Выступление на педагогическом совете Современный урок, ориеннтированный на новые образовательные стандарты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА НОВЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ»
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
СЛАЙД 1,2
Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
СЛАЙД 3
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Так значит, в нашем случае оба варианта важны. Но тогда что заставляет нас, педагогов, менять взгляд на урок. Это наши дети. Дети XXI века часто говорят: ЗАЧЕМ? Зачем ходить в школу, зачем напрягаться и еще много других зачем. Они другие, и отчасти в этом виноваты мы с вами, взрослые. Наши дети имеют ограниченный энергетический тонус, быструю утомляемость и легкую возбудимость, повышенную агрессивность и тревожность, настойчивы и требовательны, они ждут сиюминутного результата, эффекта, их главное слово «ХОЧУ!»
СЛАЙД 4
Отсюда и актуальные педагогические проблемы:
- активизация обучения,
- мотивированность обучения,
- индивидуально – личностный подход,
- диалоговость в обучение,
- рефлексивность в обучении.
СЛАЙД 5,6
Ключевыми идеями в условиях ФГОС ООН являются:
1. Развивающее обучение, о котором писали многие ученые еще в прошлом веке.
2. Формирование УУД.
3. Системно – деятельностный подход.
Системно – деятельностный подход предполагает:
- разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП, что создает основу для самостоятельного усвоения знаний, умений, способов деятельности.
СЛАЙД 7
Итак, современный урок – это
1. Развитие младших школьников в процессе обучения.
2. Активная деятельность детей; работают все и работает каждый.
3. Проблемность: маленькое открытие каждый день.
4. Творчество учителя и творчество детей.
5. Интерес детей к учению, их желание учиться.
6. Самостоятельность учащихся.
7. Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем.
СЛАЙД 8
Меняющаяся обстановка привела к изменению требований к уроку.
Требования к уроку таковы:
1. Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников.
2. Построение урока на основе системно – деятельностного подхода.
3. Продуманность методической системы урока.
4. Продуманность структуры и логики построения урока.
5. Организация эффективного взаимодействия учителя и ученика.
6. Соблюдение психологических требований к уроку.
7. Здоровьесберегающая направленность урока.
8. Владение учителем основами педагогического мастерства.
СЛАЙД 9
Все строится в соответствии с рабочей программой. Примерные программы разработаны авторами учебников и опубликованы. При отборе материала необходимо учитывать особенности данного класса.
Таблица.
СЛАЙД 10
Цели и задачи урока определяется с учетом содержания урока. Как правило, имеют долговременный характер.
Таблица.
СЛАЙД 11,12
Цели урока выводятся из заданных в Стандарте планируемых результатов Основной образовательной программы. Выделяют 3 уровня планируемых результатов, заданных в виде целей.
1. Цели – ориентиры – общие цели образования, ценностные и мировоззренческие установки, развитие интереса и познавательных потребностей.
В стандарте они заданы в виде личностных результатов.
2. Цели, относящиеся к основному (опорному) изучаемому материалу. Они находятся в блоке «Выпускник научится»
3. Цели, касающиеся изучения более сложного материала, чем тот, который задан системой опорных знаний и умений. В Примерных программах они находятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» и требуют реализации индивидуального подхода.
СЛАЙД 13
При выборе методов обучения нужно ориентироваться на особенности содержания урока. При ознакомлении с новым материалом это преимущественно проблемные методы. Но следует помнить: не любой материал можно дать проблемно! Проблемные методы целесообразно использовать при открытии нового знания. Выбор форм учебной деятельности зависит не только от возраста, но и от характера учебного материала, уровнем обученности, готовности к самостоятельной работе.
СЛАЙД 14, 15
Соответствие ФГОСам
СЛАЙД 16
Важно заранее продумать какие средства обучения будут необходимы на уроке.
СЛАЙД 17
В настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии урока. Нужно учитывать специфику учебного предмета, которая находит свое отражение в структуре урока. Выбор типологии и технологической схемы зависит от системы или УМК, в рамках которой работает учитель. В любом случае урок четко структурирован, в котором есть четкая логика проведения.
СЛАЙД 18
Оформление конспекта урока стандартное. Но оформление м.б. разнообразным. Как один из вариантов представленная форма. В 3 колонке указывается, какие формы, методы и средства обучения используются на данном этапе. Фиксируются группы и виду УУД
СЛАЙД 19
Взаимодействие - воздействие друг на друга ученика и учителя. В основе лежит совместная деятельность. Таблица.
СЛАЙД 20
В развивающем обучении взаимодействие строиться в форме сотрудничества. Учебное сотрудничество рассматривается как активное, доброжелательное, продуктивное взаимодействие. В процессе сотрудничества школьник чувствует себя не объектом, а самостоятельной личностью.
СЛАЙД 21,22,23
Традиционное обучение предполагает жесткий контроль и высокую частоту оценивания. Учитель преподносит готовые знания и осуществляет оценку. В новых стандартах ребенку преподносят эталоны, по которым можно себя оценить. Нормой становится степень индивидуального продвижения ребенка. Урок д.б. наполнен самооценочной деятельностью учащихся. Рефлексия урока.
СЛАЙД 24
Учителю, управляющему процессом развития необходимо иметь оперативную информацию о продвижении в развитии детей. Для этого необходимо проведение педагогической диагностики. Она проводится с целью:
Определения продвижения всего класса в овладении УУД и продвижении каждого учащегося.
15