КТП по математике 3 класс с УУД
Пояснительная записка
Авторы: М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантов,
Г. В. Бельтюкова, С.И.. Волкова, С. В. Степанова.
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией Шевченко, 2011 г.
В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.
В задачи обучения математике входит:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности; обучение умению решать задачи, уравнения, числовые и буквенные выражения; изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
овладение навыками дедуктивных рассуждений;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.). Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой — уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим учебным предметам. При обучении математике важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Для реализации данной программы авторским коллективом под руководством М. И. Моро разработан учебно-методический комплект пособий, включающий учебники для 3 класса начальной школы, тетради на печатной основе для 3 класса, специальные тетради для работы с детьми, интересующимися математикой. Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (работа индивидуальная, в группах и др.) и вне урока (кружки, факультативы, конкурсы и др.).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях , с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана.
Описание учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по программе - 5
Количество часов в неделю по учебному плану - 5
Количество часов в год - 170
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии: адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.
Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:
- интерактивные технологии
-метод сотрудничества
-методики проектирования
- дифференцированный подход
- деятельностный подход
- работа по алгоритму и др.
Межпредметные связи:
с уроками грамоты: введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а так же навыков письма и счета;
с уроками окружающего мира: формирование учебно - интелектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.
Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в нескольких вариантах разных уровней сложности.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смыс ла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель ности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства пред ставления информации для создания моделей изучаемых объектов и про цессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и ком муникационных технологий для решения коммуникативных и познава тельных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, от ражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами.
Содержание учебного предмета
III КЛАСС (170)
Числа от 1 до 100 (продолжение)
Табличное умножение и деление
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0. Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления. Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.). Решение уравнений вида 58 – х = 27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х · 3=21, х : 4 = 9, 27 : х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата). Обозначение геометрических фигур буквами. Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними. Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление
Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком. Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, a · b, с : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв. Уравнения вида х · 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000
Нумерация
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Арифметические действия
Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число. Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними. Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение
№ Дата Тема урока ФГОС Основные виды учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать/понимать Учащиеся должны уметь Числа от 1 до 100
(повторение) – 34 часа
1 Закрепление вне табличного сложения и вычитания - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- алгоритм решения уравнений. - последовательность чисел в пределах 100; - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- отношения «больше на…», «меньше на…» ;- правила о порядке выполнения действия в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.)
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Анализировать и оценивать результаты работы.
2-5 Умножение Продолжать знакомить учащихся с названиями компонентов действия умножения; формировать умения учащихся решать задачи умножением, читать произведения, находить значения произведений, заменив умножение сложением; развивать вычислительные навыки, логическое мышление. Уметь решать задачи с действием умножение; уметь сравнивать произведения; находить значение буквенных выражений; уметь решать примеры в столбик с переходом через десяток. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
6-7 Название компонентов и результата действия умножения Познакомить учащихся с названиями компонентов действия умножения; формировать умения учащихся решать задачи умножением, читать произведения, находить значения произведений, заменив умножение сложением; развивать вычислительные навыки, логическое мышление. Уч-ся должен усвоить понятия при действии умножение « множитель, множитель, произведение»; уметь читать примеры с использованием новых терминов; уметь решать задачи различными способами; уметь находить периметр, используя действие умножение. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
8 Умножение. закрепление Закреплять умения учащихся заменять действие сложения действием умножения, решать задачи умножением; развивать вычислительные навыки, умение находить значение выражения удобным способом, сравнивать именованные числа.
Уметь решать задачи с действием умножение; уметь сравнивать произведения; находить значение буквенных выражений; уметь решать примеры в столбик с переходом через десяток. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
9 Контрольная работа№1 по тексту администрации 10 Анализ контрольной работы. Умножение - последовательность чисел в пределах 100; - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- отношения :«Во сколько …больше?
Во сколько…меньше?»;
- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
11 Умножение - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. 12 Деление Познакомить учащихся с названиями компонентов действия деления; развивать вычислительные навыки учеников; продолжать работу над задачами, уравнениями. Уметь находить результат действия деления с помощью примера на умножение; решать задачи различными способами. Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления.
Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Работать в паре.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления умножение и деление.
13 Деление. Прием вычисления частного Познакомить учащихся с арифметическим действием – деление, с задачами, которые решаются делением; развивать вычислительные навыки учеников, закреплять умение решать задачи изученных видов. Уч-ся должны узнать новое арифметическое действие- «деление»; уметь решать задачи с использованием действия деление; уметь составлять верные равенства и неравенства; уметь решать задачи изученных видов. Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления.
Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Работать в паре.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления умножение и деление.
14-15 Решение задач на деление на равные части
- понимать правило, по которому, можно узнать, во сколько раз одно или другое число больше или меньше другого;
- знать /понимать смысл слов «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»
- решать составные задачи;
-рассуждать, анализировать, сравнивать Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления.
Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Работать в паре.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления умножение и деление.
16 Название компонентов и результата действий при делении Познакомить учащихся с названиями компонентов действия деления; развивать вычислительные навыки учеников; продолжать работу над задачами, уравнениями. Уметь решать задачи и выражения делением, работать с составными задачами, , решать уравнения изученных видов.
Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
17-18 Закрепление по теме: «Умножение и деление» Закреплять умения учащихся заменять действие сложения действием умножения, решать задачи умножением; развивать вычислительные навыки, умение находить значение выражения удобным способом, сравнивать именованные числа.
Проверить, как у учащихся сформировано умение заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, решать задачи умножением и делением, находить периметр прямоугольника.
Показать учащимся взаимосвязь между действиями умножения и деления. Знать первичное представление об умножении и делении числа на 10, умножении десяти на число, находить результат действия деления с помощью примера на умножение. Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
19 Решение задач и вычислений Закреплять умения учащихся заменять действие сложения действием умножения, решать задачи умножением; развивать вычислительные навыки, умение находить значение выражения удобным способом, сравнивать именованные числа.
Уметь решать задачи и выражения делением, работать с составными задачами, чертить отрезки заданной длины, решать уравнения изученных видов.
Уметь заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, решать задачи умножением и делением, Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
Составлять план решения задачи.действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи.
20-21 Связь между произведением и множителями Проверить, как у учащихся сформировано умение заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, решать задачи умножением и делением.
Показать учащимся взаимосвязь между действиями умножения и деления. Уметь решать задачи и выражения делением, работать с составными задачами, чертить отрезки заданной длины, решать уравнения изученных видов.
Уметь заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, решать задачи умножением и делением, Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
22 Связь умножения и деления Формировать умение учащихся находить результат действия деления при помощи примера на умножение; развивать умение учащихся решать задачи умножением и делением. Уметь находить результат действия деления с помощью примера на умножение; решать задачи различными способами. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения. Воспитание аккуратности и культуры труда
Формирование приемов анализа, сравнения, классификации.
Развитие вариативности и гибкости мышления.
23-24 Закрепление. Умножение и деление Дать учащимся первичное представление об умножении и делении числа на 10, умножении десяти на число; продолжать формировать умение учеников находить результат действия деления с помощью примера на умножение; развивать вычислительные навыки; продолжать работу над задачами. Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
25 Умножение на 2 Начать знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление таблицы умножения на 2, пользуясь переместительным законом умножения; развивать умение учеников сравнивать произведения; развивать навыки счета, логическое мышление. Уч-ся должны усвоить таблицу умножения на 2; уметь сравнивать произведения; уметь составлять к задаче схему- чертеж и решать ее; уметь логически мыслить. Принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
2. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
3. Выполнять правила безопасного поведения в школе.
26 Деление на 2 Закреплять знание учащимися таблицы умножения и деления на 2; продолжать формировать умение учеников решать задачи умножением и делением; развивать навыки счета, смекалку, сообразительность, внимание и наблюдательность детей. Знать таблицу умножения и деления на 2, уметь решать задачи умножением и делением, использовать навыки счета, смекалку, сообразительность. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
Понимать информацию.
представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
27-28 Закрепление по теме «Умножение и деление на 2» Математический диктант Закреплять знание учащимися таблицы умножения на 2, продолжать формировать умения учеников находить значение частного, опираясь на соответствующий пример на умножение, решать задачами действием деления; развивать навыки счета, умение выполнять чертежи. Знать таблицу умножения на 2, уметь находить значение частного, опираясь на соответствующий пример на умножение, решать задачами действием деления, выполнять чертежи. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
29 Числовые выражения. Развивать умение учащихся читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения; продолжать формировать умение учеников заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки учащихся, у также внимание, наблюдательность. Уметь правильно читать примеры с действием умножение; уметь решать задачи по действиям с пояснением; уметь решать задачи различными способами; уметь сравнивать выражения. Воспринимать объяснения и инструкции учителя.
Анализировать информацию в учебнике.
Оценивать результаты выполненной работы
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Участвовать в диалоге на уроке.
Анализировать информацию в учебнике.
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
30 Контрольная работа №2 Умножение и деление последовательность чисел в пределах 100; - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- отношения :«Во сколько …больше?
Во сколько…меньше?»;
- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
31 Анализ контрольной работы. Умножение и деление - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. 32 Равенства и неравенства Закреплять представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, мышление детей. Уметь решать уравнения; довести до автоматизма запись суммы и разности в столбик; уметь решать простые и составные задачи; уметь находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое; решать уравнения и делать проверку. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
33-34 Уравнение. закрепление Дать учащимся представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную; продолжать работу над задачами; развивать вычислительные навыки, мышление детей. Уч-ся должен усвоить, что действие сложение можно проверить вычитанием; Уметь каллиграфически правильно записывать числа; уметь решать логические задачи. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения. Воспитание аккуратности и культуры труда
Формирование приемов анализа, сравнения, классификации.
Развитие вариативности и гибкости мышления.
Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.
Выполнять правила безопасного поведения в школе.
Адекватно воспринимать оценку учителя
35 Повторение приёмов сложения и вычитания. Устные приёмы сложения и вычитания. - последовательность чисел в пределах 100; - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- отношения «больше на…», «меньше на…» ;- правила о порядке выполнения действия в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
-решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание;
- представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; - пользоваться изученной математической терминологией Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.)
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Анализировать и оценивать результаты работы.
36 Письменные приёмы сложения и вычитания. Задачи в 2 действия. 37 Выражения с переменной. Решение уравнений – 4 часа 38 Решение уравнений вида x +20 =36,
50 + x =72 на основе знания связи чисел при сложении. - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- алгоритм решения уравнений. - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия при сложении;
-решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании
39-40 Решение уравнений вида x – 20 = 31,
74 – x = 8 на основе знания связи чисел при сложении. Самостоятельная работа. - название компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- алгоритм решения уравнений. Геометрический материал – 1 час
41 Обозначение геометрических фигур буквами - пространственные отношения;
- сравнение предметов по размерам (больше-меньше, длиннее-короче…);
- написание заглавных латинских букв;
- термин « периметр многоугольника». - чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
- уметь строить геометрические фигуры и измерять их стороны;
- находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника) Обозначать геометрические фигуры буквами.
Выполнять задания творческого характера.
Сравнивать предметы по размерам.
Чертить отрезок на клетчатой бумаге.сравнивать отрезки. Находить периметр.
42 Решение уравнений - последовательность чисел в пределах 100; - таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
- отношения :«На сколько …больше?
На сколько…меньше?»;
- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
43 Решение уравнений. - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. Умножение и деление (продолжение) – 15 часов
44 Конкретный смысл умножения и деления - учащиеся должны знать/понимать таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- отличие чётных и нечётных чисел -уметь заменять сложение умножением;
- решать задачи на нахождение произведения;
- должны уметь пользоваться изученной математической терминологией;
- находить чётные и нечётные числа;
- решать выражения на умножение и деление с числом 2 и числом 3 Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.
Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях).
45 Связь между умножением и делением 46 Таблица умножения и деления
с числом 2. Четные и нечетные числа 47 Таблица умножения и деления
с числом 3 48 Связь между величинами: цена, количество, стоимость - зависимости между величинами, характеризующими процессы купли, продажи. Количество товара, его цена и стоимость;
- термины: «цена», «количество», «стоимость» - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
Составлять план решения задачи.действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи.
49 Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов - знать/понимать зависимости между величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса;
-термины: «масса», «количество», «общая масса» - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом 50 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок - порядок выполнения действий в числовых выражениях на сложение, вычитание, умножение и деление со скобками и без них;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях – уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них);
– проверять правильность выполненных вычислений 51 Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок. 52 Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи. Самостоятельная работа (10 мин.) - должны знать/ понимать состав и значение единиц измерения;
- термины: «расход», «количество», «общий расход» - уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
- уметь рассуждать, сравнивать 53 Закрепление. Решение задач 54 Контрольная работа № 3 по теме «Порядок действий» - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- алгоритм решения уравнений;
- правило нахождения периметра - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
55 Работа над ошибками. Порядок действий.
- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам. 56 Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. - таблицу умножения и деления однозначных чисел -уметь заменять сложение умножением;
- решать задачи на нахождение произведения;
- рассуждать, анализировать
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -4.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
57 Таблица Пифагора. Закрепление Задачи – 9 часов
58-59 Задачи на увеличение числа
в несколько раз. - нахождение числа, которое в несколько раз больше данного;
- знать/понимать смысл слов «больше в … раза» - учащиеся должны уметь решать текстовые задачи арифметическим способом Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
Составлять план решения задачи.действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.
60 Задачи на уменьшение числа
в несколько раз. - нахождение числа, которое в несколько раз меньше данного;
- знать/понимать смысл слов «меньше в … раза» - должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) 61 Задачи на уменьшение числа
в несколько раз. 62 Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. - таблицу умножения и деления однозначных чисел -уметь заменять сложение умножением;
- решать задачи на нахождение произведения;
- рассуждать, анализировать
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -5.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
63 Задачи на кратное сравнение чисел. - понимать правило, по которому, можно узнать, во сколько раз одно или другое число больше или меньше другого;
- знать /понимать смысл слов «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?» - решать составные задачи;
-рассуждать, анализировать, сравнивать Пояснять ход решения задачи.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.
64 Решение задач на кратное и разностное сравнение. 65 Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления - таблицу умножения и деления однозначных чисел -уметь заменять сложение умножением;
- решать задачи на нахождение произведения;
- рассуждать, анализировать
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -6.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
66 Закрепление. Решение задач -знать/ понимать правило и смысл слов для решения задач на разностное и кратное сравнение -самостоятельно решать задачи на разностное и кратное сравнение Пояснять ход решения задачи.
Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.
67 Контрольная работа № 4 по теме «Табличное умножение на 4, 5,6» 68 Работа над ошибками. Решение задач - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правило нахождения периметра - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
69 Решение задач - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.
70 Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального - зависимости между величинами при решении задач
- решать составные задачи, выполнять схематический чертёж Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
Составлять план решения задачи. действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.Пояснять ход решения задачи
71 Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления - таблицу умножения и деления однозначных чисел -уметь заменять сложение умножением;
- решать задачи на нахождение произведения;
- рассуждать, анализировать
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2 -7.
Применять знание таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.
Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного числа.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
Умножение и деление (продолжение) – 12 часов
Величины – 5 часов
72 Площадь. Способы сравнения фигур по площади. - термины: «площадь фигуры»;
-единицы измерения площади квадратный сантиметр (см2);
- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую;
- уметь использовать различные единицы измерения площадей Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Вычислять площадь прямоугольника разными способами.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.
Чертить прямоугольник (квадрат).
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
73 Единица площади – квадратный сантиметр. 74 Площадь прямоугольника (квадрата) 75 Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. - таблицу умножения и деления однозначных чисел -уметь заменять сложение умножением;
- решать задачи на нахождение произведения;
- рассуждать, анализировать;
- решать составные задачи
Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.
Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.
76 Закрепление. Умножение на 6,7,8. 77 Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. 78 Единица площади – квадратный дециметр - термины: «площадь фигуры»;
-единицы измерения площади квадратный дециметр(дм2);
- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую;
- уметь использовать различные единицы измерения площадей Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Вычислять площадь прямоугольника разными способами.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.
Чертить прямоугольник (квадрат).
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
79 Закрепление. Сводная таблица умножения. -знать наизусть таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- связь между умножением и делением - должны уметь пользоваться изученной математической терминологией
80 Контрольная работа № 5 по теме «Таблица умножения на 7,8,9. Площадь» - зависимости между величинами при решении задач
- решать составные задачи, выполнять схематический чертёж Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
Составлять план решения задачи, действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.
Пояснять ход решения задачи
81 Работа над ошибками.
Единица площади – квадратный метр - термины: «площадь фигуры»;
-единицы измерения площади квадратный метр(м2);
- правило вычисления площади прямоугольника (квадрата) – распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
- различать фигуры «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую;
- уметь использовать различные единицы измерения площадей Сравнивать геометрические фигуры по площади.
Вычислять площадь прямоугольника разными способами.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.
Чертить прямоугольник (квадрат).
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
82 Закрепление. Решение задач - зависимости между величинами при решении задач
-решать простые и составные задачи;
-уметь решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
-выполнять схематический чертёж к задаче;
-рассуждать, анализировать, сравнивать 83 Закрепление. Решение задач - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата)
- выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
84 Решение задач. - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.
85 Умножение на 1 -правило умножения на 1 -выполнять вычисления с числом 1 при умножении Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.
Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план работы.
86 Умножение на 0 -правило умножения на 0 -учащиеся должны уметь выполнять вычисления с нулем 87 Случаи деления вида a: а, а:1 -приёмы деления числа на тоже число и на 1 - должны уметь выполнять деление числа на это же число;
-делить нуль на число 88 Деление нуля на число -приёмы деления нуля на число Задачи – 1 час
89 Решение задач в 3 действия -решение задач на нахождение суммы двух произведений -уметь решать текстовые задачи арифметическим способом в 3 действия;
-выполнять схематический чертёж к задаче;
-рассуждать, анализировать, сравнивать Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
90 Закрепление. 91 Контрольная работа № 6 по теме «Площадь. Единицы площади» - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата);
-решение уравнений
- выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
92 Работа над ошибками. - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.
Доли – 2 часа
93 Доли. Образование и сравнение долей - образование, название, запись долей Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур);
- уметь делить на доли Находить долю величины и величину по её доле.
Сравнивать разные доли одной и той же величины.
Работать в паре.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
94 Решение задач на нахождение доли числа и числа по его доле Геометрический материал – 2 часа
95 Круг. Окружность. -термины: «окружность», «круг»; «диаметр окружности круга», «радиус»;
- измерение геометрической фигуры Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур);
-уметь строить окружность и круг с помощью циркуля Чертить окружность (круг) с использованием циркуля.
Моделировать различное расположение кругов на плоскости.
Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.
96 Диаметр окружности (круга) Величины – 2 часа
97 Единицы времени. Год, месяц -единицы времени, соотношения между ними Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для определения времени по часам (в часах и минутах) Описывать явления события с использованием величин времени.
Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.
Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.
Анализировать и оценивать результаты работы.
98 Единицы времени. Сутки -временные последовательности событий 99 Единицы времени. закрепление -решать простые и составные задачи;
-уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
-выполнять схематический чертёж к задаче;
-рассуждать, анализировать, сравнивать Умножение и деление (продолжение) - 15 часов
Внетабличное умножение и деление
100 Приёмы умножения и деления для случаев вида 20*3, 3*20, 60:3 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;
-изученную математическую терминологию;
- правила умножения суммы на число разными способами;
-переместительное свойство умножения -уметь записывать выражения и вычислять их значения;
-умножать сумму на число разным способом;
-умножать однозначное число на двузначное и двузначное на однозначное Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.
Использование правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения.
Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Работать в паре.
101 Приём деления для случаев вида 80:20 102-103 Умножение суммы на число 104-105 Умножение двузначного числа на однозначное вида 23*4, 4*23 106 Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального. - зависимости между величинами при решении задач;
-знать/понимать решение задач на приведение к единице пропорционального- решать составные задачи, выполнять схематический чертёж;
-рассуждать; анализировать Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.
Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения. Составлять план.
107 Выражение с двумя переменными. Закрепление геометрических знаний. -изученную математическую терминологию;
-уметь проверять правильность выполнения вычислений Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов
108-109 Деление суммы на число -правило деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- знать изученную математическую терминологию;
-проверку деления умножением
- делить сумму на число разными способами и применять их при решении задач;
-делить двузначное число на однозначное;
-находить делимое и делитель;
-классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
-выполнять проверку деления умножением Использовать правила деления суммы на число при выполнении внетабличного деления.
Сравнивать способы вычислений, выбирать наиболее удобный.
Работать в паре.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления умножение и деление.
110 Деление двузначного числа на однозначное вида 78:2, 69:3 111 Связь между числами при делении 112 Проверка деления 113 Приём деления для случаев вида 87:29, 66:22 - таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- знать изученную математическую терминологию; -делить двузначное число на двузначное способом подбора;
- поверять правильность выполнения вычислений 114 Проверка умножения. - проверку умножения делением;
- знать изученную математическую терминологию
- выполнять проверку умножения делением;
-выполнять самостоятельно задания теста Уравнения – 2 часа
115 Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатом умножения и деления - название компонентов и результатов действий умножения и деления;
- алгоритм решения уравнений. - решать уравнения, основанный на связи между компонентами и результатами действия умножения и деления;
-рассуждать, логически мыслить
Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
Решать задачи арифметическими способами.
Объяснять выбор действия для решения.
Составлять план.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
116 Решение уравнений на основе знания связи между компонентами и результатом умножения и деления 117 Контрольная работа № 7 по теме «Решение уравнений» - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата);
-решение уравнений;
-сравнение выражений
- выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.
118 Работа над ошибками. Решение уравнений - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.
Деление с остатком – 7 часов
119 Деление с остатком -приёмы внетабличного умножения и деления;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
-знать/понимать, что остаток при делении всегда меньше делителя;
- связь деления и умножения при делении с остатком методом подбора -уметь проверять правильность выполнения вычислений;
-делить с остатком опираясь на правила табличного умножения и деления;
-делить с остатком методом побора;
-классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
-выполнять проверку деления умножением Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку.
Решать текстовые задачи арифметическим способом.
Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами.
Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать результат работы.
120 Деление с остатком 121 Деление с остатком 122 Деление с остатком методом побора 123 Решение задач на деление с остатком 124 Деление меньшего числа на большее - случаи деления с остатком, когда в частном получается нуль 125 Проверка деления с остатком - правило проверки при делении с остатком 126 Контрольная работа № 8 по теме «Деление с остатком» - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- внетабличное умножение и деление;
-деление с остатком;
-сравнение выражений - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими.
127 Работа над ошибками. Решение задач
- уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.
Числа от 1 до 1000
Нумерация – 12 часов 128 Устная нумерация чисел в пределах 1000 -последовательность чисел в пределах 1000;
-образование чисел из сотен, десятков, единиц;
-название многозначных чисел -читать, записывать и сравнивать многозначные числа Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.
129 Письменная нумерация чисел в пределах 1000 130 Разряды счётных единиц 131 Контрольная работа № 9 по теме «Нумерация чисел. Решение задач»
-изученные виды внетабичного умножения и деления;
-деления с остатком;
-таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими.
132 Работа над ошибками.
Натуральная последовательность трёхзначных чисел -последовательность чисел в пределах 1000;
-образование чисел из сотен, десятков, единиц;
-название трёхзначных чисел;
-приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз;
-десятичный состав трёхзначных чисел;
-таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
-количество сотен, десятков, единиц в числе -читать, записывать и сравнивать трёхзначные числа;
-решать задачи на кратное сравнение;
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- правильно выполнять вычисления сложения и вычитания на основе десятичного состав трёхзначных чисел;
-уметь, сравнивать, рассуждать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.
Упорядочивать заданные числа
133 Увеличение (уменьшение) числа
в 10, 100 раз Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.
Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.
Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы.
134 Замена числа суммой разрядных слагаемых 135 Сложение и вычитание на основе десятичного состава трёхзначных чисел 136 Сравнение трехзначных чисел. 137 Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. 138 Римские цифры. Обозначение чисел римскими цифрами.
Самостоятельная работа (20 мин.) - написание знаков римских цифр - читать, записывать, распознавать римские цифры Выполнять задания творческого и поискового характера:
Читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел.
Читать записи представленные римскими цифрами, на циферблате часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.
Величины – 1 час
139 Единицы массы: килограмм, грамм. - единицы массы – грамм (г), килограмм (кг) и соотношения между ними;
- зависимости между величинами при решении задач
учащиеся должны уметь:– сравнивать величины по их числовым значениям;– выражать данные величины в различных единицах;– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, массе и др. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Сложение и вычитание – 7 часов
140-141 Приёмы устных вычислений - последовательность чисел в пределах 1000;
-случаи вида 450+30, 620-200;
-случаи вида 470+80, 560-90;
-случаи вида 260+310, 670-140 - уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям, в пределах ста;
-представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
142 Приёмы устного сложения и вычитания
в пределах 1000 143 Приёмы устных вычислений в пределах 1000. 144 Приёмы письменных вычислений -последовательность чисел в пределах 1000;
-таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
-алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
-порядок выполнения действий - должны уметь выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел);
-читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
145 Алгоритм письменного сложения трёхзначных чисел 146 Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел 147 Самостоятельна работа по теме «Сложение и вычитание» -уметь самостоятельно вычислять и записывать выражения с многозначными числами Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в решении знаний и способов действий.
Геометрический материал – 2 часа 1 148 Виды треугольников: разносторонние и равнобедренные (равносторонние) - распознавание и изображение геометрических фигур: многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата) - уметь распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге
с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
-сравнивать фигуры, уметь различать треугольники по сторонам и по углам Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
149 Виды треугольников: прямоугольные, остроугольные, тупоугольные 150 Контрольная работа № 10 по теме «Приёмы письменных вычислений» - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
-алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
-сравнение выражений
- выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими.
151 Работа над ошибками. - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.
Умножение и деление – 13 часов
152 Умножение и деление (приёмы устных вычислений) - таблицу умножения и деления однозначных чисел;
- устные вычисления с числами больше 100, в случаях, сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (700 × 3 и др.);
- зависимости между величинами при решении задач -уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
- решать составные задачи, выполнять схематический чертёж;
-рассуждать, анализировать Использовать различные приёмы для устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный способ.
153 Умножение и деление (приёмы устных вычислений) 154 Умножение и деление (приёмы устных вычислений в пределах 1000) 155 Закрепление. Приёмы устных вычислений в пределах 1000 156 Закрепление. Решение задач Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
157 Приём письменного умножения на однозначное число -письменные вычисления с натуральными числами;
-приём умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и с переходом через разряд;
-алгоритм умножения -уметь выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число) Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.
Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.
158 Приём письменного умножения на однозначное число 159 Закрепление. Приём письменного умножения на однозначное число. Самостоятельная работа 160-161 Приём письменного деления на однозначное число -приёмы деления трёхзначного числа на однозначное;
-алгоритм деления -выполнять устно арифметические действия над числами и письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное) Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.
162 Проверка деления -взаимосвязь между компонентами и результатом умножения, деления;
- способы проверки правильности вычислений 163 Закрепление. Приём письменного деления на однозначное число 164 Закрепление. Решение задач - зависимости между величинами при решении задач
-решать простые и составные задачи;
-уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
-выполнять схематический чертёж к задаче;
-рассуждать, анализировать, сравнивать Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Составлять план. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками
165 Контрольная работа № 11 по теме «Вычисления в пределах 1000» - зависимости между величинами при решении задач;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
- таблицу умножения и деления однозначных чисел;
-алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
-алгоритм умножения и деления трёхзначного числа на однозначное;
- правило нахождения периметра и площади прямоугольника (квадрата);
-решение уравнений;
-сравнение выражений - выполнять самостоятельные задания контрольной работы Оценивать результаты усвоения учебного материала. Делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Анализировать свои действия и управлять ими.
166 Работа над ошибками - уметь обсуждать допущенные при контрольной работе ошибки, рассуждать при их исправлении;
- решать самостоятельно задания подобные допущенным ошибкам;
- рассуждать, анализировать, сравнивать Обнаруживать и устранять ошибки логического ( в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении выражений и задач.
Итоговое повторение – 4 часа
167 Повторение. Игра «Самый умный» 168 Повторение. Сложение и вычитание -последовательность чисел в пределах 1000;
-таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
-алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 1000;
-порядок выполнения действий - выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное) Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.
169-170 Повторение. Умножение и деление - таблицу умножения и деления однозначных чисел
- уметь пользоваться изученной математической терминологией Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.