Конспект интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства по теме: «А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
интегрированного урока
литературного чтения и изобразительного искусства
по теме:
«А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2 класс
Учитель начальных классов
Золенко Галина Петровна
2015 год
Интегрированный урок чтения и рисования
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели: продолжить работу по сказке А. С. Пушкина; развивать умение находить отличительные особенности сказки от других произведений; умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; умение инсценировать отрывки из сказки; учить давать характеристику героям произведения; обогащать словарный запас детей; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности обучающихся, фантазию, наблюдательность; воспитывать доброту и милосердие; прививать интерес к чтению.
Оборудование: эпиграф к уроку, портрет А. С. Пушкина, чистый листик на каждую парту, костюмы для инсценирования сказки.
Ход
1 Организационный момент
- Создадим хорошее дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу. У нас сегодня гости. Улыбнитесь гостям и попросим их улыбнуться нам. Садитесь.
Руки? (На месте)
Ноги? (На месте)
Локти? (У края)
Спинка? (Прямая)
2 Речевая разминка
Кто доброе сердце имеет, тот в сказке проучит злодея,
Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!
- Читаем первый раз по слогам, а второй раз целыми словами.
- Как связаны строки М. Пляцковского из песни «Сказки гуляют по свету» с портретом на доске и с темой нашего урока?
- Как понимаете выражение из нашей речевой разминки?
3 Актуализация знаний
- Где родился А. С. Пушкин? (в Москве)
- Когда он родился? (6 июня 1799 года)
- С 2011 года в день рождения поэта 6 июня отмечается, как День… (русского языка)
- Почему в детстве Пушкин писал стихи по-французски? (в семье говорили по-французски)
- Сколько сказок написал Пушкин? Перечислите.
- Какие бывают сказки? (авторские и народные)
(бытовые, волшебные и о животных)
- Что вы можете сказать о «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина? Объясните свой ответ.
- Кроме того, что в сказке происходят волшебства, что еще подтверждает, что это сказка, а не другой жанр произведений? (троекратное повторение, зачин, своеобразный язык сказки)
4 Работа по теме урока
1)- Дома вы должны были подготовиться к выполнению заданий по группам. Одна группа подготовила инсценирование отрывка из сказки. Две группы написали письма золотой рыбке. А четвёртая группа подготовила выразительное чтение сказки.
1 гр. Инсценирование 1 – 4 части сказки.
2 – 3 гр. Зачитывают письма, адресованные рыбке.
4 гр. Выразительное чтение 5 – 11 части сказки.
2) Словарная работа
Изба со светёлкой – (устар) небольшая комната
С белёною трубою – побеленная труба
Тесовые ворота – ворота из тонких досок хвойных деревьев
Простофиля – глупый, малосообразительный человек
Столбовая дворянка - дворянка старинного рода
Соболья душегрейка - женская теплая кофта, обычно без рукавов, со сборками на талии.
Парчёвая на маковке кичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины.
За чупрун таскает – за чуб
Вольною царицей – единовластная государыня
Белены объелась – сошла с ума
Поневоле – вопреки желанию
Бунтует – не соглашается, протестует
Царские палаты – богатое здание
Бояре да дворяне – из богатых людей (средний класс)
Пряник печатный – с отпечатанным рисунком, буквами
Невежа – грубый невоспитанный человек
5 Физминутка Сказка даст нам отдохнуть! Отдохнём – и снова в путь!
Рыбки плавали, ныряли в чистой тёпленькой воде;
То согнуться, разогнуться, то зароются в песке.
Вот советует Мальвина: «Будет талия осиной,
Если будем наклоняться влево, вправо 10 раз»
А Дюймовочка сказала: «Чтоб была спина прямая,
Поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
Раз, 2, 3, 4, 5. Повторяйте-ка опять. Раз, 2, 3, 3, 4, 5»
Теперь глазки поднимаем, а потом их опускаем,
Вправо, влево поглядим. Снова всё мы повторим раз, 2, 3, 4.
И за мною последим. Так, вот так, щё вот так. Вы молодцы!
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь.
6 Беседа по прочитанному.
- Кто из героев сказки вам симпатичен? Почему?
- А кто вам неприятен? Почему?
- О каких волшебствах говорится в сказке? (рыбка говорящая, моментально исполняются желания старухи)
- Как старик поступил с рыбкой? Почему?
- Как старуха отреагировала на рассказ старика? Почему у неё было совершенно другое отношение к произошедшему чуду?
- Как себя ведёт рыбка по отношению к старику? Почему?
- Как автор относится к старухе? (говорит «старуха», «вздурилась»,)- А как относится к старику? (с жалостью)
7. Работа в парах
- По рядам на листочках дать характеристику героям.
1 ряд – старику, 2 ряд – старухе, 3 ряд - рыбке
(Старик – добрый, простодушный, безотказный, жалкий, слабохарактерный. Старуха – злая, сварливая, завистливая, жадная, сумасшедшая. Рыбка – приветливая, волшебная, золотая, жалостливая, добродушная)8. Творческая работа.
- А сейчас вы будете юными художниками. Вам нужно нарисовать героиню сказки – золотую рыбку. Вот я её представила такой. А какой её представили вы? Помним, что наша рыбка … (волшебная, сказочная)
По окончании работы – выставка рисунков.
9 Рефлексия
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Всё ли у вас получалось на уроке?
- Хотелось бы вам продолжить работу над сказками А. С. Пушкина?
- На листике с рисунком нарисуйте кружочек и закрасьте его зелёным цветом, если вам урок понравился и у вас всё получилось,
красным - если вы на уроке иногда испытывали трудности,
жёлтым - если вы с трудом справлялись с заданиями, вам постоянно нужна была помощь учителя или одноклассников.
10. Итог урока
- Кого вы можете отнести к положительным героям, а кого к отрицательным?
- Старика нельзя отнести к положительным героям, конечно, он простоват и добр, но имеет нетвёрдый характер. Он выполняет все приказы старухи, и она требует для себя всё больше и больше.
- Чему учит сказка? (А. С. Пушкин обличает людские пороки. К чему приводит жадность и зависть) К нам приходят пушкинские сказки, яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова – алмазы на вечерний бархат тишины,
Шелестят волшебные страницы, все скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы, верят в чудо детские глаза!
Даже если мы уже не дети, в 30, 40 или 60,
Убегаем мы игрою в детство, убегаем к Пушкину опять!
Убегаем в буйство свежих красок, в торжество добра над темным
злом,
Убегаем в пушкинские сказки, чтоб добрей и лучше стать потом.
И так будет бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь!
На этом наше занятие закончено! Всем спасибо за работу на уроке! Вы отлично сегодня поработали
11.Домашнее задание
- Дочитать сказку до конца, отработав правильное чтение. По желанию можете нарисовать других героев сказки или выполнить иллюстрацию к одному из эпизодов сказки.