+2=x², x²−x−2=0, x=-1, x=2.
Проверка:
1)x=-1, тогда √-1+2=-1, 1=-1 ложно;
2)x=2, тогда 2+2=2, 2=2 верно. Ответ:x=2
2)x=2, тогда √2+2=2, 2=2 верно . Ответ: x=2;
б)√ x²+5x+1+1-2x=0
Решение
√x²+5x+1=2x-1, x²+5x+1=(2x-1)² , x²+5x+1=4x²-4x+1, x(x-3)=0, x=0, x=3
Проверка:
1)x=0,то √0²+5∙0+1+1-2∙0≠0, значит, x=0 не удовлетворяет уравнению
2) x=3, тогда √3²+5∙3+1+1-2∙3=0. значит, x=3- корень уравнения.
Ответ: 3
в) √2x-3=√x-2.
Решение
Возведя обе части уравнения в квадрат, получим 2x-3=x-2 , x=1.
Проверка: √2∙1-3=√1-2. Обе части уравнения не имеют смысла.
Ответ: нет корней;
г) решить уравнение √x+1 + √x+3=-√x+2-2
Решение
√x+1+√x+3+√x+2=-2.Поскольку корни арифметические, то левая часть уравнения неотрицательна, а правая отрицательна, значит, уравнение решений не имеет. Ответ: уравнение решений не имеет;
д) решить уравнение √x-10+√1-x=6.
Решение
Область допустимых значений неизвестного (ОДЗ) этого уравнения определяется системой неравенств x-10≥0, x≥10
1-x≥0; x≤1
Которая решений не имеет. Уравнение не определено в множестве действительных чисел.
е) решить уравнение √x-2=x-8.
По определению квадратного корня уравнение √x-2=x-8 равносильно системе
x-2=(x-8)², x²-17x+66=0, x=16,
x-8≥0 ; x≥8; x=11, x=11
x≥8;
ответ :11
III.Закрепление изученного материала
1. решить №471(а); Учащиеся решают самостоятельно, а затем сверяют
2.решить №418(а; б); своё решение с решением сильного ученика на
3.решить №419(а; г). переносной доске (сначала они не видят, как он
решает).
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание: п.33 ( до примера 6); решить № 417(в), №418(в, г),
№419(б,в), №422 (а,г).
4. Заключение
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную социальную адаптацию.
Традиционная система образования, в которой педагог выступает в роли ретранслятора знаний, а обучаемый в качестве потребителя этих знаний - не способна решать задачи, стоящие перед современной школой. Становится всё более очевидным, что информационный подход к образованию подрастающего поколения методологически несостоятелен.
Нужна иная, более совершенная система образования, адаптированная к современным требованиям, предъявляемым к выпускникам учебных заведений.
Чтобы поставленная цель могла быть реализована, необходимо коренным образом пересмотреть всю систему образования. От экстенсивного
накопления знаний учащейся молодёжи переходить к интенсивному, направленному на продуктивное приобретение знаний и умений. Обучае-
мому должно быть возвращено право учиться. На это указывает опыт передовых развитых стран мирового сообщества, где парадигма «учитель-учебник-ученик» была решительно заменена на более продуктивную «ученик-учебник-учитель». Согласно этой парадигме обучаемый становится активным участником учебной деятельности, «создателем самого себя».
В Концепции отмечаются основные направления повышения квали-
фикации педагогов, способных более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс это:
● технологии личностно-ориентированного образования;
● технологии педагогической поддержки в образовании;
● организация творческой продуктивной деятельности;
● организация процесса коллективного поиска;
● использование информационных технологий в обучении;
методы проектного обучения и исследовательской работы.
5. Список литературы
1.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для СПО. – М.: Академия, 2010.-288 с.
2.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология личности: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 575 с.
3.Карсонов В. А.Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах: Учебно – методическое пособие. - Саратов, 2013 – 102с.
4.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2010 – 256с.
5. Психолого – педагогический практикум: Учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2008.-224 с.
6.Зеер Э.Ф. Личностно – развивающие технологии начального профессионального образования: Учебное пособие для студентов ВПО. – М.: Академия, 2010.- 176 с.
7.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. – М.: Академия,2009. – 192 с.
8.Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Социальный проект, 2010. -328 с.
9.Селевко Г.К. Воспитательные технологии: Энциклопедия образовательных технологий. – М.: Социальный проект, 2006. – 320 с.
10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение . – М.: Академия, 2009. -192 с.